Комментарий к письму Минфина РФ
от 23 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/794
Фирмам, у которых есть здания, периодически приходится их восстанавливать. Причем не только сами помещения, но и различные внутренние коммуникации. Выхода два: ремонт или модернизация и реконструкция. И в том и в другом случае компания должна учесть в налоговой себестоимости расходы на строительно-монтажные работы. Однако делают это по-разному. Как отличить ремонт от модернизации или реконструкции, разъяснили в опубликованном письме специалисты финансового ведомства.
Ремонт или реконструкция?
Отличить ремонт от других видов восстановления основных средств очень важно. Дело в том, что расходы на любой ремонт относят к текущим. Это значит, что учесть их при расчете налога на прибыль фирма может единовременно в составе прочих расходов. Так сказано в пункте 1 статьи 260 Налогового кодекса.
Теперь о налоговом учете "неремонтных" расходов. Затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств надо списывать через амортизацию. То есть учесть их единовременно у фирмы не получится. Такие затраты увеличивают первоначальную стоимость основного средства.
Для трактовки подобных расходов Минфин использует определения Налогового кодекса (п. 2 ст. 257 НК РФ). Необходимость в работах по достройке, дооборудованию, модернизации возникает при изменении технологического или служебного назначения здания или появлении у него "новых качеств". Под реконструкцией надо понимать переустройство "обновляемых" помещений, связанное с улучшением производства. Такое восстановление направлено на увеличение мощностей, изменение номенклатуры товаров и т.п. Аналогичную цель преследует и техническое перевооружение зданий и коммуникаций. Таким образом, к ремонтным относят только виды работ, в результате которых не улучшаются (не повышаются) те или иные показатели "обновляемого" объекта. Кстати, к такому же выводу пришел и суд (постановление ФАС Московского округа от 16.01.2003 N КА-А40/8739-02).
Определимся с терминами
Отдельного внимания заслуживает разграничение понятий "капитальный ремонт" и "реконструкция". Финансисты четких определений в опубликованном письме не дают. Специалисты Минфина советуют фирмам руководствоваться отраслевыми документами по строительству. Вот они:
- Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий (МДС 13-14.2000);
- Ведомственные строительные нормативы N 58-88 (Р).
Согласно им, капремонт должен быть направлен на устранение неисправностей изношенных элементов, на их восстановление или замену. За исключением полной смены основных конструкций, срок службы которых в зданиях является наибольшим. При этом в процессе ремонта возможна и незначительная модернизация помещения. Например, улучшение планировки, оснащение недостающими видами инженерного оборудования и т.п. Кстати, если в комплексном ремонте необходимости нет, компания может провести только выборочный.
В Ведомственных строительных нормативах к "реконструктивным" относят работы по изменению планировки, возведению надстроек, встроек и пристроек, улучшению архитектурной выразительности зданий. Однако документа, который бы однозначно относил работы либо к реконструкции, либо к ремонту, в настоящее время нет. Фирмы также могут использовать, например, понятия, которые приведены в Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству (утверждена постановлением Госкомстата России от 03.10.96 N 123).
Чтобы избежать разногласий с налоговой инспекцией, фирме необходимо запастись документами, по которым можно однозначно сказать, какие работы были выполнены - ремонт или реконструкция (модернизация).
Э.В. Юшкова,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 2, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.