г. Томск |
Дело N 07АП-6158/10 |
"19" августа 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой,
судей: Т.А.Кулеш, А.В. Солодилова,
при ведении протокола судебного заседания Т.А.Кулеш,
при участии:
от заявителя: Гафарова М.Ф. по доверенности от 22.01.2010г.,
от ответчика : Олейник Г.В. по доверенности от 05.08.2010г. N 01-47/17,
от третьих лиц:
от МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области: Егачева Т.А. по доверенности от 22.04.2010 г.,
от Общества с ограниченной ответственностью "Фактор": без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по г. Калининграду
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13.05.2010г.
по делу N А45-6098/10 (судья Куст Л.П.)
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по г. Калининграду
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Новосибирской области
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Фактор"; Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области,
о признании недействительной государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Калининграду далее- апеллянт, МИФНС N 9 по г.Калининграду) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области (далее -МИФНС N 15 по НСО) о признании недействительными решений от 28.12.2009 г. N 3402, N 200 о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за N2095475082404, связанные с внесением изменений в учредительные документы ООО "Фактор".
Решением от 13.05.2010г. МИФНС N 9 по г.Калининграду в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по г. Калининграду обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции нормы материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве МИФНС N 15 по НСО возражает против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям. изложенным в отзыве.
В отзыве МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области поддержала позицию апеллянта, просит решение суда первой инстанции отменить. заявленные требования удовлетворить.
ООО "Фактор" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу представило.
Руководствуясь пунктами 1,5 статьи 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Фактор" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области.
Решением участника ООО "Фактор" от 17.12.2009г. принято решение о внесении изменений в Устав в связи с изменением места нахождения Общества. Также указанным решением изменен состав участников Общества, в результате которого единственным участником стал Резников Константин Григорьевич.
Согласно принятого решения, место нахождения Общества указано: 236029, г. Калининград, ул. Пролетарская, д. 114.
На основании представленных документов Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области вынесены решения N 3402, 200 от 28.12.2009г. о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Фактор".
Регистрационное дело в связи с изменением адреса нахождения юридического лица передано в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по г. Калининграду в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В ходе проведения контрольных мероприятий должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Калининграду установлено, что ООО "Фактор" по адресу, указанному в учредительных документах, не находится.
Полагая, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Фактор", учредительные документы регистрируемого общества содержали недостоверные данные о местонахождении юридического лица, что является грубым нарушением Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по г. Калининграду обратилась с вышеуказанным требованием в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований налогового органа, суд первой инстанции указал, что признание недействительной государственной регистрации не относится к правовым последствиям предоставления в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверные сведения, не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает данные выводы, суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Порядок государственной регистрации юридических лиц установлен Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 18 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Из пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации являются: непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждается, что регистрация произведена на основании полного пакета документов, представленных в надлежащий регистрирующий орган.
Таким образом, учитывая, что регистрирующему органу не предоставлено право проведения правовой экспертизы представленных документов, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по г. Калининграду указывает, что на государственную регистрацию представлены документы, содержащие недостоверные сведения.
Однако, как обосновано отметил суд первой инстанции, признание недействительной государственной регистрации не относится к правовым последствиям предоставления в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверные сведения.
Из положений Закона N 129-ФЗ следует, что государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.
Закон N 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления государственной регистрации документов.
По смыслу приведенных норм недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица и не влечет безусловной недействительности такой регистрации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Следовательно, правовые последствия представления недостоверных сведений о юридическом лице заключаются в необходимости применения пунктов 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решение о государственной регистрации вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы заявителя, что представление Обществом недостоверных сведений о своем местонахождении нарушает права Инспекции на осуществление налогового контроля, а также затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, носят предположительный характер и не могут быть признаны обоснованными.
Следовательно, обоснованным признается вывод суда о том, что основания, предусмотренные частью 2 статьи 201 АПК, для признания решения о государственной регистрации недействительной, отсутствуют.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13.05.2010г. по делу N А45-6098/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Т.А. Кулеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6098/2010
Истец: МИФНС России N9 по г. Калининграду
Ответчик: МИФНС России N15 по Новосибирской области
Третье лицо: ООО "Фактор", МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3671/11
21.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3671/11
02.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-6098/2010
19.08.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6158/10