г. Москва |
Дело N А40- 60873/09-32-458 |
"15" февраля 2010 г. |
N 09АП-25094/2009-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Н.В.Лаврецкой
Судей: Трубицына А.И., Расторгуева Е.Б.
При ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Российской Федерации в лице Минфина РФ, Департамента социальной защиты населения Тверской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.09
по делу N А40- 60873/09-32-458, принятое судьей Л.А.Куклиной
по иску МУП " ПАТП"
к Российской Федерации в лице Минфина РФ, Департаменту социальной защиты населения Тверской области
о взыскании 96 301 873,25руб.
при участии в судебном заседании
от истца: Чарковский Р.В. по доверенности от 23.11.09
от ответчиков: Смиронова Я.М. по доверенности от 31.12.09, Мельничук А.А. по доверенности от 26.01.10, Косякова С.А. по доверенности от 26.01.10
УСТАНОВИЛ
Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие города Твери (МУП "ПАТП") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 37 841 313 руб. 35 коп. в возмещение убытков, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра по единым социальным проездным билетам по г.Твери и Калининскому району в 2008 г. и с Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области за счет казны Тверской области 58 460 559 руб. 90 коп. в возмещение убытков, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан регионального регистра по единым социальным проездным билетам по г.Твери и Калининскому району в 2008 г. на основании статей 8,12,15,16,125,1064,1069,1071,1082 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.10.09 по делу А40-60873/09-32-458 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд исходил из обоснованности заявленных требований, отсутствия доказательств возмещения убытков ответчиками.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверена в порядке статей 266,268 АПК РФ в связи с апелляционными жалобами ответчиков.
В обоснование апелляционной жалобы Минфин России указал, что порядок компенсации расходов транспортным предприятиям установлен нормативным актом субъекта РФ - Тверской областью (постановление Администрации области от 16.02. 05 N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета"), из чего следует, по его мнению, что меры социальной поддержки отдельных категорий граждан являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации, а Российская Федерация оказывает финансовую помощь путем предоставления иных межбюджетных трансфертов.
Департамент социальной защиты населения Тверской области в обоснование апелляционной жалобы указал, что территориальными отделами социальной защиты населения г. Твери и Калининского района в рамках заключенных договоров перед ответчиком выполнены.
В заседании апелляционной инстанции заявители апелляционных жалоб настаивали на своих доводах.
Представитель истца выразил согласие с решением суда, в удовлетворении жалоб просил отказать.
Проверив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с главой 34 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения на основании следующего.
Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие г. Твери (МУП "ПАТП") в 2008 году осуществило льготную перевозку граждан по единым социальным проездным билетам.
По данным МУП "ПАТП", в результате предоставления льготного проезда гражданам в 2008 году МУП "ПАТП" понесло убытки в сумме 96 301 873,25 руб. Поскольку льготная перевозка осуществлена предприятием как федеральных, так и региональных льготников, транспортное предприятие обратилось с иском о возмещении убытков к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в размере 37 841 313 руб. 35 коп. и Департаменту социальной защиты населения Тверской области в размере 58 460 559 руб.
Льготный проезд отдельных категорий граждан осуществлялся на основании Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которым предусматривается предоставление отдельным категориям граждан государственной социальной помощи, пособий, субсидий, набора социальных услуг. В соответствии с названным федеральным законом (в редакции от 22.08.2004, 29.12.2004. 25.11.2006) оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, путем составления областного и федерального регистров.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ N 184-ФЗ от 06.10.1999г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно, относится социальная поддержка ветеранов труда, тружеников тыла, семей, имеющих детей (пособия), жертв политических репрессий. Перечисленные категории льготников входят в региональный регистр льготников.
Остальные категории льготников входят в федеральный регистр, меры социальной поддержки предоставляются им за счет средств федерального бюджета.
Администрация Тверской области 16.02.05г. издала постановление N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета".
Правительство Российской Федерации Постановлением от 25.12.2006г. N 802 утвердило "Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации", которым распределило бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление указанных расходов.
На основании указанных постановлений 29.01.08 между Территориальным отделом социальной защиты населения г. Твери, Департаментом транспорта и связи Тверской области и МУП "ПАТП" был заключен договор N 2 по предоставлению на территории Тверской области льготного проезда отдельным категориям граждан на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ) и компенсации расходов транспортным предприятиям (л.д.6-130,т.1).
Выделение бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта осуществлялось Российской Федерацией в соответствии с статьей 14 ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год" и приложением 37 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год".
Согласно расчету убытков, произведенному истцом по методике, утвержденной постановлением Росстата N 9 от 19.01.07г., в его основу положены сведения о количестве реализованных ЕСПБ, о тарифе на одну поездку и о сумме финансирования с учетом доли городских и пригородных перевозок и доле истца в работе автобусных предприятий. Используемые в расчете показатели подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов.
Удовлетворение требований судом первой инстанции в отношении Российской Федерации признается обоснованным.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Поскольку в спорный период денежные средства на реализацию льгот по перевозке пассажиров городским и пригородным автобусным транспортом, включенных в федеральный регистр, из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в достаточном количестве не передавались, суд обоснованно признал правомерными требования истца о взыскании с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 37 841 313 руб. 35 коп. Указанный вывод соответствует статьям 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Согласно последним вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Удовлетворение судом первой инстанции требований в отношении Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области за счет казны Тверской области судебная коллегия признала неправомерным, в связи с тем, что не был принят во внимание договор N 2 от 29.01.08, заключенный между Территориальным отделом социальной защиты населения г. Твери, Департаментом транспорта и связи Тверской области и МУП "ПАТП", определивший порядок и размер компенсации расходов транспортного предприятия на 2008 г.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Рассматриваемый договор ограничил размер убытков, подлежащих возмещению транспортному предприятию Тверской областью. Обязательства по указанному договору были исполнены заказчиком, что не отрицается истцом. Возмещение убытков в размере, превышающем установленные в договоре размеры, признается необоснованным.
На основании чего доводы апелляционной жалобы Департамента социальной защиты населения Тверской области признаются правомерными, подлежащими удовлетворению.
Общий анализ содержания договора и состав его участников свидетельствуют о нераспространении его условий на отношения истца и Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы Минфина России о том, что порядок компенсации расходов транспортным предприятиям установлен нормативным актом субъекта РФ - Тверской областью (постановление Администрации области от 16.02. 05 N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета"), из чего следует, что меры социальной поддержки отдельных категорий граждан является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, а Российская Федерация оказывает финансовую помощь путем предоставления иных межбюджетных трансфертов, рассмотрен судебной коллегией и отклонен.
Возложение государством на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, не означает возложение обязанностей по финансированию оказываемых услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, апелляционным судом признается необходимым изменить решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176,266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.09 по делу N А40- 60873/09-32-458 изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия г. Твери (МУП "ПАТП") 37 841 313,35 руб. в возмещение убытков.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Н.В. Лаврецкая |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60873/09-32-458
Истец: Муниципальное унитарное автотранспортное предприятие г. Твери
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Тверская область в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30213/11
08.12.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31162/11
10.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7061/10
28.10.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7061/10
23.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/4975-10
30.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7061/10
09.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7061/10
19.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7061/10
15.02.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25094/2009