Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Счетной палаты РФ
от 22 сентября 2006 г. N 01-1248/14-2
Заключение
Счетной палаты Российской Федерации о результатах проверки исполнения Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" и отчета об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год, представленного Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
Общие положения
Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах проверки исполнения Федерального закона от 28 декабря 2004 г. N 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" и отчета об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год, представленного Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и на основании:
- результатов проверки исполнения Федерального закона от 28 декабря 2004 г. N 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" (далее - Закон о бюджете ПФР), проведенной в соответствии с пунктом 1.3.2.1 плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2006 год и финансового контроля, осуществленного Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР, Фонд);
- анализа соответствия показателей проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год", критериям, определенным Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы), задачам, изложенным в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2005 года, а также положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 июля 2004 года "О бюджетной политике в 2005 году".
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год" подготовлен в соответствии с принципами бюджетной системы Российской Федерации, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (бюджет Фонда является самостоятельным бюджетом, в структуре законопроекта полностью отражены источники доходов и направления расходования средств бюджета Фонда, источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда).
В рамках полномочий определенных Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", проект федерального закона об исполнении бюджета Фонда вносится в Правительство Российской Федерации Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Фонда.
В целом наличие действующего законодательства, правовой и нормативно-методической базы, позволило Фонду исполнить Закон о бюджете ПФР в соответствии с требованиями Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, а также основными задачами бюджетной и социальной политики, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2005 году".
Структура проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год" (далее - Законопроект) соответствует структуре Закона о бюджете ПФР.
Общая характеристика исполнения Федерального закона от 28 декабря 2004 г. N 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год"
Исполнение бюджета ПФР в 2005 году осуществлялось в рамках налогового и бюджетного законодательства, Федеральных законов от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и других законодательных и нормативных правовых актов.
Закон о бюджете ПФР в основном исполнен, что подтверждается данными, приведенными в Законопроекте, который отражает исполнение Закона о бюджете ПФР, а также меры, принимаемые Правительством Российской Федерации и Фондом по совершенствованию системы пенсионного обеспечения граждан.
Вместе с тем, в 2005 году окончательно не было завершено формирование законодательной и нормативной правовой базы системы пенсионного обеспечения Российской Федерации.
До настоящего времени не принят федеральный закон "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", находящийся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с 2001 года. В связи с чем, Фонд в своей деятельности руководствуется Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1.
Не введена в действие статья 148 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающая исполнение бюджета Фонда Федеральным казначейством Российской Федерации.
Не обеспечена реализация положений статьи 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей, что доходы бюджета и поступления источников финансирования его дефицита могут быть увязаны с определенными расходами бюджета в форме целевого бюджетного фонда.
В проверяемом периоде Банком России не был согласован вопрос по открытию отдельных банковских счетов для зачисления средств страховых взносов на накопительную часть пенсии в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
Анализ исполнения доходных и расходных статей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2005 году
Исполнение бюджета проходило на фоне незначительного роста общей численности пенсионеров, которая в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличилась на 132,9 тыс. человек и на 31 декабря 2005 года составила 38317,1 тыс. человек, в том числе пенсионеров, получающих трудовые пенсии - 36178,6 тыс. человек (уменьшилась на 73,7 тыс. человек); пенсионеров, получающих социальные пенсии - 1770,6 тыс. человек (увеличилась на 120,5 тыс. человек); пенсионеров-военнослужащих, ставших инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву и членов их семей - 76,6 тыс. человек (уменьшилась на 3,7 тыс. человек) и получателей пенсий из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним граждан, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф - 215,4 тыс. человек (увеличилась на 13,9 тыс. человек).
Средний размер назначенных пенсий увеличился на 295,22 рубля и составил 2538,14 рубля, в том числе для пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости - 2763,56 рубля (увеличился на 546,84 рубля), пенсионеров, получающих социальные пенсии - 1798,45 рубля (увеличился на 502,91 рубля).
Доходная часть бюджета ПФР на 2005 год утверждена в сумме 1 330 783 007,9 тыс. рублей, исполнение бюджета за 2005 год по доходам составило 1 349 601 045,2: тыс. рублей, или 101,4 процента.
Налоги и взносы на социальные нужды в 2005 году составили 624 819 849,9 тыс. рублей, или на 3,0% меньше показателя, предусмотренного Законом о бюджете ПФР на 2005 год. Как и было установлено Законом о бюджете ПФР на 2005 год, всю поступившую сумму определили страховые взносы, в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 547 272 232,1 тыс. рублей;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии - 71 218 307,8 тыс. рублей;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии - 3 398 879,8 тыс. рублей;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии - 1 624 088,0 тыс. рублей;
- страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - 1 306 342,2 тыс. рублей.
Закон о бюджете ПФР исполнен с превышением утвержденных показателей в части поступления страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии на 13,3 процента. На 8,3% больше поступило страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии. В 1,5 раза больше запланированного поступило страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Неисполнение ряда утвержденных показателей Закона о бюджете ПФР обусловлено уменьшением на 11 167 767,9 тыс. рублей, или на 2,0%, поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии и на 8 951 692,2 тыс. рублей, или на 11,2%, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии.
В целом по Российской Федерации поступление страховых взносов, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, не обеспечило расходы ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, дефицит составил 54 537 674,1 тыс. рублей, на покрытие которого были направлены средства финансового резерва бюджета Фонда в сумме 31511 507,2 тыс. рублей и средства, поступившие из федерального бюджета.
Налоги на совокупный доход в 2005 году поступили в сумме 1 496 053,9 тыс. рублей, или в 1,5 раза больше предусмотренного Законом о бюджете ПФР на 2005 год. Всю поступившую сумму составил единый минимальный налог.
Вся сумма поступления задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам в размере 9 287 471,5 тыс. рублей сформировалась за счет поступления недоимки, пеней и штрафов по взносам в ПФР. Этих платежей поступило меньше утвержденного бюджетом показателя на 2 712 528,5 тыс. рублей, или 77,4 процента. Недопоступление данных сумм обусловлено проведенной в предыдущие годы реструктуризацией просроченной задолженности с предоставлением отсрочки или рассрочки ее уплаты.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поступили в сумме 19 890 084,0 тыс. рублей, или в 1,8 раза больше установленного Законом о бюджете ПФР. В основном данное превышение (установленного показателя обусловлено большим в 2,5 раза, чем планировалось, поступлением доходов от размещения временно свободных средств, в результате увеличения продажной стоимости ценных бумаг в которые были они вложены.
В бюджете ПФР не было предусмотрено поступление штрафов, санкций, сумм в возмещение ущерба, которых поступило 244 906,1 тыс. рублей.
Также в Законопроекте в числе прочих неналоговых доходов в бюджет Фонда отражено поступление незапланированных денежных средств в сумме 732 105,9 тыс. рублей, в том числе: от Управления пенсионного обеспечения г. Байконур в связи с созданием отделения ПФР по г. Байконур - 454 337,3 тыс. рублей; госпошлина, доходы, полученные за использование средств ПФР учреждениями банков, возврат неиспользованных средств и прочее - 177 239,2 тыс. рублей; задолженность прошлых лет - 48 851,8 тыс. рублей.
В целом за 2005 год безвозмездные поступления средств федерального бюджета в бюджет Фонда составили 693 130 573,9 тыс. рублей, (104,5% к утвержденному показателю). Превышение произошло за счет выделенных в декабре 2005 года из федерального бюджета 30,0 млрд. рублей, предназначенных на выплату пенсий и пособий в январе 2006 года.
Доходы от размещения временно свободных средств на 2005 год в бюджете Фонда были предусмотрены в сумме 3 736 495,4 тыс. рублей, исполнение составило 9 462 021,6 тыс. рублей или в 2,5 раза больше утвержденного показателя.
На начало 2005 года инвестиционный портфель, сформированный Фондом за счет временно свободных средств, состоял из государственных ценных бумаг на общую сумму 26 175 370,6 тыс. рублей.
Для покрытия текущего дефицита бюджета ПФР в 2005 году Фондом было реализовано ценных бумаг на общую сумму 33 994 520,9 тыс. рублей. За счет увеличения рыночной стоимости облигаций доходы составили 7 819 150,3 тыс. рублей, сумма полученного купонного дохода составила 1 642 871,3 тыс. рублей.
Доходы от временного размещения средств ПФР, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии на 2005 год, были предусмотрены в сумме 7 043 521,6 тыс. рублей. Исполнение бюджета ПФР составило 10 428 062,4 тыс. рублей или 148,1% к плановому показателю. Суммы полученных доходов состоят из:
доходов, полученных от временного размещения средств пенсионных накоплений - 10 427 679,2 тыс. рублей;
процентов по остаткам средств на счетах Фонда, перечисленных Внешэкономбанком, - 383,2 тыс. рублей.
При планировании бюджета Фонда на 2005 год была учтена сложившаяся тенденция снижения доходности инвестирования средств пенсионных накоплений. Так, доходность инвестиционного портфеля, сформированного за счет средств пенсионных накоплений 2002 года, по состоянию на 1 января 2003 года, составляла 17,01%, за счет пенсионных накоплений 2003 года (на 1 января 2004 года) - 8,02%, за счет ресурсов 2004 года (на 1 января 2005 года) - 6,64%, за счет ресурсов 2005 года (на 1 января 2006 года) - 6,78 процента годовых. Снижение доходности вызвано ростом цен на государственные ценные бумаги вследствие ограниченной емкости фондового рынка Российской Федерации и недостаточности инструментов инвестирования средств пенсионных накоплений.
Законом о бюджете ПФР были запланированы поступления средств пенсионных накоплений от негосударственных пенсионных фондов в сумме 196 400,0 тыс. рублей. Фактически в 2005 году эти средства в бюджет Фонда не поступили по причине того, что из подлежащих передаче средств по заявлениям застрахованных лиц было передано НПФ только 7 909 008,4 тыс. рублей (23,7%).
Структура расходов бюджета ПФР на 2005 год окончательно была утверждена Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" в общей сумме 1 295 595 770,5 тыс. рублей, что больше первоначально утвержденного Законом о бюджете ПФР показателя 1 176 131 307,3 тыс. рублей.
Общие расходы Фонда составили 1 299 113 297,3 тыс. рублей.
Расходы ПФР по обязательному пенсионному страхованию составили 1 044 606 589,5 тыс. рублей (101,1% от плана), в том числе:
- на выплату базовой части трудовой пенсии - 439 160 847,1 тыс. рублей или 102,0% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР;
- на выплату страховой части трудовых пенсий, пособий и компенсаций - 604 886 210,3 тыс. рублей или 100,5% к утвержденному Законом о бюджете ПФР на 2005 год;
- на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации - 559 532,1 тыс. рублей или 81,5% к утвержденному.
В расходы на выплату страховой части трудовой пенсии включена досрочная выплата страховой части трудовой пенсии за праздничные и выходные дни января 2006 года в сумме 19 388 125,3 тыс. рублей. Исполнительной дирекцией ПФР на финансирование страховой части в отделения было направлено 150 823 621,9 тыс. рублей плановой дотации, из них 6 613 760,0 тыс. рублей на финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии в январе 2006 года за счет дополнительно перечисленных из федерального бюджета средств.
Законом о бюджете ПФР на 2005 год утверждены расходы Фонда на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации в сумме 849 572,4 тыс. рублей, в том числе: за счет средств по обязательному пенсионному страхованию - 686 955,2 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 162 617,2 тыс. рублей. Число пенсионеров из числа граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, имеющих право на получение пенсии и дополнительного материального обеспечения на 1 января 2005 года составляло 17 139 человек, на конец проверяемого периода - 21 460 человек.
Число пенсионеров, проживающих на территории Украины, на 1 января 2005 года составляло 842 человека, на конец отчетного периода - 977 человек. Выплата пенсий этим лицам производится до достижения ими официального пенсионного возраста Украины на основании Временного соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 15 января 1993 года о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения.
Лимиты расходов на выплату пенсий за границу не утверждались. Средства перечислялись Департаментом казначейства ПФР на основании заявок на приобретение иностранной валюты и ведомостей, составляемых Управлением пенсионного обеспечения граждан, проживающих за границей.
Всего в 2005 году на выплату пенсий этой категории граждан было направлено 639 551,7 тыс. рублей, в том числе: за счет средств по обязательному пенсионному страхованию - 559 532,1 тыс. рублей, по государственному пенсионному обеспечению - 80 019,6 тыс. рублей.
Невыполнение установленных показателей по выплате пенсий произошло по причине приостановления перевода пенсий 3,1 тыс. человек в связи с отсутствием реквизитов банка, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых в 2005 году, длительным необращением за пенсией.
В 2005 году органами ПФР производилось назначение и выплата ежемесячных денежных выплат (далее - ЕДВ) ветеранам, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Расходы ПФР на ЕДВ в 2005 году составили 120 960 358,1 тыс. рублей, или 121,3% от запланированного показателя, в том числе: на выплату ЕДВ ветеранам - 32 651 653,3 тыс. рублей или 101,2%, на выплату ЕДВ инвалидам - 80 727 812,2 тыс. рублей (105,2% от плана); на выплату ЕДВ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 7 243 879,8 тыс. рублей (102,9% от плана). Кроме того, расходы, произведенные в декабре 2004 года, за выходные и праздничные дни января 2005 года на ЕДВ составили 4 800 749,3 тыс. рублей. Финансирование выплаты ЕДВ в полном объеме, включая средства, необходимые для авансирования выплаты в декабре 2005 года за праздничные дни января 2006 года произведено за счет средств федерального бюджета, перечисленных в декабре 2005 года в объеме 7 773 427,0 тыс. рублей.
Установление ЕДВ лицам, имеющим право на нее, сведения о которых по состоянию на 1 января 2005 года отсутствовали в Федеральном регистре лиц, привело к корректировке лимитов бюджетных обязательств на выплату ЕДВ в 2005 году на 3 316 015,2 тыс. рублей или 2,9% от суммы первоначально утвержденный лимитов.
Рост расходов на выплату ЕДВ связан с увеличением количества ветеранов боевых действий, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, впервые получивших в 2005 году право на получение этих выплат. В указанный период выросло число инвалидов, которые ранее не обращались в органы ПФР за установлением им пенсии.
С 1 августа 2005 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 419 "Об утверждении коэффициентов индексации (увеличения) с 1 августа 2005 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 августа 2005 г. размера страховой части трудовой пенсии" осуществлена индексация размеров ЕДВ на 6 процентов. Дополнительные расходы Фонда на проведение индексации составили 1 177 597,1 тыс. рублей.
Расходы на реализацию мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы составили 150 975,6 тыс. рублей, или 113,2% к утвержденному показателю.
В соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 28 декабря 2004 г. N 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год", иными федеральными законами и указами Президента Российской Федерации расходы Фонда, финансирование которых производится в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета, за отчетный период составили 75 321 012,6 тыс. рублей, или 96,0% от плановых назначений.
Экономия средств произошла по статье затрат на выплату пенсий федеральным государственным служащим, доплат к пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию) другим категориям получателей.
Расходы Фонда за отчетный период по финансированию выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг указанным получателям, включая расходы на их доставку, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, составили 1 319 479,6 тыс. рублей при плановом показателе 843 300,0 тыс. рублей.
Численность получателей досрочных пенсий возросла в проверяемом периоде с 43,6 до 46,9 тыс. человек, или на 7,4 процента.
Перевыполнение бюджетных назначений на выплату досрочных пенсий связано с увеличением затрат в связи с принятием Федерального закона от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий и порядка индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии в 2005 году" и ростом фактической численности получателей указанных пенсий. Рост затрат на выплату социальных пособий на погребение связан с увеличением против запланированного числа умерших пенсионеров из категории получателей досрочных пенсий.
Объем возмещенных территориальными органами Роструда России средств на указанные выплаты за 2005 год составил 1 250 907,5 тыс. рублей, или 148,3% от планового показателя.
Общая сумма расходов ПФР на дополнительное пенсионное обеспечение утверждена Законом о бюджете ПФР на 2005 год в размере 2 049 550,0 тыс. рублей, расходы составили 2 340 342,2 тыс. рублей или 114,2 процентов.
В бюджете ПФР на 2005 год по статье расходов на выплату доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации определены расходы в сумме 861 500,0 тыс. рублей. Расходы за 2005 год составили 1 185 209,3 тыс. рублей или 137,6 процентов.
Лимиты на финансирование расходов на выплату доплаты к пенсии членам летных экипажей в 2005 год утверждались постановлениями Правления ПФР ежеквартально исходя из соотношения фактически поступивших средств по дополнительному тарифу за предыдущий квартал и суммы средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии в текущем выплатном периоде (далее - коэффициент). Всего было установлено лимитов на сумму 1 186 450,0 тыс. рублей.
Численность пенсионеров - членов летных экипажей, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, составляла на 1 января 2005 года 45259 человек и на 1 января 2006 года 45247 человек. Сумма назначенных пенсий на 1 января 2006 года составила 106 847,2 тыс. рублей (169,3% к 2004 году). Средний размер доплаты к пенсии на 31 декабря 2005 года составил 2361,42 рубля (169,3% к 2004 году).
В соответствии с Правилами финансирования расходов на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения (ДМО) гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" в отчетном периоде Фонду переданы средства федерального бюджета в сумме 1 188,1 млн. рублей (в том числе часть средств на январь 2006 года).
На финансирование дополнительного материального обеспечения в 2005 году направлено 1 155,1 млн. рублей.
Численность получателей на конец отчетного периода составила 19,4 тыс. человек, средний размер доплаты на 31 декабря 2005 года составил 5408,23 рублей, то есть увеличился за отчетный период на 1680,23 (на 45,1 процента).
Законом о бюджете ПФР утверждены расходы на реализацию государственных функций в области социальной политики (финансирование региональных социальных программ, адресной материальной помощи пенсионерам, финансирование развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и т.д.) в сумме 12 150 000,0 тыс. рублей.
Расходы в проверяемом периоде на эти цели составили - 7 868 611,7 тыс. рублей или 64,8% от установленной Законом о бюджете суммы.
Источником финансирования расходов, являлись суммы недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, образовавшихся на 1 января 2001 года.
Расходы по накопительной составляющей бюджета Фонда составили 1 271 203,1 тыс. рублей, или 26,4% от утвержденного Законом о бюджете ПФР показателя.
Законом о бюджете ПФР расходы на выплаты правопреемникам застрахованных лиц были предусмотрены в сумме 755 200,0 тыс. рублей. В связи с тем, что действующими нормативными правовыми актами порядок расходования указанных выплат не регламентирован, указанные расходы в составе распределительной составляющей бюджета Фонда 2005 году показаны в составе прочих расходов, как выплаты по вступившим в силу решениям судов.
В 2005 году и последующем периоде Фондом проводилась работа по подготовке постановления Правительства Российской Федерации о выплате правопреемникам средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2005 г. АЖ-П12-2901.
В 2005 году Фондом передано негосударственным пенсионным фондам (далее - НПФ) средств пенсионных накоплений в сумме 790 908,4 тыс. рублей или 23,7% к плановому показателю (3 334 839,2 тыс. рублей). Передача НПФ средств пенсионных накоплений проводилась по мере реализации ценных бумаг. В связи с тем, что в 2005 году ценные бумаги, реализованы не полностью, НПФ переданы не все причитающиеся им средства пенсионных накоплений.
Расходы на обеспечение ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формирования средств пенсионных накоплений составили 480 294,7 тыс. рублей (66,7%). Указанные расходы состоят из расходов, связанных с:
временным размещением средств пенсионных накоплений и реализацией активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, для последующей передачи в управляющие компании и в НПФ - 11 317,4 тыс. рублей;
ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, обеспечением формирования средств пенсионных накоплений и выплаты накопительной части трудовых пенсий - 468 977,3 тыс. рублей.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда его территориальных органов на 2005 год составили 32655840,8 тыс. рублей (96,4% от плановых показателей, назначенных по бюджету и 96,7% от доведенных лимитов), в том числе по видам расходов 120 "Взносы в международные организации" - 4309,7 тыс. рублей (86,8% и соответственно 86,8%), 450 "Переподготовка и повышение квалификации кадров" 45858,6 тыс. рублей (95,5% и 95,5%), 089 "Аппараты управления государственных внебюджетных фондов" - 31182647,3 тыс. рублей (96,2% и 96,6%), 214 "Строительство объектов общегражданского назначения" - 1361523,4 тыс. рублей (110,2% и 99,9%), 196 "Выполнение научно исследовательских и опытно-конструкторских работ" - 61501,9 тыс. рублей (39,8% и 80,5%).
По состоянию на 31 декабря 2005 года на балансе Исполнительной дирекции Фонда в составе капитальных вложений числились затраты в сумме 456084,7 тыс. рублей по незавершенному строительству административного здания в г. Москве по адресу ул. Академика Анохина, 20 корпус А, которое эксплуатируется с октября 2005 года. Акт о приемке-передаче здания был подписан только в июле 2006 года. В связи с несвоевременным принятием административного здания на баланс Исполнительной дирекции на него не начислялась амортизация (износ).
В 2005 году Исполнительная дирекция осуществляла в централизованном порядке закупку технических средств и программного обеспечения для системы ПФР. Централизованная закупка осуществлялась в рамках Плана закупок технических средств и программного обеспечения на 2005 год на развитие автоматизированной информационной системы Фонда (далее - План закупок), утвержденного постановлениями Правления Фонда.
В рамках Плана закупок финансировалось 37 контрактов, связанных с приобретением оборудования для территориальных органов Фонда, в том числе 7 переходящих с 2004 года.
В течение 2005 года Исполнительной дирекцией было принято и оплачено в централизованном порядке оборудование поставщиков на общую сумму 1617673,8 тыс. рублей, отгружено отделениям Фонда - 474776,6 тыс. рублей, остаток оплаченного, но не, отгруженного оборудования на конец года составлял 1142897,2 тыс. рублей.
В соответствии с заключенными контрактами Исполнительная дирекция осуществляла приемку оборудования, производя окончательные расчеты с поставщиками за оприходованное на свой склад оборудование. Закрытие расчетов с поставщиками осуществлялось в установленные контрактами сроки в течение текущего финансового года, хотя оборудование Исполнительной дирекцией отгружалось в адрес отделений Фонда значительно позднее договорных сроков поставки, а именно в следующем финансовом году.
Сложившаяся в Фонде практика заключения контрактов и их финансирования с целью закрытия расчетов с поставщиками в текущем финансовом году привела к нарушениям требований Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н.
Согласно указанной инструкции при централизованной поставке оборудования расчеты с поставщиками осуществляет заказчик (Исполнительная дирекция), а приемку - грузополучатели (отделения Фонда). При неполной отгрузке оборудования расчеты с поставщиками не закрываются, а продолжают числиться в составе дебиторской задолженности Фонда до полной его отгрузки.
В 2005 году в рамках Плана закупок осуществлялись разработка и ввод в действие общегосударственной базы данных о социальном положении участников Великой Отечественной войны (далее - СВБД ВП). Стоимость указанных работ утверждена в сумме 25720,0 тыс. рублей, в пределах указанной суммы был заключен, контракт с победителем конкурса - Конструкторско-технологическим институтом вычислительной техники Сибирского отделения Российской академии наук в г. Новосибирске (далее - КТИ ВТ СО РАН).
Окончательные сроки выполнения работ по контракту были перенесены на апрель 2006 года распоряжением Фонда от 29 ноября 2005 г. N 209р. Этим же распоряжением был утвержден акт приема в эксплуатацию системы с указанием недоделок (указаны в акте), свидетельствующие о том, что СВБД ВП не доведена до состояния, пригодного: к использованию в установленных целях.
По состоянию на 1 января 2006 года расчеты по авансовым платежам с КТИ ВТ СО РАН не были закрыты, дебиторская задолженность составляла 22584,8 тыс. рублей (87,8% от суммы, предусмотренной договором). На момент проверки СВБД ВП не была введена в эксплуатацию в полном объеме и не принята на баланс Фонда.
Анализ межбюджетных отношений с участием бюджета ПФР
В проверяемом периоде в порядке межбюджетных отношений в ПФР поступали средства из федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.
В соответствии с Законом о бюджете ПФР из федерального бюджета было перечислено Фонду 663 130 573,9 тыс. рублей (100,1% от запланированного), кроме того, в декабре 2005 года на покрытие дефицита бюджета ПФР в январе 2006 года было направлено 30 000 000,0 тыс. рублей. Всего поступления из федерального бюджета составили 693 130 573,9 тыс. рублей, или 104,6% от утвержденного показателя. При этом удельный вес данных доходов в общем объеме доходов бюджета ПФР составил 51,3 процента.
В соответствии со статьей 5 Закона о бюджете ПФР и приложением 2 к данному закону в пределах средств, предусмотренных к поступлению по указанному коду бюджетной классификации, учтены следующие поступления:
- средства федерального бюджета, передаваемые ПФР - 650 070 761,9 тыс. рублей;
в том числе:
1) средства, поступающие из федерального бюджета (на выплату базовой части трудовой пенсии) - 436 109 061,6 тыс. рублей или 100% от установленного Законом, в том числе;
- средства федерального бюджета, передаваемые ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации 94 677 482,0 тыс. рублей или 100 процентов;
- средства федерального бюджета, передаваемые ПФР Федеральной службой по труду и занятости на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, пособий - 1 250 907,5 тыс. рублей или 148,3 процента;
- средства федерального бюджета, передаваемые ПФР на материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации - 1 188 050,0 тыс. рублей или 100,0 процентов;
- средства федерального бюджета, передаваемые ПФР на осуществление ЕДВ ветеранам - 32510347,1 тыс. рублей или 99,8 процента;
- средства федерального бюджета, передаваемые ПФР на осуществление ЕДВ инвалидам - 76 670 910,0 тыс. рублей или 100,0 процентов;
- средства федерального бюджета, передаваемые ПФР на осуществление ЕДВ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 7 036 553,7 тыс. рублей или 99,9 процента;
- средства федерального бюджета, передаваемые ПФР на осуществление ЕДВ Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы - 627 450,0 тыс. рублей или 100,0 процентов.
2) прочие субвенции, зачисляемые в бюджет ПФР - 13 059812,0 тыс. рублей или 100,0%, в том числе;
- средства федерального бюджета, передаваемые ПФР на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы - 133 420,0 тыс. рублей или 100,0 процентов;
- средства федерального бюджета, передаваемые ПФР на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 150 000,0 тыс. рублей или 100,0 процентов;
- средства федерального бюджета, передаваемые ПФР на выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - 12 776 392,0 тыс. рублей или 100,0 процентов.
Перечисление средств из федерального бюджета в бюджет ПФР производилось в 2005 году, кроме средств перечисляемых Федеральной службой по труду и занятости, централизовано управлением федерального казначейства по г. Москве.
В течение 2005 года Минфином России четыре раза вносились изменения в поквартальное распределение бюджетных ассигнований.
Бюджетом ПФР было предусмотрено поступление средств федерального бюджета, передаваемых ПФР Федеральной службой по труду и занятости на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, пособий в сумме 843 300,0 тыс. рублей и передаваемых ПФР на материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации в сумме 1 188 050,0 тыс. рублей.
Отдельными суммами данные расходы в федеральном бюджете предусмотрены не были.
Средства на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными и пособий передавались территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости отделениям ПФР. Всего отделениям было передано 1 250 907,5 тыс. рублей.
Также необходимо отметить, что расчеты между ПФР и Федеральной службой по труду и занятости в 2005 году в целом не урегулированы. Так на начало проверяемого периода задолженность органов Федеральной службы по труду и занятости отделениям ПФР по данным Фонда составила 20 086,8 тыс. рублей, а по данным этих органов - 18 847,1 тыс. рублей. На конец проверяемого периода задолженность территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости перед отделениями Фонда составила: по данным этих органов - 53 525,5 тыс. рублей, по данным отделений - 53 507,3 тыс. рублей. Также имеется разница в суммах остатка задолженности отделений Фонда перед органами Федеральной службы по труду и занятости: по данным отделений - 11 509,4 тыс. рублей, по данным органов Федеральной службы по труду и занятости - 11 498,0 тыс. рублей.
Средства, передаваемые в бюджет ПФР во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" для обеспечения выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, составили 1 188 050,0 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета поступали неравномерно и не в соответствии с заявками Фонда. В платежных поручениях не указывался период, на который перечисляются средства. Так, первое перечисление было в январе 2005 года в сумме большей чем заявлено на 1 269,9 тыс. рублей, в феврале и декабре перечислений не было, в марте поступило 159 400,0 тыс. рублей, то есть больше заявленных сумм на февраль и март на 15 623,9 тыс. рублей.
В проверяемом периоде тринадцать отделений ПФР выплачивали доплаты к пенсиям из средств региональных и местных бюджетов. Всего на эти цели отделениям было перечислено, с учетом остатка на начало года, 1 789 423,7 тыс. рублей, из которых направлено на выплату доплат 1 684 765,7 тыс. рублей, остаток на конец года составил 82 685,3 тыс. рублей. Отделениям за организацию этой работы было выплачено из региональных и местных бюджетов 21 972,8 тыс. рублей.
Данные суммы не были предусмотрены Законом о бюджете ПФР на 2005 год и соответственно не отражены в Законопроекте, что не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации в части полноты отражения всех расходов и доходов бюджетов.
Анализ реализации текстовых статей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
В 2005 году Фондом и соответствующими министерствами и ведомствами исполнялись требования 22 статей Закона о бюджете ПФР. Их исполнение с постатейной разбивкой полностью приведено в приложении 6 к данному заключению. В полном объеме были исполнены требования семнадцати статей Закона о бюджете ПФР. Вместе с тем пять статей выполнены не полностью.
Общая сумма остатка средств финансового резерва (Распределительной составляющей бюджета ПФР) на 1 января 2005 года составила 66 502 953,9 тыс. рублей или на 30 637 046,1 тыс. рублей (31,5%) меньше показателя, установленного статьей 1 Закона о бюджете ПФР.
Статьей 2 Закона о бюджете ПФР установлено определить размер резерва бюджета по состоянию на 1 января 2005 года в объеме, равном остатку средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2005 года, за исключением средств пенсионных накоплений и средств в объеме расходов на выплату пенсий в предстоящем месяце (январе 2005 года). Размер резерва бюджета Фонда отличается от размера финансового резерва, предусмотренного статьей 1 Закона о бюджете ПФР, на сумму расходов на выплату пенсий в предстоящем месяце. Статьей 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено создавать резерв бюджета в случае возникновения профицита бюджета Фонда в целях обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования. Указанной статьей также предусмотрено, что размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяется федеральным законом о бюджете Фонда.
Фактически резерв бюджета в связи с недостатком средств до установленного норматива как на 1 января 2005 года, так и на 1 января 2006 года не был сформирован.
Общие остатки средств распределительной составляющей бюджета Фонда на 1 января 2005 года составили 66 502 953,9 тыс. рублей, или ниже норматива оборотных средств на 21 616 832,0 тыс. рублей (24,5%). На 1 января 2006 года они составили 34 815 795,2 тыс. рублей, что было ниже норматива на 57 166 120,0 тыс. рублей или на 62,1 процента.
Возникновение значительного недостатка оборотных средств привело к факту финансирования в июне 2005 года выплаты пенсий за счет средств накопительной части трудовой пенсии в сумме 213 984,9 тыс. рублей. В июле 2005 года указанные средства, отвлеченные для финансирования выплаты пенсий, были оперативно восстановлены в накопительной составляющей бюджета Фонда. Отвлечение средств пенсионных накоплений не привело к задержке инвестирования средств в разрешенные законодательством Российской Федерации активы. Временное использование средств пенсионных накоплений на финансирование выплаты пенсий стало возможным также в связи с отсутствием у Фонда и его учреждений отдельных банковских счетов для аккумулирования страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, необходимость наличия которых предусмотрена статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
В то же время при общем недостатке средств до установленного норматива оборотных средств, сложившемся на 1 января 2005 и 2006 года, на отдельные даты проверяемого периода Фонд располагал значительными ресурсами временно свободных средств бюджета ПФР.
В 2005 году Фонд не пользовался правом размещения временно свободных средств бюджета ПФР, предоставленным ему статьей 3 Закона о бюджете ПФР, в связи с тем, что Правительством Российской Федерации не установлен соответствующий порядок.
Также как и в 2004 году Федеральным агентством по атомной энергии нерегулярно авансировались средства на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, а также расходов на его доставку в нарушение статьи 15 Закона о бюджете ПФР.
В проверяемом периоде Фонд не пользовался правом безакцептного списания сверхнормативных денежных средств со счетов его территориальных органов на начало каждого месяца, предоставленным ему статьей 16 Закона о бюджете ПФР. Проверкой установлено наличие случаев несвоевременного перечисления Фонду средств, превышающих установленный норматив оборотных средств.
Анализ выполнения Пенсионным фондом Российской Федерации представлений Счетной палаты Российской Федерации по результатам предыдущих контрольных мероприятий по исполнению бюджета
На момент проверки Фонда большая часть предложений Счетной палаты Российской Федерации, изложенных в представлениях, выполнена и нарушения устранены. Отдельные вопросы, требующие законодательного решения, находятся в процессе исполнения.
В соответствии с представлением Счетной палаты Российской Федерации по итогам проверки использования средств на финансовое и материально-техническое обеспечение в 2003-2004 годах в отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области был разработан план мероприятий и приняты следующие меры по устранению выявленных недостатков и нарушений.
Так, распоряжением Правления Фонда от 17 июня 2005 г. N 97р утверждены временные структуры отделения Фонда по г. Москве и Московской области, его главных управлений и управлений. Во избежание нарушений разработан порядок взаимодействия структурных подразделений Отделения по оформлению договоров аренды помещений и их ремонту, утвержден порядок передачи на баланс управлений оборудования и расходных материалов, смонтированных при выполнении работ по капитальному ремонту и монтаже локально-вычислительных сетей.
С учетом предложений Счетной палаты Российской Федерации приняты меры по совершенствованию работы по осуществлению закупок товаров, выполнения работ и оказание услуг для нужд Отделения. В этих целях утверждены новый состав конкурсной комиссии и положение о конкурсной комиссии, а также доработано и принято "Положение о порядке подготовки и проведения конкурсных и простых способов закупок товаров, работ и услуг для нужд отделения ПФР по г. Москве и Московской области".
В соответствии с представлением Счетной палаты Российской Федерации по итогам проверки исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2004 год в отделениях Фонда по Приморскому краю и Кабардино-Балкарской Республике за отдельные нарушения к руководителям отделений приняты меры наказания.
Вместе с тем не были приняты меры реагирования к должностным лицам Фонда по фактам обоснованности выделения денежных средств в сумме 29,9 млн. рублей на строительство административного здания отделения в Приморском крае при отсутствии на момент финансирования утвержденной (откорректированной) сметной документации, что повлекло за собой дальнейшее увеличение дебиторской задолженности и привело к наличию значительных остатков денежных средств у заказчика, неосвоенных им при высокой строительной готовности объекта.
В представлении Счетной палаты Российской Федерации по результатам тематической проверки использования средств на строительство административных зданий за 2004 год и первое полугодие 2005 года в отделениях Фонда по Самарской, Тульской областям и управлении N 24 по г. Москве и Московской области (г. Орехово-Зуево) обращено внимание руководства Фонда на значительный объем незавершенного строительства в системе Фонда, отсутствие надлежащего контроля за исполнением требований нормативных актов Российской Федерации и Фонда в части соблюдения порядка представления и рассмотрения заявок на финансирование капитального строительства, проведения государственной экспертизы и утверждения проектов строительства, правильности заключения договоров и обеспечения банковской гарантией. По устранению выявленных нарушений Фондом приняты соответствующие меры.
В целях реализации предложения Счетной палаты Российской Федерации по приведению Временного положения об Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РСФСР, утвержденного постановлением Правления ПФР от 20 февраля 1991 г. N 6, в соответствие с фактически осуществляемой в настоящее время деятельностью, подготовлено постановление Правления Фонда "Об утверждении Положения об Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации". Кроме того, разработано Положение об административно-хозяйственном управлении и службе эксплуатации зданий ПФР с разграничением их функций.
Для устранения противоречий между нормативными правовыми актами ПФР в части разграничения обязанностей членов Правления Фонда, в том числе заместителей Председателя Правления и Исполнительного директора Фонда по руководству структурными подразделениями и во исполнение протокола совещания у председателя Правления Фонда от 26 сентября 2005 г. N ГБ-43 произведено перераспределение обязанностей.
Относительно урегулирования вопроса о премировании сотрудников Фонда приняты постановление Правления от 31 августа 2005 г. N 163п "Об утверждении размеров компенсационных выплат социального характера работникам системы Пенсионного фонда Российской Федерации" и распоряжение Правления ПФР от 8 ноября 2005 г. N 196р "Об осуществлении отделениями ПФР функций администрирования неналоговых доходов бюджета ПФР".
Во избежание нарушений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Фонд разработал и направил письмом от 30 ноября 2005 г. N ПА-25-26/12954 в территориальные органы методические рекомендации для оказания помощи в практическом применении норм указанного закона.
С целью выполнения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и бюджетной классификации Российской Федерации объекты реконструкции Фонда, в том числе связанные с созданием дополнительных площадей реконструируемых зданий, исключены Правлением Фонда из плана целевого распределения средств на капитальный ремонт 2005 года (код 225) и включены в проект титульного списка на капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов для размещения органов Фонда на 2006 год (код 310).
Установлено, что большинство предложений по фактам выявленных нарушений и изложенных в представлении Счетной палаты Российской Федерации по итогам проверки исполнения Федерального закона 21 декабря 2004 г. N 169-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год" выполнено и недостатки устранены.
Так, Фонд направил в октябре 2005 года в Минздравсоцразвития России предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в соответствии с полномочиями Фонда, установленными Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" в части администрирования страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Для обеспечения своевременного перечисления сумм страховых взносов по дополнительному тарифу от организаций, использующих труд летных экипажей, распоряжением Правления фонда от 18 августа 2005 г. N 146р установлено, что отделения Фонда осуществляют перечисление данных средств на следующий день после поступления их от плательщика.
Во избежание нарушений в планировании расходов утвержден Порядок финансирования расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, а также разработано новое Положение о порядке расчета фонда оплаты труда сотрудников Фонда. Принято распоряжение Правления Фонда от 28 декабря 2005 г. N 233р "О внесении изменений в распоряжение ПФР, предусматривающее изменение условий оплаты труда работников системы ПФР, порядка выплаты им установленных надбавок и исчисления средней заработной платы без учета материальной помощи".
В целях соблюдения установленных нормативных сроков строительства объектов на 2006 года предусмотрено приоритетное направление капитальных вложений на завершение строительства административных зданий.
В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации для осуществления контроля деятельности Исполнительной дирекции Фонда и его отделений действовала Ревизионная комиссия Фонда, которая осуществляла свою деятельность на основании положения, утвержденного постановлением Правления Фонда от 12 февраля 1999 г. N 10.
В 2005 году Ревизионной комиссией Фонда проведено 45 ревизий и проверок деятельности территориальных органов Фонда по исполнению ими бюджета Фонда и организации пенсионного обеспечения, а также 3 проверки деятельности Исполнительной дирекции Фонда и ревизии исполнения сметы расходов в ИЦПУ.
Основное внимание деятельности Ревизионной комиссии было уделено фиксации недостатков работы отделений по претензионной работе, в результате из 902529,4 тыс. рублей выявленных финансовых нарушений, не поступившие доходы и прочие нарушения (пени и штрафы) составили 814634,7 тыс. рублей (90,2%) и около десяти процентов остальные нарушения.
Количество проведенных контрольно-ревизионными отделами отделений ПФР комплексных ревизий в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличилось и составило 1038 ревизий. Удельный вес проведенных ревизий и проверок, выявивших нарушения, также увеличился и составил 59,1 процента
Выводы
1. Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год" в основном отражает исполнение Федерального закона от 28 декабря 2004 г. N 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год". Структура Законопроекта соответствует требованиям статьи 272 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Законодательство и нормативные правовые акты в целом позволяли Фонду управлять средствами и решать задачи совершенствования системы пенсионного обеспечения. Вместе с тем, до настоящего времени не принят федеральный закон "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", находящийся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с 2001 года, а также не введена в действие статья 148 Бюджетного кодекса об исполнении бюджета Фонда Федеральным казначейством Российской Федерации.
3. До настоящего времени Банком России не исполнено требование статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в части открытия отдельных банковских счетов для зачисления средств страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
4. В связи с отсутствием сверхнормативных средств в бюджете ПФР на 1 января 2005 года, резерв бюджета Фонда на указанную дату не был сформирован. В 2005 году остаток средств бюджета Фонда сократился на 31 687 158,7 тыс. рублей и составил на 1 января 2006 года 34 815 795,2 тыс. рублей, что на 62,1% ниже установленного норматива оборотных средств (на 1 января 2005 года отклонение от норматива составляло 24,5%).
5. В связи с тем, что Правительством Российской Федерации не был разработан порядок размещения временно свободных средств в 2005 году, Фонд их не размещал при наличии значительных объемов этих средств на отдельные даты 2005 года.
6. В 2005 году Фонд не обеспечил в полной мере своевременность перечисления его отделениями сверхнормативных средств при наличии прав, предоставленных статьей 16 Закона о бюджете ПФР.
7. Также как и в 2004 году Федеральным агентством по атомной энергии в 2005 году нерегулярно авансировались средства на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, а также на финансирование расходов на его доставку, что является нарушением статьи 15 Закона о бюджете Фонда.
8. Действующими нормативными правовыми актами порядок расходования выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц до настоящего времени не регламентирован. В связи с этим указанные расходы в составе накопительной составляющей бюджета Фонда в 2005 году не обособлялись. До настоящего времени Минздравсоцразвития России проект соответствующего постановления в Правительство Российской Федерации не внесен.
9. В нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в Фонде не обеспечено своевременное и надлежащее оформление первичных учетных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете лицами, ответственными за подготовку этих документов. По этой причине в течение длительного периода времени не принималось на баланс Исполнительной дирекции Фонда административное здание в г. Москве ул. Академика Анохина, 20 стоимостью 456084,7 тыс. рублей. Акт о приемке здания в эксплуатацию был подписан через 9 месяцев после фактической сдачи его в эксплуатацию.
10. Исполнительной дирекцией Фонда в 2005 году не в полной мере обеспечено эффективное и экономное использование средств при централизованном снабжении оборудованием региональных органов Фонда в соответствии с требованиями статей 34 и 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В результате в балансе остаток оплаченного, но не отгруженного оборудования в адрес отделений Фонда составлял на конец года 1 142 897,2 тыс. рублей.
11. В ходе реализации проекта на разработку и ввод в действие общегосударственной базы данных о социальном положении участников Великой Отечественной войны было допущено расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата в сумме 25720,0 тыс. рублей (статьи 34, 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При наличии значительного остатка неосвоенных средств на конец 2005 года распоряжением Фонда был утвержден акт приемки ее в эксплуатацию. На момент проверки система не была введена в эксплуатацию в полном объеме.
12. Выявленные Счетной палатой Российской Федерации недостатки в деятельности ПФР не в полном объеме учтены при проведении внутриведомственного контроля Фонда, что обусловило низкую эффективность работы этих органов. Так, 2005 году Ревизионной комиссией Фонда выявлено различных финансовых нарушений на общую сумму 902529,4 тыс. рублей, из них более девяноста процентов составила сумма нарушений, связанных с несоблюдением территориальными органами Фонда досудебного и судебного порядка рассмотрения вопросов взыскания финансовых санкций и только десять процентов - сумма нарушений, связанных с нецелевыми, необоснованными и нерациональными расходами средств.
Предложения
1. Направить информационное письмо Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабову.
2. Направить представление председателю Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Г.Н. Батанову.
3. Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах проверки исполнения Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" и отчета об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год, представленного Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, направить в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также в Минздравсоцразвития России и Пенсионный фонд Российской Федерации.
Приложения к заключению Счетной палаты:
Приложение 1. Таблица сравнения показателей исполнения Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" по доходам с показателями представленного Федеральному Собранию Российской Федерации проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год" и результатами проверки Счетной палаты Российской Федерации.
Приложение 2. Таблица сравнения показателей исполнения Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" по расходам с показателями представленного Федеральному Собранию Российской Федерации проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год" и результатами проверки Счетной палаты Российской Федерации.
Приложение 3. Таблица недопоступления средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год вследствие нарушения норм действующего законодательства.
Приложение 4. Таблица фактов нецелевого использования средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2005 году.
Приложение 5. Таблица иных нарушений и недостатков при исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год.
Приложение 6. Таблица исполнения Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" в разрезе текстовых статей.
Приложение 7. Таблица предложений Счетной палаты Российской Федерации по корректировке проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2005 год".
Приложение 8. Таблица сводного перечня актов комплекса контрольных мероприятий по проверке исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.