г. Москва |
Дело N А40-41774/10-118-233 |
|
N 09АП-18231/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Н. Крекотнева,
судей Н.О. Окуловой, Р.Г. Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по КН по Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2010
по делу N А40-41774/10-118-233, принятое судьей Кондрашовой Е.В.
по заявлению ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по КН по Московской области
о признании недействительными решений, требования
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Родина Г.И. по доверенности N 90 от 30.12.2009
от заинтересованного лица - Липинская Н.С. по доверенности N 03-18/00276 от 19.03.2010
УСТАНОВИЛ
ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" (далее - налогоплательщик, заявитель, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по КН по Московской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительными: решения от 02.12.2009 N 08-30/328 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части начисления НДС в сумме 9 460 724 руб., пени в сумме 1 387 520 руб., штрафа в размере 1 892 145 руб., п.3.2 (обязанность уплатить штраф), п.3.3 (обязанность уплатить пени), п.4 (обязанность внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета резолютивной части решения, требования N 777 от 10.03.2010 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.03.2010 полностью.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2010 заявленные требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать, обращение мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против удовлетворения доводов апелляционной жалобы налогового органа, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оснований к отмене решения не усматривает.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 г.
По результатам проверки приняла решение N 08-30/328 от 02.12.2009 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым начислила налогоплательщику НДС - 9 460 724 руб., пени - 1 387 520 руб., штраф - 1 892 145 руб.
Не согласившись с решением N 08-30/328 от 20.03.2009 в порядке ст. 101.2 НК РФ, обжаловало его путем подачи апелляционной жалобы - исх. N 242/2574 от 22.12.2009 г. (вх. N 34846 от 22.12.2010) в Управление ФНС России по г. Москве.
На основании Решения N 08-30/328 от 02.12.2009 налоговый орган вынес требование N777 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.03.2010.
Оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что изложенные в решении налогового органа мотивы являются необоснованными.
Инспекция в апелляционной жалобе в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции ссылается на то, что в документах, представленных для подтверждения суммы льгот по коду 1010294 по пп.16 п.3 ст. 149 НК РФ установлены нарушения (акты выполненных работ составлены без участия заказчика и не содержат доказательств их направления или вручения заказчику). Акты выполненных работ должны быть подписаны в двухстороннем порядке.
Заявитель необоснованно применил налоговую льготу по коду 1010294 в 3 квартале 2008 года.
Налогоплательщиком представлены двусторонние акты выполненных работ, не относящиеся к налоговому периоду в котором они заявлены, т.е. за 2 квартал 2008 г. и 4 квартал 2008 г.
Положение об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, утвержденного Приказом генерального директора ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева", устанавливает момент определения выручки от реализации услуг.
Кроме того, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, в данном случае ссылка на Положение об учетной политике относится к расчету налога на прибыль, тогда как суть спора - льгота при расчете НДС.
По мнению инспекции, налогоплательщик неправомерно применил в 3 квартале 2008 года налоговую льготу по коду 1010294, предусмотренную пп.16 п.3 ст. 149 НК РФ. Следовательно, сумма доначисленного налога составляет 9 460 724 рублей (52 559 580* 18%).
При этом налоговый орган не отрицает факт реализации товара, отраженной в представленной Заявителем налоговой декларации.
Суд апелляционной инстанции считает заявленные инспекцией доводы несостоятельными по следующим основаниям.
Налоговый орган отказал обществу в применении льготы по коду 1010294. предусмотренной п.п.16 п.3 ст.149 НК РФ, частично, в размере - 52 559 580 руб. (56 150 750 руб. - 3 591 170 руб.).
В соответствии с пп.16 п.3 ст.149 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований. Российского фонда технологического фонда и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
Судом первой инстанции правильно установлено, что выполненные обществом работы и правомерность применения налоговой льготы по коду 1010294, предусмотренной п.п. 16 п.3 ст.149 НК РФ в размере 56 150 750 руб. подтверждается документально (государственными контрактами; актами выполненных работ, подписанными уполномоченными лицами налогоплательщика; товарной накладной N 062 от 27.08.2008; выписками из регистров реализованной продукции; счетами - фактурами; книгой продаж за 3 квартал 2008 г.; справками и уведомлениями, подтверждающими выполнение работ, финансируемых из средств федерального бюджета).
В соответствии с абзацем 8 ст. 316 НК РФ, ст. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н, доход от реализации работ, оказания услуг, с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которым распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
В соответствии с п.2.8 положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, утвержденного приказом генерального директора заявителя N 396 от 29.12.2007, по работам (услугам) НТЦ, продукция с длительным циклом (более 3-х месяцев проведения (изготовления), выручку признавать на дату подписания уполномоченными лицами предприятия Акта о выполненном объеме работы (услуги), изготовления отдельных узлов, деталей, проценте готовности продукции (прилагается).
Таким образом, заявитель правомерно и обоснованно заявил льготу по операциям, не подлежащим налогообложению по подпункту 16 пункта 3 ст. 149 НК РФ в размере - 251 753 306 руб. (стр.6. Раздел 9, код операции 1010294).
Довод инспекции о том, что для применения п.п.16 п.3 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик обязан представить акты выполненных работ, подтверждающие реализацию (передачу) товаров (работ, услуг) без НДС, является несостоятельным, поскольку нормами Налогового кодекса РФ, в том числе п.п.16 п.3 ст. 149 НК РФ, не установлен перечень документов, которые налогоплательщик обязан представить в налоговый орган для подтверждения налоговой льготы по подпункту 16 п.3 ст. 149 НК РФ. Для этого достаточно представления в инспекцию договора на выполнение работ со ссылкой, что работы финансируются из Федерального бюджета РФ; письменного уведомления (справки) заказчика в адрес исполнителей о выделении ему целевых бюджетных средств для оплаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Данная позиция подтверждается письмом Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 29.02.2008 N 19-11/19194.
Во всех контрактах, договорах имеется пункт, где указано, что финансирование работ осуществляется из федерального бюджета, НДС - не облагается.
Довод налогового органа о том, что реализация товара произошла в 4 квартале 2008 г. является несостоятельным по следующим основаниям.
По акту 2, ОКР этап 2 по ГК N ОВ/07/925/ОПК/К о т 12.12.2007.
По данному контракту работы по выполнению этапа 2 проводились в течение двух налоговых периодов: - промежуточный этап - 2.1. (стоимость - 2 600 000 руб., акт N 77/08) - в 3 квартале 2008 г., в связи с чем, реализация на сумму 2 600 000 руб. отражена в бухгалтерских документах предприятия в 3 квартале 2008 г.
ОКР этапа 2 завершены в 4 квартале 2008 г., в связи с чем, в 4-м квартале 2008 г. в бухгалтерских документах предприятия отражена реализация в сумме 7 400 000 руб., т.е. не полностью сумма стоимости работ по акту N 2, которая составляет - 10 000 000 руб., а за минусом суммы - 2 600 000 руб. (10 000 000 руб. - 2 600 000 руб. = 7 400 000 руб.), что подтверждено расшифровкой отнесения актов выполненных работ к налоговым периодам (к налоговой декларации по НДС за 3, 4 квартал 2008 г.), документами налогового органа; актом N 08-28/141 от 01.06.2009, решением N 08-30/220 от 14.08.2009, принятыми по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 г.
По акту 2, ОКР этап 2 по ГКN ОВ/07/924/ОПШ от 12.12.2007.
По данному контракту работы по выполнению этапа 2 проводились в течение двух налоговых периодов: промежуточный этап - 2.1. (стоимость - 2 400 000 руб., акт N 78/08) - в 3 квартале 2008 г., в связи с чем, реализация на сумму 2 400 000 руб. отражена в бухгалтерских документах предприятия в 3 квартале 2008 г.
ОКР этапа 2 завершены в 4 квартале 2008 г., в связи с чем, в 4-м квартале 2008 г. в бухгалтерских документах предприятия отражена реализация в сумме 3 300 00 руб., т.е. не полностью сумма стоимости работ по акту N 2, которая составляет - 5 700 000 руб., а за минусом суммы - 2 400 000 руб. (5 700 000 руб. - 2 400 000 руб. = 3 300 000 руб.), что подтверждено расшифровкой отнесения актов выполненных работ к налоговым периодам (к налоговой декларации по НДС за 3, 4 квартал 2008 г.), документами налогового органа; актом N 08-28/141 от 01.06.2009 г., решением N 08-30/220 от 14.08.2009 г., принятыми по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 г.
По акту 2, ОКР этап 2 по ГКN ОВ/07/926/ОПК/К от 12.12.2007.
По данному контракту работы по выполнению этапа 2 проводились в течение двух налоговых периодов: промежуточный этап - 2.2. (стоимость - 2 000 060 руб., акт N 97/08) - в 3 квартале 2008 г., в связи с чем, реализация на сумму 2 000 060 руб. отражена в бухгалтерских документах предприятия в 3 квартале 2008 г.
ОКР этапа 2 завершены в 4 квартале 2008 г., в связи с чем, в 4-м квартале 2008 г. в бухгалтерских документах предприятия отражена реализация в сумме 6 369 940 руб., т.е. не полностью сумма стоимости работ по акту N 2, которая составляет - 8 600 000 руб., а за минусом суммы - 2 000 060 руб. (8 600 000 руб. - 2 000 060 руб. = 6 369 940 руб.), что подтверждается расшифровкой отнесения актов выполненных работ к налоговым периодам (к налоговой декларации по НДС за 3, 4 квартал 2008 г.), документами налогового органа, актом N 08-28/141 от 01.06.2009 г., решением N 08-30/220 от 14.08.2009 г., принятыми по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 г.
По акту 143/2008, ОКР этап 4.2.1 по ГКN 04004 о т 30.06.2000.
По данному контракту работы по выполнению этапа 4.2.1 проводились в течение трех налоговых периодов: промежуточный этап 4.2.1.1. (стоимость - 7 000 000 руб.) - в 1 квартале 2008 г., промежуточный этап - 4.2.1.2. (стоимость - 11 000 000 руб., акт N б/н) - в 3 квартале 2008 г., в связи с чем, реализация на сумму 11 000 000 руб. отражена в бухгалтерских документах предприятия в 3 квартале 2008 г.
ОКР этапа 4.2.1 завершены в 4 квартале 2008 г., в связи с чем, в 4-м квартале 2008 г. в бухгалтерских документах предприятия отражена реализация в сумме 16 600 000 руб., т.е. не полностью сумма стоимости работ по акту N 143/2008, которая составляет - 34 600 000 руб., а за минусом сумм - 7 000 000 руб. и 11 000 000 руб. (34 600 000 руб. - 7 000 000 руб. - 11 000 000 руб. = 16 600 000 руб.), отраженных как реализация - в налоговой декларации по НДС за 2, 3 квартал 2008 г., что подтверждается расшифровкой отнесения актов выполненных работ к налоговым периодам (к налоговой декларации по НДС за 3, 4 квартал 2008 г.), документами налогового органа; актом N 08-28/141 от 01.06.2009, решением N 08-30/220 от 14.08.2009, принятыми по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 г.
По акту 140/08, ОКР этап 11 по договору N ОП-26-93-3/41 о т 18.05.1993.
По данному договору работы по выполнению этапа 11 проводились в течение трех налоговых периодов: промежуточный этап 11.1.1. (стоимость - 9 ПО 200 руб., акт N 58/08) - во 2 квартале 2008 г., промежуточные этапы - 11.1.3 (стоимость - 2 322 520 руб., акт N 105/08), этап 11.1.2 (стоимость - 9 789 550 руб., акт N 81/08) - в 3 квартале 2008 г., в связи с чем, реализация на сумму 12 112 070 руб. (2 322 520 руб. + 9 789 550 руб.) отражена в бухгалтерских документах предприятия в 3 квартале 2008 г.
ОКР этапа 11 завершены в 4 квартале 2008 г., в связи с чем, в 4-м квартале 2008 г. в бухгалтерских документах предприятия отражена реализация в сумме 19 447 560 руб., т.е. не полностью сумма стоимости работ по акту N 140/08, которая составляет - 40 669 830 руб., а за минусом сумм - 9 110 200 руб. и 12 112 070 руб. (40 669 830 руб. - 9 ПО 200 руб. - 12 112 070 руб. = 19 447 560 руб.), отраженных, как реализация - в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 г., что подтверждается расшифровкой отнесения актов выполненных работ к налоговым периодам (к налоговой декларации по НДС за 3, 4 квартал 2008 г.), документами налогового органа, актом N 08-28/141 от 01.06.2009 г., решением N 08-30/220 от 14.08.2009, принятыми по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 г.
По акту 120/08. ОКР этап 5.1 по контракту N 4742 о т 03.12.2002.
По данному договору работы по выполнению этапа 5.1 проводились в течение двух налоговых периодов: промежуточный этап 5.1.1 (стоимость - 18 645 720 руб., акт N 51/08) - во 2 квартале 2008 г., промежуточные этапы: 5.1.3 (стоимость - 841 160 руб., акт N 94/08), 5.1.2. (стоимость 4.658.070 руб.) - в 3 квартале 2008 г. (август 2008 г.).
ОКР этапа 5.1 завершены в 3 квартале 2008 г. (сентябрь 2008 г.), сумма - 5 490 050 руб. (акт N б/н).
Соответственно, в реализации за 3 квартал 2008 г. отражена в бухгалтерских документах предприятия в 3 квартале 2008 г. сумма - 10 989 280 руб. (841 160 руб. + 4 658 070 руб. + 5 490 050 руб.).
Таким образом, стоимость ОКР, этап 5.1, по акту N 120/08 в полном объеме -29 635 000 руб. отражена в бухгалтерских документах предприятия во 2 и 3 кварталах 2008 г., в связи с чем, реализация в 4 квартале 2008 г. по указанному акту - отражена быть не может и не отражалась (29 635 000 руб. (стоимость этапа) - 18 645 720 руб. -841 160 руб. - 4 658 070 руб. - 5 490 050 руб.), что подтверждается расшифровкой отнесения актов выполненных работ к налоговым периодам (к налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 г.), документами налогового органа; актом N 08-28/141 от 01.06.2009 г.; решением N 08-30/220 от 14.08.2009 г., принятыми по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 г.
По акту 121/08. ОКР этап 5.2 по контракту N 4742 о т 03.12.2002.
По данному договору работы по выполнению этапа 5.2 проводились в течение двух налоговых периодов: промежуточный этап 5.2.1 (стоимость - 18 596 690 руб., акт N 52/08) - во 2 квартале 2008 г., промежуточный этап - 5.2.2 (стоимость - 4 166 860 руб., акт N 93/08) - в 3 квартале 2008 г. (август 2008 г.).
ОКР этапа 5.2 завершены в 3 квартале 2008 г. (сентябрь 2008 г.), сумма - 3 216 450 руб. (акт N б/н).
Таким образом, стоимость ОКР, этап 5.2, по акту N 121/08 в полном объеме -25 980 000 руб. отражена в бухгалтерских документах предприятия во 2 и 3 кварталах 2008 г., в связи с чем, реализация в 4 квартале 2008 г. по указанному акту - отражена быть не может и не отражалась (25 980 000 руб. (стоимость этапа) - 18 596 690 руб. - 4 166 860 руб. - 3 216 450 руб.), что подтверждается расшифровкой отнесения актов выполненных работ к налоговым периодам (к налоговой декларации по НДС за 3,4 квартал 2008 г.), документами налогового органа; актом N 08-28/141 от 01.06.2009 г., решением N 08-30/220 от 14.08.2009 г., принятыми по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 г.
По акту М101/2008, ОКР этап 1 по договору N 011-01-2008/01 о т 18.02.2008.
По данному договору работы выполнены и реализованы заказчику в 3 квартале 2008 г. (август 2008 г.) на сумму 3 817 460 руб., что подтверждается: товарной накладной N 062 от 27.08.2008 г., счетом-фактурой N 176-2008 от 30.08.2008 г., книгой продаж за 3 квартал 2008 г.
Доводы налогового органа о том, что реализация выполненных ОКР по этапу 1 (акт N 74/2008) по договору NОП-10-2007/01 в сумме - 257 400 руб. произошла во 2 квартале 2008 г. являются необоснованными, исходя из следующего.
По данному договору работы по выполнению этапа 1 проводились в течение двух налоговых периодов: промежуточный этап 1.1 (стоимость - 4 000 000 руб.) - во 2 квартале 2008 г.
ОКР по этапу 1 завершены 30.06.2008, о чем составлен акт N 74/2008 (стоимость всего этапа - 4.257.400 руб.).
Акт N 74/2008, оформленный со стороны заказчика, возвращен в адрес общества в сентябре 2008 г., что подтверждается письмом исх. N 901/852ф-1487 от 14.08.2008,. в связи с чем, оставшаяся сумма стоимости этапа 1 - 257 400 руб. (4 257 400 руб. - 4 000 000 руб.) отражена в реализации за 3 квартал 2008 г.
Законность и обоснованность применения заявителем льготы, предусмотренной п.п.16 п.3 ст. 149 НК РФ, законность и обоснованность распределения налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета, доход от реализации работ, оказания услуг, с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении ФАС МО от 31.03.2010 по делу N А40-30722/09-98-132 (НДС за 1 квартал 2008 г.).
Кроме того, налоговым органом не оспаривается факт выполнения налогоплательщиком ОКР по представленным государственным контрактам и договорам, факт финансирования ОКР из федерального бюджета.
Поскольку требование N 777 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.03.2010 выставлено на основании решения N 08-30/328 от 02.12.2009 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которое подлежит признанию незаконным (недействительным), следовательно, требование так же подлежит признанию недействительным.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству, судом полно и всесторонне исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно.
Оснований для отмены решения суда нет.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2010 по делу N А40-41774/10-118-233 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41774/10-118-233
Истец: ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18231/2010