О воинской дисциплине солдат и матросов
Воинская дисциплина есть строгое и
точное соблюдение всеми военнослужащими
порядка и правил, установленных
законами, воинскими уставами и приказами
командиров (начальников)*(1).
Вся история человечества свидетельствует о том, что воинская дисциплина является основой всей военной организации любой страны. Во все эпохи более многочисленные и лучше вооруженные армии очень часто терпели поражения от противников, более слабых, но обладавших лучшей организацией и воинской дисциплиной. Есть в истории и примеры иного рода - когда проблемы с дисциплиной в армии способствовали крушению могучих государств, как это случилось с Российской империей в 1917 г. и с Германской империей в 1918 г.
К сожалению, сегодняшнюю ситуацию в Российской армии характеризует, по мнению автора, именно значительное падение уровня воинской дисциплины. Ежедневно средства массовой информации сообщают о новых и новых преступлениях военнослужащих. Только за 9 месяцев 2006 г. военнослужащими совершено 13 190 преступлений и происшествий*(2). Расстрелы сослуживцев, побеги военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, рукоприкладство и хищения, совершенные командирами - все это стало привычной реальностью нашей армии. А самое громкое происшествие последнего времени - случай с рядовым Сычевым. Дискуссия, развернутая по этому поводу в СМИ, показала, что ясности и понимания в путях достижения необходимого уровня воинской дисциплины в обществе нет.
Вооруженные Силы Российской Федерации являются специфическим государственным институтом, для которого характерны способы наведения дисциплины, отличные от других государственных институтов. В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" "...на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе и с риском для жизни..." (п. 2 ст. 1). Добиться того, чтобы в нужный момент человек отдал самое ценное, что у него есть - свою жизнь, можно только в рамках очень суровой повседневной воинской дисциплины, другого способа за всю историю человечества не придумано. При этом военнослужащий не перестает быть гражданином своей страны со всеми конституционными правами.
Для того чтобы разобраться в сути проблемы, прежде всего необходимо выяснить, что же такое воинская дисциплина? К сожалению, определение, вынесенное в эпиграф, не в полной мере объясняет это понятие. В создавшихся условиях, когда законы не успевают за реалиями дня, а система принятия решений на самых высоких уровнях зачастую не отработана, применение отсылочной нормы представляется неуместным.
Тем не менее ст. 1 Дисциплинарного устава объясняет главное - уровень воинской дисциплины зависит в первую очередь от того, какой порядок и какие правила установлены для военнослужащих законами и другими нормативными правовыми актами, т.е. дисциплина в каждой конкретной воинской части зависит от работы законодательных и иных нормотворческих органов, от качества тех законов, уставов и правил, которые устанавливаются ими. А способ достижения требуемого уровня может быть один - совершенствование правового регулирования соответствующих правоотношений. Об этом же говорит нам и юридическая наука: "...нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности"*(3).
Жизнь требует внедрения в повседневную деятельность Вооруженных Сил новых принципов в решении кадровых вопросов, новых форм стимулирования воинского труда и других изменений военного законодательства, приведения его в соответствие реалиям дня.
Для уяснения проблемы и выработки путей ее решения необходимо взглянуть на ситуацию с самого нижнего уровня - уровня командования отдельно взятой воинской части, так как именно здесь лучше всего видны проблемы. При этом пути совершенствования законодательства может подсказать международный опыт. Армии США, Германии, Израиля и других стран на определенных этапах своего развития сталкивались с проблемами, во многом схожими с проблемами российских Вооруженных Сил, и смогли найти эффективные способы их решения путем совершенствования законодательства. Поэтому грамотное использование их опыта сможет сэкономить время и предостеречь от многих ошибок.
Наиболее актуальным представляется рассмотреть вопросы совершенствования военного законодательства в сфере воинской дисциплины на примере солдат и матросов.
Солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, на данный момент наиболее часто нарушают воинскую дисциплину. Именно у представителей этой категории личного состава не усматривается "сознательного повиновения", с помощью которого достигается воинская дисциплина.
В чем же причины сложившейся ситуации с дисциплиной военнослужащих, проходящих военную службу по призыву? Наряду с общеизвестными - снижение уровня призывного контингента, ухудшение общей криминогенной ситуации в стране и т.д. - необходимо назвать причину, на которую почему-то никто не обращает внимание. Согласно Конституции Российской Федерации "каждый имеет право... на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации..." (ст. 37). В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" "...право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы" (п. 1 ст. 7), т.е. военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, трудится. Но реальной платы он за свой труд не получает. Денежное довольствие рядового, проходящего военную службу по призыву, составляет 370 руб., что ниже даже минимального размера оплаты труда (что противоречит Конституции Российской Федерации). Почему за одну и ту же работу военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, получает деньги, а военнослужащий, проходящий ее по призыву, - практически нет? Налицо явное нарушение Конституции в виде дискриминации по профессиональному признаку.
Выход из создавшейся ситуации может быть, по мнению автора, только один - уравнивание в оплате (а в перспективе и в статусе) военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту. Примером может быть опыт вооруженных сил Германии - бундесвера, в котором также практикуется служба по призыву, но денежное довольствие военнослужащего не зависит от того, по призыву или по контракту тот служит, а зависит от квалификации, выслуги, должности и других факторов. Соответственно и ситуация с воинской дисциплиной военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, там другая.
Лишение стимулирующих денежных выплат в большинстве случаев самая действенная мера воздействия, применяемого к военнослужащим, но, к сожалению, по отношению к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, этот "рычаг" отсутствует. Уравнивание в денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту, позволило бы в какой-то степени решить и проблему комплектования Вооруженных Сил - призывники куда более охотно шли бы в армию, если бы знали, что это, кроме почетной обязанности, еще и возможность заработать.
Следующим направлением повышения воинской дисциплины солдат и матросов может стать совершенствование способов морального стимулирования. Одним из них мог бы стать пересмотр системы воинских званий.
В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации "за образцовое выполнение обязанностей военной службы, успехи в боевой подготовке и примерную воинскую дисциплину солдату может быть присвоено воинское звание ефрейтор, а матросу - старший матрос" (ст. 156). Присвоение этого воинского звания является реальным стимулом и поощрением для рядовых, даже несмотря на то, что ни материальных, ни каких-либо других выгод это им не дает. Еще большим стимулом является присвоение звания сержанта. Причины этого лежат в области психологии. Каждый индивидуум стремится повысить свой статус и занять более высокое положение в любой иерархии, тем более в такой сугубо иерархичной части общества, как воинский коллектив. Кроме того, от других коллективов подразделения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, отличаются тем, что это стремление усиливается своей спецификой - все поставлены в жесткие рамки военной организации и лишены возможности реализовываться теми способами, которые характерны для соответствующих возрастных групп. Современное законодательство, кроме присвоения звания "ефрейтор" для рядового, других способов занять более высокое положение в иерархии не дает (количество сержантских должностей ограничено). Лишенные возможности повысить свой статус в официальной иерархии военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, начинают придумывать свою, неофициальную, иерархию. Любой, кто служил в армии, знает о делении по призывам, о различных неофициальных званиях, всяческих "духах", "черпаках", "дедах" и пр. Существует даже своего рода система подпольных "знаков различия" в форме одежды, т.е. возникают неуставные взаимоотношения.
Рассмотрев систему званий некоторых армий мира (см. таблицу), мы увидим, что всего 2 воинским званиям рядового состава (рядовой и ефрейтор) российских Вооруженных Сил в бундесвере соответствуют 6 званий, в японских силах самообороны и вооруженных силах США по 4 звания, что является определенным стимулом служебного роста для рядовых. Особенно интересен опыт бундесвера. Звания рядовых (в том числе и по призыву) там присваиваются по сроку службы и не связаны с должностями, которые занимают рядовые. Введение в российских Вооруженных Силах подобной системы позволило бы стимулировать повышение уровня воинской дисциплины у рядового состава. При этом, кроме основной цели - стимулирование личного состава, что само по себе немаловажно, указанное введение позволило бы "нанести удар" и по неуставным взаимоотношениям, создав вместо неформальной иерархии, господствующей в казарме, иерархию официальную, в которой бы учитывалась, кроме срока службы, еще и отсутствие взысканий, качество выполнения служебных обязанностей и т.д.
Это тем более актуально, что в скором времени сержантов, проходящих военную службу по призыву, не будет: опытного руководителя и воспитателя (которым должен быть любой сержант) за время срочной службы не подготовить, тем более, если срок службы будет сокращен. Поэтому "перевод всех сержантов на контракт" реальная и необходимая мера, реализация которой организуется и Министром обороны. Российской Федерации*(4). Однако когда это произойдет, карьерных стимулов для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не станет вообще. Соответственно необходимо предусмотреть способ компенсировать эту потерю. Немаловажно это было бы и для рядовых, проходящих военную службу по контракту, особенно в том случае, если продвижение по "сержантской лестнице" невозможно (нет необходимого образования и др.).
Таблица*(5)
Страны | ||||
Россия | Германия | Япония (флот) | США | |
Воинское звание | рядовой(матрос) | по специальности (шутце, ягер и т.д.) |
санто кайси | private (прайвит) |
ефрейтор (старший матрос) |
гефрайтер | нито кайси | прайвит | |
обергефрайтер | итто кайси | прайвит ферст класс | ||
гауптгефрайтер | кайсите | специалист | ||
штабсгейфрайтер | ||||
оберштабсгейтер |
Следующий аспект повышения воинской дисциплины - совершенствование системы дисциплинарных взысканий. Вопреки тяжелой ситуации с дисциплиной военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, взыскания, установленные по отношению к ним в сравнении их с мировой практикой вызывают большое удивление своей необычайной мягкостью. На данный момент самое строгое взыскание, которое может быть объявлено военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, - 5 нарядов на работы*(6). В соответствии с Дисциплинарным уставом наряд на работы - это 4 часа хозяйственных работ, которые, как правило, отрабатывается в личное время военнослужащего, до отбоя, т.е. в день военнослужащий в соответствии с типовым распорядком дня может отработать лишь 2 часа (именно столько у него в будний день личного времени между ужином и отбоем). Исходя из этого, отработка одного наряда занимает целых 2 рабочих дня, и такое "размазанное" наказание теряет свою воспитательную функцию. Кроме того, само приведение наряда в исполнение производится старшиной роты или заместителем командира взвода (как правило, таким же военнослужащим, проходящим военную службу по призыву), которые никем не контролируются, так как система контроля командованием этого процесса не предусмотрена уставом.
Оговаривание наряда на работу таким большим количеством условностей, с одной стороны, и непродуманность всей системы дисциплинарных взысканий - с другой превратило данное взыскание в фикцию. В этой связи следует вспомнить, что в 50-60-е гг. прошлого века по действовавшему в те времена Дисциплинарному уставу личное время, в которое отрабатывался наряд на работы, трактовалось как время после отбоя, что, естественно, имело большее воспитательное воздействие и упрощало приведение его в исполнение. Например, в армии США наряд на работы для рядового практикуется в виде одного дня хозяйственных работ*(7) (а не 4 часа, как у нас), что также сильно упрощает приведение его в исполнение и имеет большее воспитательное воздействие.
Кроме того, необходима более детальная регламентация в Дисциплинарном уставе приведения в исполнение указанного взыскания. Складывается парадоксальная ситуация - организация утреннего осмотра гораздо более подробно и логично регламентирована*(8), чем приведение в исполнение наряда на работу*(9). Однако даже вопреки пробелам в законодательстве при правильном подходе к делу эту проблему можно решить.
В части (береговая часть, ВМФ равная полку), в которой автор настоящей статьи проходит военную службу, организационным приказом командира части был введен следующий порядок приведения в исполнение наряда на работу вне очереди: наряды записываются в журнал, хранящийся у дежурного по части. Записи в данный журнал делаются после объявления взыскания военнослужащими (офицерами, мичманами, старшинами), имеющими дисциплинарные права в соответствии с Дисциплинарным уставом. На этом их участие в процессе заканчивается. После ужина под руководством дежурного по части наказанные военнослужащие в соответствии с записями в журнале строятся и разводятся на работы под руководством должностных лиц дежурно-вахтенной службы (ДВС) (дежурного по столовой, дежурного по ЭМО и т.д.) в соответствии с необходимостью производства работ. По окончании работ дежурный по части на основе доклада ДВС делает запись.
Данная система успешно функционирует уже в течение двух лет и позволила значительно повысить уровень воинской дисциплины среди военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а самое главное позволила вовлечь в процесс наведения порядка командиров и начальников всех уровней. Теперь, чтобы объявленное взыскание было приведено в исполнение, любому начальнику достаточно сделать запись. Положительное воздействие на воинскую дисциплину оказывает принцип неотвратимости наказания.
Следующий вид взысканий - дисциплинарный арест. Наконец-то возобладал здравый смысл, и в недалеком будущем гауптвахта станет "достойным воздаянием" нарушителям воинской дисциплины. Однако удручает предусмотренная в проекте закона усложненность этой процедуры - через гарнизонный военный суд. Во многих случаях военнослужащего придется доставлять в суд за несколько десятков, а то и сотен километров, что опять же будет проблемой командования и в ряде случаев просто превратит данное взыскание в фикцию. Конечно же, судебная процедура в данном случае необходима, но почему это должен быть военный суд, почему не создать систему дисциплинарных судов по образцу тех, которые действуют в иностранных армиях?
В вооруженных силах США дисциплинарные суды назначаются в соединении, части и подразделении (до отдельной роты включительно). Они могут выносить приговоры о тюремном заключении до одного месяца, привлечении к каторжным работам до 45 суток, запрещать увольнение до 60 суток, принимать решение об удержании 2/3 денежного содержания*(10).
Аналогичные суды есть в армиях Израиля и Германии. В русской армии подобные суды успешно действовали до 1917 г., да и в российских Вооруженных Силах есть немалый опыт судов чести, которые довольно эффективно функционировали до недавнего времени. Введение системы дисциплинарных судов помогло бы приблизить судопроизводство к войскам, что имело бы немаловажное воспитательное значение и освободило бы военные суды для выполнения их основных функций (подобно тому, как это делают мировые суды по отношению к районным (городским судам)). Гарантией правосудия в данном случае бы послужило право обжалования судебных решений в вышестоящие судебные инстанции.
Отдельного подхода требует совершенствование системы дисциплинарных взысканий, налагаемых на рядовых, проходящих военную службу по контракту. Если не считать увольнение с военной службы, которое, по сути, не является мерой дисциплинарного воздействия, а скорее является способом избавиться от того, кого воспитывать поздно, самое строгое взыскание для рядового, проходящего военную службу по контракту, - строгий выговор*(11)!
В вооруженных силах США по отношению к рядовому (сержантскому) составу введены следующие виды взысканий (без суда): содержание под арестом в течение 3 суток; содержание на гауптвахте до 7 суток: вычет из денежного содержания за 7 суток; понижение в воинском звании на одну ступень должностными лицами, имеющими право назначения на должность; внеочередные наряды, в том числе на хозяйственные работы, на срок до 14 суток; неувольнение из части с исполнением или без исполнения должностных обязанностей (до 14 суток); удержание денежного оклада за период до 14 суток*(12).
Для наведения порядка представляется необходимым ужесточить взыскания для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, введя новые виды взысканий: лишение права покидать часть на срок до 14 суток, наряды на работу, снижение в звании, дисциплинарный арест. Как для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, так и для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, необходимо восстановить такой эффективный вид дисциплинарного взыскания, как наряд на службу, необоснованно отмененный в начале 90-х гг. прошлого века.
О необходимости совершенствования мер дисциплинарного воздействия к нарушителям воинской дисциплины свидетельствуют многочисленные случаи осуждения командиров и начальников всех уровней за рукоприкладство. Во многом это следствие того, что они лишены реальных рычагов дисциплинарного воздействия на нарушителей воинской дисциплины.
Кроме мер дисциплинарного воздействия, необходимо законодательно предусмотреть для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, материальную ответственность за досрочное расторжение контракта по дискредитирующим основаниям (в том числе в связи с невыполнением условий контракта со стороны военнослужащего), а также лишение таких военнослужащих прав на любые льготы по увольнению, независимо от выслуги лет, подобно тому, как это реализовано в вооруженных силах США.
В вооруженных силах США существуют 5 видов увольнения рядового, сержантского и унтер-офицерского состава: "увольнение с похвальным отзывом", являющееся поощрением за отличное несение воинской службы; "увольнение на общих основаниях", т.е. по истечении срока службы; "увольнение по решению командования ввиду непригодности к службе"; "увольнение за недостойное поведение", а также "увольнение с позором", которому подвергается военнослужащий по приговору общего суда. Каждому военнослужащему при увольнении из вооруженных сил выдается удостоверение (сертификат). В нем указывается, по какому из перечисленных видов он уволен.
В американских вооруженных силах широко рекламируются блага, которые получит уволенный "с похвальным отзывом ". Но основной акцент делается на широкое ознакомление военнослужащих с лишениями, с которыми неизбежно встретится уволенный "с позором". Такому солдату или матросу могут не выдать пособия, не принять на работу, и даже лишить гражданства США.
В настоящее время военнослужащий, уволенный из Вооруженных Сил Российской Федерации по дискредитирующим основаниям, не всегда лишается социальных гарантий, установленных законодательством для уволенных за выслугу лет военнослужащих. В их число могут входить: "льготная" пенсия (которую для военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут получать через 10 лет службы в календарном исчислении), оплачиваемый проезд к избранному месту жительства, перевоз на безвозмездной основе личного имущества и пр.
Автор рассмотрел лишь некоторые вопросы, связанные с укреплением воинской дисциплины солдат и матросов. Еще более масштабных изменений требует повышение уровня воинской дисциплины других категорий военнослужащих.
Тем не менее выполнение только предложенных мероприятий требует кардинального изменения действующего законодательства. Добиться этого можно путем создания независимой комиссии при Президенте Российской Федерации. Подобные комиссии неоднократно использовались при реформировании вооруженных сил зарубежных стран. Наиболее известными примерами этого могут быть результаты работы президентской комиссии Томаса Гейтса по добровольческим вооруженным силам США (1969-1970) и правительственной комиссии ФРГ "Совместная безопасность и будущее бундесвера" под председательством Рихарда фон Вайцзеккера (1999-2000). Именно работа такой комиссии, состоящей из независимых и компетентных специалистов различных отраслей, подкрепленная авторитетом Президента Российской Федерации и оформленная в виде законодательных инициатив, сможет кардинально изменить ситуацию с воинской дисциплиной российских Вооруженных Сил.
С.С. Романов,
помощник командира по правовой работе войсковой части 26942,
майор юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 1 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Дисциплинарный устав).
*(2) Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации "Информация о происшествиях и преступлениях в Вооруженных Силах".
*(3) Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М.,. 1999. С. 269.
*(4) Выступление Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра обороны Российской Федерации Сергея Борисовича Иванова на втором Всеармейском совещании офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации.
*(5) Веремеев Ю. Сайт "Анатомия армии" http://armor kiev.ua/army.
*(6) Дисциплинарный устав (п. "г" ст. 51).
*(7) Нормативно-правовые аспекты дисциплинарной практики в ВС США // Зарубежное военное обозрение. 2004. N 10.
*(8) Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (ст.ст. 233, 234).
*(9) Дисциплинарный устав (ст. 99).
*(10) Нормативно-правовые аспекты дисциплинарной практики в ВС США.
*(11) Дисциплинарный устав (ст. 53).
*(12) Нормативно-правовые аспекты дисциплинарной практики в ВС США.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О воинской дисциплине солдат и матросов
Автор
С.С. Романов - помощник командира по правовой работе войсковой части 26942, майор юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2006, N 12