Корректировка данных финансовой отчетности с позиции изменений
частных цен. Необходимость учета обесценения активов
Для корректировки данных с учетом инфляции, как правило, применяется метод общей покупательной способности. Однако в силу того, что данный метод отличается низким уровнем точности, при высоких темпах инфляции величина некоторых активов часто оказывается чрезмерно завышенной. Это происходит из-за того, что индекс инфляции, рассчитываемый Госкомстатом России на основе агрегированной динамики роста цен на различные потребительские товары, зачастую не совпадает с конкретным индексом цен на определенную группу активов.
Пример 1. При общем росте цен в стране на 20% в год рост цен на тракторы из-за сократившегося спроса на продукцию машиностроительных заводов составил всего лишь 5% в год. При этом в силу положительной динамики развития нефтяного рынка спрос на оборудование для нефтеперерабатывающих заводов резко возрос, что привело к удорожанию оборудования на 46% за год. Таким образом, при применении общего индекса цен (20%) для переоценки величины балансовых статей активы в нефтеперерабатывающей отрасли окажутся недооцененными, а продукция тракторных заводов - переоцененной.
Информация о финансовом положении компании чрезвычайно важна для инвесторов на фондовом рынке. Наибольший риск для инвестора представляют переоцененные активы, которые могут обернуться для него потенциальными убытками, в то время как недооцененные активы могут принести ему дополнительную прибыль. Поэтому стоимость активов компании необходимо привести к справедливой оценке.
В международной практике применяются два взаимозаменяемых метода приведения данных о величине активов к справедливой стоимостной оценке. Первый из них предполагает отказ от применения метода корректировки данных финансовой отчетности на основе общей покупательной способности (МСФО 29) для части активов и обязательств и использование вместо него метода корректировки статей с учетом влияния динамики цен на конкретные активы (МСФО 15), второй - применение метода корректировки данных финансовой отчетности на основе общей покупательной способности с последующим проведением теста на возможность обесценения активов.
По сравнению с методом общей покупательной способности применение первого метода (корректировки с учетом влияния частных цен) требует более высокого уровня профессионализма и ответственности.
Во-первых, при данном методе используются индексы, правильный выбор которых, по мнению автора, имеет первостепенное значение, поскольку от него зависят и финансовый результат, и величина активов компании. Непрофессиональный или недобросовестный подход к составлению отчетности со стороны бухгалтера компании или нанятого ею консультанта может существенно отразиться на достоверности отчетных данных, а следовательно привести к неправильному инвестиционному решению как независимыми инвесторами, так и менеджментом компании. Для обеспечения достоверности и непредвзятости используемые компанией индексы должны публиковаться на постоянной основе независимой стороной, а их использование рекомендовано независимым консультантом или аудитором.
Во-вторых, чтобы правильно классифицировать активы компании по группам с целью применения к ним различных отраслевых индексов, достаточно высокую квалификацию должны иметь менеджеры компании. Кроме того, для получения более точной оценки активов требуется выполнить существенно больший объем работ.
Мировой опыт показывает, что именно из-за возможности махинаций и увеличения объема работы данный метод на практике почти не применяется, хотя с точки зрения техники оба метода - общей покупательной способности и частных цен - ничем не отличаются друг от друга, за исключением используемых индексов.
Для увеличения точности стоимостной оценки активов компании довольно часто (особенно в России) прибегают к услугам независимых оценщиков, которые должны принять во внимание динамику изменения частных цен для формирования своего мнения. Однако на практике такое решение проблемы влечет негативные последствия ввиду того, что у компаний открывается еще больший простор для махинаций и недобросовестного отношения к составлению отчетности: независимые оценщики формируют результаты оценки в интересах менеджмента, а управленцы частично снимают с себя ответственность за достоверность данных.
Необходимо отметить, что крупные международные аудиторские компании предпочитают не признавать достоверными результаты переоценки стоимости активов компаний: лучше иметь дело с менее точным, но более четким методом общей покупательной способности, чем с оценочными значениями, проверить и подтвердить которые зачастую не представляется возможным.
Необходимость проведения теста на возможность обесценения активов обусловлена проведением корректировки отчетных данных на основе изменения общей покупательной способности национальной валюты, в результате которой, как уже было отмечено, нередко искажаются итоговые отчетные данные.
В последнее время в международной практике учета и отчетности главенствует идея "справедливой" стоимости. Согласно п. 6 МСФО 16 "Основные средства" справедливая стоимость - это сумма, на которую можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами, осуществленной на общих условиях. В связи с этим после проведения корректировки данных с учетом влияния инфляции зачастую возникает необходимость в проведении теста на возможность обесценения активов.
При наличии у компании признаков обесценения активов (возможного превышения учетной стоимости над справедливой) необходимо сравнить их балансовую стоимость "с чистой продажной ценой" и "ценностью использования".
Чистая продажная цена - это сумма, которая может быть получена от продажи актива при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами, осуществленной на общих условиях, за вычетом затрат на выбытие (п. 5 МСФО 36 "Обесценение активов"). Ценность использования - это дисконтированная стоимость предполагаемых (оценочных) будущих потоков денежных средств, возникновение которых ожидается от продолжающегося использования актива и от его выбытия в конце срока полезного использования (п. 5 МСФО 36).
Схема принятия решений при проведении теста на обесценение активов
(в соответствии с МСФО 36 "Обесценение активов")
Рассмотрим процедуру проведения теста на обесценение активов на примере.
Пример 2. Компании "Альфамашстрой" принадлежат активы трех основных групп: машиностроительные (А), станкостроительные (В) и прочие (С). Информация о сроках полезного использования и балансовой оценке активов приведена в табл. 1.
Таблица 1
Показатель | Актив компании | ||
А | В | С | |
Дата введения в эксплуатацию | 1 января 1998 г. | 1 января 2001 г. | 1 января 2000 г. |
Срок полезного использования, лет | 10 | 4 | 5 |
Остаточный срок полезного использования, лет | 5 | 2 | 2 |
Первоначальная стоимость, млн руб. | 4 000 | 1 000 | 2 000 |
Накопленная амортизация, млн руб. | (2 000) | (500) | (1 200) |
Балансовая стоимость, млн руб. | 2 000 | 500 | 800 |
Также имеется информация об индексах инфляции за период 1998-2002 гг., необходимая для корректировки данных отчетности (табл. 2).
Таблица 2
Год | Годовой прирост ИПЦ, % | Индекс, год | Кумулятивный индекс на 1 января соответствующего года по отношению к 31 декабря 2002 г. |
1998 | 100 | 2 | 4,23384 |
1999 | 30 | 1,3 | 2,11692 |
2000 | 20 | 1,2 | 1,6284 |
2001 | 18 | 1,18 | 1,357 |
2002 | 15 | 1,15 | 1,15 |
После корректировки на инфляцию показатели по активам компании "Альфамашстрой", выраженные в покупательной способности рубля по состоянию на 31 декабря 2002 г., будут следующими (табл. 3).
Таблица 3
Показатель | Актив компании | ||
А | В | С | |
Первоначальная стоимость, млн руб. | 16 935 | 1 357 | 3 257 |
Накопленная амортизация, млн руб. | (8 468) | (679) | (1 954) |
Балансовая стоимость, млн руб. | 8 468 | 679 | 1 303 |
Предположим, что у компании имеются предпосылки для проведения теста на обесценение активов.
Для полноценного проведения теста на обесценение компания нанимает независимого консультанта, который по результатам исследования рынка сообщает, что чистая продажная цена активов не превысит следующих значений:
по объектам группы А - 7000 млн руб.;
по объектам группы В - 800 млн руб.;
по объектам группы С - 1250 млн руб.
Сравнение балансовой стоимости активов компании и чистой продажной цены имеющихся активов позволяет сделать следующие выводы:
1) объекты группы А не нуждаются в дальнейшем тестировании, так как эти активы могут быть реализованы выше балансовой стоимости;
2) чистая продажная цена объектов группы В и С ниже балансовой стоимости, следовательно, необходимо определить ценность использования данных активов.
На основании бизнес-планов развития компании на ближайшие пять лет был сделан прогноз денежных потоков компании по направлениям А и С (табл. 4).
Таблица 4
Год | Актив компании, млн руб. | |
А | С | |
2003 | 2 000 | 1 000 |
2004 | 2 000 | 1 000 |
2005 | 1 500 | |
2006 | 1 500 | |
2007 | 1 000 | |
Итого | 8 000 | 2 000 |
На основании средневзвешенной стоимости капитала, скорректированной с учетом возможных рисков и прогнозируемой инфляции на 2003-2007 гг., компания с помощью независимых консультантов рассчитала ставку дисконтирования для приведения денежных потоков к текущей временной стоимости денег. По мнению экспертов, данная ставка не должна превысить 16% годовых (ставка, скорректированная с учетом прогнозируемой инфляции будущих периодов). Приведенный прогнозируемый денежный поток использования активов А и С представлен в табл. 5.
Таблица 5
Год | Актив компании, млн руб. | |
А | С | |
2003 | 1 724 | 1 724 |
2004 | 1 486 | 1 486 |
2005 | 961 | |
2006 | 828 | |
2007 | 476 | |
Итого | 5 476 | 1605 |
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
1) активы группы С (прочие) не нуждаются в обесценении, так как их ценность использования превышает балансовую стоимость;
2) по активам группы А (машиностроительные) необходимо признать убыток от обесценения, так как и их ценность использования, и чистая продажная цена ниже балансовой стоимости активов;
3) так как чистая продажная цена активов группы А выше их ценности использования, убыток от обесценения должен быть признан на величину расхождения между чистой продажной ценой и балансовой стоимостью.
Результаты теста на обесценение активов можно представить в виде таблицы (табл. 6).
Таблица 6
Показатель | Актив компании | ||
А | В | С | |
Балансовая стоимость, млн руб. | 8 468 | 679 | 1 303 |
Чистая продажная цена, млн руб. | 7 000 | 800 | 1 250 |
Приведенная ценность использования, млн руб. | 5 476 | - | 1 605 |
Признанный убыток от обесценения, млн руб. | (1 468) | 0 | 0 |
Таким образом, убыток от обесценения возник лишь из-за неточности применяемого индекса инфляции (фактически активы группы А были переоценены). Что касается недооцененных активов В и С, то исходя из принципа консерватизма менеджмент компании не может менять их балансовую оценку на основании не подтвердившегося теста на обесценение.
Схема принятия решений при проведении теста на обесценение активов (в соответствии с МСФО 36 "Обесценение активов")
/-------------------\
Вариант 1----------| Выбор варианта |---------Вариант 2
| \-------------------/ |
/--------------------\ /--------------------\
|Балансовая стоимость| |Балансовая стоимость|
/--|актива выше чистой|-----------------------------|актива выше ценности|----\
| |продажной цены | | |использования | |
| \--------------------/ \--------------------/ |
| /-------------------\ |
\-----Да------\ |Обесценение активов| /------Да-------/
| |не требуется | |
\-------------------/
/--------------------\ /--------------------\
|Балансовая стоимость| | |Балансовая стоимость|
/--|атива выше ценности|---------Нет-----Нет---------|актива выше чистой|----\
| |использования | |продажной цены | |
| \--------------------/ \--------------------/ |
| |
\-----------Да--------------------------------------------------Да--------------/
/---------------------\
|Чистая продажная цена|
/------------|актива выше ценности|-------------\
Да |использования | Нет
| \---------------------/ |
/-----------------\ /-----------------\
|Актив должен быть| |Актив должен быть|
|отражен по чистой| |отражен по чистой|
|продажной цене | |продажной цене |
\-----------------/ \-----------------/
В.М. Евсеев,
аудитор компании "ФБК"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 9, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru