Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 187 "Об Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации"

 

В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135), Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 36, ст. 4131) и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 21, ст. 2393) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации статус государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, реализующего образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных служащих, руководящих работников, специалистов и являющегося научным и методическим центром в области своей деятельности.

2. Утвердить прилагаемый устав Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

3. Признать утратившими силу:

абзацы второй и третий пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1992 г. N 233-р;

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 830 "Об утверждении Устава Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 36, ст. 3541);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 649 "О внесении изменений и дополнений в Устав Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3177).

4. Признать не действующими на территории Российской Федерации пункты 2 - 5, абзацы четвертый и пятый пункта 6 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 октября 1977 г. N 908 "Об организации Академии народного хозяйства СССР".

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Фрадков

 

Москва

6 апреля 2005 г.

N 187

 

Устав
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации"
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 187)

 

I. Общие положения

 

1. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (далее - Академия) является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования федерального подчинения, реализующим образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных служащих, руководящих работников и специалистов, а также научным и методическим центром в области своей деятельности.

Полное официальное наименование Академии - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации", сокращенное наименование - ГОУ АНХ, наименование на английском языке - Academy of National Economy under the Government of Russian Federation, сокращенное наименование на английском языке - ANE.

Академия была создана постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 октября 1977 г. N 908 как Академия народного хозяйства СССР для подготовки руководящих кадров органов управления народным хозяйством, владеющих научными основами развития экономики, современными научными методами управления, организации и планирования народного хозяйства.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1992 г. N 233-р Академия народного хозяйства СССР переименована в Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации как ведущий в Российской Федерации учебный и научно-методический центр является частью государственной системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов.

2. Новый устав Академии принят на основе Устава Академии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 830 и зарегистрированного Московской регистрационной палатой под N 17883-iu 1 ноября 1995 г.

3. Академия является юридическим лицом, имеет лицевые счета в органах федерального казначейства, открытые в установленном порядке для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и валютный счет в банковских или кредитных учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, самостоятельным балансом, от собственного имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде, арбитражном и третейском судах.

Академия имеет круглую печать со своим полным наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, иные печати и штампы.

Место нахождения (юридический и фактический адрес) Академии: Россия, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82.

4. Академия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления, изданными в соответствии с их компетенцией, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 264, и настоящим уставом.

5. Учредителем Академии является Правительство Российской Федерации.

6. В состав Академии входят кафедры по отраслям знаний и факультеты по направлениям подготовки специалистов.

7. Академия может иметь филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, аспирантуру, докторантуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, общежития и другие структурные подразделения.

8. Академия имеет Красногорский филиал (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2004 г. N 256-р), расположенный в г. Красногорске (Московская область).

9. В состав Академии в качестве структурных подразделений, осуществляющих в рамках уставной деятельности Академии автономную образовательную, научную либо научно-исследовательскую деятельность, входят институты и (или) научно-исследовательские институты.

10. Структурное подразделение Академии не является юридическим лицом. Статус и функции структурного подразделения определяются положением о нем, которое утверждается ректором Академии.

11. Филиалы и представительства Академии создаются, переименовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Основными задачами Академии являются:

удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием, а также научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;

подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных служащих, государственных служащих субъектов Российской Федерации, работников органов местного самоуправления, в том числе включенных в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста, высвобождаемых работников, а также работников организаций любой формы собственности, безработных специалистов и незанятого населения;

подготовка и переподготовка специалистов в сфере высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности;

дополнительное образование, в том числе подготовка к поступлению в Академию;

подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;

организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-исследовательских, экспертных, аналитических работ в области развития экономики, ее реформирования, управления, кадровой политики, государственной службы и по проблемам образования;

выполнение исследований и работ по заданию Правительства Российской Федерации, в том числе подготовка рекомендаций и предложений по приоритетным вопросам экономической политики и экономической реформы, участие в разработке проектов нормативных правовых актов по профилю деятельности Академии, а также проведение научных экспертиз нормативных правовых актов;

оказание консультационных, информационно-аналитических услуг, а также услуг научно-методического характера федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также организациям;

осуществление международного сотрудничества по направлениям, соответствующим профилю деятельности Академии.

Воспитательные задачи Академии определяются гуманистическим характером образования, общечеловеческими и нравственными ценностями, реализующимися в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников.

13. Академия приобретает право на реализацию образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования с момента получения лицензии на ведение образовательной деятельности.

Деятельность Академии по реализации образовательных программ, включая разработку требований к приему граждан, содержанию образования и организации образовательного процесса, выдачу документов об образовании, предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся и работникам, регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Академия обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на нее задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, возлагается на ректора Академии. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, ректором могут создаваться структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются ректором с учетом специфики проводимых ими работ в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Допуск Академии к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с реализацией мероприятий по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ей в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

15. Академия проводит и обеспечивает необходимые мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Академия обязана предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

16. Академия вправе вступать и объединяться в ассоциации (союзы), которые создаются и действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

17. В Академии могут создаваться профсоюзные и другие общественные объединения, деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации.

18. Общественные объединения обучающихся в Академии, действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут представлять интересы обучающихся.

19. Общественные объединения, создаваемые в Академии, строят свои отношения с Академией на основе договоров с администрацией и по согласованию с ученым советом Академии.

 

II. Прием в Академию

 

20. Порядок приема в Академию устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

21. Академия самостоятельно разрабатывает и утверждает правила приема в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и порядку приема, установленному уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

22. Академия объявляет прием для обучения по образовательным программам только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим программам. Академия обязана ознакомить абитуриента с указанной лицензией, настоящим уставом, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца. Факт ознакомления абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или отсутствия указанного свидетельства фиксируется в приемных документах и заверяется личной подписью абитуриента.

23. Направления подготовки (специальности) определяются лицензией. Содержание образовательного процесса по каждому направлению подготовки (специальности) и сроки освоения образовательной программы высшего или послевузовского профессионального образования определяются Академией в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования и соответствующим государственным образовательным стандартом.

24. Количество граждан, принимаемых на первый курс Академии для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема определяются в пределах заданий (контрольных цифр), устанавливаемых ежегодно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Академия вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования прием граждан сверх установленных заданий (контрольных цифр) для обучения на основе договора с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами. При этом общее количество обучающихся в Академии не должно превышать численность, установленную в лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Академия может выделять в пределах заданий (контрольных цифр) места для целевого приема граждан на основе договоров с государственными органами, органами местного самоуправления и организовывать на эти места отдельный конкурс.

25. Срок приема документов у поступающих в Академию на первый курс по очной форме обучения устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

26. Прием в Академию для получения образования проводится на конкурсной основе по заявлениям поступающих. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в области образования и обеспечивать зачисление наиболее способных граждан, подготовленных к освоению образовательных программ соответствующих уровня и (или) ступени, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

27. Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в Академию по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены Академией. Указанным лицам, не прошедшим собеседование, предоставляется право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в Академию категории граждан, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

28. На первый курс принимаются лица, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании, а также диплом о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования.

На первый и последующие курсы принимаются лица, имеющие диплом государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании, академическую справку установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании или диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании различных ступеней.

29. Вступительные испытания для поступающих в Академию проводятся на русском языке.

30. На период проведения вступительных испытаний и зачисления в Академию создаются приемная, предметные экзаменационные, апелляционные комиссии, порядок формирования, состав, полномочия и деятельность которых регламентируются положениями, утверждаемыми ректором Академии. Председателем приемной комиссии является ректор Академии.

31. В аспирантуру Академии принимаются на конкурсной основе граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре может осуществляться по очной или по заочной форме и не может превышать 3 лет по очной форме, 4 лет по заочной форме.

32. В докторантуру Академии принимаются граждане Российской Федерации, имеющие ученую степень кандидата наук.

Срок пребывания в докторантуре не может превышать 3 лет.

33. Прием иностранных граждан в аспирантуру и докторантуру Академии осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации, а также в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Прием лиц без гражданства в аспирантуру и докторантуру Академии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

34. На каждого обучающегося в Академии формируется в установленном порядке личное дело.

 

III. Образовательная деятельность Академии

 

35. Обучение в Академии ведется на русском языке.

36. Учебный год в Академии для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности).

В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

Ученый совет Академии вправе переносить срок начала учебного года, но не более чем на 2 месяца.

Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом.

37. Образовательные программы разных уровней осваиваются в Академии в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах).

Допускается сочетание различных форм получения образования, в том числе соединение обучения по очной форме с работой.

Для всех форм получения образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый государственный образовательный стандарт, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

38. Срок освоения образовательной программы высшего и послевузовского профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Срок обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм обучения при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования может увеличиваться до 1 года по сравнению со сроком обучения по очной форме на основании решения ученого совета Академии.

По решению ученого совета Академии может сокращаться срок обучения лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, а также лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования за более короткий срок. Условия освоения указанными лицами основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

39. Образовательные программы реализуются в Академии по соответствующим уровням и ступеням образования или непрерывно с учетом их взаимосвязи.

В Академии существуют следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".

40. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

для получения квалификации (степени) "бакалавр" - 4 года по очной форме обучения и 5 лет по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения;

для получения квалификации "дипломированный специалист" - 5 лет по очной форме обучения и 6 лет по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;

для получения квалификации (степени) "магистр" - 6 лет по очной форме обучения и 6 лет и 6 месяцев по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения.

41. Программы подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров, реализуемые в Академии по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования.

42. Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

43. Академия в соответствии с полученной лицензией и на основе государственных образовательных стандартов самостоятельно разрабатывает образовательные программы высшего, послевузовского, дополнительного профессионального образования и дополнительные образовательные программы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

44. Общие требования к организации образовательного процесса в Академии по образовательным программам высшего, послевузовского, дополнительного образования устанавливаются законодательством Российской Федерации в области образования.

45. Организация учебного процесса в Академии по образовательным программам высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования регламентируется рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются Академией самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных образовательных программ, учебных планов по направлению подготовки (специальности) и программ дисциплин, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом примерные учебный план и программы дисциплин имеют рекомендательный характер. Лица, принятые для обучения по сокращенным образовательным программам, а также по договорам с физическими и (или) юридическими лицами, могут обучаться по индивидуальным (в том числе групповым) учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта.

Обучение в Академии проводится по учебным планам, утверждаемым ученым советом Академии. Органы государственной власти и управления не вправе изменять учебный план и годовой календарный учебный график Академии после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

46. Учебные занятия в Академии проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы), а также путем выполнения квалификационной работы (дипломных проекта или работы, магистерской диссертации). Также могут устанавливаться другие виды учебных занятий.

47. Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 академических часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы.

Продолжительность академического часа для всех видов аудиторных занятий составляет 45 минут. Перерывы между лекциями и другими видами учебных занятий составляют не менее 5 минут.

48. Академия путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения, использования дистанционного обучения создает условия для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности. Запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения.

49. Учебная и производственная практика, предусмотренная государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между Академией и организациями.

50. Академия вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, по договорам с юридическими и (или) физическими лицами. Такие услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности Академии, финансируемой за счет средств федерального бюджета.

Стоимость обучения и размер оплаты за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливаются ректором Академии с учетом утвержденной сметы расходов.

51. Студенты Академии имеют право осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в Академии в рамках оказания дополнительных платных образовательных услуг, по личному заявлению и договору между студентом и Академией, а также дисциплины, преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями).

52. Академия оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников.

В процессе обучения при проведении промежуточной аттестации обучающихся применяется следующая система оценок: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", "зачтено", "не зачтено". Оценки выставляются на экзамене или по результатам текущего контроля за учебной работой студента. Студенту, не согласному с оценкой, полученной по результатам текущего контроля, предоставляется право сдачи экзамена.

Оценки "неудовлетворительно" и "не зачтено" в зачетную книжку не проставляются.

Текущий контроль успеваемости студентов проводится в каждом семестре.

Студент, не сдавший 3 и более зачета, к сдаче экзаменов не допускается и подлежит отчислению из Академии за академическую неуспеваемость.

Студент, имеющий не более 2 неудовлетворительных оценок (по зачетам и (или) экзаменам), имеет право на ликвидацию академической задолженности.

Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается ученым советом Академии.

53. Студенты, обучающиеся в Академии по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

54. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.

55. Перевод успевающих студентов с курса на курс производится приказом ректора Академии по представлению декана факультета в соответствии с положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Студенты, не аттестованные по дисциплинам учебного плана текущего учебного года, на следующий курс не переводятся.

56. Итоговая аттестация выпускника Академии является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

После прохождения итоговой аттестации студенту могут быть предоставлены по его личному заявлению в пределах срока освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования каникулы, по окончании которых производится отчисление из состава студентов.

57. Академия выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Установлены следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней:

диплом бакалавра;

диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;

диплом магистра;

диплом о неполном высшем профессиональном образовании;

справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании.

В приложении к диплому указывается перечень учебных дисциплин, их объем и оценка качества усвоения. Оценки по факультативным курсам указываются по желанию выпускника.

58. Диплом с отличием выдается выпускнику, прошедшему итоговую аттестацию только с отличными оценками, а также сдавшему экзамены с оценкой "отлично" не менее чем по 75 процентам всех дисциплин, вносимых в приложение к диплому, и с оценкой "хорошо" по остальным дисциплинам, вносимым в это приложение.

59. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за 2 года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей диплома установленного образца.

Лицу, не завершившему освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, а также студенту по его требованию выдается академическая справка установленного образца.

60. Порядок отчисления из Академии определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Студент может быть отчислен из Академии:

по собственному желанию;

в связи с переводом в другой вуз;

по состоянию здоровья на основании соответствующей справки;

за академическую неуспеваемость;

за нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка и настоящего устава.

За академическую неуспеваемость отчисляются студенты:

не сдавшие в сессию экзамены и зачеты по 3 и более дисциплинам;

не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность. Отчисление студента из Академии производится приказом ректора по представлению декана соответствующего факультета.

61. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

62. Академия обязана информировать студентов в случае их обращения о положении в сфере занятости населения Российской Федерации, оказывать содействие студентам в заключении с юридическими лицами договоров об их обучении и трудоустройстве.

63. Выпускнику Академии и обучающемуся, выбывшему до окончания курса обучения в Академии, выдается из личного дела документ об образовании, на основании которого он был зачислен в Академию. Заверенная копия этого документа остается в личном деле. Все прочие документы (выписки из приказов о зачислении, об окончании или выбытии, зачетная книжка, студенческий билет и др.) остаются для хранения в личном деле.

 

IV. Научная деятельность Академии

 

64. Основными задачами Академии являются развитие наук посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации.

65. Основной целью научной деятельности Академии является развитие фундаментальных, прикладных исследований и экспериментальных разработок с широким привлечением научно-педагогических работников и обучающихся.

66. Научные исследования проводятся в Академии в соответствии с научно-исследовательскими программами, направленными в первую очередь на выполнение заданий Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления экономической реформы, а также на подготовку практических рекомендаций по внедрению результатов научных исследований.

67. Академия проводит научные исследования по проблемам:

повышения эффективности государственного управления;

кадровой политики и реформирования государственной службы;

экономики развития городского хозяйства;

инвестиционной, финансовой и денежной политики;

социальной политики и ее роли при проведении экономических реформ;

реализации социально-экономической реформы, в том числе реформы отдельных секторов экономики, а также эффективности проведения социально-экономической и жилищно-коммунальной реформ.

68. Академия осуществляет научно-исследовательскую, экспертно-консультационную и информационно-аналитическую деятельность, готовит информационно-аналитические материалы по следующим основным направлениям:

проведение анализа кадровой ситуации в федеральных, региональных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, подготовка предложений по разработке концепции кадровой политики;

формирование перечней задач, функций и организационных структур государственного управления;

разработка принципов формирования и обучения кадрового резерва государственных служащих;

разработка требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования, используемым для профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

подготовка предложений по вопросам проведения аттестации государственных и муниципальных служащих, а также конкурса на замещение вакантных должностей государственной службы;

разработка методов и критериев подбора кадров при назначении на государственные должности государственной службы;

проведение анализа развития экономики Российской Федерации и прогнозирование перспектив ее развития;

экспертиза концепций, программ, проектов нормативных правовых актов по реформированию российской экономики и ее отдельных секторов;

разработка предложений по реформированию народного хозяйства, налоговой, финансово-кредитной и бюджетной систем.

Академия может проводить научно-исследовательские работы по другим направлениям.

69. Научные исследования и информационно-аналитические разработки, проводимые по заданию Правительства Российской Федерации, являются для Академии приоритетными.

70. Научные исследования, проводимые в Академии, финансируются за счет средств федерального бюджета независимо от финансирования образовательной деятельности, а также за счет средств внебюджетных источников, средств различных фондов, пожертвований, целевых взносов физических и (или) юридических лиц, собственных денежных средств.

71. Научная деятельность, осуществляемая не за счет средств федерального бюджета, планируется Академией самостоятельно.

Согласование научной и научно-исследовательской деятельности Академии, финансируемой за счет средств федерального бюджета, осуществляется Правительством Российской Федерации.

72. Академия формирует единый перечень тем, выполняемых в Академии и финансируемых из различных источников.

73. Научно-исследовательская деятельность в Академии может осуществляться научно-исследовательскими институтами, кафедрами, научными лабораториями, иными структурными подразделениями Академии, а также научными коллективами, создаваемыми как в рамках Академии, так и совместно с другими организациями.

74. Научно-исследовательские работы выполняются лицами из числа профессорско-преподавательского и научного состава, слушателями и студентами Академии.

Работники Академии, а также сотрудники сторонних организаций участвуют в проведении научных исследований на условиях штатного совместительства и (или) по договору с применением различных видов оплаты их труда.

 

V. Управление Академией

 

75. Академия обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством.

Под автономией Академии понимается ее самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.

76. Управление Академией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 264, и настоящим уставом на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

77. Отношения между Академией и учредителем регулируются законодательством Российской Федерации и настоящим уставом. Помимо перечисленных в настоящем уставе, учредитель в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет следующие права и обязанности:

осуществляет финансирование за счет средств федерального бюджета учебного процесса в рамках установленных заданий (контрольных цифр), научной деятельности в соответствии с согласованными заданиями, содержания и развития материально-технической базы Академии;

утверждает устав Академии, изменения и (или) дополнения, которые вносятся в него;

утверждает на должность ректора Академии, избранного в порядке, установленном настоящим уставом, заключает с ним трудовой договор и освобождает его от занимаемой должности в случае, если Академия в целом лишается государственной аккредитации по результатам аттестации, а также в случае нарушения им условий трудового договора;

продлевает срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста 70 лет по представлению ученого совета Академии.

В случае ликвидации Академии учредитель должен принять меры для обеспечения сохранности имеющихся в Академии баз данных, содержащих научную и научно-техническую информацию, а также документированную информацию с ограниченным доступом.

78. Устав Академии, а также изменения и (или) дополнения, которые вносятся в него, принимаются на общем собрании (конференции) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Академии (далее - конференция).

79. Порядок избрания делегатов на конференцию определяется ученым советом Академии с участием всех категорий работников, обучающихся, а также членов общественных организаций. При этом члены ученого совета должны составлять не более 50 процентов общего числа делегатов.

Вопросы для рассмотрения на конференции выносятся по инициативе ректора, ученого совета Академии, профсоюзных комитетов работников и обучающихся Академии, а также не менее 20 процентов членов конференции. По их же инициативе может быть созвано внеочередное заседание конференции.

Подготовку и ведение документации конференции осуществляет ученый совет Академии.

Конференция считается правомочной, если в ней приняли участие не менее двух третей списочного состава ее делегатов. Решение конференции считается принятым, если за него проголосовало более 50 процентов участвовавших в ней.

Конференция:

принимает устав Академии, изменения и (или) дополнения в него;

избирает ректора Академии;

избирает ученый совет Академии.

80. В Академии должны быть созданы всем работникам и обучающимся условия для ознакомления с настоящим уставом, предложениями о его изменении и (или) дополнении и для свободного обсуждения этих предложений.

81. Общее руководство Академией осуществляет выборный представительный орган - ученый совет.

Ученый совет избирается на 5-летний срок в количестве до 50 человек.

В состав ученого совета входят ректор, который является его председателем, проректоры, а также деканы факультетов (по решению ученого совета). Другие члены ученого совета избираются на конференции путем тайного голосования.

Нормы представительства в ученом совете от структурных подразделений и обучающихся Академии определяются ученым советом.

Представители структурных подразделений и обучающихся считаются избранными в состав ученого совета или отозванными из него, если за них проголосовали более 50 процентов присутствующих на конференции при наличии не менее двух третей списочного состава делегатов. Состав ученого совета объявляется приказом ректора Академии.

Досрочные перевыборы членов ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов.

В случае увольнения (отчисления) из Академии члена ученого совета он автоматически выбывает из состава ученого совета.

Досрочные частичные перевыборы проводятся соответствующими подразделениями в случае выбытия ранее избранного их представителя или отзыва его из состава ученого совета собранием коллектива этого подразделения. Изменения в составе ученого совета объявляются приказом ректора Академии.

82. Ученый совет Академии:

рассматривает вопросы установления и изменения организационной и управленческой структуры Академии, создания, реорганизации и ликвидации структурных подразделений, вступления Академии в союзы, общества, ассоциации и иные объединения;

рассматривает отчеты об исполнении сметы доходов и расходов Академии;

определяет принципы распределения финансовых, материальных и трудовых ресурсов Академии;

утверждает учебные планы и устанавливает нормы нагрузки профессорско-преподавательского состава, решает вопросы координации учебных планов кафедр и факультетов, подготовки кадров, а также других вопросов учебно-научной деятельности Академии;

определяет сроки и процедуру проведения выборов ректора Академии, порядок выдвижения кандидатур на должность ректора и требования к ним;

рассматривает вопросы конкурсного отбора кандидатов на замещаемые должности, присвоения ученых и почетных званий;

заслушивает доклады ректора, проректоров, руководителей подразделений, преподавателей Академии по отдельным направлениям деятельности и принимает соответствующие рекомендации;

утверждает порядок создания и деятельности советов структурных подразделений Академии, а также их состав и полномочия;

рассматривает процедуру расторжения трудового договора с преподавателем в связи с его недостаточной квалификацией;

рассматривает вопросы, касающиеся увеличения срока обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения;

решает вопросы научно-исследовательской и информационно-аналитической деятельности Академии, а также вопросы развития международного сотрудничества;

рассматривает годовые планы научно-исследовательских работ Академии;

рассматривает вопросы деятельности диссертационных советов Академии;

рассматривает вопросы, касающиеся сокращения срока обучения лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, а также лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования за более короткий срок;

решает вопрос о переносе срока начала учебного года;

принимает решение о возможности включения деканов факультетов Академии в состав ученого совета без избрания на конференции;

устанавливает порядок обеспечения стипендиями студентов, обучающихся по очной форме за счет средств федерального бюджета;

определяет условия и правила приема студентов, аспирантов, докторантов и слушателей, а также порядок работы с соискателями ученых степеней;

устанавливает объем и структуру приема студентов и слушателей на платной основе в соответствии с лицензией;

утверждает в соответствии с лицензией номенклатуру направлений (специальностей), по которым будет осуществляться подготовка обучающихся в Академии на платной основе, а также перечень образовательных программ дополнительного профессионального образования, по которым проводятся переподготовка и повышение квалификации в Академии;

определяет состав государственных аттестационных комиссий, утверждаемый ректором Академии, и кандидатуры их председателей, утверждаемые в установленном порядке;

принимает решение о рекомендации к опубликованию учебной, научной, методической и иной литературы;

рассматривает вопросы редакционно-издательской деятельности;

рассматривает и учитывает в своей деятельности рекомендации общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

принимает решение о внесении учредителю представления о продлении срока пребывания ректора в занимаемой должности до достижения им возраста 70 лет;

принимает решения о внесении ректору представлений о продлении срока пребывания проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов и институтов в занимаемой должности до достижения ими возраста 70 лет;

организует созыв и проведение конференций;

рассматривает возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию;

рассматривает локальные нормативные акты, регулирующие правовое положение подразделений, финансовые, трудовые и иные важные вопросы функционирования Академии;

дает согласие на сдачу в аренду объектов недвижимого имущества, находящихся в оперативном управлении Академии, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

решает другие вопросы, касающиеся основной деятельности Академии.

83. Решения ученого совета Академии по конкурсному избранию и представлению к ученым званиям принимаются тайным голосованием. Другие решения принимаются открытым голосованием.

В случае тайного голосования решение ученого совета считается принятым, если за него подано не менее 50 процентов голосов членов ученого совета плюс 1 голос при наличии не менее двух третей списочного состава ученого совета.

В случае открытого голосования решение ученого совета считается принятым, если в заседании участвует более 50 процентов списочного состава ученого совета, а за решение голосует большинство присутствующих.

84. Решения ученого совета Академии по вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для выполнения структурными подразделениями Академии, а также всеми работниками и обучающимися.

Организацию работы ученого совета Академии осуществляет его ученый секретарь, утверждаемый ученым советом.

85. Ученый совет Академии собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

86. Для оперативного исполнения своих функций в период между заседаниями ученый совет Академии формирует комиссии из числа своих членов и иных работников Академии. Положения о комиссиях, персональный состав комиссий и сроки их полномочий утверждаются решениями ученого совета.

87. В Академии могут создаваться советы по различным направлениям деятельности. Порядок создания и деятельности этих советов, а также их состав и полномочия определяются положениями, принимаемыми ученым советом Академии.

88. Непосредственное управление деятельностью Академии осуществляет ректор Академии.

До окончания срока избрания действующий ректор отчитывается на конференции. По результатам отчета он избирается тайным голосованием на новый срок. Ректор считается избранным, если за это проголосовали более 50 процентов присутствующих на конференции (при наличии двух третей списочного состава делегатов конференции).

Если ректор не набрал более 50 процентов голосов участников конференции или при наличии вакансии, назначаются новые выборы ректора по результатам обсуждения программ претендентов (претендента).

Если в выборах на должность ректора принимают участие несколько претендентов, то избранным на эту должность считается набравший более 50 процентов голосов присутствующих на конференции (при наличии двух третей списочного состава делегатов конференции). Если никто из претендентов не набрал необходимого количества голосов, то 2 претендента, набравшие наибольшее количество голосов, оставляются в списке для повторного голосования. Избранным на должность ректора в результате нового голосования считается претендент, набравший более 50 процентов голосов присутствующих на конференции (при наличии двух третей списочного состава делегатов конференции).

Срок проведения выборов ректора, порядок выдвижения кандидатур на должность ректора и требования к ним определяются ученым советом Академии.

Утверждение кандидатуры, избранной на должность ректора Академии, осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.

В случае мотивированного отказа Правительства Российской Федерации от утверждения кандидатуры, избранной на должность ректора Академии, проводятся новые выборы, и если кандидат на должность ректора набирает не менее двух третей голосов присутствующих на конференции, он утверждается Правительством Российской Федерации в обязательном порядке.

Если Академия по результатам аттестации в целом лишается государственной аккредитации, порядок освобождения ректора от занимаемой должности и назначения на должность определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

После повторной аттестации (но не ранее чем через год со дня лишения государственной аккредитации) и возобновления государственной аккредитации в Академии вновь избирается ученый совет в порядке, установленном Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

При наличии вакантной должности до избрания ректора в порядке, установленном настоящим уставом, исполнение обязанностей ректора возлагается на одного из проректоров актом Правительства Российской Федерации.

89. Ректор Академии:

руководит образовательной, научной, хозяйственной и финансовой деятельностью Академии в соответствии с настоящим уставом и законодательством Российской Федерации;

утверждает структуру и штатное расписание Академии, устанавливает должностные оклады, надбавки и доплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующими локальными нормативными актами Академии;

заключает (расторгает) трудовые договоры с работниками Академии;

назначает на должность проректоров, главного бухгалтера и распределяет обязанности между ними;

организует работу ректората и ученого совета Академии;

утверждает нормы нагрузки профессорско-преподавательского состава;

утверждает годовые планы научно-исследовательских работ;

устанавливает порядок и размеры премирования работников Академии;

утверждает сметы доходов и расходов Академии;

утверждает положение о ректорате Академии;

решает вопросы социальной поддержки всех категорий работников и обучающихся Академии;

управляет и распоряжается имуществом и средствами Академии в установленном порядке;

вносит предложения по вопросам создания и ликвидации структурных подразделений Академии;

принимает по представлению ученого совета Академии решения о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений Академии;

утверждает положения о структурных подразделениях Академии и назначает их руководителей;

решает вопросы, связанные с заключением договоров с физическими и юридическими лицами, определением обязательств, не противоречащих законодательству Российской Федерации и настоящему уставу, выдает доверенности, открывает счета;

действует от имени Академии, представляет Академию без доверенности в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях;

принимает решения о предъявлении от имени Академии претензий и исков к физическим и юридическим лицам;

утверждает положения, инструкции, иные локальные нормативные акты, не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему уставу;

организует работу приемной комиссии;

издает приказы и распоряжения, не противоречащие законодательству Российской Федерации, настоящему уставу и решениям ученого совета Академии, обязательные для выполнения всеми работниками и обучающимися;

определяет должностные обязанности работников Академии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

несет персональную ответственность перед коллективом и учредителем за деятельность Академии;

устанавливает стоимость обучения и размер оплаты за предоставление дополнительных образовательных услуг;

осуществляет иную деятельность в соответствии с настоящим уставом и законодательством Российской Федерации.

90. Совмещение должности ректора Академии с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне Академии не разрешается. Ректор не может исполнять свои обязанности по совместительству.

91. Проректоры принимаются на работу по трудовому договору, срок окончания которого совпадает со сроком окончания полномочий ректора.

Распределение обязанностей между проректорами и другими руководящими работниками устанавливается приказом ректора, который доводится до сведения всего коллектива Академии.

92. В структурных подразделениях Академии по решению ученого совета Академии могут создаваться выборные представительные органы - ученые советы (советы) структурных подразделений. Порядок создания и деятельности ученого совета (совета) структурного подразделения, а также его состав и полномочия определяются ученым советом Академии.

93. Непосредственное управление факультетом Академии осуществляет декан факультета, избираемый ученым советом факультета путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников Академии, имеющих ученую степень или звание, сроком на 5 лет. Декан утверждается в должности приказом ректора Академии.

Выдвижение кандидатов на должность декана факультета осуществляется кафедрами. Порядок выдвижения кандидатов на должность декана определяется соответствующим положением о факультете.

Декан несет полную ответственность за результаты деятельности факультета перед ученым советом факультета, ученым советом Академии и ректором Академии.

Декан организует работу факультета по выполнению задач в области учебного и научного процессов, методического обеспечения, воспитательной работы студентов, кадровой политики, а также в пределах своей компетенции дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками факультета и обучающимися на факультете.

94. Основным учебно-научным структурным подразделением Академии является кафедра. Непосредственное руководство деятельностью кафедры осуществляет заведующий кафедрой, избираемый ученым советом факультета путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание, сроком на 5 лет. Заведующий кафедрой утверждается в должности приказом ректора Академии.

Заведующий кафедрой несет ответственность за уровень и результаты научной и учебно-методической работы, организует работу кафедры.

95. Управление деятельностью филиала и представительства Академии осуществляется в соответствии с настоящим уставом и положением о филиале или представительстве. Непосредственное управление деятельностью филиала и представительства осуществляет руководитель (директор), назначаемый на должность приказом ректора Академии, имеющий, как правило, опыт учебно-методической и (или) научной, организационной работы в высшем учебном заведении и действующий на основании доверенности, выданной ректором.

96. Управление другими структурными подразделениями Академии осуществляется в соответствии с положениями о них.

97. В целях регламентации работы, учебы, досуга работников и обучающихся в Академии принимаются и утверждаются следующие виды локальных актов: положения, инструкции, правила, приказы, распоряжения и иные.

 

VI. Обучающиеся и работники Академии

 

98. К обучающимся в Академии относятся студенты, аспиранты, слушатели и другие категории обучающихся.

Студентом Академии является лицо, в установленном порядке зачисленное в Академию приказом ректора для обучения по образовательной программе высшего профессионального образования.

99. Студенту Академии бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.

100. Студент Академии получает высшее профессиональное образование по избранному направлению подготовки (специальности) в пределах соответствующего государственного образовательного стандарта путем освоения соответствующей образовательной программы высшего профессионального образования.

Студент может совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством Российской Федерации в области труда и образования.

101. Студент Академии имеет право:

получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры;

выбирать факультативные (необязательные для избранного им направления подготовки (специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в Академии, в качестве дополнительных платных образовательных услуг по личному заявлению и договору между студентом и Академией, а также дисциплины, преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Академии, в том числе через общественные объединения и органы управления Академией;

бесплатно пользоваться библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений Академии;

принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях Академии;

обжаловать приказы и распоряжения администрации Академии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

переходить с платного обучения на бесплатное в исключительных случаях, при наличии свободных мест и при условии отличной сдачи экзаменов, как правило, за 2 семестра обучения, по рекомендации совета факультета и решению ректората;

участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом Академии и физическим и (или) юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

получать социальную поддержку, предоставляемую студентам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

102. Студенту Академии гарантируется свобода перевода в другое высшее учебное заведение, если это учебное заведение согласно его принять, при успешном прохождении аттестации.

Перевод студента из Академии в другое высшее учебное заведение осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования.

103. Студент Академии имеет право на восстановление в Академии в течение 5 лет после отчисления из нее по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления, при наличии в Академии вакантных мест.

Восстановление студента, отчисленного по неуважительной причине, производится ректором Академии по представлению декана факультета в течение 5 лет после отчисления с сохранением основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления. В случае восстановления студента на обучение на бесплатной основе восстановление производится при наличии вакантных мест, как правило, с начала учебного года.

104. Прием в Академию лиц, отчисленных из другого высшего учебного заведения, для продолжения обучения осуществляется в соответствии с порядком приема в Академию, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

105. Студент Академии имеет право перехода внутри Академии с одной формы обучения на другую и с одной специальности на другую при наличии вакантных мест.

Возможность перехода студента с одной образовательной программы и формы обучения на другую и перевода из Академии в другое высшее учебное заведение может быть ограничена, если это оговорено в его договоре.

106. В Академии плата за восстановление, переход и перевод не взимается, если лицо впервые получало или получает высшее профессиональное образование за счет средств федерального бюджета.

107. Студенты Академии, получающие образование по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются государственными социальными и академическими стипендиями в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, определяемом ученым советом Академии.

Академия в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает в зависимости от их материального положения и академических успехов стипендии, пособия и другие социальные выплаты.

За особые заслуги в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты Академии получают моральное и (или) материальное поощрение. Студенты, получающие высшее профессиональное образование в Академии по очной форме обучения, имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу на время обучения и защиты дипломной работы.

Другие права, социальные гарантии и льготы, а также обязанности студентов устанавливаются законодательством Российской Федерации, настоящим уставом и иными актами, регламентирующими деятельность Академии.

108. По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту Академии предоставляется академический отпуск в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

109. Студент, нуждающийся в жилой площади, обеспечивается местом в общежитии при наличии свободных мест. Размер платы за проживание в общежитии устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. С каждым студентом, проживающим в общежитии, заключается договор.

110. Студент Академии обязан:

выполнять требования настоящего устава, соблюдать правила внутреннего распорядка Академии и правила проживания в общежитии;

выполнять требования образовательной программы высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности);

выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные соответствующими учебными планами и программами обучения.

111. За невыполнение учебного плана по направлению подготовки (специальности) в установленные сроки по неуважительным причинам, нарушение студентом Академии обязанностей, предусмотренных настоящим уставом и правилами внутреннего распорядка, к студенту могут применяться меры дисциплинарного взыскания вплоть до отчисления.

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента Академии после получения от него объяснения в письменной форме.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее месяца со дня обнаружения нарушения и не позднее 6 месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студента во время болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

112. Слушателями Академии являются лица, обучающиеся:

на подготовительных отделениях;

в структурных подразделениях повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;

в другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование.

113. Зачисление лиц в слушатели Академии для получения высшего профессионального образования осуществляется на основании приказа ректора Академии. Для лиц, принятых для одновременного освоения двух основных образовательных программ высшего профессионального образования в одном или нескольких высших учебных заведениях, в приказе о зачислении в слушатели могут устанавливаться условия посещения учебных занятий, проведения практики и аттестаций.

Правовое положение слушателя в отношении получения образовательных услуг соответствует статусу студента Академии, получающему образование по соответствующей форме обучения.

114. В Академии предусматриваются должности для научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

Прием на работу работников Академии определяется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

115. Научно-педагогические работники Академии имеют право:

в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет Академии;

участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности Академии;

пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений Академии;

определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования;

выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;

обжаловать приказы и распоряжения администрации Академии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

116. Научно-педагогические работники Академии обязаны:

обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;

соблюдать настоящий устав;

формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности);

развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;

систематически заниматься повышением своей квалификации.

117. Научные работники Академии имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса.

118. Права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала Академии определяются законодательством о труде Российской Федерации, настоящим уставом, правилами внутреннего распорядка Академии и должностными инструкциями. Трудовые отношения указанной категории работников и ректора Академии регулируются на основании трудового договора.

119. Оплата труда работников Академии производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

120. Для работников Академии за успехи в учебной, методической, научной, воспитательной работе и другой деятельности, предусмотренной настоящим уставом, устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.

121. Трудовые и социально-экономические отношения в Академии регулируются на основе Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

 

VII. Подготовка научно-педагогических и научных кадров и повышение квалификации научно-педагогических работников

 

122. Подготовка научно-педагогических и научных кадров осуществляется в аспирантуре и докторантуре Академии, на основании договоров в других высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, научных учреждениях или организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, а также путем стажировки, прикрепления соискателей ученых степеней к Академии и другим учреждениям или организациям, перевода педагогических работников на должности научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций и предоставления творческих отпусков для завершения работы над диссертациями.

123. Количество лиц, принимаемых в аспирантуру и докторантуру Академии для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема устанавливаются ежегодно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

124. Академия вправе осуществлять прием граждан сверх установленных заданий (контрольных цифр) по приему в аспирантуру и докторантуру для подготовки кандидатов наук и докторов наук на основании договоров, заключаемых с юридическими и (или) физическими лицами, при условии оплаты ими стоимости обучения.

125. Права, обязанности, социальные гарантии и льготы аспирантов, докторантов и соискателей ученых степеней устанавливаются законодательством Российской Федерации, настоящим уставом и иными актами, регламентирующими деятельность Академии.

126. Лицам, обучающимся в аспирантуре Академии по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью 2 месяца.

Докторантам Академии выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью 2 месяца.

127. Аспиранты и докторанты Академии имеют право:

участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Академии, в том числе через общественные объединения и органы управления Академии;

принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях Академии;

избирать и быть избранными в ученый совет Академии (факультета);

обжаловать приказы и распоряжения администрации Академии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

128. Граждане, получающие послевузовское профессиональное образование в Академии по очной форме обучения, имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу на время обучения и защиты квалификационной работы.

129. Повышение квалификации научно-педагогических работников Академии проводится не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, высших учебных заведениях, ведущих российских и иностранных научных и производственных организациях путем обучения, прохождения стажировок, подготовки и защиты диссертаций, участия в работе семинаров, а также использования других видов и форм повышения квалификации.

130. Повышение квалификации научно-педагогических работников Академии может финансироваться как за счет средств федерального бюджета, так и по договорам за счет средств юридических и (или) физических лиц.

 

VIII. Экономика Академии

 

131. За Академией в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с настоящим уставом закрепляются на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, находящееся на ее балансе и являющееся федеральной собственностью.

За Академией закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование выделенные ей в установленном порядке земельные участки.

132. Академия вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

133. Использование Академией природных ресурсов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

134. Контроль за деятельностью Академии в части эффективного использования закрепленного за ней в оперативном управлении имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти в соответствии со сферами деятельности.

Отчуждение или обременение имущества, находящегося в оперативном управлении Академии, либо имущества, приобретенного за счет средств федерального бюджета, запрещается, если иное не установлено нормативными актами Российской Федерации.

Академия отвечает по своим обязательствам средствами, находящимися в ее распоряжении, а также имуществом, учитываемым на отдельном балансе. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Академии несет учредитель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

135. Финансирование деятельности Академии осуществляется за счет:

средств федерального бюджета;

средств, получаемых от осуществления платной образовательной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных;

иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

136. Финансирование образовательной деятельности Академии в части реализации образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется за счет средств федерального бюджета с учетом установленных государственных заданий (контрольных цифр) по приему.

137. Академия самостоятельно определяет направления использования средств, полученных из федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

138. Академия осуществляет расходование бюджетных средств и средств иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

139. Академия вправе в пределах, установленных лицензий, осуществлять сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета. В противном случае средства, полученные в результате такой деятельности, изымаются учредителем Академии.

140. Академия самостоятельно решает вопросы о заключении договоров, определении обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и настоящему уставу.

141. Академия вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять следующие виды деятельности:

оказание образовательных услуг, в том числе на платной основе;

реализация товаров (работ, услуг), направленных на обеспечение образовательного процесса, научной деятельности и функционирования Академии;

организация и проведение стажировки и практики за рубежом, направление на обучение за пределы Российской Федерации;

выполнение аналитических, прикладных и иных научно-исследовательских и технологических работ, создание объектов интеллектуальной собственности и авторских прав и реализация прав на них;

оказание консалтинговых, инжиниринговых, информационных, маркетинговых услуг;

оказание гостиничных услуг и услуг общественного питания;

оказание бытовых, социальных и транспортных услуг;

осуществление издательско-полиграфической деятельности и оказание копировально-множительных услуг;

участие в деятельности других юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

приобретение ценных бумаг и получение доходов по ним;

осуществление прав заказчика-застройщика, подрядные, строительные и проектно-изыскательские работы;

физкультурно-оздоровительные услуги;

осуществление внешнеэкономической деятельности, связанной с обеспечением образовательного процесса и научной деятельности Академии, а также обеспечением работы и функционирования Академии;

осуществление иной не противоречащей законодательству Российской Федерации деятельности в области образования и науки.

142. Расходование денежных средств Академии, полученных от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов Академии, ежегодно утверждаемой ректором Академии, и учитывается на отдельном балансе.

В случае приобретения Академией имущества, подлежащего регистрации в реестре федерального имущества, Академия предоставляет сведения о таком имуществе федеральному органу исполнительной власти, на который возложена обязанность ведения реестра, в порядке, установленном нормативными актами Российской Федерации.

143. Академия самостоятельно в соответствии с положениями, утвержденными ученым советом Академии, в пределах имеющихся финансовых средств устанавливает размеры заработной платы и должностных окладов всех категорий работников, а также размеры доплат, надбавок, премий и других видов мер материального стимулирования без ограничения их предельных величин, но не ниже установленных законодательством Российской Федерации.

 

IX. Учет, отчетность и контроль в Академии

 

144. Академия осуществляет оперативный бухгалтерский учет, руководствуясь федеральным законом о бухгалтерском учете, инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, иными нормативными актами Российской Федерации.

145. Формы статистической отчетности Академии, адреса, сроки и порядок ее представления устанавливаются органами государственной статистики.

146. Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области бюджетной и финансовой дисциплины в Академии осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

 

X. Международная и внешнеэкономическая деятельность Академии

 

147. Академия имеет право осуществлять международное сотрудничество в области высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, научной и (или) научно-технической, преподавательской и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

148. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан иностранных государств в Академии, преподавательская и научно-исследовательская работа граждан Российской Федерации за рубежом осуществляются в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе межгосударственных соглашений, соглашений между уполномоченными федеральным органами исполнительной власти и соответствующими органами управления образованием иностранных государств, а также по прямым договорам, заключенным Академией с иностранными юридическими лицами, в том числе учебными заведениями, или с иностранными гражданами.

149. Академия может участвовать в международном сотрудничестве Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

участия в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, слушателями, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками;

проведения совместных научных исследований, конгрессов, конференций, симпозиумов;

осуществления фундаментальных и прикладных исследований по заказам иностранных юридических лиц;

участия в международных программах совершенствования высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

150. Денежные средства, полученные Академией в результате международной и внешнеэкономической деятельности, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

XI. Порядок реорганизации, приостановления деятельности и ликвидации Академии

 

151. Академия может быть реорганизована по решению Правительства Российской Федерации.

152. Ликвидация Академии может осуществляться:

по решению Правительства Российской Федерации;

по решению суда.

153. При ликвидации Академии денежные средства и иное имущество, находящееся в ее самостоятельном распоряжении, за вычетом платежей по покрытию обязательств передаются собственнику имущества.

154. В случае реорганизации Академии (изменения организационно-правовой формы, статуса) настоящий устав, лицензия и документ о государственной аккредитации утрачивают силу.

155. Академия обязана обеспечить учет и сохранность документов личного состава, а также своевременную передачу их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации Академии.

 


Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 187 "Об Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 15 ст. 1349


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. N 1178

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 141

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления