г. Москва |
Дело N А40-75538/08-109-315 |
|
N 09АП-8542/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Яремчук Л.А.
судей: Катунова В.И., Птанской Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грибановой М.Е.
Рассмотрев в открытом (закрытом) судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2009 г.
по делу N А40-75538/08-109-315, принятое судьёй Гречишкиным А.А.
по иску (заявлению) ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"
к Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительными решений в части.
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Степанов А.Г. паспорт 4505 570 579, выдан 12.05.2003 года, по доверенности N СБ-404/Д от 29.12.2008 года, Цай К.Б-Х паспорт 4502 выдан 17.04.2002 года, по доверенности N СБ-167/Д от 25.06.2009 года.
от ответчика (заинтересованного лица): Овчар О.В. удостоверение ЦА N 1743 п доверенности N 256 от 30.10.2009 года, Желыбинцева М.М. удостоверение УР N 431207 по доверенности N 231 от 02.10.2009 года.
УСТАНОВИЛ
ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным:
решения N 52-17-14/361 от 25.07.2008 года о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в части отказа в возмещении НДС в размере 101 499 327 руб. и предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
решения N 52-17-14/362 от 25.07.2008 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (дело А40-75538/08-109-315);
решения N 52-17-14/707/913 от 10.09.2008 года о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в части отказа в возмещении НДС в размере 101 499 327 руб. и предложения внести соответствующие необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
решения N 52-17-14/708/1236 от 10.09.2008 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, соответствующие отказу в праве на налоговый вычет в сумме 101 499 327 руб. (дело А40-91456/08-107- 486).
Определением суда от 03.02.2009 года данные дела были объединены в одно производство с присвоением единого номера А40-75538/08-109-315.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 06.04.2009 года признаны недействительными решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1:
N 52-17-14/707/913 от 10.09.2008 года о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в части отказа в возмещении НДС в размере 101 499 327 руб. и предложения внести соответствующие необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
N 52-17-14/708/1236 от 10.09.2008 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, соответствующие отказу в праве на налоговый вычет в сумме 101 499 327 руб.;
N 52-17-14/361 от 25.07.2008 года о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в части отказа в возмещении НДС в размере 78 163 278 руб.37 коп. и предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
N 52-17-14/362 от 25.07.2008 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговый вычет в сумме 78 163 278 руб.37 коп.,
В удовлетворении остальной части требований ОАО "Роснефть" отказано.
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 не согласилась с решением суда о признании недействительным решения инспекции N 52-17-14/361 и N 52-17-14/362 от 25.07.2008 года в части отказа в возмещении НДС в размере 76 540 850 руб.25 коп. и предложения внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в указанной части ввиду нарушения судом норм материального права, отказать обществу в удовлетворении указанной части требований, ссылаясь на законность оспариваемых решений налогового органа.
ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" представило отзыв на апелляционную жалобу, а также письменные пояснения, в которых считает доводы налогового органа несостоятельными.
ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" не согласилась с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в указанной части ввиду нарушения судом норм материального права, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает доводы заявителя несостоятельными.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, считает, что решение суда первой инстанции подлежит частично отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за апрель 2007 года на предмет обоснованности применения ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 приняты решения, которые оспорены заявителем:
решение N 52-17-14/361 в части отказа в возмещении НДС в сумме 101 499 327 руб. и решение N 52-17-14/362 в части предложения внести изменения в документы бухгалтерского и налогового учета, соответствующие отказу в праве на налоговый вычет в сумме 101 499 327 руб.;
решение N 52-17-14/707/913 от 10.09.2008 года в части отказа в возмещении НДС в размере 101 499 327 руб. и предложения внести соответствующие необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета и решение N 52-17-14/708/1236 от 10.09.2008 года в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, соответствующие отказу в праве на налоговый вычет в сумме 101 499 327 руб..
Как следует из материалов дела, заявитель уплачивал организациям, оказывающим ему транспортные и иные сопутствующие услуги в составе цены этих услуг НДС по ставке 18 % при оформлении временной таможенной декларации на перевозимые товары.
Отказывая ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" в возмещении сумм налога на добавленную стоимость при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов в сумме 101 499 327 рублей, налоговый орган исходил из того, что данные услуги в силу п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 % и перевозчик был обязан выставить счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки 0 % (ст. 164, 168, 169 Кодекса) при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций. Поскольку налогоплательщику были оказаны посреднические услуги, связанные с транспортировкой нефти и счета-фактуры были выставлены уже после помещения товара под таможенный режим экспорта, то применение ставки НДС 18 % с последующим предъявлением сумм НДС к вычету является неправомерным.
Согласно составленного и подписанного сторонами Акта сверки от 24.02.2009 года (т.3 л.д.124-139), обществу были оказаны следующие услуги:
со стороны ОАО "АК "Транснефть" по транспортировке нефти, принадлежащей заявителю на праве собственности или на ином законном основании, в смеси с нефтью других грузоотправителей по системе магистральных нефтепроводов Российской Федерации (Договоры N 00006016/0000705/1776Д и 0000706/4377Д от 20.12.2005 года);
со стороны ОАО "АК "Транснефтепродукт" по транспортировке принадлежащих Компании на праве законного владения дизельного топлива Л-0,2-62ВС, включая прием Самарских и Сызранского НПЗ, доставку (перекачку) нефтепродуктов по системе МНПП, сдачу Заказчику или уполномоченному им лицу в пункте сдачи, налив в железнодорожные цистерны, выполнение заказа и диспетчеризацию поставок (Договор N 06-13-01/0000705/1700Д от 09.12.2005 года);
со стороны ООО "РН-Краснодарнефтегаз" по транспортировке нефти принадлежащей Заявителю по магистральному нефтепроводу (Договор N 0000606/1350Д);
со стороны ООО "РН-Ставропольнефтегаз" по транспортировке нефти принадлежащей Заказчику по магистральному нефтепроводу (Договор N 0000106/4271Д).
Удовлетворяя требования заявителя в указанной части, суд первой инстанции исходил из правомерного предъявления налогоплательщиком и его контрагентами ставки НДС 18 %, поскольку в представленном в материалы дела Акте сверки в графе 8 по спорным операциям указана дата выпуска товара по временной ГТД, что не может расцениваться как помещение товара под таможенный режим экспорта, поскольку в соответствии с подп. 3 п.1 и подп. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ в подтверждении факта экспорта товара трубопроводным транспортом должна быть представлена полная таможенная декларация.
Между тем позиция суда ошибочна.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ (в редакции Федерального Закона от 22 июля 2005 года N 119-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2006 года), налогообложение по налоговой ставке 0 % распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Таким образом, услуги по транспортировке экспортируемых товаров подлежат обложению НДС по ставке 0% в силу прямого указания закона.
Право на применение ставки 0 процентов связано с фактом оказания услуг в отношении товаров, вывозимых за пределы территории РФ.
Применение в отношении услуг по транспортировке экспортированных товаров налоговой ставки 18% не может быть признано обоснованным, поскольку из подписанного сторонами Акта сверки следует, что счета-фактуры на эти услуги выставлены после помещения товаров под таможенный режим экспорта, то есть после оформления временной ГТД.
Порядок помещения товаров под таможенный режим экспорта регулируется нормами Таможенного кодекса РФ.
Статьей 138 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что в случае периодического декларирования российских товаров в таможенный орган первоначально подается временная таможенная декларация, а после убытия российских товаров с таможенной территории РФ-полная таможенная декларация.
В письмах ФТС России от 14.06.2007 года N 01-18/22152, от 19.02.2007 года N 01-18/6150 также указано, что товар считается помещенным под таможенный режим экспорта с момента оформления временной грузовой таможенной декларации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 16581/07 от 04.03.2008 года.
Таким образом, помещение товаров под таможенный режим экспорта при периодическом декларировании российских товаров осуществляется на основании временной декларации. Особый порядок определения для помещения товаров под таможенный режим при использовании декларантом при вывозе товаров с таможенной территории РФ временной грузовой таможенной декларации не предусмотрен.
Налоговая ставка является установленным законом элементом налогообложения, обязательным для применения налогоплательщиком.
Согласно положениям ст.ст.168,169 НК РФ при реализации услуг по транспортировке дополнительно к цене реализуемых услуг перевозчик обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей ставки 0 процентов.
Поэтому, с учетом положений пп.2 п.1 ст.164 НК РФ применение налогоплательщиком к операциям по реализации услуг по транспортировке экспортированных товаров ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству.
Поскольку в представленных счетах-фактурах указаны налоговые ставки, не соответствующие размерам налоговой ставки, установленной п.п. п.1 ст.164 НК РФ, то отказ налогового органа в возмещении заявителю НДС, уплаченного организациям, оказывающим услуги по перекачке нефти по системе трубопроводов в размере 76 540 850 руб. 25 коп., является правомерным.
Считая необоснованными выводы налогового органа в отношении операций по перевалке нефти и отказа в возмещении НДС в сумме 2 002 465 руб.73 коп., налогоплательщик ссылается на отсутствие основания для применения ставки 0%, поскольку услуги оказаны на территории Российской Федерации и в процессе их оказания непосредственный вывоз нефти за пределы территории не осуществлялся. По утверждению общества помещение товара под таможенный режим экспорта на основании временной ГТД не является достаточным основанием для применения ставки 0%.
Как установлено судом, общество заключило с ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" договор N 0131106/3-0175Д/0000706/1482Д от 01.09.2006 года, по условиям п. 1.1 которого, исполнитель обязуется за вознаграждение и по поручению Компании осуществлять прием, слив в резервуары, хранение и налив нефти Компании в железнодорожные цистерны (перевалку) через железнодорожный нефтеналивной комплекс "Приводино" на станции Приводино Северной железной дороги.
Суд первой инстанции правомерно, со ссылкой на подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, Постановления ВАС РФ от 06.11.2007 года N N 10159/07, 10160/07, 1375/07, а также на составленный сторонами акт сверки, из которого следует, что выпуск переваленной нефти был осуществлен 27.03.2007 года, а счет-фактура на данную операцию была оформлена 31.03.2007 года, то есть после оформления временной таможенной декларации, отклонил доводы общества, признав решение налоговой органа в отношении операций по перевалке нефти законным и обоснованным.
Законодательство РФ о налогах и сбора связывает обязанность применения налоговой ставки 0 % не с фактическим вывозом товаров за пределы государственной территории РФ, а с помещением этих товаров под таможенный режим экспорта, поэтому доводы налогоплательщика о том, что работа (услуги) были реализованы на территории Российской Федерации и применяется ставка 18 % ввиду, являются необоснованными.
Как следует из материалов дела, обществом были заключены договоры транспортной экспедиции с ЗАО "ЮКОС-Транссервис", ООО "Дальнефтетранс", ОАО "Новая перевозочная компания", ОАО "Совфрахт", ООО "Юрганз", ЗАО "ТНП-Транском", ЗАО "Импэкс-Плюс", предметом которых являлось предоставление собственных/арендованных вагонов-цистерн, оказание услуг по мониторингу, управлению и представлению информации относительно подвижного состава, осуществление расчетов, связанных транспортировкой.
По утверждению налогоплательщика оснований для применения ставки 0% и отказа в возмещении НДС, уплаченного по ставке 18% в общей сумме 20 523 751 руб. не имеется, поскольку услуги также оказаны на территории Российской Федерации, в процессе их оказания непосредственный вывоз за пределы территории Российской Федерации не осуществлялся, помещение товара под таможенный режим экспорта на основании временной ГТД не является достаточным для применения ставки 0%..
Между тем как правильно указал суд первой инстанции, правовая позиция налогоплательщика не основана на нормах налогового законодательства и подлежит отклонению по вышеизложенным основаниям.
Из содержания п. 3 ст. 164 НК РФ следует, что в случае, когда налогообложение в соответствии с п. 1 этой статьи осуществляется по ставке 0 %, ставка 18 % применению не подлежит.
Как видно из подписанного сторонами Акта сверки, товарные накладные по операциям с названными контрагентами были оформлены уже после помещения товара таможенным органом под таможенный режим экспорта, в связи с чем отказ налогового органа в возмещении НДС в сумме 20 523 751 руб., является законным и обоснованным.
Общая сумма НДС, в возмещении которого обществу отказано по агентским услугам, в том числе по услугам, оказанным на основании договора N 00006016/0000705/1776Д4377Д от 20.12.2005 года с ОАО "АК "Транснефть" составляет 809 832 руб. 02 коп..
Оспаривая возможность применения к данным операциям ставки НДС 0 % налогоплательщик ссылается на то, что агентские услуги не поименованы в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и не являются операциями, непосредственно связанными с реализацией экспортных товаров.
Однако доводы налогоплательщика необоснованны и не соответствуют действующему налоговому законодательству.
Перечень работ, указанный в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ является примерными и носит открытый характер. К работам, непосредственно связанным с производством и реализацией товаров, указанным в данной норме относятся работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Из содержания условий договора с ОАО "АК "Транснефть" следует, что последнее обязалось осуществить транспортировку, таможенное оформление прием и контроль качества нефти, а также предоставлять информацию и отчеты о транспортировке нефти по территории Казахстана, Украины и Республики Беларусь.
Поскольку транспортировка нефти изначально предполагалась за пределы Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оказанные услуги связаны с транспортировкой товара (нефти) на экспорт, и подпадают под регулирование подп. 2 п. ст. 164 НК РФ.
Согласно подписанному сторонами Акту сверки, счета-фактуры по данным операциям были выставлены уже после помещения товара под таможенный режим экспорта, поэтому в силу прямого указания ст. 164 НК РФ, общество не вправе было применять ставку НДС 18 %, в связи с чем решение инспекции об отказе возмещении НДС в сумме 809 832 руб. 02 коп., а также предложении внести изменения в документы бухгалтерского и налогового учета в отношении данной суммы является законными и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110,176, 266-269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.04.2009 года по делу N А40-75538/08-109-315 о признании недействительными решений Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в отношении ОАО "НК "Роснефть":
N 52-17-14/361 от 25.07.2008 года о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению в части отказа в возмещении 76 540 850 руб. 25 коп. и предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
N 52-17-14/362 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговый вычет в сумме 76 540 850 руб.25 коп. - отменить.
В удовлетворении указанной части требований ОАО "НК "Роснефть" отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
Е.А.Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-75538/08-109-315
Истец: ОАО "Нефтянная компания "Роснефть"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27448/2010
18.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7181/10
21.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7181/10
17.11.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8542/2009
17.11.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9296/2009