город Омск |
|
|
Дело N А46-891/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-4585/2010)
закрытого акционерного общества "Управление производственно-технологической комплектации "Агростройкомплект"
на решение Арбитражного суда Омской области от 04.05.2010
по делу N А46-891/2010 (судья Чернышёв В.И.),
принятое по иску Главного управления по земельным ресурсам Омской области
к закрытому акционерному обществу "Управление производственно-технологической комплектации "Агростройкомплект",
при участии третьих лиц: закрытого акционерного общества "Офисный комплекс "Каскад", закрытого акционерного общества "Торговый центр "Каскад", общества с ограниченной ответственностью "Управление капительного строительства "АСК",
о внесении изменений в договор аренды,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Управление производственно-технологической комплектации "Агростройкомплект" - Грабовецкая М.А., предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 01.03.2010 сроком действия 6 месяцев;
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - Сотникова Н.В., предъявлено удостоверение, по доверенности N 06/11332 от 29.12.2009 сроком до 31 12.2010;
от закрытого акционерного общества "Офисный комплекс "Каскад" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от закрытого акционерного общества "Торговый центр "Каскад" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Управление капительного строительства "АСК" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Главное управление по земельным ресурсам Омской области (далее - истец, Управление, ГУЗР) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управление производственно-технологической комплектации "Агростройкомплекс" (далее по тексту - ООО "Агростройкомплекс"), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытого акционерного общества "Торговый центр "Каскад" (ЗАО "Торговый центр "Каскад"), закрытого акционерного общества "Офисный комплекс "Каскад" ЗАО "Офисный комплекс "Каскад"), общества с ограниченной ответственностью "УКС АСК" (ООО "УКС АСК") о внесении изменений в пункт 2.1 договора, изложив его в следующей редакции: "Размер арендной платы за предоставленный земельный участок определяется согласно расчету арендной платы и составляет 428 963 руб. 14 коп. в месяц", а также о внесении изменений в приложение к договору аренды земельного участка N Д-Ц-13-5555 от 12.04.2005 "расчет арендной платы за аренду земельного участка" с изложением его в следующей редакции: "Расчет арендной платы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске". Размер ежемесячной арендной платы за предоставленный в аренду земельный участок рассчитывается в соответствии с пунктом 3 положения, являющегося приложением к постановлению Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, рассчитывается по формуле Аn =Кс х Can/12, где:
Аn - размер ежемесячной арендной платы, Кс - кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы (для земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 01:0045 - 343 170 512,91 руб.), Can - ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,015 (приложение N 1 к постановлению Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п), 12- количество месяцев в году,
Аn = 343 170 512,91 х 0,015/12 = 428 963,14 рублей.".
Определением Арбитражного суда Омской области от 01.04.2010 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управление производственно-технологической комплектации "Агростройкомплект" на закрытое акционерное общество "Управление производственно - технологической комплектации "Агростройкомплект" (далее - ответчик, ЗАО "УПТК "АСК", Общество).
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.05.2010 по делу N А46-891/2010 требования, заявленные Управлением, удовлетворены.
Кроме того, суд первой инстанции взыскал с Общества в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что сторонами при заключении договора аренды N Д-Ц-13-5555 была установлена возможность изменения порядка расчета арендной платы при принятии нормативных актов, изменяющих значение величин, участвующих в расчете арендной платы. В данном случае такое изменение связано с принятием Постановления Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п "Об утверждении положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске".
Не согласившись с указанным судебным актом, ЗАО "УПТК "АСК" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 04.05.2010 по делу N А46-891/2010 отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало, что, во-первых, арендная плата не является регулируемой ценой, которую можно считать тарифом либо расценкой, а потому арендная плата должна оплачиваться по цене, согласованной сторонами. Во-вторых, податель апелляционной жалобы считает, что действие Постановления Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления данного нормативного акта в законную силу. Кроме того, в апелляционной жалобе указано, что спорный земельный участок в настоящее время используется частично на праве собственности ЗАО "ОК "Каскад" и ЗАО "ТЦ "Каскад".
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции считает незаконным и подлежащим отмене.
Кроме того, от Общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения настоящей апелляционной жалобы на том, основании, что 21.07.2010 Управлением федеральной антимонопольной службы по Омской области вынесено решение об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены постановления Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007.
Судом апелляционной инстанции данное ходатайство отклонено, поскольку апелляционный суд посчитал, что указанные Обществом обстоятельство не является основанием для отложения судебного заседания по настоящему делу.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, указав, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
ЗАО "Торговый центр "Каскад", ЗАО "Офисный комплекс "Каскад", ООО "УКС АСК", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания и письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу Общества в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 12.04.2005 между Департаментом недвижимости Администрации города Омска (арендодатель) и ЗАО "Управление производственно-технологической комплектации "Агростройкомплекс" (арендатор) подписан договор аренды земельного участка N Д-Ц-13-5555.
Согласно указанному договору, акту приема-передачи к нему арендодатель передал во временное пользование арендатору земельный участок, относящийся к категории земель поселений, в границах города Омска, общей площадью 20 049,00 м.кв., с кадастровым номером 55:36:09 02 01:0045, расположенный по адресу: г. Омск, пр-т Маркса, дом 24, в ЦАО, для общественно-деловых целей под строение (незавершенное строительством нежилое строение).
На момент заключения договора аренды N Д-Ц-13-5555 полномочиями по предоставлению в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Положения о Департаменте недвижимости администрации г. Омска, утвержденного Постановлением Мэра города Омска от 17.04.2000 N 186-п, был наделен Департамент недвижимости администрации г. Омска.
Согласно статье 4 и пункту 6.1 статьи 5 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (в ред. от 06.06.2006) с 1 июля 2006 года принятие решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске отнесено к полномочиям органов исполнительной власти.
Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95 создано Главное управление по земельным ресурсам Омской области, являющееся с 01 июля 2006 года специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере управления и распоряжения земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подпунктом 8 и 16 пункта 8 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95, Главное управление по земельным ресурсам Омской области наделено функциями выступать стороной по договорам аренды в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления платежей за предоставленные земельные участки.
Таким образом, с 01.07.2006 права и обязанности арендодателя по рассматриваемому договору аренды перешли к истцу.
Предоставленный на праве аренды по договору N Д-Ц-13-5555 от 22.06.2005 земельный участок (кадастровый номер 55:36:09 02 01:0045) относится к не разграниченным землям государственной собственности.
В силу пункта 2.1 указанного договора величина арендной платы определяется ежемесячно расчетным путем согласно расчету арендной платы, приведенному в приложении к договору.
Расчет арендной платы за аренду земельного участка согласно отмеченному приложению осуществляется в соответствии с постановлением Мэра г. Омска от 19.04.2004 N 130-П "О ценовом зонировании и порядке расчета ставок арендной платы за землю и поправочных коэффициентов к ним на территории г. Омска": Ар= Б*К1*К2*Кn*S/12, где: Б - базовая ставка арендной платы, К1 - коэффициент способа использования земельного участка, К2 - коэффициент категории арендатора, Кn = Кn-1*К - коэффициент увеличения арендной платы, действующий в текущем году, рассчитываемый как произведение поправочных коэффициентов (К), устанавливаемых соответствующими федеральными правовыми актами на очередной календарный год; где n - соответствующий календарный год, S - общая площадь земельного участка, 12 - количество месяцев в году.
Согласно пункту 2.2 отмеченного договора в течение первого месяца действия настоящего договора величина арендной платы составляет 32 068 руб. 38 коп. за 1 месяц. В течение всего срока действия договора арендатор самостоятельно осуществляет расчет арендной платы, исходя из расчета арендной платы, приведенного в приложении к настоящему договору, с учетом уведомлений об изменении величин, используемых в расчете.
Как следует из пункта 5.1 названного договора, арендодатель имеет право вносить изменения и дополнения в договор в случае внесения таковых в действующее законодательство и нормативные акты г. Омска.
Руководствуясь пунктом 5.1 договора, 09.12.2009 (за исх. N 0201/10628) Главное управление по земельным ресурсам Омской области направило в адрес ответчика соглашение о внесении изменений в договор аренды N Д-Ц-13-5555 от 12.04.2005, зарегистрированный 22.06.2005, согласно которому истец уведомил Арендатора о необходимости внесения изменений договор, а также в приложение к нему - расчет арендной платы за аренду земельного участка в связи с вступлением в силу с 13.11.2008 Положения, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п.
Данное письмо получено ответчиком 11.12.2009, что подтверждается почтовым уведомлением N 27 48845 4 с отметкой о вручении.
Исходя из текста искового заявления, Управление просит изложить содержание пункта 2.1 договора N Д-Ц-13-5555 следующим образом: "Размер арендной платы за предоставленный земельный участок определяется согласно расчету арендной платы и составляет 428 963,14 рублей в месяц".
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, устанавливается иной порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске, согласно которому размер ежемесячной арендной платы за данный земельный участок составляет 428 963, 14 рублей в месяц и определяется по формуле:
Аn =Кс х Can/12, где:
Аn - размер ежемесячной арендной платы;
Кс - кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы (для земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 01:0045 - 343 170 512,91 руб.
Can - ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,015 (приложение N 1 к постановлению Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п)
Таким образом, размер ежемесячной арендной платы по настоящему договору определяется по формуле Аn = 343 170 512,91 х 0,015/12 = 428 963,14 руб.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле документы, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что арендная плата за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи, при этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Согласно пункту 10 статьи 3 данного Федерального закона, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положением об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, установлен порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что Правительство Омской области как орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в соответствии с представленными ему полномочиями и функциями установить порядок определения цены аренды земли.
Договором аренды земельного участка N Д-Ц-13-5555 установлено, что при принятии нормативных актов, изменяющих значение величин, участвующих в расчете арендной платы, новые значения этих величин используются в расчете с указанного в данных актах момента (если такой момент в актах не указан - с момента вступления этих актов в законную силу) (пункт 5.1 Договора).
Таким образом, условиями договора аренды земельного участка N Д-Ц-13-5555 прямо предусмотрена возможность изменения его положений, что имеет место быть в рассматриваемом случае.
Кроме того, возможность установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, прямо предусмотрена пунктом 10 статьи 3 Федерального от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерном изменении судом первой инстанции условий договора аренды N Д-Ц-13-5555 в части порядка установления размера арендной платы.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика и третьих лиц о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 01:0045 как объекта арендных отношений, в связи с перспективой заключения отдельных договоров с собственниками объектов недвижимости, на основании следующего.
Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, согласно имеющемуся в материалах дела письму ответчика от 09.04.2010 исх. 1-01-775 ЗАО "УПТК "АСК" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 01:45 площадью 20049 кв.м. на основании договора аренды N Д-Ц-13-5555. В соответствии с постановлением Мэра г. Омска от 03.06.2005 N 272-п были введены в эксплуатацию два объекта недвижимости - офисный комплекс "Каскад" и торговый центр "Каскад".
Как верно указал суд первой инстанции, в связи с появлением на земельном участке с кадастровым номером 55:36:09 02 01:0045 новых собственников объектов недвижимости во исполнение предписания Управления Роснедвижимости по Омской области N 79 от 07.04.2009 об устранении нарушений земельного законодательства, было проведено межевание, в результате которого данный земельный участок раздел?н в соответствии с фактическим использованием на следующие участки: 55:36:090201:45:ЗУ1 - земельный участок незавершенного строительства площадью 6231 кв.м. 55:36:090201: 45:ЗУ2 - земельный участок для общественно-деловых целей под строение (для размещения офисных зданий) площадью 1322 кв.м., 55:36:090201: 45:ЗУ3 - земельный участок для общественно-деловых целей под строение (для размещения объектов торговли) площадью 7078 кв.м., 55:36:090201: 45:ЗУ4 - земельный участок для общественно-деловых целей под строение (для размещения некоммерческой парковки офисной части) площадью 775 кв.м., 55:36:090201: 45:ЗУ5 - земельный участок для общественно-деловых целей под строение (для некоммерческой парковки объектов торговли) площадью 3053 кв.м., 55:36:090201: 45:ЗУ6 - земельный участок для общественно-деловых целей под строение площадью 1590 кв.м.
Как установлено судом первой инстанции, в настоящее время ЗАО "УПТК "АСК" фактически пользуется только одним земельным участком с кадастровым номером 55:36:090201:2067 площадью 6 231 кв.м.
По мнению ответчика, земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 01:0045 прекратил свое существование в качестве объекта аренды, поскольку в настоящее время из него сформировано шесть новых земельных участков, соответственно, изменения в этот договор не могут быть внесены. Однако данные выводы ответчика не основаны на нормах права, а потому не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Следовательно, является верным вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 01:0045 прекратит свое существование лишь с даты государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки.
В настоящее время предметом договора аренды N Д-Ц-13-5555 является именно земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 01:0045. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, договорные отношения по поводу вновь образованных земельных участков не возникали.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 01:0045 не прекратил своего существования и является действующим объектом арендных отношений согласно договору аренды N Д-Ц-13-5555 от 12.04.2005, в силу чего требования Управления о внесении изменений в договор аренды N Д-Ц-13-5555 от 12.04.2005 являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 2 000 руб. относятся на ее подателя, то есть на ЗАО "УПТК "АСК".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 04.05.2010 по делу N А46-891/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-891/2010
Истец: Главное Управление по земельным ресурсам Омской области
Ответчик: Закрытое акционерное общество "Управление производственно - технологической комплектации "Агростройкомплект", закрытое акционерное общество "Управление производственно-технологической комплектации "Агростройкомплект"
Третье лицо: закрытое акционерное общество Офисный центр "Каскад", общество с ограниченной ответственностью " Управление капительного строительства "АСК", закрытое акционерное общество Торговый центр "Каскад", общество с ограниченной ответственностью " Управление капительного строительства "АСК"
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4585/2010