город Омск |
|
|
Дело N А46-24075/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Кливера Е.П., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-5073/2010)
Департамента имущественных отношений Администрации города Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 20.05.2010
по делу N А46-24075/2009 (судья Голобородько Н.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибрегион"
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Главному управлению по земельным ресурсам Омской области,
при участии третьего лица: Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области,
о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Пилипенко П.П. по доверенности N 04/24188 от 02.08.2010 сроком действия 1 год (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
от общества с ограниченной ответственностью "Сибрегион" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибрегион" (далее - ООО "Сибрегион", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просило:
- признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившееся в несвоевременной передаче необходимых документов в Управление федеральной регистрационной службы по Омской области для снятия обременения и исключения записи из Единого государственного реестра прав о регистрации договора аренды от 28.03.2001;
- обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска после погашения регистрационной записи N 55-01/00-13/2001-31119 по договору аренды от 28.03.2001 (зарегистрирован 14.05.2001) передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области необходимые документы, подтверждающие снятие обременения с земельного участка с кадастровым номером 55:36:21 02 03 01 01:002:0001;
- обязать Главное управление по земельным ресурсам Омской области принять решение о предоставлении ООО "Сибрегион" земельного участка, расположенного по адресу: город Омск, улица 10 лет Октября, 180 А в Центральном административном округе города Омска, в аренду с последующей регистрацией договора аренды в установленном законом порядке.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.05.2010 по делу N А46-24075/2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с решением суда первой инстанции не согласился и обжаловал его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Согласно сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области от 21.10.2008 N 01/171/2008-2840 в Едином государственном реестре прав содержалась запись о регистрации договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 55:36:21 02 03 01 01:002:0001. Поскольку земельный участок, на который претендовал заявитель, был обременен правами третьих лиц, Главное управление по земельным ресурсам Омской области не имело возможности утвердить вышеназванный акт о выборе земельного участка для ООО "Сибрегион".
В связи с выявленными обстоятельствами Главное управление по земельным ресурсам Омской области обратилось в департамент имущественных отношений Администрации города Омска с просьбой о снятии обременения земельного участка с кадастровым номером 55:36:21 02 03 01 01:002:0001 (письмо Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 02.02.2009 N 0402/604).
Поскольку до ноября 2009 года обременение не было снято и решение в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации не было принято, ООО "Сибрегион" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела установил, что на испрашиваемый земельный участок имеются обременения, сведения о которых должны быть исключены регистрационным органом из Единого государственного реестра прав на основании заявления департамента имущественных отношений Администрации города Омска (договор аренды земельного участка N Д-Ц-2-31-2713, заключенный между департаментом имущественных отношений и ООО "Компания "Авто-родео").
Также судом первой инстанции установлено, что департамент несвоевременно передал необходимые документы в Управление Федеральной регистрационной службы для снятия обременения и исключения соответствующей записи. Данные обстоятельства были расценены судом как то, что департамент имущественных отношений Администрации города Омска препятствовал ООО "Сибрегион" в реализации его права на заключение договора аренды земельного участка.
По таким основаниям, суд посчитал необходимым обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области документы, подтверждающие снятие обременения с земельного участка с кадастровым номером 55:36:21 02 03 01 01:002:0001; а Главное управление по земельным ресурсам Омской области - принять соответствующее решение по заявлению ООО "Сибрегион" N 0402/1773 от 17.10.2007.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с решением суда первой инстанции не согласен, считает, что судом неправильно применены нормы гражданского и земельного законодательства, а также, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что департамент имущественных отношений не уклонялся от действий по регистрации прекращения обременения на испрашиваемый заявителем земельный участок (департамент на основании обращения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 29.05.2008 N 09/8571 подал в Управление Федеральной регистрационной службы соглашение на государственную регистрацию, однако, 04.05.2009 департаментом был получен отказ в государственной регистрации, о чем Главное управление по земельным ресурсам Омской области было надлежащим образом уведомлено письмом от 27.08.2009).
Кроме того, департамент имущественных отношений Администрации города Омска считает, что он не обладает какими-либо правами и обязанностями, вытекающими из договора аренды спорного земельного участка, в отношении которого должна быть исключена запись из Единого государственного реестра прав (договор аренды земельного участка N Д-Ц-2-31-2713, заключенный между департаментом имущественных отношений и ООО "Компания "Авто-родео"). Данный довод обоснован нормами Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" в соответствии с которыми арендодателем по договору аренды земельного участка с 2006 года является Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
Более того, как указывает департамент имущественных отношений Администрации города Омска, на момент вынесения судебного акта была произведена регистрация соглашения к договору аренды, обременение в отношении спорного земельного участка было снято. Таким образом, признание незаконным бездействие департамента не восстанавливает права и законные интересы заявителя, поскольку объективно отпали обстоятельства, препятствующие к их осуществлению.
Отзывы на апелляционную жалобу от участвующих в деле лиц не поступили.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участи представителя департамента имущественных отношений Администрации города Омска, поддержавшего доводы в пользу отмены решения суда первой инстанции.
ООО "Сибрегион", Главное управление по земельным ресурсам Омской области и Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, надлежащим образом уведомленные о рассмотрении дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении дела не заявили.
По правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание апелляционного суда проведено при названной явке представителей и при непредставлении отзывов на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя департамента имущественных отношений администрации города Омска, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции установлено и участвующими в деле лицами не опровергается, что ООО "Сибрегион" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения станции технического обслуживания по предпродажной подготовке автомобилей в Центральном административном округе города Омска по улице 10 лет Октября.
Однако, Главным управлением поземельным ресурсам Омской области акт о выборе земельного участка не утвержден по причине нахождения в Едином государственном реестре прав записи обременении земельного участка.
А именно, из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок ранее по договору N Д-Ц-2-31-2713 от 28.03.2001 был предоставлен в аренду ООО Компания "Авто-родео". В соответствии с условиями пункта 9.2 договора данный договор был зарегистрирован в Учреждении юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в мае 2001 года и вступил в силу с момента его государственной регистрации.
В июне 2003 года между сторонами было подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N Д-Ц-2-31-2713 о расторжении указанного договора аренды с 01.11.2002 в связи с заключением нового договора аренды.
Поскольку в пункте 9.2 договора стороны предусмотрели, что он вступает в силу с момента его государственной регистрации в Учреждении юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и указанное условие договора было исполнено сторонами, соглашение о расторжении договора также подлежало регистрации в Учреждении юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Однако, соглашение о расторжении договора аренды земельного участка N Д-Ц-2-31-2713 в установленном порядке зарегистрировано не было, в связи с чем в Едином государственном реестре прав сохранялась запись об обременении испрашиваемого ООО "Сибрегион" земельного участка действующим договором аренды N Д-Ц-2-31-2713, заключенным между департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и ООО "Компания "Авто-родео".
Кроме того, решением Арбитражного суда Омской области от 23.09.2008 по делу N А46-6353/2008 ООО "Компания "Авто-родео" было признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
Определением арбитражного суда от 03.11.2009 конкурсное производство в отношении ООО "Компания "Авто-родео" было завершено, что явилось основанием для внесения 24.11.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации ООО "Компания "Авто-родео".
Таким образом, из материалов дела следует, что имеющееся обременение земельного участка, на который претендует заявитель, потеряли свою актуальность по причине расторжения договора и ликвидации стороны этого договора.
В силу пункта 17 "Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" утвержденных Постановлением правительства российской Федерации от 18.02.1998 N 219, при прекращении права соответствующая запись Единого государственного реестра прав погашается.
В соответствии с пунктом 22 Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 06.08.2004 N 135, государственная регистрация прекращения и расторжения договора аренды осуществляется посредством погашения регистрационных записей в подразделах III-4 и III-1 Единого государственного реестра прав в порядке, установлено разделом VI Правил ведения Единого государственного реестра прав. Кроме того, пунктом 23 названной Инструкции предусмотрено, что внесение в единый государственный реестр прав указанных в пункте 22 Инструкции записей, в том числе погашение регистрационных записей, производится на основании заявления, которое может быть подано одной из сторон.
Следовательно, департамент имущественных отношений Администрации города Омска как сторона договора аренды земельного участка должна была обратиться в регистрационный орган с заявлением о прекращении записи об обременении земельного участка.
Как следует из материалов дела, департаментом имущественных отношений не было принято надлежащих мер для снятия обременения с вышеуказанного земельного участка.
Доводы департамента о том, что он неоднократно обращался в регистрационную службу с соответствующим заявлением не могут быть приняты.
В материалы арбитражного дела представлены:
- письмо Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области от 04.05.2009 N 46, в котором указано на отказ в регистрации (прекращении обременений) по заявлению департамента. Основанием для отказа послужило неполное представление документов;
- уведомление Федеральной регистрационной службы по Омской области от 19.03.2010 N 01/071/2010-789 о приостановлении регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором также указано непредставление должных документов для прекращения регистрационной записи об аренде на государственную регистрацию.
Таким образом, из материалов дела следует, что департамент имущественных отношений несвоевременно (соглашение о расторжении договора N Д-Ц-2-31-2713 подписано в 2003 году и данное соглашение должно было пройти процедуру регистрации) и ненадлежащим образом обратился в регистрационный орган за совершением юридически значимых действий.
Как верно замечено судом первой инстанции, департаментом не было предпринято надлежащих мер для снятия обременения с вышеуказанного земельного участка.
Данное обстоятельство повлекло невозможность для заявителя реализовать свои права на приобретение земельного участка на праве аренды.
Следовательно, является верным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае департамент имущественных отношений Администрации города Омска, уклоняясь от государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды N Д-Ц-2-31-2713, заключенного с ООО "Компания "Авто-родео", препятствовал ООО "Сибрегион" в реализации его права на заключение договора аренды земельного участка.
По таким основаниям, следует поддержать решение суда первой инстанции о признании незаконным бездействия департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившегося в несвоевременной передаче необходимых документов в Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области для снятия обременения и исключения записи из Единого государственного реестра прав о регистрации договора аренды от 28.03.2001 N Д-Ц-2-31-2713.
Доводы департамента имущественных отношений Администрации города Омска о том, что в данном случае в регистрационную службу за снятием обременений должно было обратиться Главное управление по земельным ресурсам Омской области, поскольку к нему перешли права арендатора по договору с ООО "Авто-родео", суд апелляционной инстанции отклоняет.
На территории Омской области отношения по распоряжению землями, их охране и использованию урегулированы Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
В соответствии с данным Законом регулирование земельных отношений в Омской области осуществляют, в том числе специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, определяемый Губернатором Омской области либо органы местного самоуправления Омской области (статья 2).
Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95 "О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области" утверждено Положение о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, в соответствии с которым Главное управление является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, под которыми для целей настоящего Положения понимаются земельные участки, расположенные в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 20 статьи 5 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" специально уполномоченный орган выступает от имени Омской области стороной по договорам купли-продажи, аренды, безвозмездного срочного пользования и иным договорам в отношении земельных участков, находящихся в собственности Омской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в городе Омске, за исключением земельных участков, которые предоставляются для размещения на них временных объектов, для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, а также земельных участков, которые предоставляются для жилищного строительства, если предоставление земельного участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, Главное управление по земельным ресурсам Омской области может выступать арендодателем и истцом только в отношении следующих земельных участков:
- находящихся в собственности Омской области;
- государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в городе Омске.
Указанные нормативные положения означают, что в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации департаменту имущественных отношений необходимо доказать либо то, что предоставленный по договору от 28.03.2001 N Д-Ц-2-31-2713земельный участок находится в собственности Омской области либо то, что на этот земельный участок собственность не разграничена.
В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, апелляционный суд при разрешении рассматриваемого довода также учитывает то обстоятельство, что департамент имущественных отношений Администрации города Омска дважды самостоятельно обращался в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о прекращении ограничений на земельный участок. То есть, департамент в данном случае действовал как сторона договора аренды и лицо управомоченное выступать арендодателем в отношении спорного земельного участка.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Администрации города Омска указал, что на момент вынесения решения судебного акта была произведена регистрация соглашения к договору аренды, обременение в отношении спорного земельного участка было снято. Таким образом, как полагает податель жалобы, признание незаконным бездействие департамента не восстанавливает права и законные интересы заявителя, поскольку объективно отпали обстоятельства, препятствующие к их осуществлению.
Данная позиция не может быть воспринята апелляционным судом как основание для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку департаментом имущественных отношений не учтено, что судом первой инстанции:
во-первых, было признано незаконным бездействие департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившееся в несвоевременной передаче необходимых документов в Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области для снятия обременения и исключения записи из единого государственного реестра прав о регистрации договора аренды от 28.03.2001 N Д-Ц-2-31-2713;
а, во-вторых, на департамент имущественных отношений Администрации города Омска возложена обязанность передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области документы, подтверждающие снятие обременения с земельного участка с кадастровым номером 55:36:21 02 03 01 01:002:0001.
Иными словами, суд первой инстанции не налагал на подателя жалобы обязанности обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области для снятия обременения и исключения записи из единого государственного реестра прав о регистрации договора аренды от 28.03.2001 N Д-Ц-2-31-2713.
В связи с этим, а также учитывая вышеизложенные доводы, снятие обременений на момент вынесения судебного решения, не свидетельствует об отсутствии оснований для признания спорного бездействия недействительным, а равно об отсутствии оснований для обязания департамента передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области необходимые документы.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент имущественных отношений Администрации города Омска освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 20.05.2010 по делу N А46-24075/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Администрации города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-24075/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Сибрегион", Общество с ограниченной ответственностью "Сибрегион"
Ответчик: Главное Управление по земельным ресурсам Омской области, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5073/2010