г. Томск |
Дело N 07АП-5788/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Колупаевой Л.А.
при участии:
от заявителя: Тарасова О.А. - по доверенности от 10.03.2010 года,
от заинтересованного лица: Игнатьевой О.А. - по доверенности от 11.01.2010 года N 7,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
на решение Арбитражного суда Томской области от 27.05.2010 года
по делу N А67-1833/2010 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее по тексту - ООО "Жилсервис", Общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее по тексту - Управление) от 17.12.2009 N 277 (дело N А67-1833/2010).
Решением Арбитражного суда Томской области от 27.05.2010 года в удовлетворении заявленного ООО "Жилсервис" требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Жилсервис" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и удовлетворить заявление Общества в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в обжалуемом решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, полагая, что, не исполнив обязанность по проведению общего собрания, собственники многоквартирного жилого дома по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8 продолжали пользоваться услугой по вывозу мусора, оплачивая квитанции, выставляемые ООО "Жилсервис" собственникам квартир, с новым тарифом, тем самым фактически одобряя и утверждая данный тариф путем совершения конклюдентных действий.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве (поступил в суд 22.07.2010 г.) возражает против доводов апелляционной жалобы по изложенным в нем основаниям, просит в удовлетворении апелляционной жалобы Общества отказать.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением общего собрания собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8 (протокол от 13.06.2006 N 1), в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано непосредственное управление, ООО "Жилсервис" выбрано в качестве обслуживающей организации, с которой заключены: договора на содержание и ремонт жилого многоквартирного дома с физическими лицами - собственниками жилых помещений, и договор на управление многоквартирными жилыми домами от 01.06.2006 N 474 с Администрацией Ленинского района г. Томска, как собственником части жилых помещений - неприватизированных квартир.
При этом, условия договора на обслуживание многоквартирного дома по предложенному в договоре составу общего имущества, перечню услуг по содержанию и ремонту общего имущества, порядку определения цены, размера платы за содержание, ремонт, порядку осуществления контроля утверждены решением общего собрания собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8 (протокол от 13.06.2006 N 1).
На основании поступившего заявления Куликова В.И. заместителем руководителя Управления вынесено распоряжение от 04.12.2009 N 966 о проведении мероприятий по контролю за соблюдением ООО "Жилсервис" требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, по результатам которой составлен акт от 17.12.2009 N 917, содержащий вывод об отсутствии у ООО "Жилсервис" правовых оснований для повышения в одностороннем порядке оплаты за услугу "вывоз мусора" как в размере 16, 85 рублей, так и в размерах 18, 05 рублей и 28, 68 рублей.
В связи с изложенным ООО "Жилсервис" предписано прекратить установленные нарушения статей 44, 45, 46, 47, 48, 155, 156, 164 ЖК РФ, а именно устранить нарушение законных прав и интересов потребителя жилищных услуг Куликова В.И., проживающего по адресу: г. Томск, пер. Островского, д. 8, кв. 81, допущенное при исчислении ему оплаты за услугу "Вывоз ТБО", в связи с чем до принятия решения об изменении платы за жилищную услугу "Вывоз ТБО" (вывоз мусора) общим собранием собственников жилых помещений, проведенном в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ, начисление стоимости жилищной услуги по статье "Вывоз ТБО" ("вывоз мусора") потребителю Куликову В.И. - собственнику жилого помещения N 81, расположенного в многоквартирном доме N 8 по пер. Островского в г. Томске, привести в соответствие с условиями Договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома от 01.07.2006 года.
Общество, не согласившись с вынесенным Управлением предписанием, обратилось в арбитражный суд.
Принимая обжалуемое решение, Арбитражный суд Томской области обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Во исполнение требований ЖК РФ (часть 3 статьи 39 ЖК РФ) постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Правила N 491), согласно подпункту "д" пункта 11 которых в содержание общего имущества многоквартирного дома включается деятельность по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
В силу части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Из содержания приведенных норм следует, что основным способом установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей, включая и размер платы за вывоз мусора) является принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что 13.06.2006 года на общем собрании собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8, принято решение утвердить условия договора на обслуживание многоквартирного дома по предложенному в договоре составу общего имущества, перечню услуг по содержанию и ремонту общего имущества, порядку определения цены, размера платы за содержание, ремонт, порядку осуществления контроля (пункт 4 протокола от 13.06.2006 N 1).
Согласно утвержденным условиям договора на содержание и ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, пер. Островского, дом 8, тариф на услуги по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома устанавливаются в соответствии с действующим законодательством, действующими тарифами или решением общего собрания собственников помещений жилого дома. По истечении первого года действия договора размер платы за обслуживание жилого дома может быть пересмотрен решением общего собрания собственников с учетом предложений Исполнителя (пункт 3.1).
В течение первого года действия договора размер платы за услуги, связанные с обслуживанием лифтового оборудования, обслуживанием приборов учета, вывозом мусора, вывозом крупногабаритных отходов, очисткой стоков, обслуживанием домофона, обслуживанием коллективной антенны и прочими видами работ, имеющими отношение к обслуживанию жилого дома, определяется исходя из тарифов, установленных органами местного самоуправления. В последующем размер платы за данные услуги может определяться на основании тарифов, установленных органами местного самоуправления, или на основании тарифов, утвержденных решением общего собрания собственников с учетом предложений Исполнителя (пункт 3.2).
В пункте 5.2 утвержденных условий договора на содержание и ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, пер. Островского, дом 8, стороны согласовали, что любые изменения, дополнения к договору оформляются письменно в виде дополнительных соглашений, которые являются неотъемлемой частью договора.
В 2006 году размер платы за вывоз бытовых отходов согласно Постановлению Мэра г. Томска от 29.12.2004 N 702 "Об установлении цен и ремонт жилья для населения города Томска" составлял 12, 71 рублей с человека в месяц.
Каких-либо собраний собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8 по вопросу установления размера платы за вывоз мусора после 13.06.2006 года не проводилось; доказательств принятия собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8 решения об установлении иного размера платы за вывоз мусора ООО "Жилсервис" в материалы дела не представлено.
Судом первой инстанции установлено, что в счете-квитанции за май 2009 года, выставленной Куликову В.И., стоимость услуги "вывоз мусора" указана в размере 16, 85 рублей с человека. В счете-квитанции за октябрь 2009 года, выставленной Куликову В.И., стоимость услуги "вывоз мусора" указана в размере 18, 03 рублей с человека. В счете-квитанции за ноябрь 2009 года, выставленной Куликову В.И., стоимость услуги "вывоз мусора" указана в размере 28, 68 рублей с человека.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ООО "Жилсервис" в мае, октябре, ноябре 2009 года увеличивало размер платы за вывоз мусора (по сравнению с размером, установленном в 2006 году) при отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8.
Суд первой инстанции правомерно не принял ссылку ООО "Жилсервис" на постановление Мэра г. Томска от 30.12.2008 N 1057 "Об утверждении тарифов на отдельные услуги УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", поскольку данным постановлением утверждены тарифы для УМП "Спецавтохозяйство г. Томск", которое оказывает населению и организациям в пределах границ муниципального образования "Город Томск" услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Указанные в данном постановлении тарифы (как предельные) предусматривают затраты на содержание контейнеров, бункеров, контейнерных площадок и прилегающей к ним территории (из расчета руб. за куб.м).
В связи с утверждением постановлением от 30.12.2008 N 1057 предельных тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, Мэром г. Томска постановлением от 30.12.2008 N 1059 с 01.02.2009 года установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещений для населения города Томска. Согласно Приложению N 1 к данному постановлению размер платы на услугу "Вывоз ТБО" составил 0, 92 рублей в месяц на 1 кв.м. общей площади жилого помещения.
При этом суд первой инстанции правильно отметил, что, если руководствоваться постановлениями Мэра г. Томска от 30.12.2008 N 1057 и N 1059, то потребителям, проживающим в пределах границ муниципального образования "Город Томск" (в том числе для Куликова В.И.), необходимо было установить размер платы за услугу "вывоз ТБО" (вывоз мусора), во-первых, из расчета с 1 кв.м., а не с человека, и, во-вторых, в размере 0, 92 рублей, что по сумме оплаты значительно ниже, чем та сумма, которую предъявляет потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 8 по ул. Островского в г. Томске и Куликову В.И. к оплате ООО "Жилсервис".
Суд первой инстанции учитывал, в том числе, что в пунктах 1.1 и 1.2 договора от 19.01.2009 N 55/09 указано, что настоящий договор заключен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 13.06.2006 года. Условия настоящего договора являются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме и согласованы решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 13.06.2006 года.
Размер платы за услугу "вывоз мусора" в договоре от 19.01.2009 N 55/09 (Приложение N 5) указан в сумме 16, 85 руб./чел. При этом, тарифы (размер платы) на услугу "содержание жилья", указанные в Приложении N 5 к Договору о 19.01.2009 N 55/09, а также ряд иных условий данного договора, не соответствуют условиям договора, согласованным на общем собрании собственников 13.06.2006 года. Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, условия договора от 19.01.2009 N 55/09 не могли быть утверждены собственниками на общем собрании 13.06.2006 года.
Решение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома N 8 по пер. Островского в г. Томске о согласовании условий договора от 19.01.2009 N 55/09 и новых размеров оплаты жилищных услуг ООО "Жилсервис" суду не представлено.
Учитывая изложенное, ссылка заявителя на договор от 19.01.2009 N 55/09 как на основание для увеличения размера стоимости услуги по вывозу мусора правомерно не принята во внимание.
Так же судом первой инстанции обоснованно отклонены ссылки ООО "Жилсервис" на уведомление собственников о повышении тарифов на вывоз ТБО в счетах-извещениях (на обороте квитанции), поскольку часть 13 статьи 155 ЖК РФ устанавливает обязанность наймодателя и управляющей компании (а не обслуживающей организации, которой является ООО "Жилсервис" по отношению к жильцам дома по ул. Островского, 8) информировать в письменной форме нанимателей и собственников жилых помещений об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также предельный срок предоставления такой информации. При этом, обязанность по предоставлению информации следует отличать от права изменять размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Довод заявителя о применении Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ (в редакции от 25.12.2008 года) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" апелляционный суд также находит несостоятельным, так как данный федеральный закон устанавливает право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям устанавливать предельные индексы изменения размера платы (с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг), а не устанавливать для собственников размер платы за жилое помещение.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного ООО "Жилсервис" требования.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат сведений, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя и уплачены им в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 27.05.2010 года по делу N А67-1833/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1388/2010
Истец: ООО "Жилсервис"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5788/10