г.Москва |
|
|
N 09АП-22847/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2009.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2009
Дело N А40-96440/09-152-721
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Якутова Э.В., Пронниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Степкиным М.С.,
при участии:
от заявителя: Смирнов О.В. по доверенности от 01.06.2009 б/н, паспорт 46 02 929177;
от ответчика: Арбузкин В.А. по доверенности от 08.07.2009 N 05-08-1729/9, паспорт 45 09 228918.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУК г.Москвы Парк культуры и отдыха "Фили"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.10.2009
по делу N А40-96440/09-152-721, судьи Рогова А.Н.
по заявлению ГУК г.Москвы Парк культуры и отдыха "Фили"
к Государственному инспектору города Москвы по охране природы Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Марченко Л.А.
об оспаривании предписания и действий должностного лица,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 05.10.2009, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ГУК г.Москвы Парк культуры и отдыха "Фили" об оспаривании предписания Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 22.07.2009 N 1302005847 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и действий государственного инспектора города Москвы по охране природы Марченко Л.А. по выдаче указанного предписания.
В обоснование принятого решения суд указал на законность оспариваемого предписания и действий должностного лица по его выдаче, отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя.
Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении жалобы - отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в отношении ГУК г.Москвы Парк культуры и отдыха "Фили" проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки, в числе прочего, установлено, что на территории ГУК г.Москвы Парк культуры и отдыха "Фили" размещены объекты: бытовка N 1 площадью 5,75 кв.м., бытовка N 2 площадью 5,75 кв.м. для хранения садового инвентаря, тонар площадью 6,17 кв.м., шатер с надписью "Балтика" площадью 44,18 кв.м., которые отсутствуют на схеме размещения мелкорозничной сети парка на 2009 год.
Результаты проверки отражены в акте от 22.06.2009 N 1302005847 (т.1, л.д.42-45).
Должностным лицом Департамента государственным инспектором города Москвы по охране природы Марченко Л.А. 22.07.2009 выдано предписание N 1302005847 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым ГУК г.Москвы Парк культуры и отдыха "Фили" предписано произвести демонтаж вышеуказанных бытовок в срок до 30.07.2009.
Данное предписание и действия должностного лица обжалованы заявителем в арбитражный суд.
В соответствии с п.1 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.6, п.3 ст.65 названного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и государственных инспекторов в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей, включая проведение проверок и выдачу предписаний, предусмотрены ст.6, п.1 ст.66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
Аналогичные положения в части полномочий закреплены в Положении о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 19.11.2002 N 939-ПП.
Таким образом, действия Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы по проведению проверки и выдаче предписания осуществлялись в пределах предоставленных полномочий.
Между тем суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции о законности и обоснованности выданного предписания не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Судом не было принято во внимание, что в акте проверки от 22.06.2009 N 1302005847 не указаны нормы законодательства в области охраны окружающей среды, которые, по мнению Департамента, были нарушены ГУК г.Москвы Парк культуры и отдыха "Фили" в результате отсутствия на схеме размещения мелкорозничной сети парка выявленных Департаментом объектов.
В оспариваемом предписании Департамента не указано, за какие нарушения законодательства оно выдано, и какие нарушения закона подлежали устранению заявителем.
Поскольку в рассматриваемом случае заинтересованным лицом не доказан факт нарушения заявителем каких-либо требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, отсутствуют основания полагать, что предписание выдано на законных основаниях при отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 2 ст.201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.110, 266, 267, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2009 по делу N А40-92713/09-152-670 отменить.
Признать недействительным предписание Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 22.07.2009 N 1302005847 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, а также незаконными действия по его вынесению.
Возвратить ГУК г.Москвы ПКиО "Фили" из федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 2000 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судья |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96440/09-152-721
Истец: ГУК г. Москвы Парк культуры и отдыха "Фили", ГУК г. Москвы Парк культуры и отдыха "Фили" (для Смирнова О.В.)
Ответчик: Государственный инспектор города Москвы по охране природы Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Марченко Л.А.
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22847/2009