Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 5 июля 2006 г. N вн 2.2-1/2342
по проекту федерального закона N 299274-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", внесенному Сахалинской областной Думой
(первое чтение)
Изучив данный проект федерального закона сообщаем.
Как следует из пояснительной записки, законопроектом предлагается исполнение страхователями, возложенных на них обязанностей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представлению сведений в целях осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, контролировать также путем представления в регистрирующий орган дополнительных документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, ликвидации и т.п. В этой связи обращаем внимание, что в рамках обязательного социального страхования только право на страховое обеспечение в виде пенсии по обязательному пенсионному страхованию реализуется в случае уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и кроме того, это страховое обеспечение соразмерно (эквивалентно) сумме уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (см. статьи 3 и 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан вследствие наступления различных социальных страховых рисков (см. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования), а не только определенных страховых случаев (наступление старости, инвалидности, потери кормильца), как это указывается в содержании представленного законопроекта. Следует иметь в виду, что организации и определенные категории физических лиц одновременно выступают плательщиками не только страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но также плательщиками налогов и страховых взносов на другие виды обязательного социального страхования (см. главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). В связи с этим, по нашему мнению, предлагаемую законопроектом форму контроля следовало бы предусматривать в отношении всех платежей, производимых организациями в бюджеты, в которых аккумулируются денежные средства уплаченных налогов и страховых взносов, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение (статьи 10, 13 и 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании Российской Федерации").
Вместе с тем, новый подпункт "ж", которым предлагается дополнить пункт 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (пункт 2 статьи 1 проекта), предлагается изложить в следующей редакции:
"документ, подтверждающий представление реорганизованным юридическим лицом в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о работающих у него застрахованных лицах в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", что будет соответствовать терминологии, применяемой в Федеральном законе "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В предлагаемой редакции следует изложить также пункты 3 и 4 статьи 1 законопроекта.
Кроме того, следует уточнить содержание решения, сведения о котором представляются в регистрирующий орган (подпункт "и" пункт 1 статья 1 проекта).
Также следует учесть требования пунктов 9 и 11 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной думы от 20 ноября 2003 года).
1. В пункте 4 статьи 1 законопроекта цифры "22.3" заменить цифрами "22.3".
2. Статья 2 законопроекта устанавливает, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Вместе с тем в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Полагаем, что в данном случае нет оснований для установления иного порядка вступления в силу федерального закона.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что статья 2 законопроекта является излишней. В случае принятия данного замечания обозначение статьи 1 необходимо снять.
Заместитель |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.