Город Москва |
|
|
N 09АП-15530/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
судей С.Н. Крекотнева, Н.Н. Кольцовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной
инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.05.2010
по делу N А40-16827/10-114-107, принятое судьей Т.В. Савинко,
по заявлению Открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим
налогоплательщикам N 4
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Воробьева Ю.С. по дов. N 851-09 от 23.12.2009
от заинтересованного лица - Сарибекян М. А. по дов. N 24005 от 06.11.2009
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ФСК ЕЭС" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным решения от 12 ноября 2009 года N03-1 -23/237. Решением суда от 04.05.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права. Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ. Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки общества инспекция на основании статьи 93 НК РФ выставила требование от 28 сентября 2009 года N 51 о предоставлении документов. На основании решения инспекции от 12 ноября 2009 года N 03-1-23/237 общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов, на основании которого с общества взыскан штраф в размере 550 рублей. 26 ноября 2009 года обществом данное решение инспекции было обжаловано в Федеральную налоговую службу. 22 декабря 2009 года, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, Федеральной налоговой службой принято решение N 9-1-08/00624@, которым жалоба оставлена без удовлетворения.
Согласно решению инспекции от 12 ноября 2009 года N 03-1-23/237, общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в связи с непредставлением обществом в установленный срок счетов-фактур, выставленных ОАО "Дальневосточная распределительная компания" от марта 1997 года N 205, от 01 апреля 1997 года N 276, от 03 февраля 1997 года N 66, от 14 августа 1996 года на сумму 4 334 336 рублей; от 31 декабря 1996 года на сумму 9 928 495 рублей; от 26 ноября 1996 года на сумму 20 969 156 рублей; от 15 октября 1996 года на сумму 10 123 490 рублей; ОАО "Ярэнерго" от 11 мая 1999 года N шд-23; ОАО "Архэнерго" от 23 сентября 1999 года N шд-19 на сумму 1 117 931, 88 руб., от 23 сентября 1999 года N шд-19 сумму 3 353 795, 72 руб.; ОАО "Алтайэнерго" от 25 мая 1999 года N щд-6 на сумму 75 300 910, 18 руб.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
Довод инспекции относительно того, что судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о том, что налоговым органом истребованы документы, не относящиеся к выездной налоговой проверке, проводимой в 2009 году и по истечению срока их хранения, отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с решением от 12.11.2009 N 03-1-23/237 общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ в связи с непредставлением в установленный срок истребуемых счетов-фактур (в количестве 11 штук): от 05.03.1997 N 205 ОАО "Дальневосточная распределительная компания"; от 01.04.1997 N 276 ОАО "Дальневосточная распределительная компания"; от 03.02.1997 N 66 ОАО "Дальневосточная распределительная компания"; от 14.08.1996 N б/н ОАО "Дальневосточная распределительная компания" на сумму 4 334 336 руб.; от 31.12.1996 N б/н ОАО "Дальневосточная распределительная компания" на сумму 9 928 495 руб.; от 26.11.1996 N б/н ОАО "Дальневосточная распределительная компания" на сумму 20 969 156 руб.; от 15.10.1996 N б/н ОАО "Дальневосточная распределительная компания" на сумму 10 123 490 руб.; от 11.05.1999 N шд-23 ОАО "Ярэнерго"; от 23.09.1999 N шд-19 ОАО "Архэнерго" на сумму 1 117 931,88 руб.; от 23.09.1999 N шд-19 ОАО "Архэнерго" на сумму 3 353 795,72 руб.; от 25.05.1999 N шд-6 ОАО "Алтайэнерго" на сумму 75 300 910,18 рублей.
По мнению налогового органа, согласно ст. 50 НК РФ ОАО "ФСК ЕЭС", являясь правопреемником ОАО РАО "ЕЭС России" вследствие реорганизации путем присоединения, обязано представлять документы в части деятельности ОАО РАО "ЕЭС России" по требованию налогового органа.
Однако вышеуказанная статья НК РФ устанавливает исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица, обязанность правопреемника юридического лица представлять документы в части деятельности правопредшественника не установлена.
Ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также в течение четырех лет обеспечить сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы).
Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрена обязанность организации хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Кроме того, течение указанного срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов.
Из этого инспекция делает вывод, что осуществление архивного хранения и обслуживания документов фонда ОАО РАО "ЕЭС России" ЗАО "Спецгарант" не освобождает ОАО "ФСК ЕЭС" от обязанности представлять их по запросу налогового органа (даже в случае фактического отсутствия таких документов).
Запрашиваемые счета-фактуры выставлялись ОАО РАО "ЕЭС России" в период деятельности данного общества.
Деятельность ОАО РАО "ЕЭС России" прекращена путем реорганизации в форме присоединения 01.07.2008 года с одновременным выделением. Правопреемником прав и обязанностей с 01.07.2008 по налоговым правоотношениям является ОАО "ФСК ЕЭС".
Между ОАО РАО "ЕЭС России" и ЗАО "СпецГарант" заключен договор об оказании услуг от 30.06.2008 N б/н, в соответствии с которым ЗАО "СпецГарант" осуществляет хранение и охрану документов Архивного фонда ОАО РАО "ЕЭС России". Согласно п.п. 4.2.4-4.3.2 настоящего договора контроль физического состояния архивных документов, уничтожение архивных документов с истекшим сроком хранения осуществляет ЗАО "СпецГарант".
Таким образом, ОАО РАО "ЕЭС России", данным договором определено, что хранение и охрану документов Архивного фонда осуществляет ЗАО "СпецГарант", передачу в архив документов осуществило непосредственно ОАО РАО "ЕЭС России".
ОАО "ФСК ЕЭС" не может и не могло повлиять на процесс передачи (не передачи) документов в Архив работниками РАО, как и проконтролировать данный процесс.
На основании п. 8 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
При этом следует отметить, что согласно п. 1 ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Таким образом, счет-фактура не является документом, на основании которого ведется бухгалтерский учет, и, соответственно, не может признаваться первичным учетным документом (письмо Минфина РФ от 12.07.2005 N 03-04-11/154), в связи с чем, сроки хранения, установленные ФЗ "о бухгалтерском учете" для первичных документов, для хранения счетов-фактур не применим.
В связи с этим ссылки налогового органа на ст. 17 ФЗ "О бухгалтерском учете" необоснованны.
Налоговый орган в апелляционной жалобе указывает на то, что ЗАО "СпецГарант" не имело возможности выделить счета-фактуры за 1996-2001 гг. к уничтожению на основании актов от 25.12.2006 N 5 и от 20.03.2008 N11, так как между ОАО РАО "ЕЭС России" и ЗАО "СпецГарант" на тот момент не было договорных обязательств. Инспекция ссылается на то, что акты о выделении к уничтожению документов составлены ЗАО "СпецГарант". Данные доводы инспекции отклоняются в связи со следующим.
Между тем, акты об уничтожении документов составлены сотрудниками ОАО РАО "ЕЭС России" на основании "Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Федеральной архивной службой России". И соответственно счета-фактуры за 1996-2001 гг. были выделены к уничтожению на основании вышеуказанных актов, которые являются документами ОАО РАО "ЕЭС России", а не ЗАО "СпецГарант".
Довод инспекции относительно документальной неподтвержденности невозможности представления истребованных счетов-фактур также отклоняется в связи со следующим.
На основании требования о представлении документов от 28.09.2009 N 51 направлен запрос в ЗАО "СпецГарант" от 29.09.2009 N 85/397. Согласно письму ЗАО "СпецГарант" от 08.10.2009 N СТ/9 запрашиваемые документы не выявлены.
Также согласно актам о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению от 25.12.2006 N 5, от 20.03.2008 N 11, на основании "Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием срока хранения, утвержденного Федеральной архивной службой России 06.10.2000, первичные учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившейся основанием для бухгалтерских записей (банковские документы, ордера, счета-фактуры и др.) со сроком хранения 10 лет (т.е. документы за 1996-2001) числятся как выделенные к уничтожению. В соответствии с чем ОАО "ФСК ЕЭС" сразу же после получения письма от ЗАО "СпецГарант" от 08.10.2009 N СТ/9 направило в адрес инспекции письмо от 09.10.2009 N 06/1631 о невозможности представления документов.
На основании ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
Согласно п.6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, в связи с тем, что у ОАО "ФСК ЕЭС" отсутствуют данные документы по независящим от него обстоятельствам, а также в связи с тем, что все необходимые действия по запросу этих документов у ЗАО "СпецГарант" были осуществлены, вина общества в непредставлении документов отсутствует, в связи с этим общество не может быть привлечено к ответственности.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.05.2010 по делу N А40-16827/10-114-107 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-16827/10-114-107
Истец: ОАО "ФСК ЕЭС"
Ответчик: Межрайонная Инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4