город Омск |
|
|
Дело N А70-4036/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1332/2010) общества с ограниченной ответственностью "Сибирский лес" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.12.2009 по делу N А70-4036/2009 (судья Тихомиров В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирский лес" к Администрации муниципального образования поселок Винзили, при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента лесного комплекса Тюменской области, Государственного учреждения Тюменской области "Тюменское управление лесами", Территориального управления Росимущества в Тюменской области, Сорогина Владимира Александровича, Администрации Тюменского муниципального района, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области,
о признании незаконным и отмене постановлений от 26.03.2009 N 57 и от 02.04.2007 N 90, вынесенных Администрацией муниципального образования поселок Винзили,
при участии в судебном заседании представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирский лес" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Администрации муниципального образования поселок Винзили - Максимов И.Ю. по доверенности от 27.11.2007 сроком действия 3 года;
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Государственного учреждения Тюменской области "Тюменское управление лесами" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Сорогина Владимира Александровича - Максимов И.Ю. по доверенности от 12.03.2010 сроком действия 3 года;
от Администрации Тюменского муниципального района - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский лес" (далее - ООО "Сибирский лес, Общество, заявитель" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации муниципального образования поселок Винзили (далее - Администрация МО п. Винзили) с привлечением Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, Государственного учреждения Тюменской области "Тюменское управление лесами", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, о признании незаконным и отмене:
- постановления от 26.03.2007 N 57 "Об утверждении проекта границ земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе, поселке Винзили, ул. Береговая, участок N 97";
- постановления от 02.04.2007N 90 "Об утверждении границ сформированного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе, поселке Винзили, ул. Береговая, участок N 97".
Определениями от 09.07.2009 (т.1 л.д. 88), 06.08.2009 (т. 1 л.д.120), от 02.11.2009 (т. 2 л.д.113) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Сорогин Владимир Александрович, Департамент лесного комплекса Тюменской области, Администрация Тюменского муниципального района, Управление Роснедвижимости по Тюменской области, Федеральная регстрационная служба по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало -Ненецкому автономным округам.
Определением от 06.08.2009 (т. 1 л.д.120) Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу исключен из состава третьих лиц, и судом была произведена в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальная замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области на его правопреемника - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - Территориальное управление Росимущества в Тюменской области).
Решением Арбитражный суд Тюменской области от 28.12.2009 по делу А70-4036/2009 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал, произвел замену участвующих в деле третьих лиц - Управление Федерального агентства кадастра объектов Управления Роснедвижимости по Тюменской области и Федеральную регистрационную службу по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не доказан факт того, что спорный земельный участок не является муниципальной собственностью и находится в пределах участка, переданного в аренду ООО "Сибирский лес" как федеральная собственность. В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что имеющееся общее описание границ земельного участка, арендуемого заявителем, и иные данные о них (в том числе различная нумерация квартала и выдела лесного участка, карты и схемы лесонасаждений, лесоустроительных мероприятий и иные картографические материалы) не позволяют сделать вывод о том, что спорный земельный участок находится в пределах того, который по мнению Администрации МО п. Винзили, Государственного учреждения Тюменской области "Тюменское управление лесами"", Департамента лесного комплекса Тюменской области, является той частью федеральной собственности, которая арендуется ООО "Сибирский лес" по договору аренды от 07.12.2006.
Суд первой инстанции, вследствие заключения о недоказанности совпадения границ спорного земельного участка с границами земельного участка, предоставленного ООО "Сибирский лес" по договору аренды от 07.12.2006, пришел к выводу об отсутствии последствий принятия оспариваемых постановлений в виде нарушений прав и законных интересов Общества в сфере экономической деятельности.
В апелляционной жалобе ООО "Сибирский лес", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Сибирский лес" указывает на то, что спорный земельный участок отнесен к землям лесного фонда, в связи с чем у Администрации МО п. Винзили отсутствуют полномочия по распоряжению данным участком, находящимся в пользовании Общества на основании договора аренды от 07.12.2006.
ООО "Сибирский лес" считает, что при рассмотрении настоящего дела по существу необходимо учесть обстоятельства, установленные Арбитражным судом Тюменской области в решениях, вступивших в законную силу, по делам N А70-4033/2009, N А70-4035/2009, N А70-4037/2009, которые имеют преюдициальное значение для разрешения данного спора.
Подателем жалобы также приведены доводы о нарушении оспариваемыми постановлениями прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области и Департамент лесного комплекса Тюменской области, в заблаговременно представленных письменных отзывах поддержали правовую позицию подателя жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Сибирский лес".
До начала судебного заседания от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области и Департамента лесного комплекса Тюменской области поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции считает возможным также рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ООО "Сибирский лес", Государственного учреждения Тюменской области "Тюменское управление лесами", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Администрации Тюменского муниципального района, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении.
Представитель Администрации МО п. Винзили и Сорогина Владимира Александровича в устном выступлении в заседании суда апелляционной инстанции и в письменном отзыве, представленном от Администрации МО п. Винзили, отклонил доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с заключенным 07.12.2006 между ООО "Сибирский лес" (арендатор) и правопредшественником Государственного учреждения Тюменской области "Тюменское управление лесами" - ФГУ "Тюменский лесхоз" (арендодатель) по итогам проведения лесного конкурса договором аренды участка лесного фонда Российской Федерации в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях сроком на 49 лет, арендатору передан в аренду участок лесного фонда площадью 2 гектара, расположенный в квартале 45, выдел 64 Винзилинского лесничества Тюменского лесхоза, являющийся частью участка лесного фонда с кадастровым номером 72:17:00 000: 0039, находящегося в собственности Российской Федерации. (т.1 л.д.9-13). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Администрация МО п. Винзили постановлением от 26.03.2007 N 57 утвердила Сорогину В.А.проект границ земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе поселке Винзили, ул. Береговая, участок N 97, а постановлением от 02.04.2007 N 90 - границы сформированного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе, поселке Винзили, ул. Береговая, участок N 97 (т.1 л.д.6,7).
Решением Тюменского районного суда от 28.05.2008, вступившим в законную силу с 09.09.2008, администрация Тюменского муниципального района обязана заключить с СорогинымВ.А. договор аренды земельного участка N 97 площадью 2980 кв.м. с кадастровым номером 72:17:03 01 007:0180, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, п. Винзили, ул. Береговая, для ведения личного подсобного хозяйства (т.2 л.д.106-109).
Распоряжением Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области от 10.10.2008 N 2999 ро земельный участок N 97 предоставлен в аренду Сорогину В.А., заключен договор N 17-03/259 от 13.10.2008 (т.2 л.д.98-105).
Решением Тюменского межрайонного отдела Управления Роснедвижимости по тюменской области от 26.11.2008 N 17/08-16/40 ООО "Сибирский лес" отказано в государственном кадастровом учете земельного участка, расположенного в квартале 45, выдел 64 Винзилинского лесничества Тюменского лесхоза, в том числе, в связи с наложением границ на земельный участок с кадастровым номером 72:17:03 01 007:180 (т.1 л.д. 8).
ООО "Сибирский лес", указывая на отсутствие у Администрации МО п. Винзили полномочий по распоряжению участком лесного фонда, находящегося в пользовании Общества, считает что постановления от 26.03.2007 N 57 и от 02.04.2007 N 90 нарушают его права и законные интересы, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса обжалуемый судебный акт на предмет соответствия его нормам материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Сибирский лес", исходя из следующего.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Суд первой инстанции, восстанавливая пропущенный срок подачи заявления, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно исходил из того, что именно с 26.11.2008 - момента получения отказа в осуществлении кадастрового учета арендуемого участка. обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, поскольку из решения Тюменского районного суда от 28.05.2008, вступившего в силу с 09.09.2008, не усматривается участие представителей Общества при рассмотрении дела по существу, а также отсутствуют сведения о получении судебного акта суда общей юрисдикции на конкретный момент времени. При этом в рамках данного дела не было установлено наложение границ участков.
Судом первой инстанции установлено, что 26.02.2009, то есть в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель обратился в арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконными постановлений, в том числе от 26.03.2007 N 57 и от 02.04.2007 N 90. Определением арбитражного суда от 11.03.2009 заявление возвращено Обществу на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (т. 1 л.д.5).
После устранения недостатков поданного заявления заявитель 28.04.2009 вновь обратился в арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительными постановлений от 26.03.2007 N 57 и от 02.04.2007 N 90 и ходатайством о восстановлении срока на обжалование (т.1 л.д.2-4).
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1998. "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде- органе государственной системе правосудия.
Учитывая изложенное, а также позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, принимая во внимание тот факт, что первоначально Обществом заявление подано в арбитражный суд в пределах установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации срока, суд первой инстанции правильно признал причину пропуска срока уважительной.
По существу заявленных требований, суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи с доводами, приведенными сторонами в обоснование своих позиций, приходит к следующему.
Как уже было указано выше 07.12.2006 между заявителем и правопредшественником Государственного учреждения Тюменской области "Тюменское управление лесами" ? ФГУ "Тюменский лесхоз" по итогам проведения лесного конкурса заключен договор аренды участка лесного фонда Российской Федерации в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях (далее - договор аренды от 07.12.2006) сроком на 49 лет, согласно которому заявителю передан в аренду участок лесного фонда площадью 2 га, расположенный в квартале 45, выдел 64 Винзилинского лесничества Тюменского лесхоза, являющийся частью участка лесного фонда с кадастровым номером 72:17:00 00 000:0039, находящегося в собственности Российской Федерации (т. 1 л.д. 9-13).
В соответствии с положениями статей 5, 9 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, действовавшего в период заключения договора аренды от 07.12.2006, объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.
К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2010 года, признается юридически действительным.
Материалами дела подтверждается, что границы участка лесного фонда, предоставленного заявителю в аренду по договору от 07.12.2006, определены путем указания в планово-картографических материалах, что соответствует требованиям Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, действовавшего в период заключения договора аренды от 07.12.2006.
Договор аренды от 07.12.2006 зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 06.08.2009 и отметкой регистрирующего органа, сделанной на договоре от 07.12.2006 (т. 1 л.д. 112, т. 2 л.д. 106).
В этой связи суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Администрации МО п. Винзили, о том, что границы участка лесного фонда, предоставленного заявителю по договору от 07.12.2006, не определены.
В тоже время суд первой инстанции, сославшись на необходимость четких характеристик границ участка лесного фонда, предоставленного заявителю в аренду, взятых из данных кадастрового учета и принятых при постановке на учет материалов кадастровых работ (материалов землеустроительного дела), для установления обстоятельства нахождения спорного участка одновременно и в пределах арендуемого, и в рамках относимого к федеральной собственности, пришел к выводу о том, что имеющееся общее описание границ земельного участка, арендуемого заявителем, и иные данные о них (в том числе различная нумерация квартала и выдела лесного участка, карты и схемы лесонасаждений, лесоустроительных мероприятий и иные картографические материалы) не позволяют сделать вывод о том, что спорный земельный участок находится в пределах участка лесного фонда, предоставленного заявителю по договору аренды от 07.12.2006.
По мнению суда апелляционной инстанции, данный вывод Арбитражного суда Тюменской области не соответствует закону, и сделан без учета того, что земельный участок N 97 по ул. Береговая в п. Винзили, сформированный на основании постановлений Администрации МО п. Винзили от 26.03.2007 N 57 и от 02.04.2007 N 90, был поставлен на кадастровый учет, что препятствует в постановке на кадастровый учет земельного участка, арендуемого ООО "Сибирский лес" в Винзилинском лесничестве Тюменского лесхоза, лесной квартал N 45, лесотаксационный выдел N 64.
Иными словами, суд первой инстанции, указал на возможность сопоставления границ земельных участков и определения их наложения только после проведения государственного кадастрового учета, что в рассматриваемой ситуации исключено, поскольку границы земельных участков, поставленных на кадастровый учет (имеющих характеристики индивидуально-определенной вещи), не могут совпадать с границами иных земельных участков, кадастровый учет которых проведен ранее.
Кроме того, вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств нахождения спорного земельного участка в составе арендуемого Обществом опровергается следующим.
Постановлением Администрации Тюменского района от 26.10.1993 N 821 утверждена поселковая черта поселка Винзили
Согласно представленному в материалы дела чертежу и описанию границ поселковой черты, являющемуся приложением к постановлению от 26.10.1993 N 821, в границы поселка Винзили включен земельный участок, расположенный в 45 квартале, прилегающий с юго-восточной стороны к старому Тобольскому тракту (т.2 л.д.47).
Сопоставление чертежа границ поселковой черты, карты схемы Тюменского лесхоза Винзилинского лесничества и абриса отвода участка лесного фонда, предоставленного заявителю по договору аренды от 07.12.2006, свидетельствует о включении участка лесного фонда, предоставленного заявителю, в границы поселковой черты п. Винзили.
Постановлением от 26.03.2007 N 57 Администрации МО п. Винзили утвердило Сорогину В.А. проект границ земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе, поселке Винзили, ул. Береговая, участок N 97. Постановлением от 02.04.2007 N 90 Администрация МО п. Винзили утвердило Сорогину В.А. границы сформированного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе, поселке Винзили, ул. Береговая, участок N 97.
По результатам межевания уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости органом - Управлением Роснедвижимости по Тюменской области в соответствии с пунктами 2, 3, статьи 1, пункта 1 статьи 4, статьями 6, 16, 22, 27 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственной кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлен факт наложения земельного участка N 97, предоставленного Сорогину В.А., и участка заявителя.
Решением Тюменского межрайонного отдела Управления Роснедвижимости по Тюменской области от 26.11.2008 N 17/08-16/40 заявителю отказано в государственном кадастровом учете земельного участка, расположенного в квартале N 45 выдел N 64 Винзилинского лесничества Тюменского лесхоза, в том числе, в связи с наложением на земельный участок N 97 (кадастровый номер 72:17:03 01 007:180) (т.1 л.д.8, т. 2 л.д. 4).
Из представленных в материалы судебного дела в порядке пункта 3 статьи 4.2. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ материалов лесоустройства, также усматривается, что земельный участок N 97, предоставленный Сорогину В.А., находится в границах участка лесного фонда, предоставленного заявителю (т.1 л.д.143 151, т.2 л.д.4,5).
Согласно фрагменту дежурной кадастровой карты кадастрового квартала 72:17:0101007, выполненного путем аэросъемки, земельный участок N 97, предоставленный Соргину В.А. (кадастровый номер 72:17:03 01 007:180), покрыт лесом (т.2 л.д.6). Факт нахождения зеленых насаждений на земельном участке подтвержден материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Таким образом, вышеизложенное подтверждает нахождение спорного земельного участка в составе арендуемого ООО "Сибирский лес".
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, нахождение выдела N 64 в Винзилинском лесничестве Тюменского лесхоза подтверждается материалами дела.
Согласно представленным в материалы дела документам, выдел N 64 в квартале N 45 образован в 2003 году после издания Министерством природных ресурсов РФ приказа от 30.12.2003 N 1172 о передаче сельских лесов в ведение Тюменского лесхоза. Данный выдел вошел в черту поселка Винзили.
Из планов лесонасаждений 1998 года и 2006 года, представленных заинтересованным лицом в материалы настоящего дела, усматривается, что уполномоченным органом не учитывались лесонасаждения, находящиеся в границах населенных пунктов, поэтому, планы лесонасождений 1998 года и 2006 года не могут являться основанием для вывода об отсутствии сформированного выдела N 64 (т.1 л.д.16, т.2 л.д. 66-69).
Судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы заинтересованного лица о наличии в землеустроительном деле ряда недочетов, поскольку данный документ ведется уполномоченным органом, который обладает специальными познаниями в данной области и какие-либо неточности устраняются им в порядке, регламентирующем ведение землеустроительного дела, в связи с чем, его оценка Управлением Роснедвижимости по Тюменской области признается судом апелляционной инстанции достаточной для принятия его как документа, который подтверждает иные доказательства представленные в материалы дела, фиксация информации в которых не регламентирована специальными нормами права.
Из содержания статьи 4 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, действовавшего в период установления поселковой черты п. Винзили, следует, что все земли РСФСР подразделяются: на земли сельскохозяйственного назначения; на земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); на земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; на земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; на земли лесного фонда; на земли водного фонда; на земли запаса.
Согласно статье 94 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
В состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов, в соответствии со статьей 71 Земельного кодекса РСФСР 1991 года входят земли городской, поселковой и сельской застройки; земли общего пользования; земли сельскохозяйственного использования и другие угодья; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли, занятые лесами, а в городах - городскими лесами; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
Согласно пункту 1 статьи 53 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны использовать землю в соответствии с целевым назначением.
Таким образом, отнесение земель в черте поселения к общей категории (земли поселений) не являлось в соответствии с действующим в тот период законодательством препятствием для отнесения отдельных земельных участков, расположенных в пределах данной черты, к одной из специальных категорий, указанных в статье 4 Земельного кодекса РСФСР, в частности, к землям лесного фонда.
Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года, действовавшим в период государственной регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда с кадастровым номером 72:17:00 00 000:0039, предусмотрено, что регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
В соответствии со статьями 7, 10 названного Кодекса к лесному фонду относятся все леса, за исключением лесов, расположенных на землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), не входят в лесной фонд.
Между тем в силу статьи 4 этого же Кодекса акты лесного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения этих актов в действие. Действие актов лесного законодательства Российской Федерации распространяется на отношения, возникшие до введения данных актов в действие, только в случаях, если это прямо предусмотрено законом.
В силу вышеизложенного, оснований для распространения норм лесного законодательства, исключающего городские леса из лесного фонда, на правоотношения, возникшие при формировании поселковой черты п. Винзили, не имеется.
Согласно представленным в материалы дела лесоустроительным документам на земельном участке N 97, расположенном в квартале N 45 выдел 64 (по материалам лесоустройства 2006 года - в квартале N 201, выдел 26), произрастает лес (сосна, береза, осина) возрастом от 60 до 100 лет.
Таким образом, лес, покрывающий земельный участок N 97, к моменту установления поселковой черты на данном земельном участке уже произрастал.
Статьями 4, 5, 38 Основ лесного законодательства СССР 1977 года, статьями 2, 4, 14 Основ лесного законодательства РФ 1993 года, действовавших в момент установления поселковой черты поселка Винзили, было определено, что леса в Союзе Советских Социалистических Республик являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа. Все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения и колхозных лесов. Государственный лесной фонд включает в себя леса расположенные в границах городских поселений, для которых устанавливается особый режим, и они относятся к лесам первой группы.
Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Перевод земель из одной категории в другую, согласно статье 5 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, производился в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель.
Из имеющиеся в материалах дела документов следует, что участок лесного фонда, переданный Обществу по договору от 07.12.2006 и расположенный в черте поселка Винзили, отнесен к землям поселений. Доказательств осуществления перевода в установленном законодательством порядке при формировании поселковой черты и в последующем спорного участка лесного фонда в земли поселений суду не представлено.
Постановление Правительства Тюменской области от 11.09.2006 N 205-п "Об утверждении черты отдельных населенных пунктов, входящих в состав сельских поселений Тюменского муниципального района" не изменяет категорию спорного участка лесного фонда, включенного в поселковую черту п. Винзили, поскольку данное постановление в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не подменяет собой процедуру перевода земельных участков из одной категории в другую.
На основании вышеизложенного, суд апеллционной инстанции приходит к выводу о том, что к моменту установления поселковой черты поселка Винизли участок лесного фонда, вошедший в поселковую черту, находился в федеральной собственности в силу закона, а доказательств осуществления перевода в установленном законодательством порядке при формировании поселковой черты и в последующем спорного участка лесного фонда в земли поселений в материалы дела не представлено. Само по себе указание в кадастровых документах на категорию земельного участка N 97, совпадающего с участком лесного фонда, предоставленного Обществу, как земля поселений не изменят фактическое целевое назначение данного земельного участка, являющегося участком земель лесного фонда, находящимся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6, пунктом 1 стати 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, статьями 29, 101 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года правом на распоряжение участками лесного фонда наделены исполнительные органы государственной власти.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку на момент издания заинтересованным лицом спорных постановлений право федеральной собственности на участок лесного фонда с кадастровым номером 72:17:00 00 000:0039, в том числе, частично включенного в поселковую черту п. Винзили, зарегистрировано и не оспорено в установленном порядке, а Администрация МО п. Винзили не относится к органам государственной власти, уполномоченным распоряжаться землями лесного фонда, то она не была наделена правом на распоряжение земельным участком N 97, относящимся к землям лесного фонда, в том числе на издание постановления "Об утверждении проекта границ земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе поселке Винзили, ул. Береговая, участок N 97" от 26.03.2007 N 57 и постановления "Об утверждении границ сформированного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе поселке Винзили, ул. Береговая, участок N 97" от 02.04.2007 N 90.
Вопреки выводам суда первой инстанции факт нарушения прав ООО "Сибирский лес" напрямую вытекает из вышеизложенных обстоятельств, так как ограничивает его право пользования земельным участком. Ведение личного подсобного хозяйства на земельном участке N 97 препятствует использованию ООО "Сибирский лес" лесного участка в соответствии с пунктами 1.2.1-1.2.3., 3.4.1., 3.4.6. договора аренды от 07.12.2006 в целях, в которых он был предоставлен, обратного материалами дела не доказано.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно схемы наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:0301007:0180 (т.2 л.д.5, 95) земельный участок с адресным описанием: Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 45, выдел 64, предоставленный в аренду ООО "Сибирский лес", помимо наложения его границ на границы земельного участка, предоставленного в аренду Сорогину В.А., имеет пересечение с земельными участками, в том числе с кадастровыми номерами 72:17:0301007:0182 (N 96), 72:17:0301007:0181 (N95), 72:17:0301007:0183 (N94), которые следуют друг за другом (т.2 л.д.5, 95).
Постановления о формировании границ указанных земельных участков также были ООО "Сибирский лес" оспорены в судебном порядке. Судебными актами Арбитражного суда Тюменской области по делам N А70-4033/2009, N А70-4035/2009, N А70-4037/2009, вступившими в законную силу, и проверенными в кассационном порядке, был установлен факт нахождения трех земельных участков с номерами N N 94,95,96 по ул. Береговая поселка Винзили в границах лесного участка, арендуемого ООО Сибирский лес", что не может свидетельствовать о законности и обоснованности решения суда первой инстанции по настоящему делу, поскольку указанные судебные акты имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора по существу.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также основаны на неправильном истолковании закона, что в соответствии с пунктами 3,4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В связи с удовлетворением требований Общества, а также удовлетворением апелляционной жалобы, государственная пошлина за рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Администрацию МО п. Винзили.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.12.2009 по делу N А70-4036/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительными постановления Администрации муниципального образования поселок Винзили от 26.03.2007 N 57 "Об утверждении проекта границ земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе поселке Винзили, ул. Береговая, участок N 97" и от 02.04.2007 N 90 "Об утверждении границ сформированного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе поселке Винзили, ул. Береговая, участок N 97", как несоответствующие требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Администрации муниципального образования поселок Винзили в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сибирский лес" судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 2 000 руб., а также за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4036/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Сибирский лес"
Ответчик: Администрация муниципального образования поселок Винзили
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Государственное учреждение Тюменской области "Тюменское управление лесами", Сорогин Владимир Александрович, Администрация Тюменского муниципального района, Департамент лесного комплекса Тюменской области, Территориальное управление Росимущества в Тюменской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округа, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16129/12
26.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16129/12
16.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-96/12
14.05.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1332/10
03.04.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1332/10
22.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-96/12
26.12.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1332/10
06.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1332/10
02.11.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1332/10
14.04.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1332/2010
19.03.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2124/10
12.03.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1356/10
16.02.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1356/10
15.02.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1332/10