Комментарий к постановлению Пленума Верховного Суда РФ
от 28 декабря 2006 г. N 64
"О практике применения судами уголовного законодательства
об ответственности за налоговые преступления"
В Уголовном кодексе есть ряд статей, посвященных ответственности за налоговые преступления. В опубликованном постановлении Верховный Суд дал рекомендации судам по применению этих статей при рассмотрении "налоговых" дел. В частности, Суд указал, какие деяния и при каких условиях нужно считать налоговыми преступлениями. Также он разъяснил, кого можно привлекать за них к ответственности.
Уклонение от уплаты налогов
Одним из налоговых преступлений, указанных в Уголовном кодексе, является уклонение от уплаты налогов. Как пояснил Верховный Суд, такое уклонение может быть как в форме действия, так и бездействия. Как действие оно проявляется в умышленном искажении данных налоговых деклараций и других документов. Как бездействие - в неподаче названных бумаг. К "другим документам" в постановлении отнесли любые бумаги, на основании которых исчисляют и уплачивают налоги. В частности, для фирмы это - выписки из Книги покупок, копии журналов полученных и выставленных счетов-фактур, расчетные ведомости и т.д. Также Суд обозначил действия, которые можно считать искажением данных деклараций и иных документов. Это:
- неотражение доходов или объектов налога;
- уменьшение доходов;
- завышение налоговой себестоимости;
- искажение периода, за который отражают доходы, расходы и т.д.
Однако, как указали судьи, уклонение от уплаты налогов можно считать преступлением только при некоторых условиях.
Во-первых, оно должно быть умышленным. Неуплату же налогов по оплошности или ошибке преступной не считают.
Во-вторых, уклонение от уплаты налогов должно быть в крупном или особо крупном размере. И считать такие величины нужно за период в пределах трех финансовых лет подряд. Финансовый же год соответствует календарному (п. 12 Бюджетного кодекса). Заметим, что ранее по поводу периода расчета крупного (особо крупного) размера уклонения велись споры. Из формулировки "в пределах трех финансовых лет" было неясно, может ли период быть меньше, чем три года. Суд в постановлении разрешил споры. Он определил, что может. Поэтому умышленная неуплата налогов может подпадать под уголовную ответственность и по результатам, например, одного налогового периода - календарного года. При условии, что она составила крупный или особо крупный размер.
Напомним, по статье 199 Уголовного кодекса сумма крупного размера неуплаты налогов фирмы за период в пределах трех лет составляет:
- более 500 000 рублей, если доля неуплаты превышает 10 процентов от сумм налогов, подлежащих уплате;
- более 1 500 000 рублей.
А особо крупного уклонения за этот же срок:
- более 2 500 000 рублей, если доля неуплаты - свыше 20 процентов от суммы налогов, подлежащих уплате;
- более 7 500 000 рублей.
При расчете этих показателей нужно суммировать налоги и сборы, не уплаченные за период в пределах трех лет. Если же сроки уплаты налогов, сборов за период выходят за его рамки и истекли, то неперечисленные суммы также включают в расчет крупного (особо крупного) размера.
В опубликованном документе судьи определили и тех, кто может быть виновником рассматриваемого преступления. При уклонении от уплаты налогов фирмы это могут быть: ее руководитель; главный бухгалтер; иное лицо, уполномоченное подписывать налоговую отчетность.
Кроме того, пособниками преступления могут признавать и других работников фирмы. Например, оформлявших "искаженные" первичные документы.
К ответственности за неуплату налогов могут привлечь:
- непосредственных организаторов;
- лиц, содействовавших преступлению советами, указаниями, - как подстрекателей;
- лиц, склонивших к неуплате налога руководителя или главбуха, как пособников.
Невыполнение обязанностей агента
В Уголовном кодексе предусмотрена также ответственность за невыполнение обязанностей налогового агента. То есть обязанностей по исчислению, удержанию, перечислению налогов в бюджет за другое лицо. Но признают такие нарушения преступлением, только если:
- агент не перечислил сумму налогов в крупном или особо крупном размере;
- их совершили из корыстных побуждений.
При расчете крупных и особо крупных сумм неперечисления нужно руководствоваться опять же статьей 199 Уголовного кодекса.
Личный же интерес, как указали в постановлении судьи, может быть:
- в виде неперечисленных денег;
- в нематериальной форме, а именно: в продвижении по карьерной лестнице, желании получить взаимную услугу и т.д.
Если же неисполнение обязанностей агента не связано с извлечением выгоды, то считать его преступлением нельзя. Причем, как уточнил Суд, даже в случае, если размер нарушения является крупным или особо крупным.
Судьи также отметили, что виновным в невыполнении обязанностей налогового агента - фирмы нужно считать того, на кого в компании возложено исчисление, удержание и перечисление налогов. Им может быть руководитель фирмы, главбух, или иной сотрудник.
Сокрытие имущества от взыскания налога
Рекомендации Суда коснулись и применения ответственности за сокрытие денег или другого имущества от взыскания с них недоимки по налогам. Повинным в таком преступлении в компании может быть ее собственник, руководитель или другое лицо, уполномоченное распоряжаться имуществом фирмы. Но привлечь их к уголовной ответственности можно, только если размер сокрытия крупный. То есть от взыскания недоимки (без учета задолженности по пеням, штрафам) скрыли имущество на сумму более 250 000 рублей. При этом, как указали судьи, взыскиваемая сумма может быть равной или большей суммы сокрытия.
Л.П. Медведева,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 2, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.