г. Томск |
Дело N 07АП-6446/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: А. В. Солодилова, Т. В. Павлюк,
при ведении протокола судебного заседания судьей А. В. Солодиловым,
при участии:
от заявителя: Батрацкая Е. П. - по доверенности N 1 от 01.04.2010 г.,
от заинтересованных лиц:
от Администрации г. Томска - Рябец Е. В. по доверенности N 4706 от 04.12.2009 г.,
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска - без участия, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации г. Томска
на решение арбитражного суда Томской области от 17.06.2010 года
по делу N А67-2422/2010 (судья О. В. Захаров)
по заявлению открытого акционерного общества "Томскснаб"
к Администрации г. Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Томскснаб" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска (далее - Департамент) по отказу в предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: г. Томск, пос. Просторный, ул. Заполярная, 27а, площадью 515 кв. м., кадастровый номер 70:21:0211002:0383, доведенному до ОАО "Томскснаб" в виде письма N 01-01-19/1634 от 26.02.2010 г., и обязании Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении ОАО "Томскснаб" в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, пос. Просторный, ул. Заполярная, 27а, площадью 515 кв. м., кадастровый номер 70:21:0211002:0383, а также обязании Администрации г. Томска принять муниципальный правовой акт о предоставлении ОАО "Томскснаб" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Томск, пос. Просторный, ул. Заполярная, 27а, площадью 515 кв.м., кадастровый номер 70:21:0211002:0383.
Решением арбитражного суда от 17.06.2010 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением суда, Администрация г. Томска обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация г. Томска указывает, что возложение судом на Администрацию г. Томска обязанности с установлением конкретного решения, которое должна принять Администрация г. Томска, является вмешательством суда в компетенцию органа местного самоуправления.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Общество не согласно с доводами апеллянта, считает решение суда не подлежащим отмене.
В судебном заседании представители Администрации и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Департамент, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статьи 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав участников судебного разбирательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
- образовать из земель населенных пунктов земельный участок по адресу: г. Томск, пос. Просторный, ул. Заполярная, 27а (учетный номер 70:21:040829:93), площадью 515 кв. м., для эксплуатации сооружения (скважина), утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- ОАО "Томскснаб" произвести комплекс работ по межеванию земельного участка;
- уполномочить ОАО "Томскснаб" на проведение кадастрового учета земельного участка в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет.
В качестве приложения к заявлению были представлены в копиях следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права; план приватизации; технический паспорт; Устав; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ; свидетельство о постановке на учет; выписка из протокола о назначении генерального директора; постановление мэра г. Томска N 2885з от 01.12.2009г. с приложением; кадастровый паспорт земельного участка с отметкой красных линий.
Также был представлен подлинник выписки из ЕГРП на сооружение поземельный участок.
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничены в обороте.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Вместе с тем, возможность предоставления земельных участков, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в частную собственность федеральными законами не установлена.
На основании изложенного Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска сообщает ОАО "Томскснаб", что предоставление в частную собственность испрашиваемого земельного участка не предоставляется возможным и рекомендует подать заявление о предоставлении земельного участка в аренду.
Заявитель, не согласившись с указанным письмом Департамента, обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что в материалы дела не представлено доказательств нахождения спорного земельного участка в охранной зоне; у Департамента отсутствовали основания для отказа в предоставлении Обществу в собственность испрашиваемого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что сведения о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемого Обществом земельного участка отсутствуют.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2007 г. N 370). Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Судом первой инстанции установлено и заинтересованными лицами не оспаривается, что Обществом были представлены в Департамент все необходимые документы, предусмотренные указанным Перечнем документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. N 370.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из материалов дела следует, что ОАО "Томскснаб" является собственником объекта недвижимого имущества - сооружения, расположенного по адресу: г. Томск, Просторный поселок, Заполярная улица, 27а.
Указанное недвижимое имущество было приобретено ОАО "Томскснаб" в результате приватизации, что подтверждается копией плана приватизации.
Из оспариваемого письма Департамента следует, что принадлежащая Обществу скважина, являющаяся объектом водозабора, является территорией, на которую распространяется действие первого пояса (строгого режима) зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения (подземного водного объекта).
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 43 Водного кодекса РФ установлено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено: проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Однако ни Департаментом, ни Администрацией не представлено доказательств того, что испрашиваемый Обществом земельный участок находится в охранной зоне, равно как и не представлено доказательств использования водного объекта для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "Томскснаб" имеет право приобрести право собственности на спорный земельный участок.
Таким образом, правомерно удовлетворены требования Общества о признании незаконными действия Департамента по отказу в предоставлении в собственность испрашиваемого Обществом земельного участка и обязании Департамента устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Томскснаб" путем подготовки проекта муниципального правового акта о предоставлении ОАО "Томскснаб" в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, пос. Просторный, ул. Заполярная, 27а, площадью 515 кв. м., кадастровый номер 70 : 21 : 0211002 : 0383.
Вместе с тем, суд первой инстанции, обязывая Администрацию г. Томска принять муниципальный правовой акт о предоставлении ОАО "Томскснаб" в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, пос. Просторный, ул. Заполярная, 27а, площадью 515 кв. м., кадастровый номер 70 : 21 : 0211002 : 0383, не учел следующее.
Регулирование отношений по предоставлению земельных участков, испрашиваемых гражданами и юридическими лицами для целей, не связанных со строительством, на территории города Томска осуществляется посредством Положения о процедуре предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории г. Томска для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Томской городской Думы от 22.05.2002 г. N 168 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения от имени и в интересах муниципального образования "Город Томск" распоряжение и управление земельными участками, которые находятся в собственности муниципального образования "Город Томск", осуществляет Мэр города Томска и Администрация города Томска в лице уполномоченного отраслевого органа, осуществляющего управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью на территории муниципального образования "Город Томск".
Таким уполномоченным органом в силу пункта 1.1 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Томска, утвержденного Решением Думы г. Томска от 30.10.2007 г. N 683, является названный Департамент.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.3 Инструкции по делопроизводству в администрации города Томска, утвержденной Постановление Мэра города Томска от 15.01.2009 г. N 10, подготовка документов осуществляется в следующем порядке: составление проекта документа, согласование и визирование, печатание, подписание, регистрация и рассылка адресатам; проекты постановлений и распоряжений по поручению Мэра, заявлениям граждан или организаций, а также по собственной инициативе готовят руководители органов (подразделений) администрации или подчиненные им исполнители. Подобным образом готовятся проекты правовых актов и документов в органах администрации города.
При этом проект постановления проходит согласование в соответствующих структурных отраслевых органах администрации г. Томска, каждый из которых проверяет соответствие проекта на предмет вопросов, курируемых этими органами (согласно положениям о данных органах).
На основании пункта 2.5 Положения основанием для предоставления прав на земельные участки, за исключением земельных участков под нестационарными объектами мелкорозничной торговли, являются постановления Администрации города Томска и заключенные на их основании договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного срочного пользования.
В силу пункта 3.1.1 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Томска, утвержденного Решением Думы г. Томска от 30.10.2007 г. N 683, указанные акты готовит названный Департамент.
Таким образом, обязанность по принятию решения относительно заявления ОАО "Томскснаб" непосредственно у Администрации г. Томска возникает с момента подготовки проекта муниципального правового акта Департаментом. Данная обязанность Администрации г. Томска опосредована обязанностью Департамента подготовить соответствующий муниципальный правовой акт.
При этом подготовка Департаментом проекта муниципального правового акта о предоставлении ОАО "Томскснаб" в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, пос. Просторный, ул. Заполярная, 27а, площадью 515 кв. м., кадастровый номер 70 : 21 : 0211002 : 0383 не является обязательным условием для принятия Администрацией г. Томска положительного решения относительно предоставления Обществу испрашиваемого земельного участка.
Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения регламентированы статьей 36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 6 данной статьи в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования (применительно к пункту 1 статьи 20 ЗК РФ). В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части обязания Администрации г. Томска принять муниципальный правовой акт о предоставлении ОАО "Томскснаб" в собственность спорного земельного участка, изложив в следующей редакции: обязать Администрацию г. Томска принять по заявлению Общества решение в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Томской области от 17.06.2010 года по делу N А67-2422/2010 изменить в части обязания Администрации г. Томска принять муниципальный правовой акт о предоставлении ОАО "Томскснаб" в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, пос. Просторный, ул. Заполярная, 27а, площадью 515 кв. м., кадастровый номер 70 : 21 : 0211002 : 0383.
Принять в этой части новый судебный акт:
Обязать Администрацию г. Томска принять решение в соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение арбитражного суда Томской области по делу N А67-2422/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
А. В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2422/2010
Истец: ОАО "Томскснаб"
Ответчик: Администрация г.Томска
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6446/10