город Омск |
|
|
Дело N А46-6674/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Кливера Е.П., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-5355/2010)
открытого акционерного общества "Иртышское пароходство"
на решение Арбитражного суда Омской области от 10.06.2010
по делу N А46-6674/2010 (судья Пермяков В.В.),
принятое по заявлению Омского линейного отдела Обь-Иртышское управление государственного морского и речного надзора ФСНСТ
к открытому акционерному обществу "Иртышское пароходство"
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Иртышское пароходство" - Саврун Н.М. по доверенности N 20-01-20 от 22.03.2010 сроком действия до 01.04.2011 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Омского линейного отдела Обь-Иртышское управление государственного морского и речного надзора ФСНСТ - Сильченко Г.А. по доверенности N ои.1-03-23/19 от 10.08.2010 сроком действия 1 год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации).
УСТАНОВИЛ:
Омский линейный отдел Обь-Иртышское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Обь-Иртышское УГМРН, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Иртышское пароходство" (далее - ОАО "ИРП", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении N 0202 от 17.05.2010.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.06.2010 по делу N А46-6674/2010 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
ОАО "ИПР" с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ОАО "ИРП" имеет лицензии ВВТ-1 N 014356 от 16.04.2008 на осуществление перевозок внутренним водным транспортом и ВВТ-3 N 013830 от 27.04.2007 на осуществление погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.
На основании распоряжения начальника управления - главного государственного инспектора госморречнадзора Васильева В.А. N 36 от 16.04.2010 административным органом в отношении общества была проведена внеплановая выездная проверка выполнения лицензионных требований и условий при перевозке внутренним водным транспортом грузов, контроля выполнения лицензионных требований и условий при погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, контроля соблюдения законодательства по вопросам обеспечения безопасности судоходства, безопасной эксплуатации приписанного флота и выполнения мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По результатам проверки составлен акт N 6 от 21.04.2010, в котором отражено, что проведенной проверкой установлен факт осуществления обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
- при осуществлении перевозок внутренним водным транспортом грузов, не согласован и не утвержден в установленном порядке план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (план ЛАРН), что является нарушением подпункта "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 490) Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240, Постановления правительства РФ от 21.08.2000 N 613 и приказа Министерства РФ по делам ГО И ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам, не согласован и не утвержден в установленном порядке план ЛАРН, что является нарушением подпункта "ж" пункта 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 490), Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240, Постановления правительства РФ от 21.08.2000 N 613 и приказа Министерства РФ по делам ГО И ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
По факту обнаруженных нарушений 17.05.2010 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 0202, которым действия (бездействия) ОАО "ИРП" были квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)).
На основании данного протокола в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Обь-Иртышское УГМРН обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "ИРП" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции установил состав меняемого обществу правонарушения, в связи с чем привлек его к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб. Доводы ОАО "ИПР" о принятии им всех мер, направленных на утверждение и согласование плана ЛАРН суд первой инстанции отклонил.
В апелляционной жалобе ОАО "ИРП" просит решение суда первой инстанции отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы общество указало, что им были предприняты все возможные меры по согласованию и утверждения плана ЛАРН, а именно: израсходованы значительные финансовые средства на приобретение аварийно-спасательного оборудования и технических средств, на проведение теоретической и практической подготовке экипажей судом и др.
Кроме того, общество в декабре 2008 года разработало и передало в Сибирский филиал ГЭП МЧС план ЛАРН; данный план был утвержден в июне 2009 года на 4 месяца (до 26.10.2009); обществу указано, что для получения плана ЛАРН сроком на 5 лет необходимо провести дополнительные совместные учения с МЧС; так как провести данные учения не представлялось возможным в межнавигационный период, совместные учения состоялись в мае 2010, после чего 01.06.2010 был утвержден ранее предоставленный ОАО "ИРП" план ЛАРН без каких-либо изменений и дополнений.
Из изложенных обстоятельств общество делает вывод об отсутствии в его действиях (бездействиях) вины в совершении правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административным органом представлены отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на необоснованность доводов, положенных в основание отмены судебного акта. Обь-Иртышское УГМРН полагает, что привлечение общества к административной ответственности было произведено правомерно.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участи представителей общества и административного органа, поддержавших доводы и возражения своих доверителей.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что вывод суда о наличии в действиях общества состава ему вменяемого правонарушения является правильным ввиду следующего.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом.
В соответствии с пунктами 59, 68 части 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке внутренним водным транспортом грузов и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте входят в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Порядок лицензирования деятельности по перевозке внутренним водным транспортом грузов, а также лицензионные требования и условия при осуществлении указанной деятельности определены в Положении о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 490.
Согласно пункту 4 названного Положения лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при перевозке грузов, являются, в том числе, наличие у лицензиата плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (подпункт "и").
Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, а также лицензионные требования и условия при осуществлении указанной деятельности определены в Положении о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 490.
Согласно пункту 5 названного Положения лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам, являются, в том числе, наличие у лицензиата плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (подпункт "ж").
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности, на момент проверки у ОАО "ИРП" отсутствовал план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействиях) общества события вменяемого правонарушения.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд апелляционной инстанции не усматривает каких-либо препятствий для исполнения обществом возложенных на него обязанностей по своевременному согласованию и утверждению плана ЛАРН.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о принятии ОАО "ИРП" всех зависящих от него мер.
Принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации определяют "Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 N 613.
Кроме того, общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, а также порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов определены Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (Приложение к Приказу МЧС России от 28.12.2004 N 621).
Как полагает апелляционный суд, в целях соблюдения лицензионных требований обществу следовало заблаговременно начать и выполнить процедуру разработки и согласования (утверждения) плана ЛАРН в установленном названными актами порядке, тем более, что данные акты не являются вновь принятыми и об обязанности утвердить и согласовать план ЛАРН обществу было известно.
Доводы о том, что Управление федеральной поддержки территорий МЧС России не согласовало разработанный в 2008 году план ЛАРН по причине необходимости проведения совместных учений, не может быть принят во внимание, поскольку обществом законность действий МЧС России в данной части оспорена не была. Более того, обществом добровольно были выполнены требования по проведению совместных учений. Однако, несвоевременное проведение совместных учений, в том числе повлияло на утверждение и согласование плана ЛАРН.
Таким образом, при надлежащей осмотрительности и заблаговременными действиями по утверждению и согласованию плана ЛАРН, общество могло создать все необходимые условия для недопущения нарушения нормативных актов о лицензировании.
В связи с этим, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ОАО "ИРП" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли, наказание обществу назначено в пределах санкции, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в минимальном размере.
На основании вышеизложенного, привлечение судом первой инстанции ОАО "ИРП" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ является правомерным, обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела и требованиям законодательства об административных правонарушениях. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по заявлениям административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.06.2010 по делу N А46-6674/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Иртышское пароходство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6674/2010
Истец: Омский линейный отдел Обь - Иртышское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: Открытое акционерное общество "Иртышское пароходство"
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5355/2010