Строительная организация на "упрощенке"
В последнее время все чаще и чаще небольшие СМУ, СПМК, УМ, РСУ обращаются к упрощенной системе налогообложения. Присмотримся к особенностям их деятельности и учета
Начнем с того, что для строительства всегда требовалась лицензия. С 1 января 2007 года в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ лицензирование в отрасли прекращено. Теперь надо обзаводиться только разрешениями на отдельные виды работ: подготовительные, земляные, по прокладке коммуникаций, устройству фундаментов и т.д.
Основной договор, заключаемый строительными фирмами, - это договор подряда. Он составляется на базе норм параграфа 1 "Общие положения о подряде" и специального параграфа 3 "Строительный подряд" главы 37 ГК РФ.
По этому договору подрядчик обязуется выполнить строительные работы, а заказчик - гарантировать необходимые условия, принять результат и уплатить установленную цену (ст. 740 ГК РФ). Одна из главных черт подряда - распределение рисков. Риск случайного уничтожения (повреждения) строительного объекта до его приемки лежит на подрядчике (п. 1 ст. 741 ГК РФ). Исключение - если авария произойдет из-за недоброкачественных материалов, предоставленных заказчиком. Заметим, что это императивные нормы, то есть другие условия неприемлемы.
Важный вопрос: кто обеспечивает материалами и оборудованием? Подрядчик, если другое не установлено договором (ст. 745 ГК РФ).
Гражданское законодательство подробно разъясняет порядок сдачи-приемки объекта. Извещенный о готовности, заказчик обязан приступить к процедуре. Возможна сдача частями, но только если это прописано в договоре (п. 1 ст. 753 ГК РФ), и в этом случае риск случайного уничтожения принятого результата несет уже заказчик (п. 3 ст. 753 ГК РФ).
При крупном объекте организация не всегда берется за все работы сама. Она может привлекать субподрядчиков, взяв на себя роль генподрядчика. В договорах субподряда и подряда одинаковые общие положения. О чем надо помнить? О том, что генподрядчик отвечает перед субподрядчиком за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств заказчика, точно так же как и перед заказчиком за действия (бездействие) субподрядчика. Таким образом, заказчик и субподрядчик не могут предъявлять друг другу претензии, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генподрядчиком. Еще один момент. Заказчик не имеет права без согласия генподрядчика заключать договоры с другими лицами на отдельные работы.
Пакет документов
Строительство - традиционно формализованная отрасль, и всевозможных документов требуется огромное количество. Мы рассмотрим только основные из них.
Техническая документация
Подрядчик ведет строительство, руководствуясь технической документацией (ст. 743 ГК РФ). Она утверждается договором подряда и включает проекты, чертежи, графики, схемы, стандарты, которые определяют виды и объемы работ. Заказчик вправе что-либо в ней самостоятельно менять, только если:
- характер работ останется прежним;
- это не приведет к увеличению договорной стоимости более чем на 10%.
В противном случае поправки необходимо обсудить с подрядчиком и сопроводить дополнительной сметой (п. 2 ст. 744 ГК РФ).
Что служит отправным документом? По этому поводу есть письмо Госстроя России от 20.03.2003 N СК-1692/3. В части, не противоречащей действующему законодательству, рекомендована Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. Чем объясняется начальная оговорка? А тем, что инструкция эта не что иное, как СНиП 1-01-95, которые чуть раньше тот же Госстрой отменил (постановление от 17.02.2003 N 18). Однако взамен ни тогда, ни позже ничего предложено не было...
Смета
Еще один документ, но уже не технический, а финансовый, является неотъемлемым приложением к договору подряда. Это смета, и именно в ней формируется цена строительства.
Бухгалтер редко сталкивается с ее составлением, обычно этим занимаются сметчики или специальные организации. Самый распространенный метод - базисно-индексный, при котором в зависимости от начала строительства (выполнения СМР) используются индексируемые цены 2000, 1991 или 1984 года.
Существуют и другие методы:
- ресурсный. В нем оперируют человеко-, машино-часами и прочими натуральными показателями, а стоимость считают по текущим расценкам;
- ресурсно-индексный. С теми же показателями, только к базисным расценкам дается поправка;
- базисно-компенсационный. Расценки - базисные, но в стоимости учитывается рост цен и тарифов.
Еще один метод - ориентироваться на цифры предыдущих заказов.
Так же как и в техническую документацию, в смету могут вноситься изменения. В статье 743 ГК РФ изложено общее правило: подрядчик, полагая, что необходимы дополнительные работы, которые увеличат сметную стоимость, обязан известить заказчика. Если в течение 10 дней ответ не придет, работы должны быть приостановлены. Связанные с этим убытки придется возмещать заказчику, если только он не найдет убедительных доводов, что ничего предпринимать не требовалось.
Сметная стоимость (цена договора) считается твердой, когда в договоре не указано обратное, и в этом случае подрядчик не имеет права требовать их увеличения, как и заказчик - уменьшения. Хотя пересмотр все-таки возможен: при существенном удорожании материалов, оборудования, работ (услуг) третьих лиц (п. 6 ст. 709 ГК РФ), при превышении фактических расходов подрядчика (по независящим от него причинам) более чем на 10% от сметы (п. 3 ст. 744 ГК РФ), если подрядчик недобросовестно выполнил свою работу (п. 1 ст. 723 ГК РФ) или сэкономил (п. 1 ст. 710 ГК РФ) и т. д.
Кстати, об экономии. Она очевидна, когда фактические затраты ниже заявленных в смете. В договоре хорошо бы предусмотреть, как распределять сэкономленные деньги. Налоговый кодекс комментирует только одну ситуацию: подрядчик не получит полную оплату, если заказчик докажет, что экономия отрицательно сказалась на качестве работ. Поэтому если в договоре не будет специального пункта, а результаты не вызовут претензий, то весь выигрыш достанется подрядчику.
Составляя смету, организации на упрощенной системе должны использовать коэффициенты, спущенные Госстроем России в письме от 06.10.2003 N НЗ-6292/10. Из расчета накладных расходов рекомендуется исключать суммы, связанные с ЕСН, раз этот налог не уплачивается. Если же исходить не из затрат, а из укрупненных нормативов накладных расходов, то полученную величину нужно скорректировать на коэффициент 0,7. К нормативу сметной прибыли следует применять коэффициент 0,9, поскольку согласно Методическим указаниям МДС 81-25.2001 в него входят затраты, учитываемые при определении налогов на прибыль и на имущество, которых при спецрежиме тоже нет.
Теперь о НДС. "Упрощенцы", занятые в строительстве, не начисляют налог на свои работы, так как не являются его плательщиками, а по этой причине не могут поставить к вычету "входной" НДС. Его относят к расходам (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В том же письме предложен вариант, как эту часть затрат включить в смету. Обратите внимание: в нем приводится ставка 20%, действовавшая на момент публикации. В настоящее время она составляет 18% и нужно использовать это значение.
К слову сказать, этот расчет ввел многих бухгалтеров в заблуждение. Одни решили, что его результат необходимо предъявлять заказчику сверх сметы, другие - что в нем участвует не "входной" НДС, а начисляемый на свои работы. На самом деле это всего лишь одна из расходных позиций, то есть один из видов затрат подрядчика.
Специальные формы
Основным документом учета является Общий журнал работ (форма N КС-6). Его заполняют в течение всего срока строительства, а при сдаче объекта в эксплуатацию передают заказчику. Второй по важности - Журнал учета выполненных работ (форма N КС-6а), накопительный документ с замерами и расценками. Его данные требуются для Акта приемки выполненных работ (форма N КС-2), который заполняют исходя из договорной стоимости. Сначала пишут сумму затрат в ценах 2000 года (1991, 1984), потом в отдельной строке - коэффициент пересчета, а в конце - итоговую стоимость. На основании акта составляют Справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3). Оба документа обязательны при каждой сдаче-приемке.
И это далеко не полный перечень унифицированных форм. Имейте в виду, что убирать какие-либо реквизиты из них нельзя, зато можно вносить собственные (п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н).
Интересно, а являются ли формы N КС-2 и КС-3, составленные по отдельному этапу, основанием для того, чтобы признать выручку в бухучете подрядчика, если по договору переход права собственности (и рисков случайной гибели) происходит по завершении всех работ? По мнению налоговиков, являются (письмо УМНС России по Московской области от 11.03.2004 N 06-19/4246).
Ситуация. Подписывай акты, не подписывай - суду важен только договор
В договоре подряда закреплено, что заказчик принимает весь объем работ, то есть поэтапная сдача не предусмотрена. Между тем стороны ежемесячно составляют акты и справки по формам N КС-2 и КС-3. Случается стихийное бедствие (пожар, наводнение, ураган), и результаты работ, по которым уже подписаны документы, приходят в негодность. Кто должен отвечать за последствия? Подрядчик кивает на заказчика - ведь он честно сдал работы по актам. Заказчик, естественно, требует все восстановить. И что же? Прав заказчик, по крайней мере суд встанет на его сторону.
В пункте 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 находим, что если в договоре этапы не выделены, то подписанные акты подтверждают всего лишь выполнение промежуточных работ, а не приемку. А это не влечет за собой перехода риска случайной порчи или уничтожения результатов.
Какой из всего этого вывод? Тщательно продумывайте и неукоснительно придерживайтесь договора.
Он и только он будет в неординарных обстоятельствах иметь вес и поможет вам защитить свои интересы
Налоговый учет доходов
Из чего складываются доходы строительной организации? Это зависит от того, в какой роли она выступает.
Фирма-генподрядчик
Как правило, генподрядчик берет на себя координацию работ и ответственность за своевременное и высококачественное выполнение их комплекса, конкретно - подготовку стройплощадки, снабжение оборудованием, подводку к коммуникациям, контроль за технологическим процессом и соблюдением техники безопасности и пр. За свои так называемые генуслуги он взимает плату с субподрядчиков, которая определяется в процентах от сметной стоимости. Таким образом, доходы формируются двумя видами поступлений: 1) от субподрядчиков; 2) от заказчика. Когда и в каком размере включать их в налоговую базу?
1. Здесь все просто: сколько заработали, столько учли. Время? День получения, если это сделано отдельным платежом, что, правда, бывает редко. Обычно же стоимость генуслуг удерживают из вознаграждения субподрядчика и признают доход в день, когда подписывают акт о взаимозачете.
2. Распространенный вопрос генподрядчиков, применяющих "упрощенку" (особенно при объекте налогообложения доходы): целиком ли включать в доходы выплаты заказчика - ведь большая часть отдается субподрядчикам? К сожалению, да. Здесь не посреднический договор, при котором все сборы являются собственностью комитента (принципала, доверителя), а генподрядчик - не комиссионер (агент, поверенный). Этих же выводов придерживаются специалисты налогового и финансового ведомств.
На заметку. Строительное обособленное подразделение
Если территорию, где происходит строительство, курирует не та налоговая инспекция, где зарегистрирован подрядчик, придется создавать обособленное подразделение. Ведь практически любая стройка отвечает условиям пункта 2 статьи 11 НК РФ. Судите сами. Как правило, площадки раскинуты по самым разным местам - территориальная обособленность есть. А можно ли обойтись без бытовок, подъемных кранов, экскаваторов? Значит, есть и оборудованные рабочие места. Ну и последнее - стационарность. Она означает, что рабочие места должны быть закреплены на срок более месяца. Надо ли говорить, что на стройке редко бывает по-другому...
Предположим, вы убедились, что все условия выполнены. Теперь согласно новым требованиям подпункта 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ нужно в течение месяца уведомить свою инспекцию. А после окончания строительных работ, тоже в течение месяца, сняться с нового места учета
Фирма-субподрядчик
В этом случае доходом от основной деятельности будут деньги, полученные от генподрядчика.
Договором может быть предусмотрена как оплата за полностью выполненные СМР, так и предоплата (чаще всего частичная). В любом случае раз применяется "упрощенка", доходы признаются кассовым методом. А значит, и оплату по готовым работам, и аванс придется учитывать (то есть записывать в графу 5 Книги учета доходов и расходов) в день получения.
А теперь представим такую ситуацию. Заключен договор, утверждена смета, в которой заложена стоимость материалов. То есть приобретение материалов - задача подрядчика. Но по ходу строительства некоторые материалы предоставлял заказчик, учитывая это в оплате. Что здесь считать доходом?
Итак, подрядчик получил меньше, чем обозначено в смете, значит, материалы достались ему не бесплатно. Фактически он купил их у заказчика, рассчитавшись из своего вознаграждения. Или по-другому: часть своего заработка подрядчик получил не деньгами, а материалами. В этом случае учитывается все, что поступило от заказчика, в том числе и в натуральной форме. Когда же признать "натуральную" часть? Согласно пункту 1 статьи 346.17 НК РФ доход, выраженный не в денежной форме, признается в день получения имущества. В нашем случае нужно будет в день поступления материалов от заказчика внести в графу 5 Книги учета доходов и расходов рыночную стоимость полученных материалов, как требует пункт 4 статьи 346.18 НК РФ. И если она окажется высокой, доходы подрядчика могут даже превысить сметную стоимость. Поэтому будет проще и не придется учитывать лишние доходы, если заключить договор купли-продажи, по которому заказчик продает, а подрядчик покупает какие-то материалы. К договору обычно оформляют соглашение о взаимозачете задолженностей.
Разберем еще один довольно частый вопрос. Субподрядчик получает вознаграждение от генподрядчика за вычетом стоимости его услуг. Что отнести к доходам: то, что оказалось на счете, или то, что причиталось по договору? Ответ - особенно для фирм с объектом налогообложения доходы - неутешительный: в доходы включается сумма, указанная в договоре (смете). А сумму за генуслуги следует отнести на расходы, что при объекте налогообложения доходы вообще невозможно из-за отсутствия такого показателя. Впрочем, о расходах чуть ниже.
Строительная компания может иметь доходы и от побочной деятельности, например от продажи стройматериалов. Учет торговых операций не вызывает особых затруднений, и мы неоднократно о нем писали. Сейчас же сделаем акцент на приобретении стройматериалов с целью продажи или использования в работе. Их можно купить, а можно... добыть. Специфика строительной деятельности делает возможной добычу полезных ископаемых - таких как песок, галька, камень и т. п. Но хотим предупредить: во-первых, нужна лицензия, а во-вторых, придется платить налог на добычу полезных ископаемых и в качестве его плательщика встать на учет. Срок - 30 дней со дня получения лицензии. Регистрация осуществляется в инспекции по месту нахождения земельного участка.
Налоговый учет расходов
Набор расходов строительной компании стандартный. Наибольший удельный вес имеет стоимость материалов (конструкций, кирпича, бетона, красок, штукатурки, спецодежды, инвентаря) и оборудования с сопутствующими статьями (ремонт, обслуживание, запчасти).
Про учет всех этих видов расходов мы писали не раз, повторяться не будем. Рассмотрим только те, что вызывают больше всего вопросов. Сначала хотим обратить внимание на такой момент. Как мы уже говорили, любому договору строительного подряда сопутствует смета, в которой скалькулированы затраты подрядчика. Значит ли это, что в учете следует оперировать этими данными? Нет. Смета составляется для определения цены договора, в налоговом же и в бухгалтерском учете фигурируют фактические затраты. В очередной раз напомним, что к тому же они должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными. Смета (вместе с платежкой) выполняет такие функции только для расходов заказчика (генподрядчика). От подрядчика же требуются разного рода накладные, акты и, конечно, платежные документы.
Генподрядчик вправе относить к материальным расходам (следовательно, уменьшать базу по единому налогу) стоимость услуг субподрядных организаций (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Естественно, это важно лишь при объекте налогообложения доходы минус расходы. А так как в доходы включается все полученное от заказчика, генподрядчику, который большую часть работ передает субподрядчикам, другой объект налогообложения невыгоден.
В спецзатраты субподрядчика входит оплата генуслуг, и опять следует решить: включать - не включать? Так как генподрядчик контролирует ход строительства и отвечает за техническое обслуживание, на наш взгляд, эти суммы вполне соответствуют материальным затратам на услуги сторонних организаций производственного характера, указанным в подпункте 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Чего не скажешь про следующий вид затрат...
Возможность заявить о себе и получить выгодный подряд предоставляют разного рода конкурсы, тендеры и т. п. Эти мероприятия далеко не бесплатные, и расходы на них могут достигать нескольких процентов от сметной стоимости строительно-монтажных работ. Само собой перед бухгалтером встает вопрос, будут ли они расходами, учитываемыми при налогообложении. Ответ налоговых и финансовых органов отрицательный (см., например, письма УМНС России по г. Москве от 26.05.2004 N 21-09/35209 и Минфина России от 03.04.2006 N 03-11-04/2/75). Некоторые специалисты с этим категорически не согласны, так как указанные суммы являются экономически обоснованными и использованы в интересах дела, направленного на получение доходов. Нам же такие доводы кажутся недостаточными - ведь список разрешенных к учету расходов жестко ограничен статьей 346.16 НК РФ, а взносов за участие в конкурсах мы там не встретим.
Как мы уже упоминали в начале статьи, строительно-монтажные работы требуют множества разрешений, которые тоже стоят денег. Как быть с этими затратами? Здесь, на наш взгляд, совершенно уместна норма подпункта 30 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, допускающая учет "расходов на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности".
Бухгалтерский учет
Хотя "упрощенцы" и не обязаны вести бухучет, мы не случайно уделяем ему всегда так много внимания. Во-первых, в Госдуме рассматривается законопроект "Об официальном бухгалтерском учете", согласно которому от бухучета будут освобождены только предприниматели. А во-вторых, в данный момент нас волнует то, что без него нельзя корректно определять стоимость объектов, а это уже будет нарушением основных принципов, регулирующих учет в строительстве. Поэтому целесообразнее все же работать по ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", утвержденному приказом Минфина России от 20.12.94 N 167.
Итак, согласно этому документу подрядной организации доступны два метода определения финансовых результатов - по полной стоимости объекта и по стоимости отдельных работ. Причем оба их можно применять одновременно (конечно, не в рамках одного договора). Выбор метода зависит, естественно, от условий договора. Если в них предусмотрена сдача заказа целиком, то и выручку следует признавать по окончании всех строительно-монтажных работ; если же частями, то после закрытия очередного этапа.
Учет затрат традиционно ведется на счете 20 "Основное производство" в разрезе договоров. Общехозяйственные расходы, накапливаемые на счете 26, согласно учетной политике списываются в дебет счета 20 или счета 90 "Продажи". Списание затрат со счета 20 осуществляется точно так же, как и сдача объекта - полностью сразу либо по мере его готовности.
Стоимость части работ, сданной заказчику, можно отражать на счете 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам", если это предусмотрено учетной политикой. Делаются проводки:
- на стоимость результатов, принятых заказчиком;
- на себестоимость результатов, принятых заказчиком.
После окончания строительства все поступления списывают в дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" следующим образом:
- на полную стоимость работ по договору.
Остались вопросы с материалами и давальческим сырьем, но в журнале мы их уже подробно разбирали.
Теперь рассмотрим на примере, как вести бухгалтерский и налоговый учет.
Пример
В мае 2006 года между ЗАО "Креп" и ООО "Зодчий" заключен договор подряда, согласно которому с 1 июня по 30 ноября ООО "Зодчий" должно выполнить строительно-монтажные работы. Сметная стоимость составляет 2 500 000 руб., включая стоимость материалов 1 400 000 руб., обеспечиваемых подрядчиком. 20 июля заказчик поставил материалы на 130 000 руб. на давальческой основе, а 5 сентября по дополнительному договору купли-продажи еще на 200 000 руб., подписав соглашение о взаимозачете.
Часть работ стоимостью 250 000 руб. ООО "Зодчий" передало субподрядчику. Они продлились с 1 по 30 сентября и 10 октября были оплачены с удержанием 10 000 руб. по генподрядному проценту.
Фактические затраты подрядчика составили 2 220 000 руб., из них:
- на материалы - 1 470 000 руб. (в том числе 200 000 руб. на закупку по дополнительному договору с заказчиком);
- на услуги субподрядной организации - 250 000 руб.;
- прочие (стоимость оборудования, оплата труда и т. д.) - 500 000 руб.
Заказчик расплатился в три приема: 10 июня и 10 сентября перечислил по 700 000 руб., 10 декабря - 900 000 руб.
Какие записи в бухгалтерском и налоговом учете ООО "Зодчий" необходимо сделать, если сдача объекта происходила:
1) после завершения всех работ;
2) в два этапа: 31 августа - на сумму 1 300 000 руб. (фактические затраты составили 1 150 000 руб.) и 30 ноября - на сумму 1 200 000 руб. (фактические затраты - 1 070 000 руб.)?
Налоговый учет
Порядок сдачи работ на налоговом учете предприятия не отразится.
Доходы
В графу 5 следует записать 10 июня и 10 сентября по 700 000 руб. Только если в первом варианте оба раза эта сумма будет фигурировать как аванс полученный, то во втором, в сентябре, она будет уже оплатой по факту. 10 декабря внесем 900 000 руб., последнюю часть оплаты по договору.
Пока все очевидно. Теперь о "скрытых" доходах.
5 сентября, осуществив взаимозачет с заказчиком на стоимость полученных материалов, в графу 5 ставим 200 000 руб. Сюда же вносим и 10 000 руб. за генуслуги субподрядчику. Когда? 30 сентября, в день, когда подписали акт по форме N КС-2 и соглашение о взаимозачете задолженностей (для подрядчика - о стоимости генуслуг).
Всего по данному заказу будут отражены доходы на сумму 2 510 000 руб.
Расходы
В графу 7 по мере списания материалов в производство за июнь - ноябрь нужно внести в общей сложности 1 470 000 руб. При этом не отражать 130 000 руб. за поставку на давальческой основе от 20 июля, но обязательно вписать 200 000 руб. за партию от 5 сентября.
30 июня и 30 сентября перенесем сюда итоговые значения из графы 12 раздела II за полугодие и девять месяцев (часть стоимости основных средств, учитываемая при исчислении единого налога).
10 октября запишем суммы, перечисленные субподрядчику. Заметим, что, несмотря на то, что ему было выплачено только 240 000 руб. (10 000 руб. удержано за генуслуги), в расходы попадут все 250 000 руб. Оформить это лучше двумя строками: 240 000 руб. списать на основании платежного поручения, а 10 000 руб. - на основании акта взаимозачета. Всего по данному заказу будут отражены расходы на сумму 2 220 000 руб.
Бухгалтерский учет
Затраты, сделанные в процессе строительства, собираются на счете 20 в корреспонденции со счетами 02, 10, 70 и т.д. (см. табл. 1 и 2).
Таблица 1. Записи на счетах бухгалтерского учета ООО "Зодчий".
Вариант 1
N п/п |
Содержание операции | Дата | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Документ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
52 | Получен аванс от заказчика | 10.06.2006 | 51 | 62 | 700 000 | Выписка с расчетного счета |
53 | Получены давальческие ма- териалы |
20.07.2006 | 003 | 130 000 | Накладная | |
54 | Получены материалы от за- казчика |
05.09.2006 | 10 | 60 | 200 000 | Накладная |
55 | Проведен взаимозачет с заказчиком |
05.09.2006 | 60 | 62 | 200 000 | Акт взаимозачета |
56 | Получен аванс от заказчика | 10.09.2006 | 51 | 62 | 700 000 | Выписка с расчетного счета |
57 | Приняты работы субподряд- чика |
30.09.2006 | 20 | 60 | 250 000 | Форма N КС-2 |
58 | Начислена плата за генус- луги |
30.09.2006 | 62 | 90-1 | 10 000 | Акт N КС-2 |
59 | Проведен взаимозачет с субподрядчиком |
30.09.2006 | 60 | 62 | 10 000 | Акт взаимозачета |
60 | Оплачены работы субподряд- чика |
10.10.2006 | 60 | 51 | 240 000 | Платежное поручение, выписка с расчетного счета |
61 | Отражена выручка | 30.11.2006 | 62 | 90-1 | 2 500 000 | Бухгалтерская спра- вка-расчет |
62 | Отражены затраты | 30.11.2006 | 90-2 | 20 | 2 220 000 | Бухгалтерская справ- ка-расчет |
63 | Получены деньги от заказ- чика |
10.12.2006 | 51 | 62 | 900 000 | Выписка с расчетного счета |
... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
Таблица 2. Записи на счетах бухгалтерского учета ООО "Зодчий".
Вариант 2 (с использованием счета 46)
N п/п |
Содержание операции | Дата | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Документ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
52 | Получен аванс от заказчика | 10.06.2006 | 51 | 62 | 700 000 | Выписка с расчетного счета |
53 | Получены давальческие ма- териалы |
20.07.2006 | 003 | 130 000 | Накладная | |
54 | Сдан первый этап СМР | 31.08.2006 | 46 | 90-1 | 1 300 000 | Форма N КС-2 |
55 | Списаны затраты первого этапа |
31.08.2006 | 90-2 | 20 | 1 150 000 | Бухгалтерская справ- ка-расчет |
56 | Определен финансовый ре- зультат первого этапа |
31.08.2006 | 90-9 | 99 | 150 000 | Бухгалтерская справ- ка-расчет |
57 | Получены материалы от за- казчика |
05.09.2006 | 10 | 60 | 200 000 | Накладная |
58 | Проведен взаимозачет с заказчиком |
05.09.2006 | 60 | 62 | 200 000 | Акт взаимозачета |
59 | Получена от заказчика пла- та за первый этап и аванс за второй |
10.09.2006 | 51 | 62 | 700 000 | Выписка с расчетного счета |
60 | Приняты работы субподряд- чика |
30.09.2006 | 20 | 60 | 250 000 | Форма N КС-2 |
61 | Начислена плата за генус- луги |
30.09.2006 | 62 | 90-1 | 10 000 | Акт КС-2 |
62 | Проведен взаимозачет с субподрядчиком |
30.09.2006 | 60 | 62 | 10 000 | Акт взаимозачета |
63 | Оплачены работы субподряд- чика |
10.10.2006 | 60 | 51 | 240 000 | Платежное поручение, выписка с расчетного счета |
64 | Сдан второй этап СМР | 30.11.2006 | 46 | 90-1 | 1 200 000 | Бухгалтерская справ- ка-расчет |
65 | Отражены затраты второго этапа |
30.11.2006 | 90-2 | 20 | 1 070 000 | Бухгалтерская справ- ка-расчет |
66 | Определен финансовый резу- льтат второго этапа |
30.11.2006 | 99 | 90-9 | 140 000 (130 000 руб. + 10 000 руб.) |
Бухгалтерская справ- ка расчет |
67 | Отражено полное выполнение работ |
30.11.2006 | 62 | 46 | 2 500 000 | Форма N КС-11 |
68 | Получены деньги от заказ- чика |
10.12.2006 | 51 | 62 | 900 000 | Выписка с расчетного счета |
... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
К.Н. Аладышева,
эксперт журнала "Упрощенка"
"Упрощенка", N 1, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Упрощенка"
Первый журнал для бухгалтера по упрощенной системе налогообложения. На страницах журнала - вся необходимая информация: практические советы в области налогового учета и отчетности при УСН, полезные таблицы, схемы, образцы заполнения документов, арбитражная практика и ответы на вопросы читателей.
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС77-19569 от 03.03.2005.