г. Воронеж |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей Афониной Н.П., Колянчиковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е.В.,
при участии:
от ООО "Региональная Энергосбытовая Компания": Алтухова Ю.В., представитель, доверенность N 87 от 11.06.2010 г.;
от ОАО "Курская энергосбытовая компания": Ломакина В.В., представитель, доверенность N 148-Д от 06.04.2010 г.;
от Комитета по тарифам и ценам Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания"
на решение Арбитражного суда Курской области от 16.06.2010 г.
по делу N А35-2008/2010 (судья Леонов С.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания"
к открытому акционерному обществу "Курская энергосбытовая компания", при участии в деле в качестве третьего лица: Комитета по тарифам и ценам Курской области,
о понуждении к согласованию границ зон деятельности гарантирующих поставщиков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" (далее ООО "РЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к открытому акционерному обществу "Курская энергосбытовая компания" (далее ОАО "КЭСК", ответчик) о понуждении к согласованию границ зон деятельности гарантирующих поставщиков.
Решением от 16.06.2010 г. суд первой инстанции в полном объеме отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, ООО "РЭК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В жалобе указало на то, что переход права собственности на объект электросетевого хозяйства является безусловным основанием для изменения границ зон деятельности.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы был представлен отзыв ответчика по делу, в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не основанными на законе, ОАО "КЭСК" просило оставить обжалуемое решение - без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве указывало на то, что сам по себе факт перехода права собственности на какой-либо объект электросетевого хозяйства не может являться основанием для изменения границ зон деятельности.
В судебное заседание представители Комитета по тарифам и ценам Курской области не явились. От данного лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В материалах дела имеются почтовые уведомления об извещении данного участника процесса о месте и времени рассмотрения дела.
Руководствуясь ст.ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел жалобу в отсутствии представителей вышеуказанного лица.
Представитель ООО "РЭК" поддерживал доводы апелляционной жалобы. Считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права. Просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "КЭСК" возражал на доводы апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве. Считал обжалуемое решение законным и обоснованным. Просил суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав явившихся представителей, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 05.10.2006 г. N 69 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика" ОАО "КЭСК", ОАО "Курскэнергосбыт" и ООО "РЭК" был присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Курской области и определены их зоны деятельности.
На момент вступления в силу вышеуказанного постановления подстанция "Индустрия 110/6 кВ" не входила в состав энергооборудования, находящегося на балансе сетевой компании МУП "Горэлектросеть" г. Железногорск, в связи с чем, потребители, присоединенные к вышеуказанной подстанции, находились в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО "КЭСК".
ООО "РЭК" 27.12.2006 г. приобрело в собственность подстанцию "Индустрия 110/6 кВ" и передало в аренду МУП "Горэлектросеть" г. Железногорск, в связи с чем, ООО "РЭК" письмом от 27.02.2008 г. N 136 обратилось в Комитет по тарифам и ценам Курской области об изменении границ зоны деятельности.
Однако, согласно Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530, изменение границ зоны деятельности гарантирующего поставщика до проведения конкурса возможно только при наличии согласования о таком изменении со стороны смежных гарантирующих поставщиков, чьи зоны деятельности изменяются.
Поскольку согласование со стороны ООО "РЭК" в адрес Комитета по тарифам и ценам не представлено, изменение границ зоны деятельности произведено не было.
Ссылаясь на отказ ОАО "КЭСК" согласовать границы зоны деятельности, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 (далее - Правила N 530).
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора. Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 года N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" до 1 января 2011 года оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые в том числе устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топливо). Правила переходного периода утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года N 530.
Понятие гарантирующего поставщика дано в статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ N 35-ФЗ): гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Данный поставщик обладает специальным статусом, который характеризуется определенными особенностями. Так, для каждого гарантирующего поставщика устанавливаются определенные зоны деятельности, в пределах которых он может осуществлять свою деятельность. В границах деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков.
Пунктом 16 Правил N 530 установлено, что статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса, а пунктом 36 Правил определено, кто является гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу настоящих Правил и до определения победителя первого конкурса.
В соответствии с п. 2 ст. 21 ФЗ N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по участию в процедуре назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности, а также утверждение в случаях и в порядке, которые установлены основными положениями функционирования розничных рынков, результатов назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности.
В п. 4 ст. 21 ФЗ N 35-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с данным Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Одним из полномочий органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации является участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности.
В соответствии с Правилами N 530 присвоение статуса гарантирующего поставщика и определение зон его деятельности входит в компетенцию органа исполнительной власти в области регулирования тарифов - Комитета по тарифам и ценам Курской области.
Согласно постановлению Комитета по тарифам и ценам Курской области от 05.10.2006 г. N 69 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика" ОАО "КЭСК" и ООО "РЭК" присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Курской области и определены их зоны деятельности.
Так, границами зоны деятельности истца - ООО "РЭК", является граница балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих или находящихся на обслуживании МУП "Горэлектросеть" г. Железногорска, к сетям которого присоединены потребители, подлежащие обслуживанию ООО "РЭК", в том числе потребители, присоединенные к п/ст 29 яч. 38, принадлежащей ОАО "Михайловский ГОК", а также потребитель ООО "ГОТЕК - ЦПУ" с границей балансовой принадлежности соответствующего хозяйствующего субъекта по п/ст Рудная 110/35/6 яч. 36 яч. 38 яч. 18 яч. 16 и находящимся на обслуживании ООО "РЭК".
Границами зоны деятельности ответчика - ОАО "КЭСК", являются административные границы Курской области, за исключением территории Горшеченского района Курской области, где точки поставки электрической энергии на оптовом рынке зарегистрированы за гарантирующим поставщиком ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" и территорией, соответствующих зонам деятельности гарантирующих поставщиков ООО "РЭК" и ОАО "Курскэнергосбыт".
Порядок определения и изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков регулируется разделом III Правил N 530.
Согласно пункту 54 вышеназванных Правил границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 данных Правил, являются административные границы субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого на дату вступления в силу настоящих Правил осуществляет свою деятельность соответствующая организация.
Если в пределах административных границ субъекта Российской Федерации деятельность в качестве гарантирующих поставщиков осуществляют несколько таких организаций, являющихся участниками оптового рынка, разграничение зон деятельности гарантирующих поставщиков производится по их точкам (группам точек) поставки на оптовом рынке.
Пунктом 55 Правил N 530, установлено, что границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктами "б", "в" и "г" пункта 36 Правил и не являющегося участником оптового рынка, являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком. Если электрические сети расположены на территории более чем одного субъекта Российской Федерации, такие зоны деятельности устанавливаются в каждом из соответствующих субъектов Российской Федерации, но не более одной в каждом из субъектов Российской Федерации. Территории, соответствующие зонам деятельности указанных в данном пункте гарантирующих поставщиков, исключаются из зон деятельности гарантирующих поставщиков, определенных в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 Правил.
Как следует из пункта 58 Правил N 530, границы зоны деятельности гарантирующего поставщика не подлежат изменению в период между проведением очередных конкурсов и могут быть изменены до проведения первого конкурса в случае принятия решения уполномоченным органом об изменении (объединении или разделении) границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков на основании письменного согласия на такое изменение зон деятельности всех гарантирующих поставщиков, границы зон деятельности которых изменяются.
Таким образом, изменение границ зон деятельности возможно только по добровольному соглашению всех гарантирующих поставщиков. При этом действующим законодательством не установлены случаи и (или) условия, допускающие принудительное изменение границ.
В связи с чем, переход к ООО "РЭК" права собственности на объект электросетевого хозяйства - подстанцию "Индустрия 110/6 кВ" не является безусловным основанием для изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков.
Отказ ОАО "КЭСК" в согласовании изменения действующих границ зон деятельности по причине экономической нецелесообразности не нарушает права и законные интересы истца, поскольку в соответствии с Правилами N 530 гарантирующий поставщик не лишен права осуществления своей хозяйственной деятельности на территории зоны действия другого гарантирующего поставщика в качестве энергоснабжающей организации.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истца.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что переход права собственности на объект электросетевого хозяйства является безусловным основанием для изменения границ зон деятельности, несостоятелен.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Изменение границ зон деятельности гарантирующих поставщиков допускается по инициативе уполномоченных органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации или на основании письменных заявлений возможных участников очередного конкурса о готовности обслуживать зоны, отличные от установленных зон деятельности гарантирующих поставщиков.
Указанные заявления могут быть направлены в соответствующий уполномоченный орган исполнительный власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за 300 дней до окончания 3-летнего периода осуществления функций гарантирующим поставщиком и должны содержать подтверждение готовности к организации коммерческого учета в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода по границам вновь определяемой зоны.
Таким образом, сам по себе факт перехода права собственности на какой-либо объект электросетевого хозяйства от одного собственника к другому не может являться основанием для изменения границ зон деятельности, в силу того, что определение границ носит географический и технический характер и не связано с определением прав собственности на отдельные объекты.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 2 000 руб., уплаченной по платежному поручению N 868 от 15.07.2010 г. относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 16.06.2010 г. по делу N А35-2008/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-2008/2010
Истец: ООО "Региональная энергосбытовая компания"
Ответчик: ОАО "Курская энергосбытовая компания"
Третье лицо: Комитет по тарифам и ценам Курской области
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5540/10