город Омск |
|
|
Дело N А75-11529/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зориной О.В.,
судей Гергель М.В., Гладышевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ауталиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-3212/2010)
Федерального государственного унитарного предприятия "Управление дорожного строительства N 3 при Федеральном агентстве специального строительства"
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2010 года,
принятое по делу N А75-11529/2009 (судья Тихоненко Т.В.)
по иску территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Управление дорожного строительства N 3 при Федеральном агентстве специального строительства", обществу с ограниченной ответственностью "Центр восстановительной медицины и курортологии доктора Остроносовой"
о признании недействительной ничтожной сделки, применении последствий недействительности ничтожной сделки
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Управление дорожного строительства N 3 при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - ФГУП "УДС N 3 при Спецстрое России"), обществу с ограниченной ответственностью "Центр восстановительной медицины и курортологии доктора Остроносовой" (далее - ООО "Центр восстановительной медицины и курортологии доктора Остроносовой") о признании недействительным договора аренды N 31Н от 01.01.2009, заключенного между ФГУП "УДС N 3 при Спецстрое России" и ООО "Центр восстановительной медицины и курортологии доктора Остроносовой" и применении последствий недействительности данной сделки в виде обязания общества "Центр восстановительной медицины и курортологии доктора Остроносовой" возвратить предприятию "УДС N 3 при Спецстрое России" нежилое помещение общей площадью 240 кв. м, расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Островского, д. 47.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2010 по делу N А75-11529/2009 исковые требования Управления удовлетворены частично. Договор аренды N 31Н от 01.01.2009, заключенный между ФГУП "УДС N 3 при Спецстрое России" и ООО "Центр восстановительной медицины и курортологии доктора Остроносовой", признан недействительным. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ФГУП "УДС N 3 при Спецстрое России" и ООО "Центр восстановительной медицины и курортологии доктора Остроносовой" в доход федерального бюджета взыскано по 1 000 руб. государственной пошлины с каждого.
Не согласившись с принятым решением, ФГУП "УДС N 3 при Спецстрое России" в апелляционной жалобе просит его отменить со ссылкой на совершение им действий по согласованию возможности передачи спорного имущества в аренду, что свидетельствует, по его мнению, о соблюдении порядка передачи закрепленного на праве хозяйственного ведения имущества в аренду.
После проведения судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы в дело поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых заявитель утверждает, что Управление не является надлежащим истцом по делу, поскольку не наделено полномочиями представлять интересы собственника в отношении спорного имущества.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили.
В том числе, суд располагает сведениями о получении копии определения о принятии апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "Центр восстановительной медицины и курортологии доктора Остроносовой" на основании официального сайта Почты России (часть 1 статьи 123 АПК РФ).
Согласно названному сайту заказное письмо с идентификатором 64409930908109 адресатом получено 11.06.2010.
Поэтому суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, актом проверки сохранности и использования по назначению федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "УДС N 3 при Спецстрое России" от 21.07.2009 установлено, что помещения общей площадью 240 кв.м., расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Островского, 47, находящиеся в собственности Российской Федерации, используются ООО "Центр восстановительной медицины и курортологии доктора Остроносовой" по договору аренды с ФГУП "УДС N 3 при Спецстрое России" N 31Н от 01.01.2009.
Истец, полагая, что договор аренды заключен с нарушением требований закона, в частности, без проведения торгов и в отсутствие согласия собственника имущества на передачу его в аренду, обратился с настоящим иском в суд.
Частичное удовлетворение исковых требований послужило основанием для обращения ФГУП "УДС N 3 при Спецстрое России" с апелляционной жалобой.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 АПК РФ отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба не содержит возражений против судебного акта в той части, в которой в исковых требованиях отказано, то есть в части применения последствий недействительности сделки.
Заявления о необходимости проверки решения в части отказа в применении последствий недействительности сделки к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило.
Поэтому в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое решение проверено лишь в части удовлетворения требований о признании договора недействительным; а части отказа в применении последствий судебный акт не проверяется.
Оценивая доводы жалобы, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российского Федерации (далее - ГК РФ), договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент заключения.
Договор в силу статьи 154 ГК РФ является разновидностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
Согласно статье 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных нормативных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Здание, в котором расположены переданные в аренду помещения, является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 72 НК N 725863 от 26.11.2007 (л.д. 117).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 72 К N 305175 от 08.10.2007 предприятию (ФГУП "УДС N 3 при Спецстрое России") данное здание, в котором расположены спорные помещения, принадлежит на праве хозяйственного ведения (л.д. 118).
Статьей 294 ГК РФ предусмотрено, что унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с названным Кодексом.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (пункт 2 статьи 295 ГК РФ и пункт 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Таким образом, спорный объект недвижимости должен был сдаваться в аренду по договору при наличии согласия собственника.
Поскольку собственником помещений, сданных в аренду, является Российская Федерация и поскольку в силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, передача федерального имущества в аренду могла быть осуществлена арендодателем только с согласия уполномоченного федерального органа.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" в редакции, действовавшей на дату заключения спорного договора, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в отношении федеральных государственных унитарных предприятий осуществляет согласование с учетом предложений федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, сделок, связанных с недвижимым имуществом.
Для договоров аренды никаких изъятий не предусмотрено.
Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом было преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Как утверждает истец, согласия на передачу помещений в здании расположенном по адресу: г. Сургут, ул. Островского, д. 47, Российская Федерация в лице своего уполномоченного органа не давала.
Доказательств наличия такого согласия уполномоченного органа ответчик вопреки требованиям части 1 статьи 65 АПК РФ не представил.
Напротив, на договоре имеется незаполненная отметка о необходимости согласования договора с Управлением (том 1 лист дела 55).
Доводы ответчика, изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции отклоняет.
В соответствии с актом проверки сохранности и использования по назначению федерального имущества от 21.07.2009 года (лист дела 22) Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление дорожного строительства N 3 при Федеральном агентстве специального строительства" находится в ведомчственом подчинении Федерального агентства специального строительства (Спецстрой России) и относится к инженерно-техническим воинским формированиям при Спецстрое России.
Действительно, как следует из подпункта 32 пункта 7 Положения о Федеральном агентстве специального строительства, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1084 "Вопросы Федерального агентства специального строительства", Спецстрой России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий или оперативном управлении воинских формирований.
Вместе с тем, данная норма имеет общий характер и конкретизируется в принятом позже постановлении Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".
Названное постановление, как в нем прямо указано, принято именно в целях применения пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
При этом какую-то часть полномочий федеральные органы исполнительной власти (к которым относится Спецстрой России) в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий осуществляют самостоятельно, а какую-то часть во взаимодействии с Федеральным агентством по управлению федеральным (позднее государственным) имуществом.
Так, в силу пункта 2 названного постановления федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, лишь представляет Федеральному агентству по управлению государственным имуществом предложения о заключении сделок, связанных с недвижимым имуществом.
Окончательное же решение остается за Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
В действующей в настоящее время редакции постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не обладает правом согласования сделок лишь в отношении федеральных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации,
Между тем, ответчик не относится ни к федеральным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, ни к федеральным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации.
Так, несмотря на то, что Спецстрой России подведомственен Минобороны России, которое осуществляет координацию и контроль его деятельности (пункт 2 Положения о Федеральном агентстве специального строительства), эта подведомственность имеет организационный, а не имущественный характер, поскольку в силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В то же время по смыслу пунктов 4 и 6 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти непосредственно к Вооруженным силам не относятся.
И, наконец, только Федеральному агентству по управлению государственным имуществом пунктом 6.10. Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" предоставлено право обращаться в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
Такого полномочия положение о Спецстрое не содержит.
Поэтому ни о каком ненадлежащем истце не может быть и речи.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением абзаца первого пункта 2 статьи 295 ГК РФ являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, а не любого заинтересованного лица.
Иск собственника о признании недействительной сделки, совершенной унитарным предприятием с нарушениями требований закона или устава о необходимости получения согласия собственника на совершение сделки, не подлежит удовлетворению, если в деле имеются доказательства одобрения, в том числе последующего, такой сделки собственником.
В данном деле ответчики не представили никаких доказательств ни предварительного, ни последующего одобрения сделки уполномоченным органом.
Напротив, собственником в лице уполномоченного органа заявлены исковые требования о признании спорной сделки недействительной по этой причине.
Даже если податель жалобы считал, что сделка аренды подлежит согласованию со Спецстроем, а не с Управлением, он не представил доказательств и такого согласования.
Поэтому иск о признании договора аренды недействительным в связи с нарушением требований пункта 2 статьи 295 ГК РФ и пункта 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") удовлетворен правомерно.
Арендатор не мог не знать о нарушении данных норм при заключении договора, поскольку, как уже было сказано выше, на договоре имеется незаполненная отметка, свидетельствующая о необходимости согласования.
В отношении нарушения при заключении договора статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N 135-ФЗ) суд апелляционной инстанции указывает следующее:
Согласно части 3 названной статьи в редакции, действовавшей на дату заключения договора заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением:
4) предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
В силу части 4 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 53 названного закона до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 данного документа, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Податель жалобы в подтверждение соблюдения требований названных норм говорит о проведении конкурса на право аренды спорных помещений и ссылается на публикацию в газете "Сургут Экспресс" от 4.08.2008 года (лист дела 120) и протокол заседания конкурсной комиссии от 9.09.2008 года (лист дела 41).
Между тем, Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее Закон N 115-ФЗ) по состоянию на август 2008 года была регламентирована процедура проведения конкурса.
В первую очередь, это касалось конкурсной документации (статья 23 Закона N 115-ФЗ) и сообщения о проведении конкурса (статья 26 Закона N 115-ФЗ)
Так, согласно частям 1, 2, 3 статьи 26 сообщение о проведении конкурса опубликовывается конкурсной комиссией в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в сети "Интернет" в срок, установленный конкурсной документацией, но не менее чем за тридцать рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе.
Конкурсная комиссия вправе опубликовать сообщение о проведении конкурса в любых средствах массовой информации, в том числе в электронных, при условии, что такое опубликование не может осуществляться вместо предусмотренных частью 1 настоящей статьи опубликования в официальном издании и размещения на официальном сайте в сети "Интернет".
В сообщении о проведении конкурса должны быть указаны:
4) требования к участникам конкурса;
8) место нахождения конкурсной комиссии;
12) место, дата и время вскрытия конвертов с конкурсными предложениями;
В силу части 7 статьи 32 Закона N 115-ФЗ конкурс по решению концедента, принимаемому на следующий день после истечения срока представления конкурсных предложений, объявляется несостоявшимся в случае, если в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими критериям конкурса менее двух конкурсных предложений.
Концедент вправе рассмотреть представленное только одним участником конкурса конкурсное предложение и, если оно соответствует критериям конкурса, принять решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения в соответствии с условиями, содержащимися в представленном им конкурсном предложении.
Как следует из материалов дела, ни о каком соблюдении требований к проведению конкурса не может идти и речи.
Так, сделанная публикация не содержит основных составляющих сообщения о проведении конкурса.
Из публикации вообще нельзя установить ни условий участия, ни требований к участникам, ни предмета аренды, ни критериев конкурса, ни порядка определения победителя.
Соответственно, коль скоро у конкурса не было установленных критериев, у арендодателя отсутствовала возможность проверить предложение арендатора на соответствие этим критериям.
Следовательно, право на заключение договора с одним участником конкурса в соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона N 115-ФЗ также отсутствует.
Коль скоро никаких доказательств создания конкурсной комиссии на дату публикации в деле нет (пункт 8 части 3 статьи 26 Закона N 115-ФЗ), так же как нет доказательств разработки на эту дату какой-либо конкурсной документации (пункт 8 части 3 статьи 26 Закона N 115-ФЗ), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, несмотря на наличие публикации, сам факт проведения конкурса нельзя считать доказанным.
Поэтому суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств соблюдения требований части 3 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Таким образом, договор аренды N 31Н от 01.01.2009, заключенный между ответчиками, обоснованно признан судом первой инстанции недействительным и по этому основанию.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал правильную оценку обстоятельствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2010 года по делу N А75-11529/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Зорина |
Судьи |
М.В. Гергель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-11529/2009
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Ответчик: Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление дорожного строительства N 3 при Федеральном агентстве специального строительства", общество с ограниченной ответственностью "Центр восстановительной медицины и курортологии доктора Остроносовой"
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3212/2010