г. Москва |
N 09АП-18136/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.09.2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Веклича Б.С., Захарова С.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Манохиной И.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Материально-технического снабжения гражданской авиации "Авиатехснаб"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2010 г.
по делу N А40-60689/10-94-317 судьи Ерохина А.П.
по заявлению Московского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к ОАО "Материально-технического снабжения гражданской авиации "Авиатехснаб"
о привлечении к административной ответственности
об оспаривании отказа
о признании незаконным и отмене постановления
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Николаева Н.А. по доверенности от 27.08.2010 г.
УСТАНОВИЛ
Московское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ОАО "Материально-технического снабжения гражданской авиации "Авиатехснаб" (далее - ответчик) к административной ответственности по ч. 2 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 28.06.2010 г. заявленные требования удовлетворены. Обосновывая принятое решение, суд первой инстанции указал на наличие в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в том числе вины общества в совершении вмененного правонарушения, а также на отсутствие нарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает на то, что его вина в совершении административного правонарушения отсутствует, так как на день проведения проверки заявление о получении лицензии было подано в уполномоченный лицензирующий орган, общество предпринимало и предпринимает все необходимые меры для получения лицензии.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал, что действия общества были обусловлены крайней необходимостью, до возбуждения производства об административном правонарушении обществом принимались меры к получению соответствующей лицензии. Пояснил, что эксплуатация котельной приостановлена, а допущенное обществом нарушение не нанесло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 01.04.2010 г. в ходе проведения мероприятий по проверке наличия и необходимости продления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов предприятий, внесенных в государственный реестр опасных производственных объектов, ведение которого в соответствии с п. 4.13 Положения о Московском управлении Ростехнадзора, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 546 от 23.06.2009 г. осуществляет Московское управление Ростехнадзора, было выявлено отсутствие у ОАО "Материально-технического снабжения гражданской авиации "Авиатехснаб", зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации ОПО N А 01-03467), лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов является нарушением требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", ст. 17 от 08.08.2001 N128-ФЗ Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
По факту выявленных нарушений 01.04.2010 г. в отношении ответчика государственным инспектором Инякиной О.С. составлен протокол об административном правонарушении N 33-95 с участием законного представителя ответчика - Адельянова Ю.К.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Московского межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Суд апелляционной инстанции с учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст. 205 АПК РФ.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена приведенной нормой Кодекса, доказан и подтвержден материалами дела.
Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию в соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ) и Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 г. N 599 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (далее - Положение).
При проведении проверки деятельности общества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кржижановского, д. 13, к. 2, на предмет соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов административным органом установлено, что у ОАО "Материально-технического снабжения гражданской авиации "Авиатехснаб", зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации ОПО N А 01-03467), отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Материалами дела подтверждается, что заявитель на момент проверки эксплуатировало оборудование котельной, использование которого подлежит обязательному лицензированию
В перечень работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, входит использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) или при температуре нагрева воды более 115 градусов цельсия (Приложение к Положению о лицензировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 г. N 599).
Таким образом, предприятие, являющееся организацией эксплуатирующей взрывопожароопасный производственный объект (котельную), обязано иметь соответствующую лицензию.
Вместе с тем, общество на момент проверки использовало оборудование без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что вина предприятия в совершении административного правонарушения отсутствует, так как на день проведения проверки заявление о получении лицензии было подано в уполномоченный лицензирующий орган, общество предпринимало и предпринимает все необходимее меря для получения лицензии, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционным судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, доказательства принятия обществом мер по переоформлению лицензии в срок, установленный законодательством, либо наличия соответствующей лицензии на момент проведения проверки, им не представлены.
Документы, подтверждающие наличие обстоятельств, создающих неустранимые препятствия для своевременного получения ответчиком лицензии, в материалах дела отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При исследовании материалов дела об административном правонарушении нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ не установлено. Срок давности привлечения к ответственности не истек.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей и удовлетворил заявленные административным органом требования.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2010 г. по делу N А40-60689/10-94-317 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Л.А. Москвина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60689/10-94-317
Истец: Московское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ответчик: ОАО "Материально-технического снабжения гражданской авиации "Авиатехснаб"
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18136/2010