Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 21, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" направлен на устранение недостатков в применении упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога на добавленную стоимость.
1. Изменения в статью 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) связаны с тем, что в настоящее время не определен перечень документов, которые должны представлять организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие с упрощенной системы налогообложения или единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения, для подтверждения размера выручки от реализации продукции (работ, услуг) для получения права на освобождение от НДС, если эта выручка за 3 месяца не превысила 2 млн. рублей.
Налогоплательщик, перешедший на уплату НДС с упрошенной системы налогообложения, освобожден от ведения бухгалтерского учета и от уплаты НДС и у него отсутствуют документы, которые он должен представить для подтверждения права на освобождение от НДС (выписка из бухгалтерского баланса; выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей; копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур).
Индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, также ведут учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ. Законопроект предлагает в качестве документа, подтверждающего право на освобождение, установить выписку из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.
2. Изменения в статьи 346.1, 346.11 и 346.26 НК РФ направлены на законодательное закрепление за налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы, обязанности по уплате налога на добавленную стоимость по операциям, осуществляемым в рамках договора простого товарищества.
В соответствии со статьей 174.1 НК РФ в целях главы 21 "Налог на добавленную стоимость" ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 146 НК РФ, возлагается на участника товарищества, которым являются российская организация либо индивидуальный предприниматель. При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на участника товарищества или доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные главой 21 НК РФ.
Главы 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ не освобождают налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности от обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость в указанном случае. Предлагаемые поправки вносят соответствующие изменения в указанные главы НК РФ.
3. Поправки в статью 346.2 НК РФ направлены на закрепление понятия сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях применения главы 26.2 и позволяют при отнесении градо - и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям для целей главы 26.1 Кодекса учитывать не только реализуемую ими рыбную продукцию и объекты водных биологических ресурсов, но и произведенную ими сельскохозяйственную продукцию.
4. Поправки в статью 346.12 Кодекса уточняют механизм индексации предельного размера доходов организации, переходящей на упрощенную систему налогообложения, на индекс-дефлятор.
Поправки в подпункт 18 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса связаны с тем, что отдельные иностранные организации регистрируются на территории Российской Федерации по месту находящейся в их собственности недвижимости. Они не осуществляют предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и являются лишь налогоплательщиками налога на имущество организаций. При этом они подают заявления на переход на упрощенную систему налогообложения в целях минимизации налогообложения.
В целях законодательного урегулирования данной ситуации предлагается поправка, запрещающая применять упрощенную систему налогообложения иностранным организациям в указанном случае.
5. Поправки в статью 346.13 Кодекса предусматривают следующее.
Поправки в последнем предложении абзаца первого пункта 1 связаны с тем, что глава 26.3 Кодекса не устанавливает обязанность организации указывать в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения данные о средней численности работников и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Помимо введения такой обязанности законопроектом предлагается - также установить дату, на которую эти данные должны указываться в заявлении.
Поправка в абзаце втором пункта 2 связана с тем, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.10.2005 N 129-ФЗ "О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" дополнен нормой, устанавливающей, что в случае, если представительные органы муниципальных районов и городских округов до 1 января 2006 года не примут нормативный правовой акт о введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, то до 1 января 2007 года применяются положения закона субъекта Российской Федерации, устанавливающие Порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории данного субъекта Российской Федерации, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится указанный налог, и значения коэффициента К_2. Таким образом, в 2006 году будут действовать (отменяться, изменяться) как законы субъектов Российской Федерации, так и нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Поправка в пункт 4 устанавливает, что если налогоплательщик, применяющий объект налогообложения в виде доходов, стал в течение отчетного (налогового) периода участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, то это является одним из оснований для того, чтобы такой налогоплательщик считался утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанному требованию.
Кроме того уточняется механизм индексации доходов организации в период применения упрошенной системы налогообложения на индекс-дефлятор.
6. Поправка в подпункт 23 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ связана с тем, что действующая редакция учитывает возможность включения расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке только в связи с реализацией товаров. Поправка предусматривает, что такие расходы могут учитываться также в связи с приобретением товаров.
7. Поправки в статью 346.16 Кодекса позволят налогоплательщикам учитывать в состав расходов расходы по всем видам обязательного страхования.
Кроме того, разрешается учитывать расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров, не только в связи с их реализацией, но и в связи с приобретением товаров.
8. Поправки в статью 346.17 НК РФ предусматривают следующее.
Поправка в пункт 1 позволит исключать из состава доходов суммы возвращенных авансов и предоплат, учтенных в составе доходов в момент их получения.
Поправка в пункт 2 направлена на упрощение налогового учета и позволит в соответствии с кассовым методом включать в расходы указанные затраты после их фактической оплаты, а не по мере списания в производство сырья и материалов, что предполагает сложный налоговый учет, определение незавершенки и т.п. Действующая редакция подпункта 2 пункта 2, в соответствии с которой учет расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, происходит по мере реализации указанных товаров, противоречит кассовому методу, так как в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе (а в случаях, предусмотренных НК РФ, - на безвозмездной основе) права собственности на товары, а это означает, что реализация товаров и их оплата могут не совпадать во времени.
Поправка в подпункт 2 направлена на упрощение налогового учета и позволит в соответствии с кассовым методом включать в расходы указанные затраты после их фактической оплаты. Действующая редакция указанной нормы, в соответствии с которой учет расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, по мере реализации указанных товаров противоречит кассовому методу, так как в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе (а в случаях, предусмотренных НК РФ, - на безвозмездной основе) права собственности на товары, а это означает, что реализация товаров и их оплата могут не совпасть по времени.
9. Поправка в пункт 8 статьи 346.18 Кодекса связана с тем, что в соответствии с действующей редакцией указанной нормы налогоплательщики упрощенной системы налогообложения, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД должны вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов. В связи с тем, что при упрощенной системе налогообложения и ЕНВД разные налоговые периоды не ясно за какой отчетный период должны учитываться доходы. Предлагаемая поправка устанавливает, что доходы для указанных целей учитываются за отчетные и налоговый периоды по упрощенной системе налогообложения нарастающим итогом (за квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный год).
10. Дополнение статьи 346.25 Кодекса обусловлено необходимостью учета особенностей исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения. Предусматривается вычет сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных и уплаченных налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемых в период после перехода на упрощенную систему налогообложения, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям. При переходе на общий режим налогообложения законопроектом предлагается принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные и уплаченные налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, по приобретенным им товарам (работам, услугам), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрошенной системы налогообложения, - в порядке, аналогичном предусмотренному главой 21 Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость. При этом при отгрузке товаров налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, оплата за которые осуществлена после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения, налоговая база определяется на день оплаты, частичной оплаты за отгруженные товары (работы, услуги).
11. Поправки в статью 346.25.1 Кодекса связаны с необходимостью:
- приведения указанных в данной статье видов деятельности в соответствие с Общероссийским классификатором по видам экономической деятельности (ОКПД), вводимым в действие с 1 января 2006 года;
- установления порядка перехода с упрощенной системы на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно;
- определения налогового периода;
- определения территории, на которой действует патент, и отмены ограничения на получение нескольких патентов;
- установления порядка зачета уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при уплате стоимости патента;
- установления порядка представления налоговых деклараций и ведения налогового учета.
12. Поправки в статью 346.26 Кодекса предусматривают следующее.
Предлагается дополнить перечень видов, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду (субаренду) земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объектов организации общественного питания, не имеющей зала обслуживания посетителей. Предлагается запретить переход на уплату единого налога на вмененный доход участникам договора доверительного управления имуществом.
Законопроект предусматривает запрет применения системы налогообложения ЕНВД в отношении услуг общественного питания, оказываемых бюджетными учреждениями, так как оказание ими услуг общественного питания неразрывно связано с функционированием данных учреждений и организация питания в них не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, которую следует облагать единым налогом на вмененный доход.
Также законопроект уточняет особенности уплаты налога на добавленную стоимость при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога и при переходе с уплаты единого налога на общую систему налогообложения.
13. Поправки в статью 346.27 направлены на уточнение понятийного аппарата. Вводится определение понятия "помещения для временного размещения и проживания".
14. В связи с тем, что Кодекс не содержит механизма постановки на налоговый учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, предлагается дополнить статью 346.28 Кодекса пунктом 3 соответствующего содержания.
15. В статье 346.29 Кодекса в таблице пункта 3 вносятся следующие поправки. Предлагаемые поправки в части разделения услуг автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов и используемых для перевозки пассажиров, необходимы в связи с тем, что по доходности эти услуги не сопоставимы, так как используются различные автотранспортные средства.
Предлагаемые поправки в части розничной торговли, в отношении которой используется физический показатель "торговое место" необходимы для того, чтобы исключить практику занижения сумм ЕНВД крупными хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию товаров в местах торговли, не имеющих торговых залов (крупные склады), применяющих физический показатель торговое место. Поправки в части оказания услуг по передаче во временное владение или пользование торговых мест в стационарной торговой сети, не имеющей торгового зала, предлагаются с целью исключения фактов занижения сумм ЕНВД от оказания услуг по передаче во временное владение или пользование торговых мест, которые занимают большую площадь, для чего предлагается применять дифференцированный подход при определении размера базовой доходности в зависимости от площади стационарных торговых мест, переданных во временное владение или пользование другим хозяйствующим субъектам.
Поправка в абзац третий пункта 6 статьи 346.29 Кодекса связана с тем, что абзац третий пункта 6 статьи 346.29 Кодекса предусматривает право налогоплательщика в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2 определять как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.
Вместе с тем, согласно статье 346.27 Кодекса К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности.
Поэтому, в целях исключения возможности повторного применения фактора, учитывающего фактический период времени осуществления деятельности, предлагается абзац третий пункта 6 статьи 346.29 Кодекса применять лишь только в том случае, когда налогоплательщик осуществляет какой-либо вид предпринимательской деятельности в разных муниципальных образованиях.
16. В целях обеспечения единого подхода к распределению общехозяйственных и иных аналогичных расходов организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, или являющимися налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, уплачивающими по отдельным видам деятельности единый налог на вмененный доход, предлагается внесение дополнений в статьи 346.6 и 346.18 Кодекса, положениями, устанавливающими, что учет доходов и расходов в указанных целях осуществляется нарастающим итогом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Предлагаемые проектом федерального закона "О внесении изменений в главы 21 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" изменения не приведут к сокращению поступлений налогов # бюджет. Поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в связи с введением новых видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, а также в связи с совершенствованием порядка определения налоговой базы могут возрасти.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта не потребует отмены, внесения дополнений и изменений в действующие законы области и другие нормативные, правовые акты, а также принятие других нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.