г. Воронеж |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.07.2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.
судей Миронцевой Н.Д. Михайловой Т.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.
при участии:
от открытого акционерного общества "Орловская сбытовая компания": Лаштабега Ю.А. - представитель по доверенности б/н от 25.01.2010 г., паспорт;
от Управления по тарифам Орловской области: Рыков Ю.Ф. - главный специалист по доверенности N01-10/82 от 18.01.2010 г., удостоверение N967 от 12.02.2010 г.,
Фролов А.К. - начальник отдела контроля по доверенности б/н от 01.09.2009 г., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Орловская сбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Орловской области от 27.05.2010 г.
по делу NА48-1925/2010 (судья Жернов А.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Орловская сбытовая компания"
к Управлению по тарифам Орловской области
об оспаривании постановления административного органа
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Орловская сбытовая компания" (далее по тексту - ОАО "Орелэнергосбыт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению по тарифам Орловской области (далее по тексту - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 29.04.2010 г. N01-17-13 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.05.2010 г. по делу NА48-1925/2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Орелэнергосбыт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы Общество ссылается на недоказанность Управлением в действиях ОАО "Энергосбыт" события, состава и вины вменяемого правонарушения.
Представитель ОАО "Орелэнергосбыт" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Управления по тарифам Орловской области в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили суд оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление полагает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого правонарушения, указывая на то, что ОАО "Орелэнергосбыт" сознательно и преднамеренно применяло опубликованную величину средневзвешенной стоимости электрической энергии с целью получения дополнительного дохода за счет потребителей Орловской области.
В судебном заседании 13.07.2010 г. на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 20.07.2010 г.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей Общества и Управления, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
Посчитав, что в действиях Общества усматриваются признаки, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, начальник Управления вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Определением от 13.04.2010г. у ОАО "Орелэнергосбыт" были истребованы необходимые сведения и документы.
29.04.2010 г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Орловская сбытовая компания" начальником Управления по тарифам Орловской области Жуковой Е.Н. было вынесено постановление N01-17-13 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 032 828,8 руб.
Посчитав указанное постановление незаконным, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Орловской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия состава вменяемого административного правонарушения в действиях Общества.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Объективную сторону указанного правонарушения образует нарушение регулируемого государством порядка ценообразования, завышение или занижение цен, установленных надбавок.
Частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу Указа Губернатора Орловской области от 18.03.2009г. N73 "О структуре исполнительных органов государственной власти Орловской области" Управление по тарифам Орловской области является правопреемником Службы по тарифам Орловской области.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995г. N41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. N109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ России от 06.08.2004г. N20-э/2, Положением о Службе по тарифам Орловской области, утвержденным постановлением Коллегии Орловской области от 28.07.2006г. N146, к полномочиям Службы по тарифам относилось установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных минимального и (или) максимального уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам; осуществление контроля за применением регулируемых цен (тарифов).
Согласно пункту 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. N109, одновременно с публикацией решения об установлении тарифов регулирующий орган публикует следующую информацию: величина средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках, учтенная при установлении этих тарифов, - при установлении одноставочных тарифов; величина средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии и единицы мощности на оптовом и розничном рынках, учтенная соответственно при установлении ставки за 1 киловатт-час электрической энергии и ставки за 1 киловатт мощности, - при установлении двухставочных тарифов.
В случае если тариф дифференцирован по зонам (часам) суток, средневзвешенная стоимость приобретения единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках публикуется для каждой зоны суток, либо диапазона числа часов использования мощности.
Согласно пункту 109 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N530, в целях расчета предельных уровней нерегулируемых цен в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность): для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по одноставочным тарифам, используется разность одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования, и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии с учетом мощности на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке, если эта разность положительная; для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по двухставочным тарифам, используются рассчитанные отдельно в отношении электрической энергии и в отношении мощности величины, равные разности тарифной ставки на электрическую энергию (тарифной ставки на мощность) двухставочного тарифа, установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования, и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии (средневзвешенного тарифа покупки мощности) на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке, если эта разность положительная.
Согласно п.57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. N109, регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;
сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;
сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
В счетах на оплату электрической энергии (мощности) помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
Тариф для потребителей, рассчитывающихся по высокому уровню напряжения (ВН) в диапазоне числа часов использования заявленной мощности от 7000 и выше установлен 1 810,0 руб./МВтч. Он состоит из: средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках - 733,32 руб./МВтч; сбытовой надбавки - 61,69133 руб./МВтч; единого (котлового) тарифа на услуги по передаче по ВН - 1 014,3777 руб./МВтч; тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО "АТС" -0,611 руб./МВтч.
Материалами дела подтверждено, что на территории Орловской области действуют два гарантирующих поставщика электрической энергии - ОАО "Орловская сбытовая компания" и ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (Орловский филиал).
Приказом Службы по тарифам Орловской области от 27.11.2008г. N492-т установлены тарифы на электрическую энергию (отдельно для каждого гарантирующего поставщика), поставляемую ОАО "Орловская сбытовая компания" и ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (Орловский филиал) потребителям группы "прочие" на розничном рынке Орловской области в 2009 г.
В газете "Орловская Правда" от 30.12.2008г. N213 Службой по тарифам Орловской области одновременно с публикацией приказа от 27.11.2008г. N492-т об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям группы "прочие" на розничном рынке Орловской области в 2009 г., была опубликована информация (в среднем по двум гарантирующим поставщикам, действующим на территории Орловской области) о величине средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках (далее - величина средневзвешенной стоимости электрической энергии), учтенной при установлении данных тарифов.
Средневзвешенные нерегулируемые цены покупки электроэнергии на оптовом рынке публикуются ежемесячно на сайте ОАО "АТС".
Величина средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенная при установлении тарифов на электрическую энергию для каждого из гарантирующих поставщиков электроэнергии, различна.
ОАО "Орловская сбытовая компания" использовало для расчетов с потребителями при определении предельного уровня нерегулируемой цены электрической энергии на розничном рынке опубликованную величину средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенную при установлении тарифов на электрическую энергию, которая меньше величины средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенной при установлении тарифов на электрическую энергию для ОАО "Орловская сбытовая компания".
Для определения предельного уровня нерегулируемой цены электрической энергии на розничном рынке в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность), ОАО "Орловская сбытовая компания" должно было использовать разность установленного одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность) 1810,0 руб./МВтч и средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках 733,32 руб./МВтч, которая составляет 1076,68 руб./МВтч, в том числе: сбытовая надбавка - 61,69133 руб./МВтч; единый (котловой) тариф на услуги по передаче по ВН - 1014,3777 руб./МВтч; тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО "АТС" - 0,611 руб./МВтч.
Сбытовая надбавка, тариф на услуги по передаче электрической энергии, тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО "АТС", являются регулируемыми величинами.
Однако для определения предельного уровня нерегулируемой цены электрической энергии на розничном рынке в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность) ОАО "Орловская сбытовая компания" использовало разность установленного одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность) 1810,0 руб./МВтч и опубликованной величины средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках 724,306 руб./МВтч, которая составляет 1 085,694 руб./МВтч, в том числе: сбытовая надбавка - 61,69133 руб./МВтч; единый (котловой) тариф на услуги по передаче по ВН - 1 014,3777 руб./МВтч; тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО "АТС" -0,611 руб./МВтч.
Превышение сбытовой надбавки гарантирующего поставщика составляет 9, 014 руб./МВтч.
Согласно информации, представленной ОАО "Орловская сбытовая компания" Управлению, объем полезного отпуска электрической энергии за 5 месяцев 2009 года ( с августа по декабрь) составил 660 241,7 тыс. кВтч, в том числе: полезный отпуск электрической энергии и мощности, реализуемый по регулируемым ценам - 396 823,7 тыс. кВтч; полезный отпуск электрической энергии и мощности, реализуемый по нерегулируемым ценам - 263 418,0 тыс. кВтч.
Объем полезного отпуска электрической энергии и мощности, реализуемого ОАО "Орловская сбытовая компания" по нерегулируемым ценам потребителям, с интегральным учетом за 5 месяцев 2009 года составляет 168 228,8 тыс. кВтч.
Объем денежных средств, полученных ОАО "Орловская сбытовая компания" за 5 месяцев 2009 года (в период с августа по декабрь) за счет завышения свободной (нерегулируемой) цены на розничном рынке (предельного уровня нерегулируемой цены) электрической энергии составил 1 516 414,4 руб.
Изложенными обстоятельствами подтверждается факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При осуществлении деятельности в качестве гарантирующего поставщика у ОАО "Орловская сбытовая компания" имелась возможность запросить информацию о величине средневзвешенной стоимости электрической энергии, направив запрос в адрес Службы по тарифам Орловской области об уточнении величины средневзвешенной стоимости электрической энергии для использования в расчете предельного уровня нерегулируемой цены на розничном рынке.
Однако, указанные действия не были осуществлены ОАО "Орловская сбытовая компания". Следовательно, вывод о том, что Общество применяло опубликованную величину средневзвешенной стоимости электрической энергии с целью получения дополнительного дохода за счет потребителей Орловской области, является правомерным.
Действия Общества привели к получению дополнительного дохода ОАО "Орловская сбытовая компания" за счет завышения свободной (нерегулируемой) цены на розничном рынке (предельного уровня нерегулируемой цены) электрической энергии для потребителей Орловской области.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности Управлением в действиях ОАО "Орелэнергосбыт" события, состава и вины вменяемого правонарушения, подлежат отклонению как необоснованные, опровергаемые материалами дела.
Довод о неправильном применении судом пункта 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации отклоняется как несостоятельный.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что вывод суда об отклонении величины средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенной при установлении тарифов для ОАО "Орелэнергосбыт" от опубликованной величины средневзвешенной стоимости на величину 9,014 руб./МВтч не основан на материалах административного дела.
Данная ссылка не может быть принята во внимание, поскольку как в протоколе об административном правонарушении от 21.04.2010 г., так и в тексте оспариваемого постановления отражено, что превышение сбытовой надбавки гарантирующего поставщика составило 9,014 руб/МВтч.
Довод заявителя жалобы об отсутствии обязанности по направлению запроса в регулирующий орган об уточнении величины средневзвешенной стоимости электрической энергии не принимается, поскольку отсутствие прямой обязанности не повлияло не возможность направления такого запроса в адрес Службы по тарифам с целью недопущения применения завышенной цены на электрическую энергию и совершения административного правонарушения.
Иные доводы, исследованные апелляционной инстанцией, не могут позволить сделать вывод о неправомерности обжалуемого судебного акта, они выражают лишь несогласие с изложенными судом выводами.
Апелляционная инстанция находит, что судом дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 27.05.2010 г. по делу NА48-1925/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Орловская сбытовая компания" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1925/2010
Заявитель: ОАО "Орловская сбытовая компания"
Заинтересованное лицо: Управление по тарифам Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4536/10