г. Тюмень |
|
8 октября 2013 г. |
Дело N А70-9512/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) на решение от 08.02.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 10.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу N А70-9512/2009 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (125993, г. Москва, просп. Ленинградский, 37, 7, ИНН 7734135124, ОГРН 1027739057500) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (г. Тюмень, ул. Рационализаторов, 20, ИНН 7202131175, ОГРН 1047200990891) о признании незаконными действий по применению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с видом разрешенного использования "под промышленными объектами" к земельному участку с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 площадью 203 341,81 кв. м, расположенному по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Московский сельсовет, первый км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени, при расчете кадастровой стоимости земельного участка; о признании незаконными действий по увеличению кадастровой стоимости данного земельного участка, используемой для налогообложения, с 144 372,68 руб. до 959 128 749,66 руб., об обязании произвести перерасчет кадастровой стоимости участка с учетом его рыночной стоимости за период с 01.09.2009 по 12.07.2012.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области.
В заседании приняли участие представители:
от ФГУП "Госкорпорация ОрВД": Куракин Л.Л., по доверенности от 27.05.2013 N Д-272; Максимова А.Г., по доверенности от 08.04.2013 N Д-217;
от Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация): Колесников В.Н., по доверенности от 28.12.2012 N АН.14-4512;
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области: Волкова Т.В., по доверенности от 25.01.2013 N 56; Луценко В.С., по доверенности от 29.10.2012N 70
Суд установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - заявитель, госкорпорация) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Тюменской области) по применению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с видом разрешенного использования "под промышленными объектами" к земельному участку с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 площадью 203 341,81 кв. м (расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Московский сельсовет, первый км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени) (далее - земельный участок) при расчете кадастровой стоимости земельного участка; о признании незаконными действий Управления Росреестра по увеличению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 площадью 203 341,81 кв. м (расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Московский сельсовет, первый км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени), используемой для налогообложения, с 144 372,68 руб. до 959 128 749,66 руб.; об обязании заинтересованного лица и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области) произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка 72:17:1313002:0004 с учетом его рыночной стоимости с 01.01.2009 по 12.07.2012.
Решением от 08.02.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 10.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
В кассационных жалобах госкорпорация и Федеральное агентство воздушного транспорта (далее - Росавиация) просят принятые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявители кассационных жалоб указывают на нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассаторы считают неправомерными действия Управления Росреестра по Тюменской области по расчету удельного показателя стоимости земельного участка без учета сведений о его рыночной стоимости, а также необъективности проведенной оценки и ее результатов; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области просит оставить судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ доводы кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Московского сельсовета Тюменского района Тюменской области от 02.02.2000 N 27 региональному государственному предприятию по ОВД "Тюменьаэроконтроль" (Тюменский филиал) был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование бесплатно земельный участок для обеспечения безопасности воздушного движения вне черты населенного пункта. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 25.05.2009 N 7272/201/09-1219 и кадастровому паспорту от 07.10.2009 N 7217/204/09-016402 кадастровый номер земельного участка 72:17:13:13:11:01:02 был изменен на кадастровый номер 72:17:1313002:4, равнозначный кадастровому номеру 72:17:1313002:0004.
На основании приказа Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 15.11.1999 N 108, распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 11.09.2000 N 487-р, региональное государственное предприятие по ОВД "Тюменьаэроконтроль" было реорганизовано путем присоединения к государственному унитарному дочернему предприятию "Аэронавигация Севера Сибири" федерального унитарного предприятия "Госкорпорация по ОВД", которое стало правопреемником всех прав и обязанностей присоединившихся предприятий в соответствии с передаточным актом на 01.01.2001, утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 23.07.2001.
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 30.04.2003 N 1404-р федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" реорганизовано путем присоединения к нему, в том числе, государственного унитарного дочернего предприятия "Аэронавигация Севера Сибири".
Впоследствии распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 09.03.2004 N 1143-р имущество унитарного предприятия передано реорганизованному предприятию по передаточному акту от 30.04.2003 и закреплено за заявителем на праве хозяйственного ведения.
На основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в результате изменения в 2008 году границ города Тюмени, и вхождения земельного участка заявителя в городскую черту, на 01.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка возросла и составила 959 128 749,66 руб. Указанные сведения о кадастровой стоимости земельного участка были отражены в кадастровой выписке от 25.05.2009 N 7272/201/09-1219.
Письмом от 27.05.2009 N 1376 заинтересованное лицо пояснило, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009 произошло в связи с включением земельного участка в границы муниципального образования городской округ г. Тюмень, в связи с чем произведено изменение категории земельного участка с "земли промышленности" на категорию "земли населенных пунктов", что привело к определению новой кадастровой стоимости спорного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для земель под промышленными объектами, равного 4 716,83 руб./кв. м.
Заявитель, обращаясь в суд, указал, что действия заинтересованного лица являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что госкорпорация имеет право установить кадастровую стоимость земельного участка, равной рыночной стоимости в судебном порядке с применением правил искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из обстоятельств, установленных судами, и следующих норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение указанных правовых норм Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
Согласно Правилам N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил N 316).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
Так, распоряжением правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области.
Судами установлено, что в соответствии с Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, Типовым перечнем видов разрешенного использования, с учетом специфики объектов недвижимости расположенных на земельном участке, заинтересованным лицом земельный участок был отнесен к виду функционального использования "земли под промышленными объектами".
Согласно приложению N 2 к распоряжению правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп удельный показатель кадастровой стоимости земель под промышленными объектами для кадастрового квартала 0429002, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, определен в размере 4 716,83 руб./кв. м.
Таким образом, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о правомерности определения кадастровой стоимости земельного участка уполномоченным органом на основании Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222.
Заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено доказательств нарушения заинтересованным лицом действующего законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалоб, исходит из того, что арбитражные суды в соответствии с требованиями статьи 66 ЗК РФ, правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 правомерно указали, что установление судом рыночной стоимости земельного участка подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе, и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Суды правомерно установили, что заявленные госкорпорацией требования не соответствуют позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/2011.
Кроме того, судами установлено, что в настоящее время земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:0004 не существует в связи с образованием двух новых участков, соответственно с иными кадастровыми номерами, которые являются собственностью Российской Федерации и находятся в аренде у госкорпорации.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изложенные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения апелляционного суда, направлены на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационные жалобы не подлежит удовлетворению.
В связи с предоставленной Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиация) отсрочкой по уплате государственной пошлине, отказом в удовлетворении кассационной жалобы, с подателя жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.02.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 10.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9512/2009 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
...
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалоб, исходит из того, что арбитражные суды в соответствии с требованиями статьи 66 ЗК РФ, правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 правомерно указали, что установление судом рыночной стоимости земельного участка подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе, и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 октября 2013 г. N Ф04-4730/10 по делу N А70-9512/2009
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4730/10
10.06.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2835/13
08.02.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-9512/09
18.10.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-9512/09
04.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4730/10
25.05.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2781/12
06.04.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2781/12
16.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2555/11
29.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2555/11
18.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2555/11
28.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2555/11
25.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А70-9512/2009
22.04.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1417/2010
16.03.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1417/10
17.02.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1417/10