город Омск |
|
|
Дело N А46-1972/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотовой Л.А.
судей Кливера Е.П., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-4689/2010)
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области,
на решение Арбитражного суда Омской области от 04.05.2010
по делу N А46-1972/2010 (судья Храмцов К.В.),
по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области,
о признании отказов в государственной регистрации ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, незаконными и обязании зарегистрировать ограничения прав, установленные решением о резервировании земель,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Зиняковой А.С. (паспорт серия 52 04 N 934617 выдан 07.06.2004, по доверенности N 342 от 11.01.2010 сроком действия по 31.12.2010);
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Кузнецова С.Л. (паспорт серия 52 02 N 809938 выдан 09.02.2002, по доверенности N 09/49704 от 06.11.2009 сроком действия 1 год);
от Васенина Константина Андреяновича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Дзвинчук Николая Васильевича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 04.05.2010 по делу N А46-1972/2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент), признал незаконными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление) в государственной регистрации ограничений прав на земельные участки, изложенные в сообщениях от 27.11.2009 N 01/247/2009-479, от 01.12.2009 N 01/250/2009-424, как несоответствующие Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области произвести государственную регистрацию ограничений прав на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:07 04 01:3127, 55:36:07 04 03:2830, установленные постановлением Администрации города Омска от 23.09.2009 N 737-п "О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска" в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании заявлений от 30.10.2009 N 01/247/2009-479 и от 03.11.2009 N 01/250/2009-424.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на отсутствие оснований у регистрирующего органа для отказа в государственной регистрации ограничения права в виде резервирования земельных участков.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на неправильное применение положений ст. 49, 70.1 Земельного кодекса РФ п.10 Положения л резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 561, ст. 280 ГК РФ.
Как следует из содержания жалобы, из вышеприведенных совокупности норм, регламентирующих отношения по резервированию и изъятию, следует, что резервирование должно предшествовать изъятию земельного участка, что исключает возможность государственной регистрации резервирования при наличии в Государственном реестре актуальной записи об изъятии земельного участка, произведенной на основании соответствующего распоряжения Администрации г. Омска.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу, с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса судебное заседание проведено в отсутствие Васенина Константина Андреяновича и Дзвинчук Николая Васильевича, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает решение Арбитражного суда Омской области от 04.05.2010 по делу N А46-1972/2010 законным и обоснованным.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска пояснил, что решение о резервировании и решение об изъятии приняты в отношении одного и того же земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
В целях размещения автомобильной дороги местного значения Администрацией города Омска приняты решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:07 04 01:3127, площадью 300 кв.м., с местоположением: город Омск, улица Орджоникидзе, дом 87, в Центральном административном округе города Омска, с разрешенным использованием: для жилищных нужд, и земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:07 04 03:2830, площадью 566 кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, улица 1-я Северная угол улицы Орджоникидзе, дом 51/96, в Центральном административном округе города Омска, с разрешенным использованием: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, оформленные соответственно постановлением Администрации города Омска от 04.08.2009 N 611-п и постановлением Администрации города Омска от 16.09.2009 N 722-п.
Кроме того, в целях размещения автомобильной дороги местного значения Администрацией города Омска принято решение о резервировании для муниципальных нужд сроком на семь лет земель по улице Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска, оформленное постановлением Администрации города Омска от 23.09.2009 N 737-п. Данным решением ограничены права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в возведении жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений, в проведении оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, строительстве прудов и иных водных объектов на земельных участках, которые расположены в границах резервируемых земель, согласно прилагаемому к постановлению перечню кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель для муниципальных нужд по улице Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска. В указанном перечне кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, значатся, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:07 04 01:3127, 55:36:07 04 03:2830.
Распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 04.12.2009 N 5498-р в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области безвозмездно передан земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, с кадастровым номером 55:36:07 04 01:3127, площадью 300 кв.м., местоположение которого установлено по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 87, для размещения автомобильной дороги местного значения.
При обращении заявителя в управление с заявлениями о государственной регистрации ограничений (обременений) прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:07 04 01:3127, 55:36:07 04 03:2830 в виде резервирования для муниципальных нужд, регистрирующим органом ему было отказано в регистрации на основании абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (сообщения УФРС по Омской области от 27.11.2009 N 01/247/2009-479 и от 01.12.2009 N 01/250/2009-424).
Считая, что отказы регистрирующего органа в государственной регистрации ограничений прав не соответствует действующему законодательству, Департамент обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные по следующим основаниям.
Как верно установлено судом первой инстанции, и следует из сообщений Управления от 27.11.2009 N 01/247/2009-479, от 01.12.2009 N 01/250/2009-424, основаниями для отказа в государственной регистрации ограничений (обременений) прав в виде резервирования для муниципальных нужд спорных земельных участков явился вывод регистрирующего органа о наличии противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, поскольку 05.11.2009 были зарегистрированы ограничения (обременения) прав на вышеуказанные земельные участки на основании постановлений Администрации города Омска от 04.08.2009 N 611-п и от 16.09.2009 N 722-п.
Кроме того, в оспариваемых отказах в государственной регистрации регистрирующий орган со ссылкой на пункт 10 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", указал, что действие ограничений прав, установленное решением о резервировании, прекращается изъятием в установленном порядке, в том числе, путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Таким образом, для установления правомерности отказов Управления, необходимо установить наличие противоречий между одновременной регистрацией в отношении одного объекта ограничения в виде как резервирования, так и изъятия земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 6 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (пункт 4 указанной статьи).
Правовые последствия государственной регистрации решения об изъятии земельного участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе земельного участка предусмотрены статьей 280 Гражданского кодекса Российской Федерации и связаны с возможностью отнесения на собственника соответствующего земельного участка при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.
В статье 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из пункта 1 статьи 49, пунктов 1, 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель может осуществляться, в том числе в случаях, связанных с размещением автомобильных дорог местного значения для муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Таким образом, из приведенных норм следует, что изъятие и резервирование земельного участка, являются двумя отдельными видами ограничения прав собственности.
В связи с изложенным судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что регистрация такого ограничения как резервирование может только предшествовать регистрации ограничения - изъятие, а не наоборот, как усматривается в рассматриваемом случае, поскольку данный довод не основан на нормах действующего права.
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 9 указанного положения).
Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" под ограничением (обременением) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Из изложенных выше норм права суд первой инстанции правомерно сделал вывод, что решение уполномоченного органа местного самоуправления об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, равно как и ограничения прав, установленные решением о резервировании земель, подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в качестве ограничений (обременений) прав на соответствующие земельные участки.
Таким образом, обременение в виде резервирования вышеуказанных земельных участков, возникшее на основании постановлением Администрации города Омска от 23.09.2009 N 737-п "О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска", подлежало государственной регистрации.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заинтересованного лица о том, что суд первой инстанции неправомерно не принял во внимание его довод со ссылкой на пункт 10 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", о том, что действие ограничений прав, установленное решением о резервировании, прекращается изъятием в установленном порядке, в том числе, путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в рассматриваемом случае, к моменту обращения в регистрирующий орган процедура изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:07 04 01:3127, 55:36:07 04 03:2830, предусмотренная статьями 279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации, не завершена, соглашение о выкупе данных участков не заключалось, решение суда об их выкупе не принималось. В связи с чем, оснований для применения вышеуказанной нормы пункта 10 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Пунктом 10 Положения установлено, что действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:
а) истечение указанного в решении срока резервирования земель;
б) предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
в) отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;
г) изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
д) решение суда, вступившее в законную силу.
При этом пп. г п. 10 Положения, указывает именно на изъятие в установленном порядке земельного участка, что свидетельствует именно о переходе права собственности на земельный участок, а не о начале процедуры изъятия.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами при обращении за государственной регистрацией ограничения прав на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:07 04 01:3127, 55:36:07 04 03:2830, установленные постановлением Администрации города Омска от 23.09.2009 N 737-п "О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска" по смыслу абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" из материалов дела не усматривается.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Управление при подаче апелляционной жалобы не платило государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.05.2010 по делу N А46-1972/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1972/2010
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: Управаление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Управаление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: Васенин Константин Андреянович, Дзвинчук Николай Васильевич, Васенин Константин Андреянович, Дзвинчук Николай Васильевич
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4689/2010