Каковы социальные гарантии, предоставляемые гражданам Белоруссии?
Социальные гарантии, предоставляемые гражданам Белоруссии. В соответствии со ст. 31 Договора о создании Союзного государства в Союзном государстве действует унифицированное законодательство в области социальной защиты населения и пенсионного обеспечения. Однако, как уже было сказано, на данный момент такое законодательство еще не принято. Поэтому пока применяется внутреннее законодательство того государства, на территории которого складываются данные правоотношения.
Медицинское обслуживание и социальное страхование граждан Белоруссии, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, на основании ст. 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и ст. 8 Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" осуществляются наравне с гражданами Российской Федерации.
Кроме того, согласно ст. 7 и 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан гражданам России и Белоруссии предоставляются равные социально-правовые гарантии на территории России и Белоруссии. Они имеют равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях обоих государств.
Таким образом, граждане Белоруссии, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, могут пользоваться социальным и медицинским обеспечением наравне с гражданами России. Граждане Белоруссии, находящиеся на территории России менее 183 дней, могут также пользоваться социальным и медицинским обеспечением во время их пребывания на территории России наравне с ее гражданами.
Кроме того, на основании Соглашения от 27 марта 1997 г. "Об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств" скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности оказывается гражданам государств - участников СНГ беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания.
С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих и возможна его транспортировка, дальнейшее оказание медицинской помощи осуществляется на платной основе.
Плановая медицинская помощь гражданам, работающим по контракту (трудовому договору) в государстве временного пребывания, осуществляется за счет средств работодателя в порядке и объемах, предусмотренных контрактом, либо за счет личных средств граждан.
Оплата лечения профессиональных заболеваний или производственных травм, связанных с трудовой деятельностью граждан в государстве временного пребывания, осуществляется за счет средств работодателя в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством этого государства.
Таким образом, плановая медицинская помощь гражданину Республики Беларусь, работающему по трудовому договору на территории Российской Федерации, должна осуществляться либо за счет средств нанимателя в соответствии с условиями трудового договора (контракта), либо за счет личных средств гражданина Республики Беларусь.
Скорая медицинская помощь гражданину Республики Беларусь, находящемуся на территории Российской Федерации в том числе и для осуществления трудовой деятельности, должна оказываться бесплатно.
С пенсионным обеспечением дело обстоит несколько иначе.
В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан и членов их семей осуществляется по законодательству того государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по их месту жительства. При этом для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. Исчисление пенсий производится исходя из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Таким образом, граждане Белоруссии, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, подпадают под действие российского пенсионного законодательства.
В соответствии с Федеральными законами от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации.
Следовательно, граждане Белоруссии, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации. Для граждан Белоруссии, имеющих постоянным местом жительства Республику Беларусь, начисление пенсии производится в соответствии с Белорусским законодательством.
Необходимо отметить, что в настоящее время на территории Республики Беларусь в рамках реформы системы государственного социального страхования граждан Республики Беларусь вводится индивидуальный (персонифицированный) учет застрахованных лиц в системе социального страхования.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 г. N 230-З "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования" планируется организовать и вести учет сведений о каждом застрахованном лице путем регистрации в органах, осуществляющих персонифицированный учет, присвоения застрахованному лицу страхового номера и открытия ему индивидуального лицевого счета.
На индивидуальном лицевом счете застрахованного лица будет накапливаться информация:
о страховом стаже и других периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в стаж работы для назначения пенсии (включая сведения о работе, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет);
сумме выплат застрахованному лицу или доходах застрахованного лица за каждый месяц страхового стажа, на которые начислены страховые взносы;
сумме страховых взносов за каждый месяц страхового стажа.
Указанный Закон вступил в силу на всей территории Республики Беларусь с 1 января 2003 г.
В соответствии со ст. 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1994 г. "О пенсионном обеспечении" в трудовой стаж засчитывается работа, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы.
В Законе РБ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования введено понятие страхового стажа, под которым понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, в которые уплачивались страховые взносы.
Кроме того, в трудовой стаж для целей начисления пенсий по-прежнему будут включаться иные периоды, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. В соответствии со ст. 8 названного Закона физические лица, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь в стаж работы для назначения пенсии кроме страхового стажа засчитываются другие периоды деятельности, могут обратиться после окончания соответствующей деятельности в органы, осуществляющие персонифицированный учет, для включения этих периодов в индивидуальный лицевой счет.
Таким образом, граждане Республики Беларусь, осуществляющие по состоянию на 1 января 2003 г. трудовую деятельность на территории Российской Федерации, должны будут после возвращения на территорию Республики Беларусь пройти регистрацию в качестве застрахованного лица в системе государственного социального страхования (самостоятельно, а в случае оформления трудовых отношений через своего нанимателя в Республике Беларусь. Сведения о трудовом стаже, приобретенном на территории Российской Федерации, для включения их в индивидуальный лицевой счет необходимо будет представить в государственный орган, осуществляющий учет сведений о застрахованном лице.
В связи с вышеизложенным, мы можем заключить, что граждане Белоруссии на территории Российской Федерации могут пользоваться социальным и медицинским обеспечением наравне с гражданами России. Назначение пенсии им производится по месту их жительства.
А.В. Гришин,
М.А. Горохова,
А.А. Петрыкин,
налоговые юристы компании "ФБК"
1 августа 2003 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 8, август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru