Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам гражданского персонала этих формирований"
Проект федерального закона распространяется на военнослужащих и гражданский персонал воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее - воинские части), дислоцирующихся на территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики.
Неотъемлемым условием поддержания необходимого уровня боевой готовности воинских частей, сохранения и эксплуатации уникального технического оборудования, а также повышения престижа Российской Федерации на международной арене, является обеспечение социальных гарантий военнослужащим и лицам гражданского персонала воинских частей.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, федеральными законами устанавливаются дополнительные гарантии и компенсации (пункт 5 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), а лицам, работающим в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (статья 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим и гражданскому персоналу воинских частей, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, установлены следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах";
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 1992 г. N 422 "О дополнительных льготах военнослужащим, проходящим действительную военную службу на территории Республики Молдова, и членам их семей";
постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 341 "О дополнительных льготах гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске, и членов их семей".
Анализ нормативных правовых актов указывает на следующие пробелы в законодательстве Российской Федерации, определяющем социальные гарантии и компенсации военнослужащим и гражданскому персоналу воинских частей, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации:
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, дислоцированных на территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан (за исключением космодрома "Байконур" и г. Ленинск) и Киргизской Республики, не установлены оклады по воинской должности и воинскому званию с повышением на 50 процентов, не засчитывается выслуга лет для назначения пенсии в льготном исчислении в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих;
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, дислоцированных на территории Республики Белоруссия, не предусмотрено увеличение на 15 суток продолжительности ежегодного основного отпуска;
гражданскому персоналу воинских частей, дислоцированных на территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан (за исключением космодрома "Байконур" и г. Ленинска) и Киргизской Республики, не установлены выплаты должностных окладов (тарифные ставки) с повышением на 50 процентов;
отсутствие правового механизма, устанавливающего порядок выплаты надбавок к денежному довольствию (заработной плате) за воинскую службу (работу) в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в воинских частях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации;
военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в воинских частях, дислоцированных в Республике Белоруссия, Республике Казахстан и Киргизской Республике, не установлены оклады воинских должностей по 1-4 тарифным разрядам, ежемесячные надбавки и денежные выплаты по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами;
не предусмотрен порядок оказания юридической помощи гражданскому персоналу воинских частей, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, и членам их семей.
Представленным законопроектом эти пробелы в законодательстве Российской Федерации устраняются.
С принятием этого федерального закона необходимо внести изменения и дополнения в некоторые решения Правительства Российской Федерации, перечень которых прилагается.
В ходе согласования законопроекта заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внесены предложения и замечания, по результатам рассмотрения которых приняты согласованные решения. Разногласия по проекту федерального закона отсутствуют.
Предлагается рассмотреть и принять данный проект федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам гражданского персонала этих формирований"
1. Абзацем вторым пункта 1 статьи 1 законопроекта предусматривается установить военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, дислоцированных на территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, оклады по воинской должности и воинскому званию с повышением на 50 процентов.
Справочно: подпункт "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122, устанавливающий указанное повышение военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях на комплексе Байконур, подлежит признанию утратившим сипу с принятием этого федерального закона, как дублирующий закон (в отношении военнослужащих).
Численность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в указанных воинских частях, составляет 3843 человека (высших офицеров - 1, старших офицеров - 504, младших офицеров - 2082, прапорщиков (мичманов) - 530 и солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих военную службу по контракту, - 726).
На реализацию данных положений дополнительно из федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2007 году потребуется 74,9 млн. руб.
2. Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предусматривается установить военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в воинских частях, дислоцированных на территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, оклады по воинским должностям по 1-4 тарифным разрядам, ежемесячные надбавки и денежные выплаты по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами, а при увольнении с военной службы выплачивать единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности.
Численность военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в указанных воинских частях, составляет 982 человека.
На реализацию данных положений дополнительно из федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" потребуется в 2007 году 17,4 млн. руб.
3. Пунктом 1 статьи 2 законопроекта предусматривается установить лицам гражданского персонала воинских частей Российской Федерации на территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, должностные оклады (тарифные ставки) с повышением на 50 процентов.
Справочно: подпункт "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122, устанавливающий указанное повышение лицам гражданского персонала воинских частей на комплексе Байконур, подлежит признанию утратившим силу с принятием этого федерального закона, как дублирующий закон.
Численность гражданского персонала в указанных воинских частях составляет 3393 человека.
На реализацию данных положений дополнительно из федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2007 году потребуется 169,9 млн. руб.
4. Дополнительные расходы на увеличение должностных окладов военных судей и работников военных судов согласно абзацу второму пункта 1 статьи 1 и пункту 1 статьи 2 законопроекта составят 4,3 млн. руб. в год.
5. Всего на реализацию законопроекта дополнительно из федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2007 году потребуется 266,5 млн. руб.
6. На реализацию законопроекта для предоставления дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и гражданскому персоналу Пограничной службы ФСБ России потребуется 13,7 млн. рублей в год.
7. Итого на реализацию законопроекта дополнительно из федерального бюджета по разделам "Национальная оборона" и "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" в 2007 году потребуется 280,2 млн. руб.
Перечень
актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с проектом федерального закона "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам гражданского персонала этих формирований"
1. Признать утратившими силу подпункт "а" пункта 1 и подпункт "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске, и членов их семей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 24, ст. 2264) в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
2. Дополнить пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. N 434 "О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 24, ст. 2584; 2004, N 50, ст. 5064; 2005, N 49, ст. 5225) после слов "Республике Таджикистан" словами ", Республике Белоруссия".
3. Дополнить подпункт "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 40, ст. 3753; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 9, ст. 751; N 48, ст. 4684; 1996, N 15, ст. 1634; N 16, ст. 1903; N 19, ст. 2306; 1999, N 45, ст. 5426; 2000, N 3, ст. 271; N 42, ст. 4145; 2002, N 9, ст. 936; 2003, N 33, ст. 3269; N 46, ст. 4477; 2004, N 43, ст. 4226; 2005, N 1, ст. 127; 2006, N 20, ст. 2172) абзацем следующего содержания:
"в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан (кроме местностей, указанных в абзаце тринадцатом подпункта "б" пункта 3 настоящего постановления) и Киргизской Республики - с 1 января 2007 г.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.