город Омск |
|
|
Дело N А70-9512/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1417/2010) Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"; Предприятие; заявитель)
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.12.2009 по делу N А70-9512/2009 (судья Минеев О.А.), принятое
по заявлению ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра по Тюменской области; заинтересованное лицо),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральной аэронавигационной службы,
о признании незаконными действия,
об обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании:
от ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" - Фокеевой Ю.В. по доверенности от 14.09.2007 N 72-01/490616, действительной до 31.08.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Максимовой А.Г. по доверенности от 26.02.2010 N 1.27-1725, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Управления Росреестра по Тюменской области - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Федеральной аэронавигационной службы - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просило:
- признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области по отнесению земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 площадью 203 341,81 кв.м, расположенного по адресу: Тюменский район, Московский сельсовет, первый км а/д подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени с видом разрешенного использования "для обеспечения безопасности воздушного движения" к земельным участкам с видом разрешенного использования "земли под промышленными объектами" при расчете кадастровой стоимости земельного участка;
- признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области по увеличению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 площадью 203 341,81 кв.м. (расположенного по адресу: Тюменский район, Московский сельсовет, первый км а/д подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени), используемой для налогообложения с 144 372 руб. 68 коп. до 959 128 749 руб. 66 коп.;
- обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 площадью 203 341,81 кв.м. (расположенного по адресу: Тюменский район, Московский сельсовет, первый км а/д подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени) с учетом специального правового режима земельного участка, вида разрешенного использования и расположенных на нем объектов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
Определением суда от 24.11.2009 к участию в рассмотрении настоящего спора привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральная аэронавигационная служба.
Арбитражным судом Тюменской области также было вынесено определение о замене в порядке процессуального правопреемства Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам на Управление Росреестра по Тюменской области, в связи с тем, что со 02.11.2009 Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам переименовано в Управление Росреестра по Тюменской области.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.12.2009 в удовлетворении заявленных Предприятием требований отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на правомерность оспариваемых действий заинтересованного лица.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению, а также не применил закон, подлежащий применению.
В ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства от ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" поступило ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица - Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), которое судом первой инстанции к участию в настоящем споре не привлечено.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения, поскольку из материалов дела не усматривается, что принятое судом первой инстанции решение затрагивает права и законные интересы Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, однако в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав на соответствие выводов суда действующим нормам права и фактическим обстоятельствам спорного правоотношения.
Управление Росреестра по Тюменской области также заявило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Федеральная аэронавигационная служба, также надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя в судебное заседание суда не обеспечила, письменного отзыва на апелляционную жалобу заявителя не представила.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии с частью 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица, не заявивших ходатайств о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением Администрации Московского сельсовета Тюменского района Тюменской области от 02.02.2000 N 27 (т. 1 л.д. 15, 149) Региональному государственному предприятию по ОВД "Тюменьаэроконтроль" (Тюменский филиал) был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование бесплатно земельный участок с кадастровым номером 72:17:13:13:11:01:02, площадью 203 341,81 кв.м., для обеспечения безопасности воздушного движения вне черты населенного пункта, расположенный по адресу: Московский сельсовет, 1-й км. а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени (впоследствии адрес изменен на: Тюменская область, г.Тюмень, 1-й км. а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г.Тюмени) (далее - спорный земельный участок). Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано за заявителем в ЕГРП 31.05.2000, запись регистрации N 72-01/401-4/2000-982, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права бланк 72НБ 621000 (т. 1 л.д. 16, 145).
Впоследствии кадастровый номер земельного участка 72:17:13:13:11:01:02 был изменен на кадастровый номер 72:17:1313002:4, равнозначный кадастровому номеру 72:17:1313002:0004 (кадастровая выписка о земельном участке от 25.05.2009 N 7272/201/09-1219 (пункт 4), кадастровый паспорт земельного участка от 07.10.2009 N 7217/204/09-016402 (пункт 16) - т. 1, л.д. 14, 61-63).
Согласно приказу Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 15.11.1999 N 108 (т. 1 л.д. 36-41), распоряжению Министерства имущественных отношений РФ от 11.09.2000 N 487-р (т. 1 л.д. 42-43) Региональное государственное предприятие по ОВД "Тюменьаэроконтроль" было реорганизовано путем присоединения к государственному унитарному дочернему предприятию "Аэронавигация Севера Сибири" федерального унитарного предприятия "Госкорпорация по ОВД", которое стало правопреемником всех прав и обязанностей присоединившихся предприятий в соответствии с передаточным актом на 01.01.2001, утвержденным распоряжением Минимущества РФ от 23.07.2001.
Распоряжением Минимущества РФ от 30.04.2003 N 1404-р (т. 1 л.д. 18-25) федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" реорганизовано путем присоединения к нему дочерних предприятий, в том числе, государственного унитарного дочернего предприятия "Аэронавигация Севера Сибири".
В соответствии с Распоряжением Минимущества РФ от 09.03.2004 N 1143-р (т. 1 л.д. 26-32) имущество присоединяемого дочернего унитарного предприятия передано реорганизованному предприятию в соответствии с передаточным актом от 30.04.2003 и закреплено за ФГУП "Госкорпорация по ОВД" на праве хозяйственного ведения.
На основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок, о чем в ЕГРП 13.08.2008 сделана запись регистрации N 72-72-01/116/2008-155, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.08.2008 (т. 1 л.д. 17, 148).
На спорном земельном участке расположены следующие объекты недвижимого имущества:
- трансформаторная подстанция, назначение: нежилое здание, 1-этажное, общая площадь 11,4 кв.м., лит.А2, адрес объекта: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Червишевский такт, 85, стр.1. Указанная недвижимость принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП 11.08.2009 сделана запись регистрации N 72-72-01/200/2009-191 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.08.2009 - т. 2 л.д. 110) и передана заявителю на праве хозяйственного ведения, о чем в ЕГРП 11.08.2009 сделана запись регистрации N 72-72-01/200/2009-192 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.08.2009 - т. 2 л.д. 109);
- радиоконтрольный пункт, дизельная, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 240,5 кв.м., лит.А, А1, адрес объекта: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Червишевский такт, 85, стр. 2. Указанная недвижимость принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП 11.08.2009 сделана запись регистрации N 72-72-01/200/2009-193 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.08.2009 - т. 1 л.д. 146) и передана заявителю на праве хозяйственного ведения, о чем в ЕГРП 11.08.2009 сделана запись регистрации N 72-72-01/200/2009-194 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.08.2009 - т. 1 л.д. 147).
Письмом от 27.05.2009 N 1376 (т. 1 л.д. 12-13) Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области сообщило Предприятию, в ответ на его запрос от 05.05.2009 N 2508, сведения о кадастровой стоимости занимаемого земельного участка, применяемой для налогообложения.
Так, орган кадастрового учета проинформировал заявителя о том, что по состоянию на 01.01.2006 кадастровая стоимость земельного участка составляла 831 668 руб. 78 коп. После проведения в 2006 году актуализации кадастровой оценки земель промышленности в Тюменской области, на 01.01.2007 и на 01.01.2008 кадастровая стоимость земельного участка составляла 144 372 руб. 68 коп.
В результате изменения в 2008 году границ города Тюмени и вхождения земельного участка заявителя в городскую черту, на 01.01.2009 кадастровая стоимость указанного земельного участка существенно возросла и составила 959 128 749 руб. 66 коп.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка отражены в кадастровой выписке о земельном участке от 25.05.2009 N 7272/201/09-1219 (т. 1 л.д. 13-14), направленной Предприятию вместе с указанным письмом.
Как следует из письма от 27.05.2009 N 1376, заинтересованное лицо, объясняя увеличение кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009, указал на то, что в связи с включением земельного участка заявителя в границы муниципального образования городской округ г. Тюмень было произведено изменение категории земельного участка с категории "земли промышленности" на категорию "земли населенных пунктов", что потребовало определения новой кадастровой стоимости спорного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для земель под промышленными объектами, равного 4 716,83 руб./кв.м.
Посчитав, что действия регистрирующего органа являются незаконными и нарушают права и законные интересы Предприятия, последнее обратилось с заявленными требованиями в суд первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют, что решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 (т. 1 л.д. 70-71) изменены границы населенного пункта г. Тюмень.
В результате этого в границы населенного пункта г. Тюмень был включен спорный земельный участок, изменена его категория на категорию "земли населенных пунктов", произведено уточнение адреса земельного участка - Тюменская область, г. Тюмень, 1-й км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени (т. 1 л.д. 80-83, т. 2 л.д. 38-40).
Ранее земельный участок имел категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 5.3.5 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 N 418, подпунктом 6.4.6 Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 28.07.2006 N П/0237 (т. 1 л.д. 95-101) (действовавшего в спорный период), организация проведения государственной кадастровой оценки земель входила в полномочия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а осуществление государственной кадастровой оценки земель на территории Тюменской области - в полномочия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области (правопредшественник заинтересованного лица).
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель).
В соответствии с пунктом 13 вышеупомянутых Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Во исполнение указанных правовых норм Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний, они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в частности, в случае перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель.
Исследовав имеющиеся в материалах дела документы и проанализировав вышеперечисленные правовые нормы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку в результате изменения границ муниципального образования городской округ г. Тюмень изменилась категория спорного земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:4 с категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на категорию "земли населенных пунктов", вышеупомянутые Методические указания подлежали применению для определения измененной кадастровой стоимости данного земельного участка.
Как следует из пункта 2.1.3 Методических указаний, в случае перевода земельного участка в состав земель поселений (с 01.01.2007 - земли населенных пунктов) из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Довод подателя жалобы о невозможности применения в настоящем случае Методических указаний подлежит отклонению, как заключенный без учета изложенных выше обстоятельств.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка необходимо установить значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен спорный земельный участок.
В пункте 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В пункте 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель закреплено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из содержания имеющегося в материалах дела письма от 27.05.2009 N 1376 (т. 1 л.д. 12-13) следует что, кадастровый квартал 72:17:1313002, в котором расположен спорный земельный участок, прилегает к кадастровому кварталу 72:23:0429002, имеющему категорию "земли населенных пунктов".
На основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, распоряжением Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области.
При этом в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель поселений произведена исходя из видов функционального использования земель, то есть для каждого вида функционального использования, по признаку назначения и расположения на земельных участках объектов недвижимости или осуществляемой на них деятельности, определены свои удельные показатели кадастровой стоимости земли.
В соответствии с приложением N 2 к указанному распоряжению, органом исполнительной власти среди прочих утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земли по видам функционального использования в г. Тюмени, в том числе, удельные показатели кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 0429002, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен спорный земельный участок.
Поскольку удельные показатели кадастровой стоимости установлены исходя из видов функционального использования земли, при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка органу кадастрового учета надлежало выяснить, к какому виду функционального использования относится земельный участок заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313002:4 предоставлен Предприятию "для обеспечения безопасности воздушного движения".
Между тем в распоряжении Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп такой вид функционального использования отсутствует, удельные показатели кадастровой стоимости земель, в том числе и земель кадастрового квартала 0429002, для вида функционального использования "для обеспечения безопасности воздушного движения" не установлены.
Вместе с тем, согласно пункту 2.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 29.06.2007 N П/0152, определение вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования.
Руководствуясь указанными Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, Типовым перечнем видов разрешенного использования, исходя из того, что на спорном земельном участке расположены радиоконтрольный пункт, дизельная и трансформаторная подстанция, заинтересованным лицом земельный участок Предприятия с кадастровым номером 72:17:1313002:4 для целей определения его кадастровой стоимости был отнесен к виду функционального использования "земли под промышленными объектами".
В соответствии с приложением N 2 к распоряжению Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп, удельный показатель кадастровой стоимости земель под промышленными объектами для кадастрового квартала 0429002, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен спорный земельный участок, определен в размере 4 716,83 (руб. / кв.м.).
Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313002:4 имеет площадь 203 341,81 кв.м.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний, заинтересованным лицом правомерно определена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 959 128 749 руб. 66 коп. (4 716 руб. 83 коп. х 203 341,81 кв.м.).
В силу пункта 1.4 Методических указаний, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
Во исполнение данных Методических указаний заинтересованным лицом 18.05.2009 был составлен акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:4, который был утвержден и.о. начальника Тюменского межрайонного отдела Управления Роснедвижимости по Тюменской области (т. 1 л.д.94, т. 2 л.д.32), в котором указано, что удельный показатель кадастровой стоимости земель равен 4 716,83 руб. / кв.м., а кадастровая стоимость земельного участка - 959 128 749 руб. 66 коп.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о правомерности оспариваемых действий заинтересованного лица.
В апелляционной жалобе Предприятие не согласилось с выводом суда первой инстанции о том, что наличие на земельном участке объектов единой системы организации воздушного движения не придает спорному земельному участку статуса аэродрома или аэропорта.
Считает, что имеющаяся в материалах дела справка Тюменского центра ОВД филиала заявителя "Аэронавигация Севера Сибири" от 18.12.2009 N 1025 (т. 2 л.д.130-132) и справка ОАО "Аэропорт Рощино" от 18.12.2009 N 2152 (т. 2 л.д.135), в которых указывается, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313002:4, ввиду нахождения на нем объектов единой системы организации воздушного движения, является аэродромом, представляет собой составную часть аэропорта и находится в границах аэропорта "Рощино".
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным доводом подателя жалобы, поскольку справка ОАО "Аэропорт Рощино" от 18.12.2009 N 2 152, как и справка подразделения самого Предприятия не являются допустимыми доказательствами в рамках главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающими нахождение земельного участка заявителя с кадастровым номером 72:17:1313002:4 в границах аэропорта, поскольку названные справки выданы лицами, которые не являются органами, уполномоченными давать такие сведения.
Каких-либо иных доказательств (документов), например, план границ аэропорта "Рощино", сведения кадастрового учета земельного участка аэропорта, которые подтверждали бы указанные в справке обстоятельства, материалы дела в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат.
В материалах настоящего дела (кадастровое дело спорного земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права, выписки из государственного кадастра недвижимости и пр.) также отсутствуют доказательства, подтверждающие позицию Предприятия о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313002:4 расположен в границах аэропорта.
Адресное описание спорного земельного участка свидетельствует о том, что он находится в другой части города Тюмени и не может входить в границы аэропорта "Рощино".
Суд первой инстанции правильно заключил вывод о том, что ссылка заявителя на имеющиеся в материалах дела справки, которые, по мнению Предприятия, подтверждают, что спорный земельный участок является аэродромом и представляет собой составную часть аэропорта, является несостоятельной, поскольку соответствующие данные, содержащиеся в справках, представляет собой правовой вывод, сделанный ОАО "Аэропорт Рощино" и Предприятия на основании пунктов 1 и 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации.
При этом Предприятием не учтено, что применение норм материального права при рассмотрении дела и формулирование выводов об обстоятельствах дела находится в компетенции арбитражного суда.
Из содержания статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, что аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские аэродромы и аэропорты подлежат государственной регистрации с включением данных о них соответственно в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации и Государственный реестр аэропортов Российской Федерации только при наличии сертификатов (свидетельств) годности. Ведение указанных реестров возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.
Предприятием ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено доказательств свидетельствующих о том, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313002:4, определяемый заявителем как аэродром и составная часть аэропорта, прошел процедуру государственной регистрации в качестве такового в установленном законом порядке.
Кроме того, по смыслу пункта 1 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромом не может считаться земельный участок, на котором находятся здания, сооружения и оборудование, предназначенное лишь (как указано в представленных заявителем справках) для организации управления воздушным движением (обеспечения взлета, посадки, руления воздушных судов), и который не предназначен для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Спорный земельный участок предоставлен "для обеспечения безопасности воздушного движения" и не используется для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
В соответствии со статьей 42 Воздушного кодекса Российской Федерации объектами единой системы организации воздушного движения являются комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения определяется федеральными авиационными правилами.
Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав перечисленные правовые нормы Воздушного кодекса Российской Федерации, правильно пришел к выводу о том, что понятия "аэродром, аэропорт" и "объекты единой системы организации воздушного движения" различны и оснований для их отождествления не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции, выраженную в том, что наличие на спорном земельном участке только объектов единой системы организации воздушного движения не придает земельному участку с кадастровым номером 72:17:1313002:4 статуса аэродрома или аэропорта.
В апелляционной жалобе ее податель указывает, что спорный земельный участок органичен в гражданском обороте, а судом первой инстанции не учтена непригодность использования земельного участка для жилищного и коммерческого строительства.
Однако Предприятие не обосновало, со ссылками на законы и иные нормативные акты, каким образом данные обстоятельства влияют на определение кадастровой стоимости земельного участка.
В апелляционной жалобе Предприятие указывает, что распоряжением Правительства Тюменской области от 01.08.2005 N 444-рп были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения на территории Тюменской области, согласно которым удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка был определен в размере 0,71 руб./кв.м. Органом кадастрового учета удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка был определен в размере 4 716,83 (руб. / кв.м.). Однако нормативный правовой акт органа исполнительной власти Тюменской области об увеличении удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка с 0,71 (руб. / кв.м.) до 4 716,83 (руб. / кв.м.) не издавался, что, по мнению заявителя, делает невозможным применение удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 716,83 (руб. / кв.м.).
Данный довод подателя апелляционной жалобы отклоняется по следующим основаниям.
Действительно, до вхождения спорного земельного участка в границы населенного пункта г. Тюмень и изменения его категории по состоянию на 01.01.2007 и на 01.01.2008 кадастровая стоимость земельного участка, принимаемая для целей налогообложения, равнялась 144 372 руб. 68 коп. и была рассчитана исходя из удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка, равного 0,71 (руб. / кв.м.), определенного по результатам государственной кадастровой оценки земельного участка заявителя с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 и утвержденного названным распоряжением Правительства Тюменской области от 01.08.2005 N 444-рп.
Вместе с тем удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, равный 0,71 руб. / кв.м., был определен исходя из того, что земельный участок относился к категории "земли промышленности и иного специального назначения", принадлежность земельного участка к этой категории земель определила результаты его государственной кадастровой оценки.
Поскольку в силу пункта 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается, в том числе, на классификации земель по целевому назначению, вхождение спорного земельного участка в 2008 году в границы населенного пункта г. Тюмень и изменение его категории на "земли населенных пунктов" потребовало определения новой кадастровой стоимости спорного земельного участка, результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденные распоряжением Правительства Тюменской области от 01.08.2005 N 444-рп, использоваться для этих целей не могли.
То обстоятельство, что распоряжением Правительства Тюменской области от 01.08.2005 N 444-рп было определено значение удельного показателя кадастровой стоимости конкретно для земельного участка заявителя с кадастровым номером 72:17:1313002:0004, не свидетельствует о необходимости издания органом исполнительной власти (после изменения категории земель спорного участка) отдельного акта, которым бы утверждался новый удельный показатель кадастровой стоимости также конкретно в отношении спорного земельного участка, поскольку данное требование законодательно не закреплено.
В данном случае, в связи с переводом спорного земельного участка в состав земель населенных пунктов (изменением категории земель), в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний, при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:4 подлежало применению значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен спорный земельный участок.
Таким кадастровым кварталом является кадастровый квартал 72:23:0429002, прошедший в установленном порядке государственную кадастровую оценку, результаты которой утверждены распоряжением Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп.
Значение удельного показателя кадастровой стоимости земель под промышленными объектами для кадастрового квартала 72:23:0429002, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен спорный земельный участок, утверждено органом исполнительной власти Тюменской области, в размере 4 716,83 (руб./кв.м.). Данное значение удельного показателя кадастровой стоимости использовалось органом кадастрового учета при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является правомерным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.12.2009 по делу N А70-9512/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9512/2009
Истец: Федеральное государственное унитарное предприятие "Госкорпорация по Организации воздушного движения в РФ"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области
Третье лицо: Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Филиал "Аэронавигация Севера Сибири", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2555/11
13.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2555/11
23.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2555/11
08.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4730/10
10.06.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2835/13
08.02.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-9512/09
18.10.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-9512/09
04.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4730/10
25.05.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2781/12
06.04.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2781/12
16.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2555/11
29.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2555/11
18.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2555/11
28.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2555/11
25.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А70-9512/2009
22.04.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1417/2010
16.03.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1417/10
17.02.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1417/10