Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2010 г. N 07АП-6610/10
г. Томск |
Дело N 07АП-6610/10 |
"03" сентября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей: Журавлевой В.А., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя - Каюкова С.Г. по дов. от 19.08.2010 (на 1 год),
от заинтересованных лиц - без участия (извещены),
от третьих лиц - без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.06.2010
по делу N А27-1163/2010 (судья Ходякова О.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания ОЛГА"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области; Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии; Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", при участии третьих лиц: Коллегии Администрации Кемеровской области; Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области,
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действий по организации и проведению государственной кадастровой оценки земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания ОЛГА" (далее - ООО "Компания ОЛГА", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 площадью 3598,03 кв.м., содержащихся в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, подготовленном Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5501,93 руб. за 1 кв.м.; о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области); Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Роснедвижимость) по организации и проведению государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 площадью 3598,03 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Заводской район, ул. Ульяновская, д.6, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, площадью 3598,03 кв.м. в сумме 19795944,14 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5501,93 руб. за 1 кв.м..
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Коллегия Администрации Кемеровской области, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.06.2010 требования ООО "Компания ОЛГА" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Управление Роснедвижимости по Кемеровской области обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
- ФГУП "ФКЦ "Земля" с помощью специального программного продукта были отобраны факторы стоимости, которые использовались и являлись достаточными для построения статистической модели;
- для построения модели по 9 виду разрешенного использования (ВРИ) для земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 был определен фактор стоимости (приложение 7 таблица 26) - расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений;
- проверка рыночной информации на достаточность и достоверность была проведена надлежащим образом;
- методика проведения государственной кадастровой оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" соблюдена, что подтверждается материалами, содержащимися в отчете. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии со стороны заинтересованных лиц нарушений при проведении проверки Отчета на соответствие его Методическим указаниям;
- судом не учтено, что Управление Роснедвижимости по Кемеровской области и Роснедвижимость не осуществляло расчет кадастровой стоимости земельного участка заявителя, а проверяло лишь соответствие Отчета техническому заданию, Методическим указаниям, следовательно, заявленное требование может быть предъявлено только к ФГУП "ФКЦ "Земля"; нарушения со стороны государственных органов отсутствуют;
- несостоятельны доводы заявителя о нарушении его прав действиями по проверке Отчета, которые не нарушают прав и интересов заявителя, в т.ч. не возлагают на него обязанности по уплате земельного налога;
- суд необоснованно обязал исключить из государственного кадастра недвижимости (ГКН) сведения о кадастровой стоимости земельного участка, без учета того, что данные сведения внесены в ГКН правомерно - на основании акта об утверждении кадастровой стоимости;
- поскольку конечный результат (кадастровая стоимость) зафиксирован не в действиях (решениях) государственных органов, которые носят вспомогательный (подготовительный) характер, а в нормативном правовом акте, то производство по делу, в части исковых требований о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, подлежало прекращению.
ФГУП "ФКЦ "Земля" и Коллегия Администрации Кемеровской области в своих отзывах на апелляционную жалобу с ее доводами соглашаются, указывают, что судом не была дана должная оценка предоставленным в дело доказательствам, сделан неправильный вывод, просят решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
ООО "Компания ОЛГА" в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не соглашается, просит решение оставить без изменения, указывая на то, что решение является законным и обоснованным, заинтересованными лицами не представлено надлежащих доказательств достоверности кадастровой стоимости земельного участка, формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости, определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей ФГУП "ФКЦ "Земля", Коллегии Администрации Кемеровской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
В судебном заседании представитель ООО "Компания ОЛГА" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, также пояснил, что незаконность действий государственных органов выражается в неосуществлении надлежащего контроля; права и законные интересы общества нарушены повышенным взиманием земельного налога.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов ФГУП "ФКЦ "Земля", Коллегии Администрации Кемеровской области, ООО "Компания ОЛГА" на нее, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке населенных пунктов.
Приказом Роснедвижимости от 06.02.2007 N П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году" утвержден Перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на 2007 год.
Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 N 627-р (л.д. 9 т.2) были поставлены задачи по осуществлению в Кемеровской области работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, организации областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель, даны рекомендации органам местного самоуправления.
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области были выполнены по заказу Управления Роснедвижимости по Кемеровской области подрядчиком - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" (г.Москва) по государственному контракту N 140 от 29.06.2007 (л.д. 104-107 т.2), заключенному по результатам открытого конкурса.
По результатам работ подрядчиком был составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, на основании которого Управлением утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, площадью 3598,03 кв.м. в сумме 19795944,14 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5501,93 руб. за 1 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Заводской район, ул. Ульяновская, д.6, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ООО "Компания ОЛГА" (свидетельство о государственной регистрации права от 09.08.2007 N 42АВ608580 - л.д. 26 т.1).
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:223 является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 24.11.2005, категория земель "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием "Базы и склады". Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09.07.2009 (л.д.143 т.3) кадастровый номер 42:24:0101018:223 равнозначен кадастровому номеру 42:24:0101018:0077; 42:24:010209:52.
ООО "Компания ОЛГА" получило выписку из государственного кадастра недвижимости от 09.07.2009 N 4200/001/09-171509 о земельном участке с кадастровым номером 42:24:0101018:223, согласно которой кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 19 795 944, 14 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 5501,93 руб. за 1 кв.м.
Общество обратилось к независимому оценщику - обществу с ограниченной ответственностью "Финансы Бизнес Консалтинг", которое составило отчет от 27.01.2010 N ЗУ-01/01-2010, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 составляет 5 911 327 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 площадью 3598,03 кв.м., определена ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Роснедвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен, и является недостоверной, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, в том числе, указал, что приходит к выводу о нарушении процедуры кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, что свидетельствует об отсутствии оснований для формирования в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 19795944,14 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5501,93 руб. за 1 кв.м.; действия Роснедвижимости и Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, выразившиеся в формировании указанных сведений, являются незаконными, как несоответствующие Административному регламенту и Методическим указаниям и нарушают права и законные интересы заявителя на уплату земельного налога в размере, определенном в соответствии с действующим законодательством.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает данные выводы суда первой инстанции, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Пунктом 10 Правил правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель; методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
Пунктом 2.2.7 раздела 2 Методических указаний N 39 предусмотрено, если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:
- определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
При этом согласно пункту 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Указанные положения согласуются с пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель, предусматривающих осуществление государственной оценки на основании статистического анализа, именно рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка должен основываться на статистическом анализе рыночных цен земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Согласно пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, отчет исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель должен содержать: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 254 (далее по тексту - Федеральный стандарт) установлено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).
Однако в представленных Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области документах не содержится достаточных данных об используемых исходных данных, позволяющих оценить их объективность, достоверность.
В апелляционной жалобе Управление Роснедвижимости по Кемеровской области ссылается на необязательность использования в качестве источников информации официальных реестров, содержащих сведения о сделках с объектами недвижимости, находящихся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средств массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчетов об оценке рыночной стоимости, указывает на достаточность использования источников информации, содержащихся в таблице 06. "Сведения об используемых источниках информации" приложение 7 к Отчету (л.д. 22-23 т.2).
Между тем, судом первой инстанции была дана правомерная оценка указанным обстоятельствам, в решении правильно указано, что в качестве источников рыночной информации было использовано только два источника: Электронная доска объявлений www. SibEstate.ru и Отчет N 1 ГКР 140-025д "Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков"; в таблице 07 приложение 7 к Отчету содержатся только окончательные результаты сбора рыночной информации в отсутствие первичных исходных данных, сами же исходные данные об объектах недвижимости, размещенные на Интернет-сайте www. SibEstate.ru, используемые для построения модели, суду не были представлены.
Кроме того суд с учетом требований пункта 19 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, правомерно указал о необоснованности использования заинтересованными лицами информации о рыночных ценах после даты оценки; отсутствии точного описания объекта оценки, в качестве объектов оценки указаны "гипотетические земельные участки".
Апелляционный суд поддерживает указанные выводы суда первой инстанции, а также учитывая, что приложения (таблицы) к Отчету, а также иные материалы дела не содержат доказательства использования при определении кадастровой стоимости земельного участка конкретных сделок купли-продажи земельных участков, цен сделок аренды, ипотеки, цен предложений по земельным участкам, рыночной информации о конкретных объектах недвижимости, отсутствуют сведения об использовании информации, предоставленной УФРС по Кемеровской области (в настоящее время - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области), информации о конкретных сделках, совершенных с муниципальным, региональным, федеральным имуществом, информация из баз данных риэлторских, рекламных организаций, сети Интернет, газет, приходит к выводу, что Отчет не содержит конкретной рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости (не приложены копии материалов и распечаток).
В нарушение пункта 10 Федерального стандарта в тексте отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, не приложены копии материалов и распечаток; в нарушение пункта 13 Федерального стандарта, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержится описания последовательности определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 и других участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 и пункту 15 Федерального стандарта.
Апелляционным судом установлено также, что при построении статистической модели расчета кадастровой стоимости ФГУП "ФКЦ "Земля" отобран фактор стоимости - расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений - таблица 18 "Факторы для модели" приложение 7 (л.д. 29-30 т. 2, л.д. 2- 3 т. 2), без указания на причину, по которой остальные факторы во внимание не приняты.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не представлено достаточных сведений об используемых исходных данных, которые бы позволяли как оценить их достоверность и объективность, так и сделать вывод о наличии оснований для расчета удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 5501,93 руб. за 1 кв.м., и государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 в размере 19 795 944, 14 руб.
Соответственно, Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не доказано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 в размере 19 795 944, 14 руб. определена с соблюдением требований пункта 13 Правил проведения государственной оценки земель.
Кроме того, согласно отчёту ООО "Финансы Бизнес Консалтинг" от 27.01.2010 N ЗУ-01/01-2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223 составляет 5 911 327 руб. Не смотря на отсутствие в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости над рыночной, ни Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, ни ФГУП "ФКЦ "Земля" не обосновали, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка, определенная в 2007 году, в несколько раз выше рыночной стоимости, определенной в 2010 году.
Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, в соответствии с которым определяется последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и территориальных органов Роснедвижимости, Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, в обязанность Управления Роснедвижимости по Кемеровской области входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков регулируется пунктом 9.5 Административного регламента, в соответствии с которым Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее - предварительная проверка) в срок не более трех рабочих дней с даты представления отчета исполнителем работ.
В случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации в соответствии с пунктом 9.6 Регламента представляет один экземпляр отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость в срок не более двух рабочих дней с даты окончания его предварительной проверки.
В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость согласно пункту 9.8 Регламента производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что предварительная проверка Отчета носит не просто формальный характер, а проводится в полном объеме, на соответствие Отчета техническому заданию. Материалами дела подтверждается отсутствие в Отчете конкретной рыночной информации о сделках с земельными участками, отсутствие первоисточников рыночной информации, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении такой административной процедуры как предварительная проверка отчета.
Из анализа указанных выше нормативных актов следует, что одной из обязательных процедур обеспечивающих гарантии соблюдения прав землевладельцев и землепользователей при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель является полная проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости, осуществление которой отнесено пунктом 9.8 и приложением N Административного регламента к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти - Роснедвижимости.
Таким образом, действия Роснедвижимости и Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, выразившееся в формировании указанных сведений, в силу части 2 статьи 201 АПК РФ, являются незаконными, так как не соответствуют Административному регламенту, утвержденному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и нарушают права и законные интересы заявителя.
В связи с этим, доводы апелляционной жалобы, что Управление Роснедвижимости по Кемеровской области и Роснедвижимость не осуществляли сам расчет кадастровой стоимости земельного участка, а проверяли лишь соответствие Отчета техническому заданию, Методическим указаниям, следовательно, заявленное требование может быть предъявлено только к ФГУП "ФКЦ "Земля"; нарушения со стороны государственных органов отсутствуют, судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные.
С учетом изложенного, Седьмой арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о нарушении процедуры кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, площадью 3598,03 кв.м., что свидетельствует об отсутствии оснований для формирования в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:223, площадью 3598,03 кв.м., в размере 19795944,14 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5501,93 руб. за 1 кв.м.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся соблюдения прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями, а также неправомерного отказа суда первой инстанции в прекращении производства по делу в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в части требования об оспаривании достоверности результата кадастровой оценки земельного участка, апелляционным судом отклоняются как несостоятельные. Указанные доводы были рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований для переоценки указанных обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Из вышеизложенного следует, что арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановленного решения согласно части 4 статьи 270 АПК РФ. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их отмены у апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.06.2010 по делу N А27-1163/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.В. Кривошеина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1163/2010
Истец: ООО "Компания "ОЛГА"
Ответчик: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, ФГУП "ФКЦ "Земля", Управление Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1163/10
22.05.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1163/10
12.03.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6610/10
07.11.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1163/10
13.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3756/11
09.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3756/11
15.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3756/11
21.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3756/11
07.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-1163/2010
03.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6610/10
01.06.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1163/10