02 сентября 2010 года. |
Дело N А55-11803/2010 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена: 01 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 02 сентября 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
от заявителя - Пронина О.А., доверенность от 11.06.2010 г.;
от административного органа - Комарова О.Е., доверенность от 01 марта 2010 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2010 года
по делу N А55-11803/2010 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "ПЭС/СКК", г. Самара,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ПЭС/СКК" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2010 года N 36-10/251 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2010 года по делу N А55-11803/2010 заявленное требование удовлетворено полностью.
Административный орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при осуществлении проверки соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования Закрытого акционерного общества "ПЭС/СКК" 11.05.2010 г. в отношении заявителя составлен протокол N 36-10/251 по признака административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение ч. 2 ст. 24 Закона РФ от 10.12.2003 N 173-ФЗ, п. 2.4 Положения Центрального Банка РФ от 01.06.2004 N 258-П, выразившегося в несоблюдении установленных сроков представления справок о подтверждающих документах в уполномоченный банк.
Постановлением N 36-10/251 от 12.05.2010 г. заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.
Из материалов дела следует, что 21.09.2001 г. Закрытое акционерное общество "ПЭС/СКК" (покупатель) и фирма Delphi Automotive Systems Deutschland Gmbh, Германия (продавец), в г. Самаре заключили Контракт на поставку оборудования и запчастей к нему для производства автомобильных жгутов проводов N 01-01/128, предметом которого является покупка (на условиях CIP Самара, таможенный склад покупателя согласно INCOTERMS-2000) оборудования, запасных частей к нему, приспособлений, инструментов, комплектующих изделий и материалов для производства автомобильных жгутов проводов согласно заказам на закупку по каждой поставке. Общая сумма контракта составляет 5 000 000 евро. Дополнительным соглашением N 5 от 25.11.2003 г. сумма контракта увеличена до 20 000 000 евро.
03.08.2004 г. на основании контракта N 01-01/128 от 21.09.2001 г. в уполномоченном банке ЗАО КБ "Ситибанк" заявителем оформлен паспорт сделки N 04080064/2557/0000/2/0. По паспорту сделки дата завершения исполнения обязательства по контракту - 15.09.2005 г. , общая сумма контракта - 20 000 000 евро.
Дополнительным соглашением к контракту срок действия продлен до 31.12.2010 г.
Использование валюты РФ в качестве средства платежа является валютной операцией (п.п. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые названы в статье 23 Закона.
Исходя из части 4 статьи 5 Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение указанного Центральный банк Российской Федерации утвердил Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2004 N 258-П.
В соответствии с п. 2.2 подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах;
Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в п. 2.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем пункта (п. 2.4).
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемых резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета по валютным операциям.
Материалами дела подтверждается, что согласно отметке Самарской таможни "выпуск разрешен" в графе "D" на ГТД N 10412060/280409/0004089 датой выпуска таможенными органами вывозимого с таможенной территории Российской Федерации товара является 28.04.2009 г.
Следовательно, в соответствии с требованиями п. 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П, заявитель обязан был представить в уполномоченный банк ЗАО КБ "Ситибанк" справку о подтверждающих документах в срок до 13.05.2009 г.
Фактически заявителем представлена в уполномоченный банк справка о подтверждающих документах 26.05.2009 г., что подтверждается письмом уполномоченного банка N 583104 от 05.05.2010 г. Нарушение срока представления справки о подтверждающих документах составило 12 дней.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что административный орган пришел к обоснованному выводу о несоблюдении заявителем установленных сроков представления справок о подтверждающих документах в уполномоченный банк.
В соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Как правильно установлено судом первой инстанции, протокол об административном правонарушении N 36-10/251 составлен 11.05.2010 г. в присутствии представителя заявителя Гавриловой С.В., действующей на основании доверенности от 11.05.2010 г.
Вместе с тем о рассмотрении материалов дела об административном правонарушении 12.05.2010 г. заявитель не был извещено надлежащим образом.
Из материалов дела следует, что копия определения от 11.05.2010 г. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на 12.05.2010 г. на 12 час. 05 мин. направлена заявителю 11.05.2010 г. посредством факсимильной связи по номеру 265-63-01. В подтверждение доказательства направления определения административным органом представлена копия журнала регистрации телефонограмм, согласно которому в строке 58 юр указано: "отправлено ЗАО "ПЭС/СКК" на факс 8 (846) 269-63-01 в автоматическом режиме".
Арбитражный суд первой инстанции, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства, представленные административным органом, подтверждающие факт уведомления заявителя о рассмотрении дела об административном правонарушении, сделал правильный вывод о том, что сведения о направлении определения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по факсу в автоматическом режиме не могут являться достаточными доказательствами надлежащего уведомления заявителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Административный орган на дату рассмотрения дела об административных правонарушениях - 12 мая 2010 года не располагал сведениями о надлежащем уведомлении заявителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, рассмотрел дело в отсутствии представителя заявителя. Доказательств обратного административным органом суду не представлено.
Таким образом, представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что Закрытое акционерное общество "ПЭС/СКК" не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 12 мая 2010 г., а административный орган не располагал сведениями о надлежащем извещении заявителя о времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях, в связи с чем заявитель был лишен предоставленных ему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты ввиду невозможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а так же воспользоваться помощью защитника.
Принимая во внимание, что дело об административном правонарушении N 36-10/251 рассмотрено 12 мая 2010 года в отсутствие представителя заявителя и при отсутствии доказательств о надлежащем уведомлении заявителя времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что административный орган допустил существенные нарушения установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения к административной ответственности юридического лица, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Допущенные нарушения являются неустранимыми.
Данное процессуальное нарушение имеет существенное значение, так как не позволило заинтересованному лицу рассмотреть дела всесторонне, полно и с учетом возможных возражений и дополнений заявителя.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.03 г. N 2 и п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 г. N 10 подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемых постановлений.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2010 года по делу N А55-11803/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11803/2010
Заявитель: ЗАО "ПЭС/СКК"
Заинтересованное лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8506/2010