город Омск |
|
|
Дело N А46-2591/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-3929/2010)
Министерства имущественных отношений Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 02.04.2010
по делу N А46-2591/2010 (судья Глазков О.В.),
принятое по заявлению Министерства имущественных отношений Омской области
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области,
при участии третьих лиц: Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, Бюджетного образовательного учреждения Омской области "Специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья N 16 VIII вида",
о признании незаконным решения от 30.11.2009 N 06/41412 об отказе в государственной регистрации права собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090305:24 и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090305:24,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства имущественных отношений Омской области - Магденко А.Ю. (удостоверение N 179 выдано 27.03.2008, доверенность N 03/11385 от 30.12.2009 сроком действия по 31.12.2010);
от Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области - Зинякова А.С. (паспорт серия 52 04 N 934617 выдан 07.06.2004, доверенность N 342 от 11.01.2010 сроком действия по 31.12.2010);
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Храмцов В.В. (удостоверение N 0486/10 действительно до 15.04.2015, доверенность N 04/15915 от 13.05.2010 сроком действия 1 год);
от Бюджетного образовательного учреждения Омской области "Специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья N 16 VIII вида" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Решением от 02.04.2010 по делу N А46-2591/2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований Министерства имущественных отношений Омской области (далее по тексту - Министерство, заявитель) к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее по тексту - Управление ФРС по Омской области, заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Управление) о признании незаконным решения Управления ФРС по Омской области от 30.11.2009 N 06/41412 об отказе в государственной регистрации права собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090305:24, площадью 38933 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, улица 14 -я Чередовая, д. 4 А, и об обязании Управления ФРС по Омской области осуществить государственную регистрацию права собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090305:24, площадью 38933 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, улица 14 -я Чередовая, д. 4 А.
При принятии решения суд первой инстанции, учитывая наличие на дату обращения Министерства имущественных отношений Омской области в Управление ФРС по Омской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090305:24 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок, и непредставление Министерством правоустанавливающих документов, необходимых для государственной регистрации права на данный земельный участок, поддержал позицию регистрирующего органа о наличии противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами на один и тот же земельный участок, и указал на наличие спора о праве на спорный земельный участок между муниципальным образованием г. Омск и Омской областью.
В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, не применение закона, подлежащего применению, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
По мнению Министерства, право муниципальной собственности было зарегистрировано Управлением ФРС по Омской области в отсутствие оснований, предусмотренных статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении Земельного кодекса Российской Федерации".
Податель жалобы считает, что поскольку объект недвижимости на спорном земельном участке находится в собственности Омской области, то и земельный участок, на котором находится этот объект недвижимости, в силу статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, обязан следовать судьбе объекта недвижимости в соответствии с
По мнению Министерства, момент возникновения права собственности на объекты недвижимости был определен не датой государственной регистрации на них, а обусловлен распоряжением Правительством Омской области Распоряжения от 17.05.2006 N 77-рп "О принятии в собственность Омской области муниципальных образовательных учреждений города Омска". На момент издания Распоряжения от 17.05.2006 N 77-рп права на спорный земельный участок за муниципальным образованием г. Омск зарегистрированы не были, в связи с чем отказ в государственной регистрации права собственности Омской области на спорный земельный участок является необоснованным.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы и требования апелляционной жалобы;
В устном выступлении в заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления ФРС по Омской области отклонил доводы апелляционной жалобы как необоснованные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N 4374-р от 20.05.2010; 3-х заявлений Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, поданных в Управление ФРС по Омской области о регистрации права собственности от 31.05.2010; кадастрового паспорта земельного участка N 420 от 11.03.2009 N 5536/206/09-1020;кадастрового паспорта земельного участка N 419 от 11.03.2009 N 5536/206/09-1019.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, нашел его подлежащим удовлетворению, приобщил к материалам дела указанные документы.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска поддержал правовую позицию Министерства, изложенную в апелляционной жалобе, считает обжалуемое решение суда незаконным и подлежащим отмене.
Бюджетное образовательное учреждение Омской области "Специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья N 16 VIII вида" надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
В порядке положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного представителя.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу выслушав представителей Управления ФРС Омской области, Министерства, Департамента имущественных отношений, отзывы, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 17.05.2006 N 77-рп "О принятии в собственность Омской области муниципальных образовательных учреждений города Омска" в собственность Омской области принято муниципальное образовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа - интернат N 16 для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограничениями в развитии" в полном составе имущества.
Согласно акту приема-передачи имущества от 14.11.2006 в собственность Омской области переданы: нежилое трехэтажное здание с подвалом, общей площадью 4901,2 кв.м., литера А, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 14-я Чередовая, д. 4 А; нежилое одноэтажное здание, общей площадью 415,70 кв.м., литера Б, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 14-я Чередовая, д. 4 А; нежилое одноэтажное здание - баня, общей площадью 138,80 кв.м., литера В, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 14-я Чередовая, д. 4 А; овощехранилище, нежилое одноэтажное здание, общей площадью 83,7 кв.м., литера Ж, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 14-я Чередовая, д. 4 А.
Право собственности Омской области на указанные объекты зарегистрировано 06.03.2007, 23.03.2007 и 14.11.2007, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 55 АВ N N 446101, 421041, 421042, 561952.
Поскольку указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090305:24, площадью 38933 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 14-я Чередовая, д. 4 А, Министерство 29.09.2009 обратилось в Управление ФРС по Омской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на названный земельный участок, о чем 29.09.2009 в книгу учета входящей корреспонденции N 01/217/2009 внесена запись N 763.
На государственную регистрацию Министерством в качестве правоустанавливающих документов были представлены: кадастровой паспорт земельного участка N 5536/214/09-49 от 12.05.2009, письмо Министерства имущественных отношений Омской области от 22.09.2009 N 04/7921.
Основанием для отказа послужило наличие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами (запись о праве муниципальной собственности на вышеназванный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесенная 23.01.2007), а также не представление необходимых в соответствии с Законом о государственной регистрации правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок.
Полагая, что решение об отказе в государственной регистрации права собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090305:24, не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы Министерство обратилось в Арбитражный суд Омской области с указанными выше требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта необходимо наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта закону или иному нормативному акту и нарушение этими ненормативным актом прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закон о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В данном случае материалами дела подтверждается, что в отношении спорного земельного участка, о государственной регистрации права на который обратилось Министерство, уже имеется зарегистрированное 23.01.2007 право муниципальной собственности. Данное право зарегистрировано на основании Решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 245 "О передаче предприятий, организаций, и учреждений в муниципальную собственность г. Омска".
Таким образом, на момент обращения Министерства в Управление за регистрацией права на земельный участок, на данный земельный участок уже было зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием - город Омск, что является законным основанием для отказа в государственной регистрации права на этот же земельный участок за другим лицом.
Соответственно, законный отказ регистрирующего органа в регистрации права собственности Омской области на земельный участок, не может нарушать права и законные интересы лица, обратившегося за такой регистрацией.
Если Министерство полагает, что право муниципальной собственности зарегистрировано на спорный земельный участок незаконно, то, права и законные интересы заявителя нарушает не действие Управления по отказу в государственной регистрации права, а само существование зарегистрированного права на этот земельный участок за муниципальным образованием.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Законе о регистрации, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание недействительным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 N 15148/08 по делу N А21-3607/2007).
В данном случае, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, фактически возник спор о праве на земельный участок. Такой спор подлежит рассмотрению в рамках искового производства по требованию, заявленному к лицу, чье право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации при наличии в реестре записи о праве какого-либо лица на недвижимое имущество судебный акт о признании аналогичного права на данное имущество за иным лицом имеет юридическую силу в отношении первого лица только при условии его участия в деле в качестве ответчика.
Между тем, право муниципальной собственности на земельный участок не оспорено в установленном законом порядке; заявителем требования о признании права собственности на земельный участок за ним заявлено не было, муниципальное образование город Омск не привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
В такой ситуации довод апелляционной жалобы о том, что право муниципальной собственности было зарегистрировано Управлением в отсутствие законных оснований, предусмотренных статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", несостоятелен, поскольку оценка с точки зрения закона регистрации права муниципальной собственности в рамках настоящего дела о признании недействительным отказа в государственной регистрации права не возможна.
Указанные в апелляционной жалобе доводы о наличии у субъекта Российской Федерации - Омской области права собственности на данный земельный участок, о периоде возникновения этого права; доводы, о законодательно установленном принципе единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, - не имеют правового значения для рассматриваемого в рамках настоящего дела требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, поскольку основанием для отказа явилось не отсутствие у Омской области права собственности на земельный участок, а наличие уже зарегистрированного права муниципальной собственности на этот же участок. Указанные обстоятельства имеют значение для разрешения спора о праве на земельный участок, однако такое требование в рамках настоящего дела рассмотрено быть не может по указанным выше основаниям.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что из перечня муниципальных образовательных учреждений города Омска, принимаемых в собственность Омской области распоряжением от 17.05.2006 N 77-рп "О принятии в собственность Омской области муниципальных образовательных учреждений города Омска", а также из акта приема-передачи (л.д. 28) не следует, что в муниципальную собственность были переданы и земельные участки. Данное обстоятельство подтверждается и тем, что на основании указанного распоряжении Правительства Омской области от 17.05.2006 N 77-рп было зарегистрировано право Омской области только на Бюджетное образовательное учреждение Омской области "Специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья N 16 VIII вида", а не на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права собственности серия 55 АВ N 446101).
В такой ситуации, при отсутствии документов, подтверждающих право собственности Омской области на спорный земельный участок, и наличии зарегистрированного в Едином государственном реестре права муниципальной собственности на этот же земельный участок, отказ Управления в регистрации права собственности Омской области на земельный участок является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования Министерства.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство от уплаты государственной пошлины освобождено, в связи с чем судебные расходы по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 02.04.2010 по делу N А46-2591/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2591/2010
Истец: Министерство имущественных отношений Омской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Бюджетное образовательное учреждение Омской области "Специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья N 16 VIII вида"
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3929/2010