город Омск |
|
|
Дело N А75-2109/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Ю.Н., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-4146/2010)
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.03.2010
по делу N А75-2109/2010 (судья Истомина Л.С.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Капусткина Валерия Александровича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
об обжаловании ненормативного акта,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Капусткина Валерия Александровича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Капусткин Валерий Александрович (далее - ИП Капусткин В.А., предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС России N 4 по ХМАО - Югре, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения N 646 от 19.11.2009 об отказе в возврате процентов за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Решением от 29.03.2010 по делу А75-2109/2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил заявленные предпринимателем требования.
При принятии решения суд первой инстанции, исходил из того, что налоговым органом был пропущен срок, установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, для возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии обязанности у налогового органа уплатить заявителю проценты на несвоевременно возвращенную сумму налога.
В апелляционной жалобе МИФНС России N 4 по ХМАО - Югре, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
Податель апелляционной жалобы указывает на то, что суд первой инстанции неправильно применил положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие исчисление срока возврата суммы излишне уплаченного налога со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления.
По мнению налогового органа, данные нормы регулируют те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В тоже время на момент подачи предпринимателем заявления (17.10.2008) у налогового органа отсутствовали сведения о наличии переплаты по налогу. Факт наличия переплаты был установлен решением суда, вступившим в законную силу только 06.10.2009. Соответственно, только с этого момента у предпринимателя возникло право подать заявление о возврате излишне уплаченного налога, а у инспекции обязанность произвести его возврат в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, решение о возврате переплаты на игорный бизнес N 4545 было принято Инспекцией 05.11.2009, суммы излишне уплаченного налога зачислены на счет предпринимателя 11.11.2009, то есть с соблюдением установленных законодательном сроков.
ИП Капусткин В.А. письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.
До начала судебного заседания от МИФНС России N 4 по ХМАО - Югре поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным также рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ИП Капусткина В.А., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства об его отложении.
В соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ИП Капусткин В.А., выявив переплату по налогу на игорный бизнес за 2006 и 2007 годы, 17.10.2008 обратился в МИФНС России N 4 по ХМАО - Югре с заявлением о ее возврате в сумме 1 567 500 руб.
Решением Инспекции N 444 от 31.10.2008 в осуществлении возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес предпринимателю было отказано.
Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом налогового органа, ИП Капусткин В.А. обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 29.06.2009 по делу N А75-4263/2009, вступившим в законную силу 06.10.2009, Арбитражный суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил заявленное предпринимателем требование, признал недействительным оспариваемое решение налогового органа N 444 от 31.10.2008 в части отказа в проведении возврата переплаты по налогу на игорный бизнес.
В связи с несвоевременным возвратом Инспекцией излишне уплаченного налога на игорный бизнес, ИП Капусткин В.А., в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, обратился 16.11.2009 в МИФНС России N 4 по ХМАО - Югре с заявлением о взыскании процентов в размере 189 806 руб. 77 коп., начисленных за период с 31.10.2008 по 09.11.2009 на сумму излишне уплаченного налога на игорный бизнес, не возвращенного налоговым органом в установленные законом сроки.
Полагая, что сумма налога возвращена предпринимателю своевременно, налоговый орган решением N 646 от 19.11.2009 отказал в начислении процентов за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Реализуя право, предоставленное налогоплательщику статьёй 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ИП Капусткин В.А. обратился с апелляционной жалобой на решение Инспекции N 646 от 19.11.2009 в Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Решением вышестоящего налогового органа N 15/871 от 21.12.2009 по апелляционной жалобе предпринимателя решение МИФНС России N 4 по ХМАО - Югре N 646 от 19.11.2009 оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Полагая, что оспариваемое решение налогового органа не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов, а налоговые органы обязаны принимать решения о возврате сумм излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных налога, пеней, штрафа определен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В силу пункта 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
В соответствии с пунктами 6, 7 и 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Из материалов дела усматривается, что предприниматель в период с 2006 года по 2007 год излишне уплатил 1 567 500 руб. налога на игорный бизнес. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу 06.10.2009 решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.06.2009 по делу N А75-4263/2009, и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит повторному доказыванию. Указанным решением Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признал недействительным решение Инспекции от 31.10.2008 N 444 об отказе в проведении возврата переплаты по налогу на игорный бизнес.
С заявлением о возврате излишне уплаченного налога предприниматель обратился в налоговый орган 17.10.2008, то есть с соблюдением трехлетнего срока, установленного статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, со дня уплаты указанного налога.
Фактически возврат излишне уплаченного налога Инспекция произвела 11.11.2009 (л.д. 25), то есть с нарушением предусмотренного статьей 78 Кодекса месячного срока для возврата излишне уплаченных сумм пеней, без уплаты процентов за нарушение срока возврата.
Как следует из материалов дела, расчет процентов в сумме 189 806 руб. 77 коп. произведен предпринимателем за период с 31.10.2008 по 09.11.2009 на несвоевременно возвращенную сумму налога на игорный бизнес в соответствии с требованиями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Расчет процентов Инспекцией не оспорен.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правомерно удовлетворил заявленное предпринимателем требование, признав незаконным отказ в начислении процентов на сумму излишне уплаченного налога.
Не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции довод апелляционной жалобы о том, что право на обращение в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога возникло у предпринимателя только с момента вступления в законную силу решения суда по делу N А75-4263/2009, которым и был установлен факт наличия этой переплаты.
Указанная позиция Инспекции не может быть признана судом апелляционной инстанции обоснованной, она противоречит нормам законодательства о налогах и сборах, поскольку проценты начисляются лишь на сумму подлежащую возврату налогоплательщику, и с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. До получения этого заявления у Инспекции нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению и проценты за просрочку возврата налога начислению не подлежат.
Изложенное в полной мере соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда, приведенной в постановлении от 29.11.2005 N 7528/05.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит правомерным и обоснованным удовлетворение требования ИП Капусткина В.А. о признании недействительным решения N 646 от 19.11.2009 об отказе в возврате процентов за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе МИФНС России N 4 по ХМАО - Югре не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.03.2010 по делу N А75-2109/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2109/2010
Истец: Индивидуальный предприниматель Капусткин Валерий Александрович
Ответчик: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийкому автономному округу - Югры
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4146/2010