г. Москва |
Дело N А40-78773/09-32-535 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.07.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катунова В.И.
судей Яремчук Л.А., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального предприятия г. Красноярска "Горэлектротранс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2010
по делу N А40-78773/09-32-535
по иску Муниципального предприятия г. Красноярска "Горэлектротранс"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ,
третьи лица - Министерство финансов Красноярского края, ГП КК "Красноярскавтотранс", Министерство транспорта и связи Красноярского края,
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Лебедева Ж.Е. по доверенности от 18.05.2010, паспорт 70 02 792264 выдан 31.08.2002;
от ответчика: Королева Е.С. по доверенности от 31.12.2009 г. N 01-06-08/183, удостоверение N3341;
от третьих лиц: неявка, извещены
УСТАНОВИЛ
Муниципальное предприятие г. Красноярска "Горэлектротранс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ убытков в размере 14 395 865 руб. 00 коп. в счет возмещения расходов, связанных с осуществлением в 2007 году перевозок граждан-получателей социальных проездных билетов, отнесенных к федеральному регистру льготников.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2010 исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал в пользу истца с ответчика убытки в размере 27 132 руб. В остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с неправильным применением норм материального права (ст. 270 АПК РФ).
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в отсутствие третьих лиц в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, в целях реализации Федерального закона N 122-ФЗ, постановления Совета администрации Красноярского края от 28.02.05 N66-п между истцом, Агентством промышленности, энергетики, транспорта связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края и ГП КК "Красноярскавтотранс" подписаны договоры от 01.01.07 N38-ЕСПБ, от 09.01.07 N02/12-07, согласно которым истец принял на себя обязательства по перевозке граждан, имеющих единый социальный проездной билет с последующим возмещением расходов за счет средств федерального бюджета, средств краевого бюджета средств от реализации единых социальных проездных билетов.
В период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года истец во исполнение Постановления Совета администрации Красноярского края от 28.02.05 N 66-п в основании заключенных договоров осуществлял перевозку граждан отдельных категорий, включенных в федеральный регистр получателей социальных услуг по единым социальным проездным билетам.
Исковые требования мотивированы тем, что предоставление льготникам проезда на основании единого социального проездного билета в период с 01.01.07 по 31.12.07 лишило истца возможности получать плату за проезд от указанных лиц на общих основаниях. Стоимость проезда, которая могла бы быть получена от одного льготника в случае, если бы он пользовался общественным транспортом на общих основаниях, определена истцом как произведение утвержденного тарифа на одну поездку в общественном транспорте и количества поездок, осуществляемых одним льготником в месяц. Количество поездок, осуществляемых льготником за месяц, истец определил, исходя из 60 поездок одного льготника на трех видах транспорта в месяц.
Как установлено ст. 15 Гражданского кодекса РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием.
Предъявленные транспортным предприятием расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ являются реальным ущербом (постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2992/09) и должны быть подтверждены документально (определение ВАС от 17.02.2010 N 1422/10).
В соответствии со статьями 15,16 и 1069 Гражданского кодекса РФ для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Отсутствие хотя бы одного из элементов правонарушения влечет невозможность удовлетворения исковых требований.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ при рассмотрении споров по данной категории дел судам следует иметь в виду постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 05.02.2008 N16069/07.
Согласно правовой позиции, изложенной в данных постановлениях, при отсутствии методики расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан, расчет транспортной организации признается возможным с использованием таких показателей, как: подтвержденное количество льготников, количество поездок одного льготника в месяц, тариф на проезд и доля истца в транспортной работе. Другие расчеты ВАС РФ не рассматривал как допустимо возможные.
Исходя из этого, в случае отсутствия методики расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан, необходимо руководствоваться расчетным методом, основанным на следующих показателях: количество льготников, количество поездок одного льготника в месяц, тариф на проезд и доля истца в транспортной работе.
В вышеуказанных постановлениях определен надлежащий ответчик - Российская Федерации в связи с тем, что льгота была установлена нормативно-правовыми актами Российской Федерации (Федеральный закон "О ветеранах", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов").
С 2005 года, с момента введения в действие Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, из указанных нормативно-правовых актов исключены нормы, предусматривающие льготы отдельным категориям граждан на льготный (бесплатный) проезд в общественном транспорте.
Вместе с тем, Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям вводить правовые эффективные механизмы по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта. Введение указанных механизмов влекло возникновение права субъектов Российской Федерации на получение межбюджетных трансфертов в спорный период.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ транспортная организация имеет право на возмещение убытков в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях за счет средств бюджета публично-правового образования, нормативно-правовым актом которого установлена льгота.
В данном случае льгота установлена субъектом Российской Федерации, которым принято постановление Совета Красноярского края от 28.02.2005 N 66-п "О едином социальном проездном билете", а также издан приказ Департамента промышленной политики Администрации Красноярского края от 11.05.2006 N 27.
Согласно пункту 3 Приложения N 2 к Постановлению N 66-п возмещение расходов транспортным организациям осуществляется в соответствии с Методикой распределения средств, поступивших из федерального бюджета в краевой бюджет, средств краевого бюджета и средств от реализации единых социальных проездных билетов между транспортными организациями согласно приложению к настоящему Порядку на основании договоров, заключенных агентством промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края с государственным предприятием Красноярского края "Красноярскавтотранс" и транспортными организациями независимо от формы собственности на предоставление транспортных услуг гражданам.
В соответствии с пунктом 4-6 Приложения N 2 к Постановлению N 66-п Агентство промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края представляет в департамент финансов администрации Красноярского края ежемесячно, не позднее 17 числа месяца, следующего за отчетным, сводные расчеты сумм, необходимых для возмещения транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением транспортных услуг гражданам, по форме согласно приложению 4 к Постановлению N 66-п. Департамент финансов администрации Красноярского края на основании сводных расчетов определяет объем денежных средств для расчетов с транспортными организациями и организует их зачисление на лицевой счет агентства промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края, открытый в казначействе администрации Красноярского края. Агентство промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края обеспечивает перечисление денежных средств на расчетные счета транспортных организаций.
Методика, утвержденная Постановлением N 66-п, определяет условия и особенности распределения средств, поступивших из федерального бюджета в краевой бюджет, средств краевого бюджета и средств от реализации единых социальных проездных билетов между транспортными организациями, заключившими договоры на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края. При этом Методика включает в себя расчет затрат каждой транспортной организации, имеющей право на получение денежных средств из бюджетов.
Таким образом, в нормативном акте субъекта Российской Федерации определен расчет расходов (затрат) транспортных организаций, имеющих право на получение денежных средств из бюджетов, в соответствии с которым производились выплаты транспортным организациям.
Истец рассчитывает свои убытки, применяя Инструкцию по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, утвержденную постановлением Госкомстата России от 28.06.2002 N 149, что с учетом действующего на территории Красноярского края законодательства и сложившейся судебной практики не может признано обоснованным.
В письме Госкомстата России от 12.08.2002 N МС-09-22/3690 указано, что установленное инструкциями среднее количество поездок по проездным билетам и для лиц с правом бесплатного проезда используется статистическими органами только для оценки и динамики изменения в сопоставимых условиях общего объема перевозок пассажиров и не предназначено для использования при расчете размеров компенсации предприятиям выпадающих доходов от перевозки бесплатных пассажиров.
В соответствии с Постановлением N 66-п определяется методика расчета убытков истца, связанных с предоставлением транспортных услуг гражданам, оказанием мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъекта Красноярского края, которая подлежит компенсации.
В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами на территории Красноярского Края количество поездок для определения размера компенсации транспортным организациям в связи с перевозкой отдельных категорий граждан было установлено равное 26 поездкам.
Согласно представленному ответчиком контрасчету убытков, который судом проверен и признан правильным, затраты истца на перевозку льготных категорий пассажиров за 2007 год составляют 10 987 866 руб. 00 коп.
Доходы истца от реализации единых проездных социальных билетов составили 4 437 342 руб.
В порядке компенсации затрат на перевозку льготных категорий пассажиров истцом из бюджета Красноярского края получено 6 523 392 руб.
Компенсация затрат истца на осуществление перевозок льготных категорий пассажиров составила 10 960 734 руб., при этом истцом документально подтверждены убытки на сумму 10 987 866 руб.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно взыскал в пользу истца с ответчика убытки в размере 27 132 руб. (10 987 866 - 10 960 734), основания для удовлетворения остальной части исковых требований отсутствуют.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, но они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного решения.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе распределяется в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и ст. ст. 15, 16, 1069, Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.02.2010 года по делу N А40-78773/09-32-535 оставить без изменения, а апелляционную жалобу МП г. Красноярска "Горэлектротранс" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.И. Катунов |
Судьи |
Л.А. Яремчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78773/09-32-535
Истец: МП г. Красноярска "Горэлектротранс"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Министерство финансов Красноярского края, Министерство транспорта и связи Красноярского края, Государственное предприятие Красноярского края "Красноярскавтотранс"