г. Москва |
Дело N А40-287310/10-146-121 |
|
N 09АП-15826/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Якутова Э.В.
судей: Веклича Б.С. Поташовой Ж.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Титаренковым B.C.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ЗАО "Алмаз-Пресс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2010
по делу N А40-287310/10-146-121 судьи Ласкина Л.В.,
по заявлению ЗАО "Алмаз-Пресс"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве
о признании незаконными постановлений о назначении административного наказания
при участии:
от заявителя: Липгарт Е.В. по дов. от 19.04.2010 N 4, паспорт 45 04 928237;
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2010 ЗАО "Алмаз-Пресс" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (далее - ФСФБН) от 10.02.2010 N N 455-10/598М, 455-10/599М, 455-10/600М, 455-10/601М, 455-10/602М, 455-10/603М, 455-10/604М, 455-10/605М, 455-10/606М, 455-10/607М.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает, что судом осуществлено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда, содержащиеся в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; судом неправильно применены нормы материального права - не применен закон, подлежащий применению.
Просит решение отменить и принять новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу ФСФБН считает, что решение суда является обоснованным, законным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем отмене не подлежит.
Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ФСФБН, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Считает, что Общество незаконно и необоснованно привлечено к административной ответственности.
Пояснил, что совершенная Обществом просрочка предоставления документов является незначительной.
Указал на то, что имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя ФСФБН, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Алмаз-пресс" (Покупатель) и иностранный контрагент - компания "STORA ENSO Publication Papers OY LTD" (Продавец) заключили Контракт на поставку товаров от 15.12.2005 N 2005/1-262.
Заявителем в уполномоченном банке - филиале акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) Краснопресненское отделение N 1569 (Москва) был оформлен паспорт сделки N 06020003/1481/0819/2/0.
В рамках исполнения обязательств по Договору резидентом по приложенным к материалам дела ГТД N N 10127020/010709/0010927, 10127020/260609/0010686, 10127020/100609/0009738, 10127020/080609/0009563, 10127020/180509/0008292, 10127020/010609/0009183, 10127020/250509/0008683, 10125210/270309/0001812, 10125210/030309/0001047, 10125210/130209/0000697 был осуществлен ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, что подтверждается отметками Подольской и Зеленоградской таможни "Выпуск разрешен" в вышеназванных ГТД.
Материалами административного дела установлено и Обществом не отрицается, что справки о подтверждающих документах были представлены ЗАО "Алмаз-пресс" в уполномоченный банк с нарушением установленного Положением N 258-П срока от 2 до 14 дней.
Постановлениями ТУ ФСФБН в г. Москве от 10.02.2010 N N 455-10/598М, 455-10/599М, 455-10/600М, 455-10/601М, 455-10/602М, 455-10/603М, 455-10/604М, 455-10/605М, 455-10/606М, 455-10/607М, вынесенными в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества, ЗАО "Алмаз-пресс" было признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, и назначены наказания в виде административных штрафов в размере 45 000 рублей по каждому постановлению.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое постановление принято ответчиком в пределах его полномочий, при соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ; Управлением всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела; оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом.
При этом суд правомерно указал на то, что согласно п/п "б" п.9 ч.1 ст.1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - ФЗ N 173-ФЗ) валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Пунктами 3.1 и 3.1.1 Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - также Инструкция N 117-И) предусмотрено, что действие данной инструкции распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, в том числе за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.
В силу п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям, обеспечивая их сохранность в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции.. При этом порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов к информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля - уполномоченным банкам устанавливается Банком России (п.2 ч.3 ст.23 закона N173-ФЗ).
В силу п.2.1 положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" резидент в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Пункт 2.2 Положения предписывает резидентам представлять подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки об этих документах.
Справка должна быть представлена в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в котором поступили денежные средства.
В соответствии со ст.ст. 4, 5 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П является актом органа валютного регулирования, определяющим обязательный для исполнения резидентами порядок осуществления валютных операций с нерезидентами.
Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что Обществом нарушены сроки представления справки о подтверждающих документах:
ГТД N 10127020/010709/0010927 - на 13 дней - постановление N 455-10/598М;
ГТД N 10127020/260609/0010686 - на 18 дней - постановление N 455-10/599М;
ГТД N 10127020/100609/0009738 - на 14 дней - постановление N 455-10/600М;
ГТД N 10127020/080609/0009563 - на 16 дней - постановление N 455-10/601М;
ГТД N 10127020/180509/0008292 - на 7 дней - постановление N 455-10/602М;
ГТД N 10127020/010609/0009183 - на 3 дней - постановление N 455-10/603М;
ГТД N 10127020/250509/0008683 - на 10 дней - постановление N 455-10/604М;
ГТД N 10125210/270309/0001812 - на 3 дня - постановление N 455-10/605М;
ГТД N 10125210/030309/0001047 - на 2 дня - постановление N 455-10/606М
ГТД N 10125210/130209/0000697 - на 20 дней - постановление N 455-10/607М.
Оценивая доводы Общества о малозначительности вменяемого правонарушения, суд первой инстанции обоснованно отметил, что несоблюдение требований порядка оформления документов свидетельствует о создании препятствий проведению единой валютной и кредитно-денежной политики и представляет существенную угрозу для осуществления валютного контроля иными субъектами, в том числе уполномоченными банками, которые в связи с несвоевременным предоставлением документов не имеют возможности собирать достоверную информацию при выполнении обязанностей агентов валютного контроля.
При этом суд правомерно указал на то, что ст.2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В соответствии с преамбулой Закона N 173-ФЗ целью данного Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Указанный закон, а так же акты органов валютного регулирования устанавливают правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, а так же общие права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Реализация и выполнение субъектами внешнеэкономических отношений требований валютного законодательства РФ позволяет достигнуть единство внешней и внутренней валютной политики государства, а так же приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Соблюдение юридическими лицами-резидентами правил и требований, установленных валютным законодательством РФ, укрепляет государственный контроль за осуществлением валютных операций, а также перемещением товаров, оказанием услуг, выполнения работ и т.д. по внешнеторговым сделкам.
Правила представления справок о подтверждающих документах представляют собой единую систему императивного характера, соблюдение требований которой в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, позволяет реализовывать функции и задачи валютного контроля на каждом этапе его осуществления.
При этом валютный контроль осуществляется преимущественно с использованием инструментов документарного контроля, то есть основным инструментом валютного контроля является анализ документов. Под документами валютного контроля понимаются все документы (вне зависимости от их носителя), связанные с проведением валютного контроля и необходимые для идентификации валютной операции и контроля за соблюдением правомерности осуществления соответствующей валютной операции.
Установленные валютным законодательством правила представления форм учета и отчетности представляют собой единую систему императивного характера, соблюдение требований которой в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, позволяет реализовывать функции и задачи валютного контроля на каждом этапе его осуществления. В том числе любая информация, содержащаяся в паспорте сделки (в том числе и полученная посредством подтверждающих документов) и документах к нему, является необходимой и общеобязательной для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, что отвечает целям и задачам, валютного законодательства РФ, а также общественных отношений, которые возникают по поводу осуществления валютных операций.
Незначительный период просрочки в представлении справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк, согласно п.18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения, так как сроки предоставления таких документов увязаны со сроками сбора и обобщения банками соответствующей информации.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266-269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2010 по делу N А40-287310/10-146-121 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-287310/10-146-121
Истец: ЗАО "Алмаз-Пресс"
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15826/2010