г. Москва |
Дело N А40-35926/09-56-192 |
|
N 09АП-19018/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Седова С.П.,
Судей: Катунова В.И., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2010г.
по делу N А40-35926/09-56-192
принятое единолично судьёй Никифоровым С.Л.
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 274 895 руб. 63 коп. (с учётом принятого судом заявления истца об уменьшении размера исковых требований), в счет возмещения расходов за оказанные в 2007 году услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом, ссылаясь на ст. 16, п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2010г. по делу N А40-35926/09-56-192 исковые требования ОАО "Российские железные дороги" удовлетворены.
Ответчик не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Ответчик полагает, что при вынесении оспариваемого решеия судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеет место недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Истец не согласился с доводами апелляционной жалобы, представил письменный отзыв, в котором указал, что считает решение законным и обоснованнм и просит оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители сторон, надлежащим образом извещённых о времени и месте его проведения, не явились, каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в порядке, предусмотренном статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2008 году ОАО "Российские железные дороги" оказывало услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 года.
Согласно учетным данным, сформированным по месту продажи льготных проездных документов (билетов), истцом при оказании услуг по перевозке железнодорожным транспортом граждан, в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993г., были недополучены доходы в сумме 274.895 руб. 63 коп., что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного либо недостаточного бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенных категориям граждан и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.
Бездействие ответчика выразилось в неисполнении обязанности по полной компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению льготным категориям граждан бесплатного проезда. Причинная связь между бездействием ответчика и наступлением вреда выразилась в том, что осуществление указанных правомочий распорядителем бюджетных средств привело бы к перечислению бюджетных средств (перемещению бюджетных ассигнований), достаточных для возмещения расходов истца.
С учетом изложенного, требование истца о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ является правомерным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным, обоснованным и считает, что судом установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Оспаривая решение суда, ответчик утверждает, что ОАО "РЖД" не доказало размер понесенных расходов, так как в материалах дела отсутствуют данные о расходах, которые понес истец в связи с перевозкой пассажиров.
Однако доводы ответчика о недоказанности истцом факта и размера причиненных ему убытков противоречат материалам дела.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счёт средств соответствующего бюджета
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона РФ от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со стунктом 2 Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993г. инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств-участников Соглашения один раз в год (туда и обратно). Инвалидам ВОВ 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним.
Согласно статье 3 данного Соглашения участникам ВОВ и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50% скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
В соответствии со статьёй 4 Соглашения лицам, указанным в статьях 2 и 3 Соглашения, по их желанию, вместо полагающегося им проезда с 50-процентной скидкой один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом предоставляется бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно).
В силу статьи 8 Соглашения возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в нем, осуществляется сторонами Соглашения в соответствии с национальным законодательством.
Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, было подписано Российской Федерацией 12.03.1993г.
Государство не отменяло и не приостанавливало действие на 2008 год Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993г.
В соответствии со статьёй 7 Гражданского кодекса Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, составной частью правовой системы Российской Федерации, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора, а нормативные акты, принятые на территории РФ, не должны рассматриваться как умаляющие права и законные интересы человека и гражданина. Поскольку отсутствуют специальные правила реализации указанного Соглашения, то необходимо руководствоваться Конституцией Российской Федерации, согласно положениям которой, исполнение взятых Российской Федерацией обязательств, вытекающих из заключенных международных договоров и соглашений, является расходной статьей федерального бюджета.
В соответствии со статьёй 7 Соглашения основанием для приобретения льготного проездного билета является удостоверение и лист талонов на льготный проезд, предъявляемые в железнодорожную билетную кассу, а для реализации права на сезонные льготы - удостоверения.
Факт предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом, на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993г., подтверждается данными автоматизированной системы продажи билетов "Экспресс" (далее АСУ "Экспресс") (реестры оформления проездных документов на проезд во внутреннем и межгосударственном сообщении по системе АСЦ "Экспресс"). Использование указанной системы для продажи проездных документов (билетов), предусмотрено пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 26.07.2002г. N 30 (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.07.2002г. N 3675).
В АСУ "Экспресс" содержится информация, в которой фиксируется ФИО пассажира, категория льготы; номер удостоверения, по которому предоставлен льготный проезд; дата поездки; вид предоставленной льготы (льготный, бесплатный); фактически уплаченная сумма; общая стоимость проезда; недополученная стоимость проезда; суммы комиссионного сбора.
Также размер понесённых расходов подтверждается копиями купонов кассира, подтверждающими продажу билетов, и копиями талонов, предоставленных в ж/д кассу в обмен на льготный проездной документ (билет).
Подлинники указанных документов были представлены на обозрение суду и ответчику в состоявшемся по делу 07 июня 2010 года судебном заседании. Поэтому довод ответчика о непредоставлении ОАО "РЖД" листов талонов на льготный проезд не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле документам.
При этом арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что письменные возражения ответчик не представлял в материалы дела, и не направлял в адрес истца, а в апелляционной жалобе ссылается на то, что суд первой инстанции не указал в обжалуемом решении мотивы, по которым отверг приведенные ответчиком доводы в обоснование своих возражений, а также мотивы, по которым суд не применил нормативные правовые акты, на которые ссылался ответчик.
При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд полагает, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции на основе всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимной связи и установления существенных обстоятельств настоящего дела, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2010г. по делу N А40-35926/09-56-192.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2010г. по делу N А40-35926/09-56-192 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий: |
С.П. Седов |
Судьи |
В.И. Катунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35926/10-56-192
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "РЖД"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19018/2010