г.Москва |
Дело N А40-146416/09-92-949 |
|
N 09АП-4412/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.04.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Веклича Б.С., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степкиным М.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Марсо 2002"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.01.2010
по делу N А40-146416/09-92-949 судьи Уточкина И.Н.
по заявлению ЗАО "Марсо 2002"
к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы,
третьи лица: Правительство Москвы, Контрольный комитет г.Москвы,
об оспаривании решения,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Кузнецова С.И. по доверенности от 03.11.2009 N 77НП8016234, паспорт 45 09 723203, Соболевой М.В. по доверенности от 01.12.2009 N 77НП8016463, паспорт 45 98 385196,
представителя Департамента земельных ресурсов города Москвы Столяровой А.О. по доверенности от 28.12.2009 N 33-И-3077/9, удостоверение N 608,
представителя Правительства Москвы Ильиной Л.В. по доверенности от 07.09.2009 N 4-47-7780/9-1, удостоверение N 355,
представителя Контрольного комитета г.Москвы Рудой Т.В. по доверенности от 27.02.2010 N 01-01-12-468/10, удостоверение N 18811,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.01.2010, принятым по настоящему делу, ЗАО "Марсо 2002" отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов г.Москвы, оформленного письмом от 21.09.2009 N 33-5Т3-409/8-(0)-1, в части отказа в заключении договора аренды земельного участка площадью 0,228 га (кадастровый номер 77:0305023:30), расположенного по адресу: г.Москва, Большой Купавенский пр., д.1, стр.1, сроком на 25 лет, и обязании Департамента земельных ресурсов г.Москвы совершить действия по устранению нарушения прав и законных интересов ЗАО "Марсо 2002" путем заключения с ним договора аренды указанного земельного участка сроком на 25 лет.
В обоснование решения суд указал на отсутствие соответствующего распорядительного документа Правительства Москвы, а также наличия действующих земельно-правовых отношений на земельный участок (договор аренды от 21.11.2003 N М-03-505724), в связи с чем пришел к выводу о том, что ненормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству, в частности статьям 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.6, 29, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ЗАО "Марсо 2002" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы указывает на то, что ненормативный акт в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку принадлежащее Обществу на праве собственности здание не используется для размещения какого-либо производства, а используется исключительно для размещения и организации культурно-просветительского досуга и в рекреационных целях. Указывает, что изменение целевого назначения земельного участка заявителем не планируется, при этом данный земельный участок не находится на территории объекта культурного наследия "Усадьба Измайлово". Считает, что Департамент земельных ресурсов г.Москвы вправе самостоятельно принять решение о заключении с заявителем договора аренды и не согласовывать его с Москонтролем.
Представитель Департамента земельных ресурсов г.Москвы в судебном заседании возражал против доводов и требований апелляционной жалобы, просил оставить судебное решение без изменения, изложил свои доводы, указанные им в письменных пояснениях. Указал, что проект распоряжения Правительства Москвы о предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка был направлен в Москонтроль для согласования, поскольку земельный участок по адресу: г.Москва, Большой Купавенский пр. д.1, стр.1 расположен в границах особо охраняемой природной территории "природно-исторический парк "Измайлово", а также на территории объектов культурного наследия "Усадьба Измайлово" и "Измайловский лесопарковый заповедник с системой прудов и плотин по реке Серебровке (Серебрянке)". Сославшись на статьи 29, 36 Земельного кодекса РФ, указал, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Считает действия Департамента законными и обоснованными, поскольку заявителю отказано в переоформлении земельно-правовых отношений на новый срок ввиду отсутствия согласования распорядительного документа Москонтролем.
Представитель Правительства Москвы в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, а также доводы, изложенные представителем Департамента земельных ресурсов города Москвы. Пояснил, что между ЗАО "Марсо 2002" и Департаментом земельных ресурсов г.Москвы уже имеется договор аренды от 21.11.2003 N М-03-505724, заключенный в соответствии с действующим законодательством, что не оспаривается сторонами. Считает, что права и законные интересы заявителя оспариваемым решением ответчика не нарушены.
Представитель Москонтроля оставил принятие решения по данному делу на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "Марсо 2002" является собственником здания, расположенного по адресу: г.Москва, Большой Купавенский пр., д.1, стр.1, общей площадью 2440,9 кв.м., что подтверждается свидетельством о регистрации права от 09.01.2003, запись в ЕГРП N 77-01/03-578/2002-1045 (том 1 л.д.10).
Между ЗАО "Марсо 2002" и Департаментом земельных ресурсов города Москвы 21.11.2003 заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-03-505724 (том 1 л.д.17), предметом которого, согласно условиям пункта 1.1, является земельный участок (кадастровый номер 77:0305023:30), площадью 2466 кв.м., имеющий адресные ориентиры: г.Москва, Большой Купавенский пр., д.1, стр.1, предоставляемый в аренду для эксплуатации здания швейной фабрики и прилегающей территории под хозяйственный двор. Пунктом 2 договора аренды земельного участка определено, что договор заключен сроком до 06.07.2008. По истечении срока действия настоящего Договора и при отсутствии волеизъявления сторон на продление срока его действия, договор подлежит расторжению.
Границы земельного участка указаны на прилагаемом к договору плане участка (приложение N 2, 2а), являющемся составной и неотъемлемой частью договора (п.1).
Используя предоставленное законом право, ЗАО "Марсо 2002", как собственник объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке, 03.04.2008 обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением об оформлении нового договора аренды вышеуказанного земельного участка сроком на 25 лет.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 30.10.2008 N 3784 уточнены границы данного земельного участка и подготовлен проект распорядительного документа о предоставлении его в аренду ЗАО "Марсо 2002" сроком на 25 лет (том 1 л.д.49).
В соответствии с п.7 Постановления Правительства Москвы от 30.10.2007 N 962-ПП указанный проект распоряжения направлен для согласования в Контрольный комитет г.Москвы (Москонтроль).
Письмом от 21.07.2009 N 01-01-12-2567/09 (том 2 л.д.1) Москонтроль отказал в согласовании проекта распоряжения, указав в качестве оснований для отказа на то, что земельный участок площадью 0,228 га по адресу: г.Москва, Большой Купавенский пр., д.1, стр.1, находится на территории особо охраняемой природной территории "природно-исторический парк "Измайлово", а также на территории объектов культурного наследия "Усадьба Измайлово (1621 га) парк" и "Измайловский лесопарковый заповедник с системой прудов и плотин по реке Серебровке (Серебрянке)". Осуществление хозяйственной деятельности в форме швейного производства противоречит целям создания и режимам использования земельных участков особо охраняемой природной территории.
Письмом от 21.09.2009 N 33-5Т3-409/8-(0)-1 (том 1 л.д.51) Департамент земельных ресурсов г.Москвы сообщил заявителю о невозможности переоформления земельно-правовых отношений на новый срок в связи с тем, что проект соответствующего распорядительного документа Правительства Москвы отклонен Москонтролем, ввиду того, что осуществление хозяйственной деятельности в форме швейного производства противоречит целям создания и режимам использования земельных участков ООПТ природного парка. Также сообщено, что в связи с наличием у ЗАО "Марсо 2002" на указанном земельном участке объекта недвижимого имущества, права на который зарегистрированы в установленном порядке, Москонтролем предложено последовательно решить задачу по выводу ЗАО "Марсо 2002" с занимаемой территории, что несовместимо с предоставлением права долгосрочной аренды участка. Кроме того, поскольку договор краткосрочной аренды от 21.11.2003 N М-03-505724 в силу ст.610, 621 ГК РФ является продленным на неопределенный срок, действующие арендные правоотношения должны быть сохранены в рамках данного договора, в связи с чем переоформление земельно-правовых отношений на новый срок в настоящее время не представляется возможным.
Считая отказ в заключении договора аренды земельного участка неправомерным, заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из правомерности действий Департамента земельных ресурсов города Москвы по отказу в принятии решения о заключении с ЗАО "Марсо 2002" договора аренды земельного участка площадью 0,228 га (кадастровый номер 77:0305023:30), расположенного по адресу: г.Москва, Большой Купавенский пр., д.1, стр.1 сроком на 25 лет.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка) установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков, в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города осуществляет город Москва в лице его Правительства, уполномоченного им органа исполнительной власти города Москвы, в данном случае - Департамента земельных ресурсов города Москвы, в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В настоящем случае отказ Департамента земельных ресурсов г.Москвы в предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка мотивирован отсутствием согласования проекта распоряжения Москонтролем, со ссылкой в качестве оснований для отказа на то, что осуществление хозяйственной деятельности в форме швейного производства противоречит целям создания и режимам использования земельных участков особо охраняемой природной территории.
Вместе с тем, в соответствии с п.3.4 Приложения N 1 к Постановлению Правительства г.Москвы от 11.07.2006 N 488-ПП "Положение о природно-историческом парке "Измайлово", все правообладатели земельных участков в границах природно-исторического парка "Измайлово" обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории. Правообладатели земельных участков подписывают охранные обязательства по обеспечению сохранности представленных на занимаемых ими земельных участках природных сообществ и объектов, соблюдению установленного режима охраны. Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт земельного участка с подробной характеристикой представленных в его границах природных сообществ, оценкой их состояния, а также описанием режима особой охраны и использования данного участка.
Как видно из имеющихся в материалах дела документов, земельный участок с адресными ориентирами: г.Москва, Большой Купавенский пр., д.1, стр.1, расположен на территории природно-исторического парка "Измайлово", для соответствующей территории установлен режим N 5.
Из приложения N 2 к кадастровой справке (том 2 л.д.57), раздел "условия использования территории, установленные градостроительным зонированием и градостроительными регламентами" следует, что в пределах территорий и участков с режимом N 5 разрешается сохранение, реконструкция существующих объектов жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, а также строительство новых объектов жилого, общественного, делового назначения при обязательном условии: обеспечивается озеленение и обводнение не менее 70% поверхности земли, а также все указанные выше объекты являются экологически безопасными и не требуют организации санитарно-защитных зон и санитарных разрывов.
В соответствии с п.9 Кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка от 07.04.2009 N 77/501/09-2134 (том 1 л.д.11), разрешенным использованием участка является "эксплуатация здания и прилегающей территории под хозяйственный двор (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности)". При этом категория земельного участка определена как "земли населенных пунктов".
Из изложенного следует, что существующий разрешенный вид использования земельного участка заявителем как эксплуатация здания и прилегающей территории под хозяйственный двор для швейного производства, не противоречит установленному режиму испрашиваемого земельного участка как части природно-исторического парка.
Вместе с тем из материалов дела следует, что согласно приказу ЗАО "Марсо 2002" от 20.06.2008 N 14 (том 2 л.д.5), хозяйственная деятельность ЗАО "Марсо 2002" в виде швейного производства по адресу: Москва, Большой Купаевский пр., д.1. стр.1, прекращена с 01.07.2008.
С указанной даты административное здание швейной фабрики, принадлежащее на праве собственности ЗАО "Марсо 2002", и прилегающая к нему территория под хозяйственный двор общей площадью 2280,0 кв.м. используется для организации культурно-просветительного, физкультурно-оздоровительного досуга (рекреационных целях) сотрудников ЗАО "Марсо 2002", а также для частичного размещения сотрудников административно-инженерного персонала ЗАО "Марсо 2002" для руководства выведенного в Московскую область швейного производства.
Из Акта проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 02.02.2009 (том 1 л.д.45) также не следует, что ЗАО "Марсо 2002" при эксплуатации испрашиваемого земельного участка допущены какие-либо нарушения природоохранного законодательства.
При таких данных, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что использование заявителем здания и испрашиваемого земельного участка как "эксплуатация здания и прилегающей территории под хозяйственный двор" для размещения и организации культурно-просветительского досуга и рекреационных целях сотрудников ЗАО "Марсо 2002" не противоречит положениям Закона г.Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в г.Москве", на нарушение которого указывает ответчик.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что Обществом в ДЗР г.Москвы представлены все необходимые и достаточные для издания распорядительного акта о предоставлении земельного участка в аренду документы, и доводов о неполноте представленных документов в оспариваемом отказе не приведено, у ответчика отсутствовали основания для отказа в предоставлении заявителю спорного земельного участка.
Учитывая сказанное, апелляционный суд считает необходимым признать незаконным оспариваемое решение ДЗР г.Москвы, оформленное письмом от 21.09.2009 N 33-5Т3-409/8-(0)-1, в части отказа в заключении договора аренды земельного участка площадью 0,228 га (кадастровый номер 77:0305023:30), расположенного по адресу: г.Москва, Большой Купавенский пр., д.1, стр.1, сроком на 25 лет, и в соответствии с ч.4 ст.201 АПК РФ в порядке устранения допущенных нарушений прав и интересов заявителя обязать ответчика заключить с ЗАО "Марсо 2002" испрашиваемый договор аренды названного земельного участка.
Принимая во внимание вышесказанное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Уплаченная заявителем при подаче заявления и апелляционной жалобы госпошлина подлежит возврату Обществу в порядке ст.110 АПК РФ в связи с удовлетворением заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.01.2010 по делу N А40-146416/09-92-949 отменить.
Признать незаконным решение Департамента земельных ресурсов г.Москвы, оформленное письмом от 21.09.2009 N 33-5Т3-409/8-(0)-1, в части отказа в заключении договора аренды земельного участка площадью 0,228 га (кадастровый номер 77:0305023:30), расположенного по адресу: г.Москва, Большой Купавенский пр., д.1, стр.1, сроком на 25 лет.
Обязать Департамент земельных ресурсов г.Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Марсо 2002" путем заключения с ЗАО "Марсо 2002" договора аренды земельного участка площадью 0,228 га (кадастровый номер 77:0305023:30), расположенного по адресу: г.Москва, Большой Купавенский пр., д.1, стр.1, сроком на 25 лет.
Возвратить Закрытому акционерному обществу "Марсо 2002" из федерального бюджета уплаченную при подаче заявления государственную пошлину в сумме 2000 рублей, и уплаченную при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Б.С.Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146416/09-92-949
Истец: ЗАО "Марсо 2002"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Правительство города Москвы, Контрольный комитет г. Москвы