Способы обеспечения исполнения обязанностей
по уплате налогов и сборов
Взыскание пеней
Два существенных изменения внесено в ст. 75 НК РФ.
Первое сводится к тому, что пени по недоимке взыскиваются в судебном порядке в том случае, когда взыскание налога с налогоплательщика производится в судебном порядке (п. 6 ст. 75 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ судебный порядок взыскания налога предусмотрен в отношении:
- организации, которой открыт лицевой счет;
- зависимых (дочерних) предприятий - в перечисленных в законе случаях;
- случаев, связанных с изменением юридической квалификации сделки.
Другое изменение связано с применением разъяснений Минфина России и других финансовых органов.
Так, если налогоплательщик в своих действиях строго следовал письменным разъяснениям Минфина России, то он может избежать не только штрафа, но и пени (п. 8 ст. 75 НК РФ).
Однако освобождение от штрафа (пени) может наступить лишь при соблюдении определенных правил.
1. Разъяснения должны быть даны финансовым, налоговым или иным уполномоченным органом. То есть помимо Минфина разъяснения вправе давать: территориальные налоговые органы, органы ФСС России, ПФР - по вопросам уплаты страховых взносов.
2. Разъяснения должны даваться самому налогоплательщику или неопределенному кругу лиц. В связи с этим возникает вопрос: как расценивать, например, частные ответы Минфина России на вопросы налогоплательщиков, если эти ответы размещены в одной из электронно-правовых компьютерных баз ("Кодекс", "Консультант+" и т.п.)? Думается, что имеются все основания причислить такие разъяснения к последней категории.
3. Разъяснения должны по смыслу относиться к тому отчетному или налоговому периоду, в котором образовалась недоимка, вне зависимости от даты разъяснений.
4. Разъяснение должно быть дано после 31 декабря 2006 г. (п. 7 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Освобождение от ответственности не последует в том случае, если налогоплательщик представил финансовому органу неполную или недостоверную информацию.
Ответы Минфин России и иные органы должны давать не позднее чем в двухмесячный срок.
По решению руководителя (его заместителя) финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц.
Обратите внимание! Обязанность налоговых органов руководствоваться разъяснениями Минфина России теперь прямо установлена в подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Приостановление операций по счетам налогоплательщиков
Согласно ст. 855 ГК РФ обязанность по уплате налогов и сборов возникает лишь после осуществления платежей по списанию на основании следующих документов:
- исполнительных документов в отношении возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- исполнительных документов в отношении расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда (выплаты по трудовому или авторскому договору);
- платежных документов в отношении расчетов по оплате труда (с работниками, с которыми заключен трудовой договор), а также по отчислениям в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования*(1).
На указанные платежи такая мера, как приостановление операций по счетам, в силу п. 1 ст. 76 НК РФ не распространяется. Согласно новым правилам к указанным платежам с 1 января 2007 г. добавлены также операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов и иных подобных платежей в бюджетную систему РФ.
По мнению ряда авторов, учитывая новые положения ст. 76 НК РФ и Постановление КС РФ N 21-П, налоги и сборы должны взыскиваться в третью очередь*(2).
С 2007 г. "арестовать" счет целиком уже нельзя. Приостановление операций по счету должно быть ограничено той суммой, которая указана в решении налогового органа о приостановлении операций, т.е. суммой задолженности, пеней и санкций (п. 2 ст. 76 НК РФ).
Но данное правило не распространяется на случай, когда налогоплательщик не представил налоговую декларацию. В такой ситуации налоговики вправе приостановить операции на всю сумму счета.
В новой редакции п. 2 ст. 76 НК РФ с двух недель до 10 дней уменьшен срок непредставления налоговой декларации, по истечении которого налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счетам.
В свою очередь банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах, операции по которым приостановлены, не позднее дня, следующего после дня получения решения этого налогового органа (п. 5 ст. 76 НК РФ).
Л. Зуйкова,
ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Е. Карсетская,
ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Е. Шершнева,
ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
"Экономико-правовой бюллетень", N 1, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" (далее - Постановление КС РФ N 21-П) признало не соответствующим Конституции РФ положение абзаца 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ. Следовательно, эта норма не должна применяться. Поэтому на практике возник вопрос о количестве и содержании групп очередности платежей. Поскольку законодатель до сих пор не внес соответствующих изменений в ГК РФ, отсутствие третьей очереди ежегодно восполняется в законе о федеральном бюджете на соответствующий год.
*(2) Лермонтов М.Ю. Комментарий к изменениям, внесенным в часть первую НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
Авторы
Л. Зуйкова - ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Е. Карсетская - ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Е. Шершнева - ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Издание: Экономико-правовой бюллетень, N 1, январь 2007 г.
Учредитель: ОАО "АКДИ "Экономика и жизнь"