город Омск |
|
|
Дело N А46-1405/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А.,
судей Зиновьевой Т.А., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кокориной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-3968/2010)
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 05.04.2010
по делу N А46-1405/2010 (судья Храмцов К.В.),
принятое по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Омска
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области,
третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области,
о признании права собственности на земельный участок,
при участии в судебном заседании:
от ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - представитель Пивоварова К.В. (удостоверение и доверенность N 37Д от 09.02.2010 сроком действия до 31.12.2010);
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель Галиаскаров М.Р. (удостоверение и доверенность N 04/15294 от 07.05.2010 сроком действия на 1 год);
от УФРС по Омской области - представитель не явился, извещено;
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее - ТУ ФАУГИ по Омской области. Ответчик, заявитель), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее - УФРС по Омской области, третье лицо) о признании права муниципальной собственности на земельный участок площадью 124 кв.м. с кадастровым номером 55:36:09 01 02:1027, местоположение которого установлено относительно здания трансформаторной подстанции ТП-4418, имеющей почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Лермонтова, 27 угол Сажинская, а также прекращении права федеральной собственности на данный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.04.2010 по делу N А46-1405/2010 признано право муниципальной собственности муниципального образования город Омск на земельный участок площадью 124 кв.м. с кадастровым номером 55:36:09 01 02:1027, местоположение которого установлено относительно здания трансформаторной подстанции ТП-4418, имеющей почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Лермонтова, 27 угол Сажинская; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения исковых требований, ТУ ФАУГИ по Омской области в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции в данной части отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие какого-либо нарушения права истца, поскольку Постановлением Правительства РФ N 374 от 13.06.2006 предусмотрена процедура передачи объекта недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную, однако доказательства соответствующего обращения истца к ответчику с предложением о передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность отсутствуют. Кроме того, по мнению заявителя, в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 02:0078, право собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки (кадастровые номера 55:36:09 01 02:0128 и 55:36:09 01 02:1027) возникло в силу прямого указания закона.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное и времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направило, в связи с чем, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел дело по апелляционной жалобе в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ТУ ФАУГИ по Омской области поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Департамента высказался согласно доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки решения суда первой инстанции только в обжалуемой части не поступили.
Оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N 8866-р от 03.08.2009 прекращено право хозяйственного ведения Муниципального предприятия города Омска "Муниципальная недвижимость" на здание трансформаторной подстанции ТП-4418 - одноэтажное строение, литера ТП, общей площадью 28,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова, 27 угол ул. Сажинская, идентификационный номер 172534; указанный объект недвижимости передан в состав муниципальной казны.
Согласно решению Омского городского Совета от 24.12.1992 N 245 "О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска" из федеральной собственности была передана в муниципальную собственность трансформаторная подстанция N 4418, расположенная по адресу: ул. Ленина, 26, корп.1.
В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества города Омска от 20.01.2010 здание ТП-4418 - одноэтажное строение, площадью 28,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Лермонтова, д. 27/ул. Сажинская, литера ТП, включено в реестр муниципального имущества г. Омска на основании указанного решения Малого совета Омского областного совета народных депутатов, в настоящее время входит в состав муниципальной казны города Омска.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что указанный объект недвижимости, находящийся в муниципальной собственности, расположен на земельном участке с кадастровым номером 55:36:09 01 02:1027.
Распоряжением ТУ ФАУГИ по Омской области от 20.02.2008 N 106-р утвержден проект территориального землеустройства по формированию земельных участков федеральной собственности из состава земель населенных пунктов:
- площадью 124 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания трансформаторной подстанции ТП 4418 с почтовым адресом: г. Омск, ул. Лермонтова, 27 угол ул. Сажинская, в ЦАО, предназначенного для общественно-деловых целей под здание трансформаторной подстанции;
- площадью 8976 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Лермонтова, 27 в ЦАО, предназначенного для общественно-деловых целей.
Распоряжением ТУ ФАУГИ по Омской области от 03.02.2009 N 42-р земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 02:0078 разделен на следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 55:36:09 01 02:1028, площадью 8976 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания с почтовым адресом: г. Омск, ЦАО ул. Лермонтова, д. 27, предназначен для общественно-деловых целей;
- с кадастровым номером 55:36:09 01 02:1027, площадью 124 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания трансформаторной подстанции ТП 4418 с почтовым адресом: г. Омск, ЦАО, ул. Лермонтова, 27 угол ул. Сажинская, предназначен для общественно-деловых целей под здание трансформаторной подстанции.
При обращении истца в УФРС по Омской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, площадью 124 кв.м., кадастровый номер 55:36:09 01 02:1027, местоположение установлено относительно здания трансформаторной подстанции ТП 4418 имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Лермонтова, 27 угол ул. Сажинская, предназначенный для общественно-деловых целей под здание трансформаторной подстанции, регистрирующим органом ему было отказано в регистрации на основании того, что имеются противоречия между заявленными и зарегистрированными правами (сообщение УФРС по Омской области от 05.03.2009 N 163/2008-204).
Истец, полагая, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 02:1027 с расположенным на нем объектом недвижимости - трансформаторной подстанцией в силу закона относится к муниципальной собственности, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в том числе, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Основания приобретения права собственности на объекты перечислены в статье 218 ГК РФ, которая предусматривает, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов Земельного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним иных актов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пункт 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, в том числе, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель населенных пунктов, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с абзаце тридцатым части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Анализ изложенных норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что земельные участки под объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, относятся к муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Как следует из материалов дела и подтверждается сторонами, трансформаторная подстанция N 4418 с почтовым адресом: г. Омск, ул. Лермонтова, 27 угол ул. Сажинская, являющийся муниципальной собственностью, находится на земельном участке с кадастровым номером 55:36:09 01 02:1027 площадью 124 кв.м.
Соответственно, данный земельный участок в силу изложенных норм законодательства относится в муниципальной собственности.
Подлежит отклонению довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом не доказано нарушение его права, о защите которого заявлено, поскольку отсутствуют доказательства обращения Департамента в ТУ ФАУГИ по Омской области с предложением о передаче земельного участка под трансформаторной подстанцией N 4004 в муниципальную собственность.
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Иск о признании права собственности подлежит удовлетворению в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном праве.
Таким образом, учитывая доказанность факта наличия права муниципальной собственности на спорный земельный участок, государственная регистрация права федеральной собственности создает юридическую неопределенность его принадлежности.
В свою очередь, установление Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" перечня документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, а также отсутствие доказательств обращения Департамента в ТУ ФАУГИ по Омской области с предложением о такой передаче земельного участка, не имеет значения для разрешения вопроса о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок.
Данное обстоятельство могло бы иметь значение при обжаловании Департаментом действий или актов ТУ ФАУГИ по Омской области по признаку уклонения последнего от передачи земельного участка из федеральной собственности в муниципальную.
Для признания же права собственности значение имеют только указанные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что спорный земельный участок является объектом муниципальной собственности.
Подлежит также отклонению довод заявителя апелляционной жалобы о том, что, в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 02:0078, право собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки возникло в силу прямого указания закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Пункт 2 данной статьи предусматривает, что при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
При этом в силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Такой случай предусмотрен указанными выше нормами, согласно которым право муниципальной собственности на земельный участок возникло в силу принадлежности расположенного на данном земельном участке объекта недвижимости муниципальному образованию.
Как отмечено выше, согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
До момента разделения земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 02:0078 на нем был расположен объект муниципальной собственности - трансформаторная подстанция N 4418, в связи с чем, не обосновано право собственности Российской Федерации на земельный участок до его раздела.
Исходя из чего, учитывая, что регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 02:0078 произведена без соблюдения требований закона (пункт 3 статьи 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), последующее разделение данного земельного участка не могло явиться основанием для возникновения права собственности Российской Федерации на вновь возникшие земельные участки.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал правильную оценку обстоятельствам, в связи с чем, решение в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, поскольку ТУ ФАУГИ по Омской области на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 05 апреля 2010 года по делу N А46-1405/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шарова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1405/2010
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области