город Омск |
|
|
Дело N А46-13371/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7754/2009) общества с ограниченной ответственностью "Сплав"
на решение Арбитражного суда Омской области от 15.09.2009
по делу N А46-13371/2009 (судья Захарцева С.Г.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сплав"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
о признании незаконными действий государственного органа,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сплав" - не явился, извещен;
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - Хоменко В.А. (удостоверение N 212 выдано 24.11.2009, доверенность N 54 от 22.11.2009 сроком действия до 31.12.2009);
от Правительства Омской области - не явился, извещен;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Омской области" - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сплав" (далее - ООО "Сплав", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области):
- о признании незаконными действий по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:694, площадью 5 133+-1 кв.м. с местоположением, установленным относительно нежилого здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Советский АО, проспект Губкина, д. 7 "для производственных целей";
- о признании незаконными действий по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:694, площадью 5 133+-1 кв.м. с местоположением, установленным относительно нежилого здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Советский АО, проспект Губкина, д. 7 в сумме 11 451 723 рублей;
- об обязании исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:694, площадью 5 133+-1 кв.м. с местоположением, установленным относительно нежилого здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Советский АО, проспект Губкина, д. 7 "для производственных целей";
- об обязании исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:694, площадью 5 133+-1 кв.м. с местоположением, установленным относительно нежилого здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Советский АО, проспект Губкина, д. 7 в сумме 11 451 723 рублей.
Определением от 23.06.2009 к участию в деле в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по инициативе суда было привлечено Правительство Омской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Определением от 15.07.2009 к участию в деле в соответствии с положениями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по инициативе суда первой инстанции было привлечено федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "ЗКП").
Решением по делу N А46-13371/2009 от 15.07.2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленных ООО "Сплав" требований в полном объеме.
При этом, суд исходил из того, что, поскольку земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:694 образован позднее 01.01.2007, то есть является вновь образованным, определение его кадастровой стоимости путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка, что предусмотрено Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" и Постановлением Правительства Омской области N 174-П от 19.12.2007, правомерно и обоснованно.
Также судом первой инстанции было указано, что доказательств недостоверности произведенного арифметического расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка заявителем не представлено.
В апелляционной жалобе ООО "Сплав" просит отменить решение арбитражного суда в части отказа в удовлетворении заявленных им требований:
- о признании незаконными действий по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:694, площадью 5 133+-1 кв.м. с местоположением, установленным относительно нежилого здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Советский АО, проспект Губкина, д. 7 в сумме 11 451 723 рублей;
- об обязании исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:694, площадью 5 133+-1 кв.м. с местоположением, установленным относительно нежилого здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Советский АО, проспект Губкина, д. 7 в сумме 11 451 723 рублей,
и принять в указанной части новый судебный акт, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции необоснованно не было дано оценки тому обстоятельству, что государственный кадастр недвижимости содержит информацию о виде разрешенного использования земельного участка 55:36:030801:694 - "для производственных целей", а не "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", что соответствует 9 виду разрешенного использования.
Поскольку, как считает ООО "Сплав", Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П средний удельный показатель кадастровой стоимости для такого вида разрешенного использования как "для производственных целей" не был утвержден, вывод суда первой инстанции о правильности произведенного Управлением Роснедвижимости по Омской области расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка не соответствует действующему законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Управление Роснедвижимости по Омской области и ФГУ "ЗКП" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель Управления Роснедвижимости по Омской области в устном выступлении в суде апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заблаговременно представленном в апелляционный суд отзыве на апелляционную жалобу Правительство Омской области выразило несогласие с позицией подателя жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
ООО "Сплав" и ФГУ "ЗКП", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившие ходатайств об его отложении, своих представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что в силу частей 1,3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела, в связи с чем апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Сплав" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:694, площадью 5 133+-1 кв.м. с местоположением, установленным относительно нежилого здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Советский АО, проспект Губкина, д. 7.
Право собственности зарегистрировано Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем, 18.07.2008 года выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 55АВ N 709281.
Согласно ответа Роснедвижимости от 26.05.2009, земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:0694 образован и поставлен на кадастровый учёт 15.10.2007, то есть, после 01.01.2007 года.
В связи с тем, что работы по государственной оценке земель населенного пункта город Омск проведены, а её результаты утверждены Правительством Омской области по состоянию на 01.01.2007, земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:0694 не был объектом кадастровой оценки.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определялась в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономзазвития России от 12.08.2006 N 222 путём умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Считая, что действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:694, а также о кадастровой стоимости данного земельного участка в сумме 11 451 723 руб. являются незаконными, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
С учетом положений указанной статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также, принимая во внимание, что от сторон не поступило возражений относительно рассмотрения обжалуемого решения суда в части, суд апелляционной инстанции проверяет законность вынесенного судом первой инстанции акта в части, обжалованной ООО "Сплав".
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующих обстоятельств рассматриваемого спора и повторного исследования представленных в материалы дела доказательств.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Абзац 2 пункта 2 данной нормы устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктами 3.2.6, 3.3.1 Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 30.12.2004 N П/119, к функциям Управления Роснедвижимости по Омской области относится организация ведения государственного земельного кадастра, проведение государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 3 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215, государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила от 08.04.2000 N 316).
Пункт 10 Правил от 08.04.2000 N 316 указывает, что органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 4 Закона Омской области от 08.02.2006 года N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" к полномочиям Правительства Омской области относится утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, а также утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области.
Во исполнение вышеперечисленных правовых норм Правительством Омской области 19.12.2007 было принято Постановление N 174-П, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, а именно средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования, которые используются исключительно для исчисления кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
образования нового земельного участка;
изменения площади земельного участка при упорядочении его границы;
изменения вида разрешенного использования земельного участка;
перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи (приказ Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка").
С учетом анализа вышеприведенных норм, а также учитывая, что судом первой инстанции обоснованно спорный земельный участок, образованный после 01.01.2007, расценен как вновь образованный, Восьмой арбитражный апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции о законности определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:694 методом, предусмотренным пунктом 2.1.3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации N 222 от 12.08.2006, а именно: путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок (утвержденного Постановлением Правительства Омской области N174-П от 19.12.2007 (в редакции Постановления N193-П от 26.11.2008), на площадь земельного участка.
Как следует из имеющейся в материалах дела кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:694 N 5536/212/09-119 от 10.04.2009, расчет кадастровой стоимости данного земельного участка был произведен следующим образом: 5133+-1 кв.м. (площадь участка)*2231 руб/кв.м. (удельный показатель кадастровой стоимости) = 11 451 723 руб., что в полной мере соответствует вышеприведенной методике и свидетельствует о законности определенной таким образом кадастровой стоимости земельного участка.
При этом, Восьмой арбитражный апелляционный суд отклоняет за несостоятельностью довод апелляционной жалобы о том, что такой расчет не является законным, поскольку, по мнению подателя жалобы, Постановление Правительства Омской области N 174-П от 19.12.2007, которым были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала, в который они включены, по видам разрешенного использования, не содержало такого вида использования земель - "для производственных целей", а применение в данном расчете иного вида функционального использования, в том числе девятого, недопустимо.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Как предписывал пункт 2 статьи 14 утратившего законную силу Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в Едином государственном реестре земель содержатся среди прочих сведения о категории земель и разрешенном использовании земельных участков.
Аналогичная норма содержится и в подпункте 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вступившего в законную силу с 01.03.2008.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
В целях разъяснения положений Методических указаний совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов (далее - Технические рекомендации).
Методические указания, Технические рекомендации составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Методические указания и Технические рекомендации позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования:
4. земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;
8. земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;
12. земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте;
16. земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 8 ЗК РФ категория земель указывается в:
- актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
- договорах, предметом которых являются земельные участки;
- государственном кадастре недвижимости;
- документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Частью 3 указанной статьи определено, что сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, сведения о виде разрешенного использования земельного участка заявителя "для производственных целей" внесены Управлением Роснедвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок 55:36:03 08 01:0511, из которого был выделен вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 55:36:03 08 01:0694, переданный заявителю на основании договора купли-продажи от предыдущего собственника, что следует также из Свидетельства о праве собственности на земельный участок от 18.07.2008 (л.д.23).
Согласно содержанию названного Свидетельства, а также кадастровой выписки N 5536/212/09-119 от 10.04.2009 (л.д.24-26), местоположение вновь образованного участка определено относительно здания склада ГСМ.
В соответствии Типовым перечнем видов разрешенного использования (приложение 2 к Технические рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 ) к девятому виду разрешенного использования отнесены участки из состава земель, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в том числе земельные участки баз и складов.
Доказательств того, что здание, принадлежащее заявителю на праве собственности и находящееся на спорном земельном участке, относится к объектам иного назначения, ООО "Сплав" в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ни в суд первой инстанции, ни апелляционному суду не представлено.
При этом, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод подателя жалобы о недопустимости использования при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка вида разрешенного использования, отличного от содержащегося в государственном кадастре недвижимости (государственном земельном кадастре), поскольку такой вывод не следует из вышеприведенных правовых норм, более того, как было указано выше, заявитель вправе самостоятельно изменить вид разрешенного использования в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах, Восьмой арбитражный апелляционный суд находит правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что внесение Управлением Роснедвижимости по Омской области в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов Общества, не возлагает на него незаконно дополнительных обязательностей.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "Сплав".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 15.09.2009 по делу N А46-13371/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13371/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Сплав"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
Третье лицо: Правительство Омской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Омской области"
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7754/2009