г. Владимир |
|
"06" августа 2010 года |
Дело N А43-7987/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2010.
Полный текст постановления изготовлен 06.08.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Урлекова В.Н.,
судей Рубис Е.А., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.06.2010, принятое
по делу N А43-7987/2010 судьей Сандовой Е.М. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВИК-ЛОТ" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 01.04.2010 N 04-10/93 о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу - Каракулина Н.А.
по доверенности от 08.12.2009 N 27Д;
от общества с ограниченной ответственностью "ВИК-ЛОТ" - Углова Е.А. по доверенности от 01.06.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВИК-ЛОТ" (далее - ООО "ВИК-ЛОТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) от 01.04.2010 N 04-10/93 о привлечении к административной ответственности по стать 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 руб.
В обоснование заявленных требований ООО "ВИК-ЛОТ" указало на то, что общество не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Управление с заявленными требованиями не согласилось, считает законным оспариваемое постановление.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.06.2010 заявленные требования удовлетворены. Постановление управления от 01.04.2010 N 04-10/93 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
Податель апелляционной жалобы считает, что ООО "ВИК-ЛОТ" осуществляет деятельность по проведению лотерей, а значит, является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления от 16.02.2010 N 41 проведена проверка деятельности ООО "ВИК-ЛОТ" по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 11.11.2008 по 05.12.2008.
В ходе проверки установлено, что в ООО "ВИК-ЛОТ" разработаны, утверждены руководителем организации и согласованы в Росфинмониторинге Правила внутреннего контроля (уведомление о согласовании правил внутреннего контроля от 10.02.2005 N 04-3-27/1116). Вместе с тем, указанные Правила внутреннего контроля на время проведения проверочных мероприятий не соответствуют действующему законодательству в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, так как не учитывают изменений, внесенных в Федеральный закон N 115-ФЗ и иные нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности, в период с 2006 по 2009 год. Также в ходе проведения проверки установлено отсутствие в ООО "ВИК-ЛОТ" в течение длительного периода времени специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, отвечающего квалификационным требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 715, непредставление сведений о смене специального должностного лица, непроведение обучения сотрудников.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного в статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления составило протокол об административном правонарушении от 19.03.2010, рассмотрев который, заместитель руководителя Управления принял постановление от 01.04.2010 N 04-10/93 о привлечении ООО "ВИК-ЛОТ" к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Посчитав данное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "ВИК-ЛОТ" состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Статья 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:
кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг;
страховые организации и лизинговые компании;
организации федеральной почтовой связи;
ломбарды;
организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств, в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.
Перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона N 115-ФЗ, является исчерпывающим.
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи.
Проведением лотереи, согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", признается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Также Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" дает определение понятию "Оператора лотерей", который в соответствии с данным Законом, (наряду с Организатором) наделен правом на проведение лотереи. При этом, статья 2 Закона указывает, что оператор лотереи это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
То есть Федеральный закон "О лотереях" содержит конкретный перечень действий, осуществление которых является проведением лотереи.
Между тем, распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора (пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях").
Из системного анализа норм статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" следует, что законодатель разграничил субъектов правоотношений, регулируемых настоящим законом, на организаторов лотереи, операторов лотереи и распространителей лотерейных билетов, каждый из которых наделен собственной компетенцией и объемом прав и обязанностей по отношению друг к другу и участникам лотереи.
Таким образом, распространение лотерейных билетов и выплата выигрышей по ним не тождественны понятию проведение лотереи.
Как видно из материалов дела и установлено Арбитражным судом Нижегородской области, ООО "ВИК-ЛОТ" является распространителем лотерейных билетов и не имеет договорных отношений с организаторами лотерей, предметами которых были бы проведение лотерей от имени и по поручению организаторов, что подтверждается имеющимися в деле договорами общества с операторами лотерей, в связи с чем общество не относится к организации, проводящей лотереи, на которую распространяются требования Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.20001 N 115-ФЗ.
То обстоятельство, что согласно уставу, выписке из ЕГРЮЛ от 09.12.2009 N 3906, карте постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу основным видом деятельности
ООО "ВИК-ЛОТ" является организация, проведение, реализация лотереи, правового значения по делу не имеет, поскольку административным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что общество фактически организовывало и проводило лотереи.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба Управления подлежит отклонению.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.06.2010, принятое по делу N А43-7987/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-7987/2010
Заявитель: ООО "ВИК-ЛОТ"
Заинтересованное лицо: Межрегионального управления Федеральная служба по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу