О налоге на добавленную стоимость
Оформление счетов-фактур
Являются ли нарушением требований ст. 169 НК РФ отсутствие в счете-фактуре реквизитов "Индивидуальный предприниматель" и "Реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя", если продавец не является индивидуальным предпринимателем, и соответственно отсутствие реквизитов "Руководитель организации" и "Главный бухгалтер", если продавец - индивидуальный предприниматель?
Согласно п. 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактуру подписывает предприниматель с указанием реквизитов своего свидетельства о государственной регистрации.
Таким образом, один счет-фактура не может быть подписан одновременно руководителем и главным бухгалтером организации и индивидуальным предпринимателем.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие в счете-фактуре, выставляемом организацией, реквизитов "Индивидуальный предприниматель" и "Реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя", а в счете-фактуре, выставляемом индивидуальным предпринимателем, - реквизитов "Руководитель организации" и "Главный бухгалтер" не является нарушением порядка оформления счетов-фактур.
Является ли нарушением требований ст. 169 НК РФ введение в форму счета-фактуры дополнительного реквизита "Выдал"?
Статьей 169 НК РФ не запрещено указание в счете-фактуре дополнительных реквизитов. Поэтому введение в счет-фактуру реквизита "Выдал" не является нарушением требований данной статьи НК РФ.
Правомерно ли выставление счета-фактуры, в котором в реквизитах "Руководитель организации" и "Главный бухгалтер" вписаны фамилии и инициалы руководителя и главного бухгалтера организации, однако данный счет-фактура подписан уполномоченными лицами с расшифровками их подписей, а иногда и с указанием их должностей?
Учитывая, что на основании п. 6 ст. 169 НК РФ лица имеют право подписывать счет-фактуру только на основании соответствующего распорядительного документа, в рассматриваемом случае вместо фамилий и инициалов руководителя и главного бухгалтера организации после подписи необходимо указывать фамилию и инициалы лица, подписавшего соответствующий счет-фактуру. В то же время если в счете-фактуре присутствуют также фамилии и инициалы руководителя и главного бухгалтера организации, то такой счет-фактура не должен рассматриваться как составленный с нарушением требований НК РФ.
Вместо реквизитов "Руководитель организации" и "Главный бухгалтер" в счете-фактуре указана должность руководителя организации (главный врач). Считается ли такой счет-фактура документом, составленным и выставленным с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ?
Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ и форме счета-фактуры, установленной приложением N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила N 914), наличие реквизитов "Руководитель организации" и "Главный бухгалтер" является обязательным при составлении счета-фактуры. Однако если счет-фактура подписан руководителем организации с указанием его непосредственной должности, то такой счет-фактура не должен рассматриваться как составленный с нарушением требований п. 6 ст. 169 НК РФ.
О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
Возмещение НДС в 2007 году
С 1 января 2007 года вступает в силу Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ), которым установлен новый порядок возмещения НДС налогоплательщикам.
Согласно ст. 176 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ), если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом обложения этим налогом, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы НДС, заявленной к возмещению, при проведении камеральной проверки. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм НДС, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, сумма НДС, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Поручение на возврат суммы НДС, оформленное на основании решения о возврате, направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения вышеуказанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы НДС в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы НДС, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.
На основании п. 17 ст. 7 Закона N 137-ФЗ вышеуказанные нормы ст. 176 НК РФ будут применяться в отношении налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение НДС, представляемых в налоговые органы после 31 декабря 2006 года.
Учет НДС по товарам, ввезенным в качестве вклада в уставный капитал
Организация ввезла на таможенную территорию Российской Федерации имущество (суда) в качестве вклада в уставный капитал организации и уплатила НДС на таможне. Суда по договору бербоут-чартера были переданы в аренду. В дальнейшем налогоплательщик намерен реализовать имущество иностранному контрагенту по договору купли-продажи с применением ставки НДС в размере 0%. Каков порядок учета НДС, уплаченного при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций?
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования вышеуказанных товаров для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС. При этом в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, производятся в полном объеме после принятия вышеуказанных товаров к учету.
Таким образом, НДС, уплаченный таможенным органам по судам, ввозимым на территорию Российской Федерации в качестве вклада учредителя в уставный капитал организации, принимается к вычету в общеустановленном порядке при соблюдении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ.
При последующей реализации вышеуказанных товаров на экспорт НДС, ранее принятый к вычету, должен быть восстановлен не позднее налогового периода, в котором суда помещаются под таможенный режим экспорта. После подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0% восстановленные суммы этого налога подлежат вычету на основании декларации по НДС по ставке 0% в общеустановленном порядке.
Формирование налоговой базы по НДС при ввозе
товаров с территории Республики Беларусь
Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную продажу строительных материалов населению. Данные строительные материалы приобретаются в Республике Беларусь и ввозятся на территорию Российской Федерации собственными силами предпринимателя. Правомерны ли требования налоговых органов о включении в налогооблагаемую базу по НДС стоимости транспортных расходов, оплаченных на территории Российской Федерации (бензина, услуг по аренде транспортных средств)? Правомерен ли отказ налоговой инспекции в проставлении отметки об уплате НДС при ввозе товаров в случае, если налоговая база по этому налогу не будет увеличена на стоимость понесенных индивидуальным предпринимателем транспортных расходов?
В соответствии с п. 2 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, для целей уплаты НДС налоговая база по ввозимым на территорию Российской Федерации товарам определяется как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар. При определении стоимости приобретенных товаров в цену сделки включаются расходы (если такие расходы не были включены в цену сделки) по доставке товаров, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров.
Учитывая вышеизложенное, расходы российского покупателя по доставке белорусских товаров собственными силами (в том числе стоимость израсходованного бензина, платежи за арендованный транспорт) включаются в налоговую базу по НДС, определяемую по белорусским товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации.
В соответствии с Порядком проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденным приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н (далее - Порядок), отметка на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) производится в случае уплаты налогоплательщиком косвенных налогов в полном объеме и соответствия сведений, указанных налогоплательщиком в Заявлении, требованиям, предъявляемым п. 2 и 6 раздела I Положения. В связи с этим если в срок, установленный для проставления отметки на Заявлении, налоговым органом на основании представленных налогоплательщиком документов установлено занижение налоговой базы по НДС по белорусским товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, в том числе за счет невключения в налоговую базу расходов российского покупателя по доставке этих товаров собственными силами, то вышеуказанное обстоятельство может служить основанием для отказа в проставлении налоговым органом отметки на экземплярах Заявления. При этом в соответствии с п. 8 Порядка налоговый орган должен направить налогоплательщику письменное уведомление об отказе в проставлении отметки с приложением второго и третьего экземпляров Заявления и указанием выявленных несоответствий, а также с предложением об их устранении и представлении нового Заявления.
О.В. Прокудина,
главный специалист Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
Применение НДС при выделении из бюджета денежных средств
в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.
В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Кроме того, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Учитывая вышеизложенное, денежные средства, получаемые из бюджета в счет увеличения доходов при реализации товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), включаются в налоговую базу по НДС. В связи с этим вышеуказанные денежные средства, направляемые из бюджета организациям в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, должны рассчитываться с учетом НДС.
Что касается денежных средств, выделяемых из бюджета на покрытие фактических убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен производителями товаров (работ, услуг), то такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку их получение не связано с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг). Соответственно при выделении денежных средств из бюджета на покрытие фактических убытков организаций НДС не учитывается.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2006 года предусмотрено, что суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
В связи с этим читателям журнала необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Поскольку денежные средства, получаемые из бюджета в счет компенсации предоставленных льгот отдельным категориям граждан, выделяются не на компенсацию расходов поставщиков товаров (работ, услуг), то с 1 января 2006 года в отношении таких денежных средств порядок обложения НДС не изменился.
Вычеты НДС по услугам гостиниц, оказанным сотруднику
в служебной командировке
На основании п. 7 ст. 171 НК РФ суммы НДС по расходам на наем жилого помещения в период командировки у плательщика данного налога подлежат вычету.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг).
Согласно п. 7 ст. 168 НК РФ при реализации платных услуг непосредственно населению требования по выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
В соответствии с п. 10 Правил N 914 при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о командировке.
Таким образом, суммы НДС, указанные в бланках строгой отчетности установленной формы, которые выдаются гостиницами тем сотрудникам, которые находились в служебной командировке, являются у плательщика НДС основанием для принятия этого налога к вычету.
Представление уточненных налоговых деклараций
Имеет ли право налогоплательщик представить в налоговые органы уточненные налоговые декларации по НДС в случае, если при проведении выездной налоговой проверки были обнаружены ошибки при исчислении НДС, а именно неправомерно приняты к вычету суммы налога и занижена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет?
На основании ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии с данной статьей Кодекса, на налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее представления.
Пунктом 1 ст. 81 НК РФ установлено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога (в том числе НДС), подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. При этом ст. 81 НК РФ не содержит запрета или каких-либо условий относительно сроков и времени представления налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций.
В соответствии со ст. 88 НК РФ на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, должностными лицами налогового органа проводится камеральная налоговая проверка.
Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации за те налоговые периоды, по которым была проведена выездная налоговая проверка и по ее результатам принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, а налоговый орган обязан принять уточненные декларации по налогам и провести камеральную проверку.
В то же время по результатам вышеуказанной камеральной проверки право вынести решение, отменяющее или изменяющее решение по акту выездной налоговой проверки организации, предоставлено в соответствии с п. 1 ст. 138 и п. 2 ст. 140 НК РФ вышестоящим налоговым органам и судам.
М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
"Налоговый вестник", N 12, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1