г. Воронеж |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.08.2010.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Сергуткиной В.А., Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от УФАС по Тамбовской области: Мазаева С.В., начальник отдела, по доверенности; Вислобокова Е.М., ведущий специалист-эксперт, по доверенности; Заботнова Т.В., ведущий специалист-эксперт, по доверенности; Мурзин К.И., главный специалист-эксперт, по доверенности;
от ОАО "Российский сельскохозяйственный банк": Луканкин А.Г., представитель, по доверенности;
от Администрации Староюрьевского района Тамбовской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
на решение арбитражного суда Тамбовской области от 08.04.2010
по делу N А64-421/2010 (судья Парфенова Л.И.)
по заявлению открытого акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" (ОАО "Россельхозбанк") в лице Тамбовского регионального филиала, г. Тамбов
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (УФАС), г. Тамбов,
3-лицо: Администрация Староюрьевского района Тамбовской области, с. Староюрьево
о признании недействительным решения N49/04 от 01.12.2009,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российский сельскохозяйственный банк" в лице Тамбовского регионального отделения (далее также - общество, заявитель, банк) обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к УФАС по Тамбовской области (далее также - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения N 49/04 от 01.12.2009.
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 08.04.2010 заявленное требование удовлетворено.
Принимая указанный судебный акт, арбитражный суд руководствовался выводами о несоответствии оспариваемого решения антимонопольного органа требованиям действующего законодательства, нарушении решением прав заявителя.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить. Доводы апелляционной жалобы сводятся к утверждению о законности принятого антимонопольным органом решения и недоказанности нарушения им прав и законных интересов заявителя. Считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Дело рассматривалось арбитражным апелляционным судом в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Администрации Староюрьевского района Тамбовской области, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители заявителя жалобы поддержали доводы апелляционной жалобы, считали решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, просили суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав банку в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считал обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Между ОАО "Россельхозбанк" и Администрацией Староюрьевского района Тамбовской области (далее также - администрация) 03.09.2009 заключено Соглашение о взаимодействии между администрацией Староюрьевского муниципального района Тамбовской области и Тамбовским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк" по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий.
Целями и основными задачами Соглашения, как это записано в п.2.1, являлись:
- создание условий для привлечения хозяйствующими субъектами муниципального района кредитов на текущие и инвестиционные цели, обеспеченных государственной поддержкой в форме возмещения части затрат на уплату процентов за кредит, полученный в кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах
- активизация взаимодействия регионального филиала с муниципальными органами управления сельского хозяйства в рамках реализации муниципальных программ развития сельского хозяйства
- расширение доступности кредитных ресурсов для обеспечения растущих потребностей сельского хозяйства и населения муниципального района
- создание системы финансовой взаимопомощи на селе - сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов
- создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, снабженческих, сбытовых, обслуживающих)
- формирование системы земельно-ипотечного кредитования
- формирование общего банка данных и организацию оперативного обмена информацией о текущей и прогнозируемой ситуации по развитию сельского хозяйства в районе
- взаимодействие по снижению рисков, связанных с финансированием программ и проектов, реализуемых в сфере агропромышленного комплекса района
- внедрение в сельской местности расчетов с использованием платежных карт ОАО "Россельхозбанк"
В обязанности Администрации согласно п.3.1 Соглашения в числе прочих обязанностей входило:
- оказывание содействия региональному филиалу в реализации программ кредитования инвестиционных проектов развития и модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры в сельской местности района
- принимать нормативные акты и осуществлять иные действия, способствующие участию регионального филиала в проведении государственной политики и реализации государственных программ в агропромышленном комплексе
- обеспечивать региональный филиал информационными материалами об экономическом потенциале отраслей агропромышленного комплекса района
- оказывать содействие развитию внутренних структурных подразделений регионального филиала
- обеспечивать прохождение средств, выделяемых на поддержку и финансирование целевых программ в агропромышленном комплексе, через счета предприятий и организаций агропромышленного комплекса, открытые в региональном филиале
- оказывать содействие региональному филиалу в расширении клиентской базы регионального филиала
- привлекать представителей регионального филиала к подготовке муниципальных нормативных правовых актов и методических материалов, обеспечивающих развитие и поддержку сельского хозяйства района.
Срок действия настоящего Соглашения установлен в пять лет с правом дальнейшего продления.
Уведомление о заключении данного Соглашения было направлено в УФАС.
УФАС 02.11.2009 издало приказ N 272 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства". Данным приказом создана Комиссия в составе: председатель Комиссии - Бояршинова И.А., и.о. руководителя управления, члены Комиссии: Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, Вислобокова Е.М. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, Краснобаева Е.В. - специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов. Контроль за ходом рассмотрения дела оставлен за и.о. руководителя Бояршиновой И.А.
Комиссия УФАС, рассмотрев данное Соглашение, пришла к выводу, что принятые Администрацией обязательства и их исполнение могут привести к созданию преимущественных условий деятельности отдельного хозяйствующего субъекта в лице ОАО "Россельхозбанк", что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, в частности - на рынке услуг, оказываемых банками.
УФАС 14.12.2009 принято решение N 49/04, которым Администрация Староюрьевского района Тамбовской области и ОАО "Россельхозбанк" признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения соглашения о взаимодействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке банковских услуг.
УФАС данным решением прекращено рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, материалы проверки переданы должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях по статье 14.32 КоАП РФ для возбуждения административного производства.
Рассматривала дело и приняла оспариваемое решение комиссия под председательством руководителя управления Гречишниковой Е.А. и двух членов - Мазаевой С.В. и Краснобаевой Е.В.
Администрация Староюрьевского района и ОАО "Россельхозбанк" приняли решение о расторжении Соглашения о взаимодействии с 03.09.2009 в соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ. Стороны констатировали, что с момента заключения Соглашения о взаимодействии (с 03.09.2009) обязательства сторон по данному Соглашению не исполнялись.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Отношения, связаные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, урегулированы Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со ст. 16 названного закона, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Вывод арбитражного суда первой инстанции, основанный на непосредственном исследовании условий Соглашения от 03.09.2009 о том, что данные условия создают режим наибольшего благоприятствования, преимущества для ОАО "Россельхозбанк", является обоснованным, подтвержден материалами дела и не оспорен заявителем.
Из материалов дела видно, что оно сторонами фактически не исполнялось и нарушение прекращено добровольно.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - комиссия), которая выступает от имени антимонопольного органа.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что председателем комиссии может быть руководитель антимонопольного органа или его заместитель. Замена члена комиссии осуществляется на основании мотивированного решения антимонопольного органа.
В настоящем деле приказом N 272 от 02.11.2009 создана комиссия для рассмотрения конкретно данного дела под председательством Бояршиновой И.А. Фактически дело рассматривала и приняла решение комиссия под председательством Гречишниковой Е.А. Приказа о замене члена комиссии -председателя комиссии Бояршиновой И.А. на Гречишникову Е.А. - не было.
Далее, в силу части 3 ст. 40 Закона N 135-ФЗ, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями на рынке банковских услуг в состав комиссии на постоянной основе включаются представители ЦБ РФ, которые составляют половину членов комиссии.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при нарушении антимонопольного законодательства на рынке банковских услуг кредитными организациями (ОАО "Россельхозбанк" является кредитной организацией) независимо от количества кредитных организаций, нарушивших антимонопольное законодательство, в состав комиссии должны включаться представители ЦБ РФ. Судом первой инстанции при этом учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о согласованности понимания правовой нормы относительно системы правового регулирования, изложенная в Постановлении от 06.04.2004 N 7-П.
Таким образом, у суда первой инстанции, с учетом положений ст.ст. 198, 201 АПК РФ, имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленного требования и признания недействительным обжалуемого решения антимонопольного органа в связи с нарушением процедуры рассмотрения антимонопольного дела.
Решение антимонопольного органа, принятое с существенным нарушением требований норм права, регламентирующих процедуру рассмотрения антимонопольного дела нельзя признать законным.
При этом в нем содержатся выводы о признании Общества нарушившим антимонопольное законодательство, что влечет за собой негативные последствия, в частности, подрыв авторитета банка и доверия клиентов.
Обстоятельства дела установлены арбитражным судом первой инстанции исчерпывающе полно, правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае (ч. 4 ст. 270 АПК РФ) судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела в отсутствие должных на то правовых оснований. Выводов арбитражного суда первой инстанции доводы апелляционной жалобы не опровергают.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Тамбовской области от 08.04.2010 по делу N А64-421/2010 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-421/2010
Заявитель: ОАО ""Российский Сельскохозяйственный банк"
Ответчик: УФАС РФ по Тамбовской области
Третье лицо: Администрация Староюрьевского р-на Тамбовской обл.