г. Томск |
Дело N 07АП-6527/10 |
"30" августа 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой,
судей: Т.А.Кулеш, Т.В. Павлюк,
при ведении протокола судебного заседания Т.А.Кулеш,
при участии:
от заявителя: Сысоев В.М. по доверенности N 204 от 27.01.2010г.,
Аверьянова Е.Ю. по доверенности N 12 от 21.01.2010г.,
от ответчика: Стрижак О.А. по доверенности от 02.02.2010г. N 01-40/153,
Аймаутова Е.А. по доверенности от 29.12.2009г. N 01-40/2293,
Копытовская Н.А. по доверенности от 11.05.2010г. N 01-40/718,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 04.06.2010г. N А27-4163/2010 (судья Минина И.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Сибирьтелеком"
к Администрации г. Кемерово
о признании незаконными действий, недействительным распоряжения от 01.09.2009г. N 3725,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Сибирьтелеком", г. Новосибирск (далее - ОАО "Сибирьтелеком", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации г. Кемерово, г. Кемерово о признании незаконными действий Администрации г. Кемерово о включении участка магистральных сетей телефонной канализации (включая колодцы), протяженностью 5 километров, расположенного по адресу: г. Кемерово, Центральный район, пр. Советский (от пр. Кузнецкий до ул. Мичурина), инвентарной стоимостью 118 229 руб. в муниципальную собственность, выразившиеся в принятии распоряжения от 01.09.2009г. N 3725; недействительным распоряжения Администрации г. Кемерово от 01.09.2009г. N 3725 "О включении имущества в состав муниципальной собственности г. Кемерово" (изложено в редакции принятого судом заявления об уточнении требований в порядке статьи 49 АПК РФ ).
Решением от 04.06.2010г. заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела; нарушение судом нормы материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона, неприменении закона, подлежащего применению; нарушение норм процессуального права.
Подробно доводы Администрации изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, ОАО "Сибирьтелеком" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
В свою очередь представители ОАО "Сибирьтелеком" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, указывали на обоснованность выводов суда. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации города Кемерово от 01.09.2009 года N 3725 "О включении имущества в состав муниципальной собственности города Кемерово" в состав муниципальной собственности города Кемерово включен участок магистральных сетей телефонной канализации (включая колодцы) протяженностью 5 километров, расположенный по адресу: г. Кемерово, Центральный район, проспект Советский (от пр. Кузнецкий до ул. Мичурина), инвентарной стоимостью 118229 руб. Этим же распоряжением Комитету по управлению имуществом города Кемерово предписано внести в Реестр муниципальной собственности указанное имущество.
Полагая, что названное распоряжение и действия Администрации по его вынесению не основаны на законе, нарушают права и охраняемые законом интересы Общества, ОАО "Сибирьтелеком" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции указал, что перешедшая к ОАО "Сибирьтелеком" в составе приватизируемого имущества телефонная канализация до момента разграничения государственной собственности относилась исключительно к федеральному имуществу и после приватизации является собственностью общества, в связи с чем не может быть включена в состав муниципального имущества.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт -Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к указанному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 6 параграфа 4 Приложения N 1 к указанному постановлению Верховного Совета РФ к объектам государственной собственности относятся предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
Таким образом, на момент разграничения государственной собственности телефонная канализация в силу закона была отнесена к исключительно федеральной собственности, а государственное предприятие связи обладало правом хозяйственного ведения в отношении всего имущества, включая линейно-кабельных сооружений связи (ЛКСС). Указанное право основано на пункте 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации" и пункте 6 раздела 4 приложения N 1 к данному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации. При этом действующее законодательство не предусматривает возможности передачи объектов отнесенных к исключительно федеральной собственности и включенных в Приложение N1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1 в муниципальную собственность.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, включение объектов телефонной канализации в муниципальную собственность является необоснованным и противоречит требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что телефонная канализация не была закреплена на балансе предприятия связи, противоречат представленным доказательствам.
Судом первой инстанции оценены документы по созданию кабельной канализации, а так же документы бухгалтерского учета и сделан обоснованный вывод о нахождении телефонной канализации на балансе предприятия связи, начиная с момента создания до настоящего времени.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Сибирьтелеком" содержала телефонную канализацию, производила ее техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт. Каких-либо доказательств опровергающих данные факты, а так же доказательств, что бремя содержания данной собственности несла какая-либо иная организация Администрацией не предоставлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что телефонная канализация находилась у предприятия на правах аренды, не принимается, так как документально не подтвержден и носит предположительный характер.
Так же необоснован довод Администрации о том, что при отсутствии свидетельств о государственной регистрации права за ОАО "Сибирьтелеком" неправомерен вывод о принадлежности спорного имущества данной организации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии государственной регистрации, и их регистрация осуществляется по желанию правообладателя. Федеральный Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступил в силу с 31.01.1998 г., т.е. после возникновения права собственности на линейно-кабельные сооружения связи (ЛКСС). Следовательно, регистрация Обществом прав на данные объекты не является обязательной и отсутствие Свидетельств о государственной регистрации установленного образца не может быть положено в основу признания прав муниципальной собственности на сооружения связи.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в перечне объектов (имущества) муниципальной собственности для их утверждения органами местного самоуправления должны включаться только объекты, перечисленные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1, предназначенные для нужд городов и районов.
Органом исполнительной власти Российской Федерации Государственным Комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом, письмом от 18.03.1994г. N АЧ-4/2096 было разъяснено, что в перечни объектов (имущества) муниципальной собственности для их утверждения органами местного самоуправления должны включаться только объекты, перечисленные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1, предназначенные для нужд городов и районов. Объекты государственной собственности согласно приложениям N 1 и N 2, а также не указанные в приложениях N 1, N 2 N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1, не включаются в перечни объектов, составляющих муниципальную собственность, и передаются в муниципальную собственность в соответствии с процедурой, предусмотренной распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Поскольку объекты кабельной телефонной канализации, предназначенные исключительно для нужд предприятий связи не включена в Приложение N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.N 3020-1, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия Администрации по включению указанного имущества (участка телефонной канализации) в реестр муниципальной собственности не основаны на законе и нарушают права Общества.
Включение телефонной канализации, предназначенной исключительно для размещения кабелей связи, в состав приватизируемого имущества основано на действующем законодательстве. План приватизации не содержит сведений об исключении каких-либо сооружений ЛКСС из состава приватизируемого имущества.
Учитывая специфику линейно-кабельных сооружений связи, нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о наличии противоречий в представленной в материалы дела технической и бухгалтерской документации.
Так линейно-кабельное сооружение, являясь частью сети связи, подвержено постоянной достройке, реконструкции, расширению в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов, подлежащих телефонизации. Соответственно, дата постановки на бухгалтерский учет ЛКСС может отличаться от даты технической документации. При этом данный факт не опровергает нахождение объектов на балансе предприятия связи
При этом, по мнению суда апелляционной инстанции, является обоснованной ссылка суда на вступившее в законную силу решение суда по делу N А27-12605/2009, которым установлен факт принадлежности ОАО "Сибирьтелеком" телефонной канализации.
Данное решение в силу пункта 3 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение.
При изложенных обстоятельствах, обоснованным является вывод суд о том, что перешедшая к ОАО "Сибирьтелеком" в составе приватизируемого имущества телефонная канализация до момента разграничения государственной собственности относилась исключительно к федеральному имуществу и после приватизации является собственностью Общества, в связи с чем не может быть включена в состав муниципального имущества.
При этом довод Администрации о том, что переход участка магистральных сетей телефонной канализации в порядке приватизации документально не подтвержден не принимается судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В материалы дела представлена инвентарная карточка учета объекта основных средств - линейно-кабельных сооружений АТС-21/28, 36, 54/2, 75, согласно которой канализационные сооружения связи, расположенные, в частности, по пр. Советскому (от пр. Кузнецкий до ул. Мичурина) приняты обществом к бухгалтерскому учету 12.12.1987 и на дату выгрузки из электронной системы бухгалтерского учета (31.05.2010) входят в состав основных средств заявителя, т.е. находились на балансе предприятия как на момент приватизации (1994 год), так и на дату принятия оспариваемого распоряжения (2009 год).
Доказательств, свидетельствующих об обратном, Администрацией в материалы дела не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, обоснованным является вывод суда о том, что действия Администрации по включению на основании распоряжения от 01.09.2009г. N 3725 в муниципальную собственность участка магистральных сетей телефонной канализации, являющегося собственностью ОАО "Сибирьтелеком", не основано на законе и нарушают права и законные интересы заявителя, что свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания действий и распоряжения не законными.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 июня 2010 года по делу
N А27-4163/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Т.А. Кулеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4163/2010
Истец: ОАО "Сибирьтелеком"
Ответчик: Администрация г.Кемерово