г. Воронеж |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.07.2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Владимировой Г.В.,
судей Колянчиковой Л.А.., Алфёровой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Назаретьян А.С.,
при участии:
от ГУ - Курского регионального отделения ФСС РФ: Грачева М.В., представитель по доверенности N 01-15/07/26891 от 02.09.2009г.,
от Администрации Курского района Курской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Курского района Курской области
на решение Арбитражного суда Курской области от 06.05.2010 г.
по делу N А35-12786/2009 (судья Леонов С.А.)
по иску государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
к администрации Курского района Курской области
о взыскании суммы нецелевого использования денежных средств в размере 170 563 руб. 80 коп. и неустойки в сумме 19 794 руб. 74 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, ГУ КРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к администрации Курского района Курской области (далее - ответчик) о взыскании суммы нецелевого использования денежных средств в размере 170 563 руб. 80 коп. и неустойки в сумме 19 794 руб. 74 коп. по договору N 459 от 20.04.2009 г. на оплату стоимости набора продуктов питания в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием.
Ответчик признал исковые требования в части взыскания суммы нецелевого использования денежных средств на сумму 1 278 руб. 90 коп. и взыскания неустойки в размере 144 руб. 52 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований просил отказать, мотивируя тем, что расходование остальных денежных средств, полученных по договору N 459 от 20.04.2009г., было целевым.
Решением Арбитражного суда Курской области от 06.05.2010 г. по делу N А35-12786/2009 исковые требования ГУ КРО ФСС РФ удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым решением в части взыскания суммы нецелевого использования денежных средств в размере 169 284 руб. 90 коп., неустойки в размере 19 650 руб. 22 коп. и 100 руб. госпошлины, администрация Курского района Курской области подала на него апелляционную жалобу, в которой просила обжалуемое решение в указанной части отменить.
В силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Представитель ответчика - заявителя жалобы в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Представитель истца против проверки законности решения суда первой инстанции только в обжалуемой части не возражал. Просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
С учетом положений ч. 5 ст. 268 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения в части взыскания нецелевого использования средств в размере 169 284 руб. 90 коп., неустойки 19 650 руб. 22 коп. и 100 руб. госпошлины.
Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии со ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя администрации Курского района Курской области.
В судебном заседании апелляционной инстанции 09.07.2010 г. объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 16.07.2010 г.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя ГУ КРО ФСС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что во исполнение Постановления Правительства РФ от 05.03.2008 г. N 148 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2009 г.", Федерального закона от 25.11.2008 г. N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" между ГУ-КРО ФСС РФ (заказчик) и администрацией Курского района Курской области (исполнитель) был заключен договор N 459 от 20.04.2009 г. на оплату стоимости набора продуктов питания в детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием.
Согласно пункту 3.1 договора N 459 от 20.04.2009 г. стоимость набора продуктов питания составляет 83,00 руб. в день на одного ребенка.
Во исполнение п. 2.1.3 данного договора, устанавливающего обязанность истца оплатить исполнителю стоимость набора продуктов питания, ГУ КРО ФСС РФ перечислило администрации Курского района Курской области денежные средства на оплату 914 путевок в сумме 1 593 102 руб., тем самым исполнив принятые на себя обязательства в полном объеме.
В соответствии с п.п. 2.2.17 п. 2.2 договора исполнитель обязался организовать приобретение продуктов питания в соответствии с соблюдением требований Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", обеспечив рациональное и экономное расходование средств социального страхования.
Согласно п. 4.2 договора в случаях нецелевого использования средств, выделенных на оплату стоимости набора продуктов питания, превышения стоимости набора питания в расчете на одного ребенка в день, а также списание расходов, не подтвержденных первичными документами, заказчик принимает решение о непринятии у исполнителя указанных расходов к зачету в счет средств по социальному страхованию. Указанные денежные средства подлежат перечислению исполнителем заказчику в 10-дневный срок с момента обнаружения нарушения.
Кроме того, в соответствии с п. 2.1.1 договора обязанности регионального отделения включено осуществление контроля за целевым использованием средств социального страхования.
В целях контроля за правильностью и целевым использование денежных средств Фонда социального страхования на обязательное социальное страхование, руководствуясь Постановлением ФСС РФ N 81 от 07.04.2008г. "Об утверждении методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам", на основании решения руководителя о проведении документальной выездной проверки страхователя, ГУ Курским региональным отделением ФСС РФ были проведены проверки расходов на оздоровление детей в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием при муниципальных образовательных учреждениях Курского района Курской области "Ушаковская средняя общеобразовательная школа" (далее "Ушаковская СОШ"), "Октябрьская средняя общеобразовательная школа" (далее "Октябрьская СОШ") и "Сапоговская средняя общеобразовательная школа" (далее "Сапоговская СОШ").
В результате проведенных проверок установлено нецелевое использование ответчиком денежных средств на сумму 170 563 руб. 80 коп., что явилось основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
Принимая решение по данному делу, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных исковых требований и наличии в связи с этим оснований для их удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2008 г. N 148 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2009 году" Фонду социального страхования Российской Федерации было поручено, в частности, для детей застрахованных граждан произвести в определенном порядке оплату стоимости набора продуктов питания в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей и организацией двух- или трехразового питания (со сроком пребывания не менее 5 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем за 21 день пребывания в период летних школьных каникул) - исходя из фактически сложившихся цен в соответствующем субъекте Российской Федерации и на основании договоров, заключенных региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации с указанными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Порядок и условия расходования бюджетных средств Фонда социального страхования на 2009 г. установлены Федеральным законом от 25.11.2008 г. N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
При этом п.3 ст. 6 Федерального закона N 216-ФЗ также предусмотрено, что в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей и организацией двух- или трехразового питания за счет средств обязательного социального страхования производится оплата стоимости набора продуктов питания не более чем за 21 день пребывания в них детей застрахованных граждан в период школьных каникул исходя из фактически сложившихся цен в данном регионе.
Согласно пункту 3.1 договора N 459 от 20.04.2009 г., заключенного между ГУ - КРО ФСС РФ (заказчик) и Администрацией Курского района Курской области (исполнитель), стоимость набора продуктов питания составляет 83,00 руб. в день на одного ребенка.
В силу статей 307, 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Во исполнение п.2.1.3 данного договора ГУ - КРО ФСС РФ перечислило Администрации Курского района Курской области денежные средства в сумме 1 593 102 руб.
Однако при проведении проверок целевого использования указанных денежных средств социального страхования истцом было выявлено ряд нарушений.
В частности, как следует из материалов дела, при проверке оздоровительного лагеря "Родничок" при МОУ "Ушаковская СОШ" было установлено нецелевое использование денежных средств, выделенных на оплату стоимости набора продуктов питания, превышение стоимости набора питания в расчете на одного ребенка в день, которое за весь период действия договора составило 69 611 руб. 61 коп., в том числе 15 898 руб. - по договору поставки продуктов N 65 от 23.06.2009 г., 52 434 руб. 71 коп. как несоответствующая нормам физиологической потребности детей, 1 278 руб. 90 коп. - средства, потраченные ответчиком на детей незастрахованных граждан.
Вышеуказанные нарушения были зафиксированы в Акте N 56 от 11.08.2009 г., на основании которого Курским региональным отделением ФСС было принято решение N1 от 11.08.2009 г. о непринятии расходов, выделенных на оплату стоимости набора продуктов питания, как понесенных при нецелевом использовании средств.
В соответствии с данным решением ответчику выставлено требование N1 от 11.08.2009 г. о возврате в срок до 25.08.2009 г. средств в сумме 69 611 руб. 61 коп., которое им не исполнено.
Аналогичные нарушения выявлены и в ходе проверки летнего оздоровительного лагеря "Березка" при МОУ "Октябрьская СОШ".
Всего проверкой установлено нецелевое использование средств, выделенных на оплату стоимости набора продуктов питания, и превышение стоимости набора питания в расчете на одного ребенка в день на сумму 63 735,93 руб., в том числе 39 172 руб. 40 коп. - по договору поставки продуктов N 67 от 23.06.2009 г. и 24 563 руб. 71 коп. как продукты, несоответствующие нормам физиологической потребности детей.
Нарушения зафиксированы в Акте от 11.08.2009 г. N 49. На основании акта принято решение N 3 от 11.08.2009 г. о непринятии расходов в размере 63 735,93 руб. и выставлено требование N 1 от 11.08.2009 г. на указанную сумму, которое ответчиком также не исполнено.
При проверке летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Дружба" при МОУ "Сапоговская СОШ" нецелевое использование средств, выделенных на оплату стоимости набора продуктов питания в расчете на одного ребенка в день, составило 37 216 руб. 26 коп. по договору поставки продуктов N 66 от 29.06.2009 г.
Нарушения зафиксированы в Акте N 58 от 28.07.2009 г. В соответствии с данным актом принято решение N 2 от 28.07.2009 г. о непринятии расходов в сумме 37 216 руб. 26 коп. Выставленное требование N2 от 28.07.2009 г. ответчиком не исполнено.
Таким образом, из изложенного следует, что в нарушение п.п. 2.2.6 п. 2 договора N 459 от 20.04.2009г. ответчик не обеспечил качественное питание детей, соответствующее их физиологическим потребностям в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания детей в летних оздоровительных учреждениях, утв. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области.
Доводы заявителя жалобы о том, что рацион питания детей, являлся сбалансированным и соответствовал санитарным нормам, судом первой инстанции были обоснованно отклонены как не соответствующие добытым при рассмотрении данного дела доказательствам.
Ссылки администрации Курского района Курской области на несвоевременное составление актов по результатам проверок расходования средств социального страхования на оздоровление детей и их несоответствие требованиям Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС РФ N 81 от 07.04.2008 г. (далее - Методические указания N 81), также противоречат материалам дела.
В соответствии с п. 13 Методических указаний N 81 акт должен быть составлен в ходе проверки либо не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке.
Проверка нецелевого расходования средств социального страхования МОУ "Ушаковская СОШ" проводилась с 13.07.2009 г. по 17.07.2009 г., акт N 56 по результатам проверки составлен 11.08.2009 г.
Проверка нецелевого расходования средств социального страхования МОУ "Октябрьская СОШ" проводилась с 14.07.2009 г. по 17.07.2009 г., акт N 49 составлен 11.08.2009 г.
Проверка нецелевого расходования средств социального страхования МОУ "Сапоговская СОШ" проводилась с 27.07.2009 г. по 28.07.2009 г., акт N 58 по её результатам составлен 28.07.2009 г.
Таким образом, как следует из вышеизложенного, акты по результатам проведённых проверок составлены в установленные сроки, доказательств составления данных актов в более поздние сроки ответчиком не представлено.
Согласно п. 23 Методических указаний N 81 страхователь вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня их получения представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в вышеуказанный срок передать в отделение (филиал отделения) Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта.
Ответчик решения Курского регионального отделения ФСС не оспорил. Составленные акты N 56 от 11.08.2009 г., N 49 от 11.08.2009 г., N 58 от 28.07.2009 г. подписаны руководителями детских оздоровительных лагерей при образовательных учреждениях.
Согласно ст. 28 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе, меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с указанным Законом и постановлением Правительства РФ N 554 от 24.07.2000г. "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 45 от 23.07.2008 были утверждены СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения (п.1.1 СанПиН 2.4.5.2409-08).
Данные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.
Однако, как правильно было установлено судом первой инстанции, ответчик в нарушение вышеуказанных санитарных правил и нормативов, устанавливал свой расход продуктов на питание в школьных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, не соответствующий нормам их физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах, и нормам питания детей.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования истца о взыскании ответчика суммы нецелевого использования денежных средств в размере 170 563 руб. 80 коп.
Так же суд апелляционной инстанции считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании неустойки.
Согласно статьям 330, 331 Гражданского кодекса РФ, неустойка (штраф, пеня) взыскивается по письменному соглашению сторон.
В соответствии с п.3.4 договора N 459 от 20.04.2009 г., неиспользованные денежные средства исполнитель обязан возвратить заказчику в течение 5 дней после окончания смены.
Пунктом 4.4. договора предусмотрено, что в случае нарушения исполнителем п. 3.4, последний обязуется уплатить заказчику пени в размере 0,1 % за каждый день просрочки перечисления сумм, подлежащих возврату.
В связи с тем, что ответчик не исполнил требования о возврате денежных средств в сумме 170 563 руб. 80 коп., суд первой инстанции обоснованно взыскал с него неустойку в сумме 19 794 руб. 74 коп. (т.1 л.д. 11).
Относительно доводов администрации Курского района Курской области о несогласии с взысканием с ответчика госпошлины в доход федерального бюджета в размере 100 руб., судебная коллегия находит их обоснованными, а решение Арбитражного суда Курской области от 06.05.2010 г. по делу N А35-12786/2009 в этой части подлежащим отмене, поскольку в силу п.п. 1.1 п.1 ст. 333.37 Налогового Кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ администрация Курского района Курской области от уплаты госпошлины за подачу апелляционной жалобы освобождена.
Руководствуясь ч. 2 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 06.05.2010 г. по делу N А35-12786/2009 в части взыскания с администрации Курского района Курской области в доход федерального бюджета госпошлины в сумме 100 рублей - отменить.
В части взыскания с администрации Курского района Курской области в пользу государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации суммы нецелевого использования денежных средств в размере 169 284 руб. 90 коп. и неустойки в размере 19 650 руб. 22 коп. решение Арбитражного суда Курской области от 06.05.2010 г. по делу N А35-12786/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Курского района Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Г.В. Владимирова |
Судьи |
Л.А. Колянчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-12786/2009
Истец: ГУ - Курское региональное отделение ФСС РФ
Ответчик: Администрация Курского района Курской области