город Омск |
|
|
Дело N А46-5800/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.
судей Еникеевой Л.И., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-5461/2010)
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 28 мая 2010 года
по делу N А46-5800/20105800/2010 (судья Глазков О.В.),
принятое по иску Министерства имущественных отношений Омской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области,
третьи лица: Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области; Государственное образовательное учреждение Омской области "Центр дополнительного образования детей и поддержки семьи",
о признании права собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:190302:9 и на земельный участок с кадастровым номером 55:36:190302:10,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области - представитель Пивоварова К.В. (удостоверение N 155 от 18.02.2010, доверенность N 37-Д от 09.02.2010 сроком действия до 31.12.2010);
от Министерства имущественных отношений Омской области - представитель Магденко А.Ю. (удостоверение N 179 от 27.03.2008, доверенность N 03/11385 от 30.12.2009 сроком действия до 31.12.2010);
от Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области - представитель не явился, извещено;
от Государственного образовательного учреждения Омской области "Центр дополнительного образования детей и поддержки семьи" - представитель не явился, извещено;
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Омской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее ответчик, податель жалобы) о признании права собственности Омской области: на земельный участок с кадастровым номером 55:36:190302:9, площадью 3580 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Севастопольская, д. 4; на земельный участок с кадастровым номером 55:36:190302:10, площадью 5520 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Севастопольская, д. 4.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.05.2010 по делу N А46-5800/2010 исковые требования Министерства имущественных отношений Омской области удовлетворены. Признано право собственности Омской области: на земельный участок с кадастровым номером 55:36:190302:9, площадью 3580 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Севастопольская, д. 4; на земельный участок с кадастровым номером 55:36:190302:10, площадью 5520 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Севастопольская, д. 4
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что истец не проявлял инициативы для передачи спорного объекта из федеральной собственности в собственность субъекта, не представил необходимый пакет документов.
По мнению подателя жалобы у истца отсутствует нарушенное право.
Министерство имущественных отношений Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области пояснил, что поддерживает решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, просит оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области (в настоящее время - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области) от 26.04.2006 N 214-р "О передаче имущества, относящегося к собственности Российской Федерации, в государственную собственность Омской области", согласно приложению N 1, в государственную собственность Омской области по акту приема-передачи передано имущество Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 54" (далее по тексту - ГОУ НПО Профессиональное училище N 54") (л.д. 22).
Согласно акту приема-передачи недвижимого имущества ГОУ НПО "Профессиональное училище N 54" б/н и б/д, в собственность Омской области передано, в том числе, здание училища - четырехэтажное строение с подвалом, общей площадью 2228,2 кв.м., литера В, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Севастопольская, д. 4 (л.д. 23-24).
Право собственности субъекта Российской Федерации - Омской области на вышеназванный объект зарегистрировано 28.06.2006, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 55 АВ N 231653 (л.д. 25).
Объект недвижимого имущества - здание училища - четырехэтажное строение с подвалом, общей площадью 2228,2 кв.м., литера В, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Севастопольская, д. 4, был закреплен на праве оперативного управления за ГОУ НПО Профессиональное училище N 54" (свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ N 446503 от 24.04.2007) (л.д. 26).
Распоряжением Правительства Омской области от 08.08.2007 N 135-рп "О реорганизации государственных учреждений Омской области в сфере образования" реорганизованы ГОУ НПО "Профессиональное училище N 54" и Государственное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования "Омский механико-технологический техникум" (далее по тексту - ГОУ СПО "Техникум") в форме присоединения училища к техникуму (л.д. 27).
Распоряжением Министерства образования Омской области от 08.11.2007 N 2271 "Об утверждении передаточного акта между ГОУ НПО "Профессиональное училище N 54" и ГОУ СПО "Техникум"" ГОУ СПО "Техникум" принял в оперативное управление здание училища - четырехэтажное строение с подвалом, общей площадью 2228,2 кв.м., литера В, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Севастопольская, д. 4. (свидетельство государственной регистрации права 55 АВ N 590517 от 24.12.2007) (л.д. 28-29).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 27.02.2008 N 240-р "Об изъятии и закреплении недвижимого имущества" указанное здание училища изъято из оперативного управления ГОУ СПО "Техникум" и закреплено на праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением Омской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" (л.д. 31-32).
Распоряжением Правительства Омской области от 05.03.2008 N 29-рп Государственное образовательное учреждение Омской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" переименовано в Государственное образовательное учреждение Омской области "Центр дополнительного образования детей и поддержки семьи" (л.д. 34).
Право оперативного управления за указанным учреждением зарегистрировано 15.09.2008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 55 АВ 745484 (л.д. 35).
Согласно постановлению Главы администрации города Омска от 29.06.1994 N 521-п "О предоставлении профессионально-техническому училищу N 54 хлебопродуктов в бессрочное пользование земельных участков, занимаемых учебным корпусом и спортивными площадками по ул. Севастопольская Кировского района", свидетельствам о праве бессрочного пользования NN Кр-П-8-269, КР-2-8-274, кадастровому паспорту земельного участка от 22.04.2009 N 5536/210/09-1044, право бессрочного пользования земельными участками с кадастровыми номерами 55:36:190302:9, 55:36:190302:10 принадлежит Профессионально-техническом училищу N 54 (л.д. 18-19).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии 55 АВ N 200536 и N 200544 на земельный участок площадью 3580 кв.м, с кадастровым номером 55:36:190302:9, представленный для учебного корпуса и спортивной площадки, расположенный относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Севастопольская, д. 4 и земельный участок площадью 5520 кв.м, с кадастровым номером 55:36:190302:10, представленный для учебного корпуса и спортивной площадки, расположенный относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Севастопольская, д. 4, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.10.2005 N 1602-р (л.д. 73-74).
Письмом от 09.07.2009 N 04/5518 Министерство имущественных отношений Омской области обращалось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области в Омской области с предложением внесения изменений в акты приема-передачи имущества, которое передавалось в собственность Омской области, путем включения в перечни земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости, находящиеся в собственности Омской области (л.д. 14-15).
Письмом от 28.07.2009 N ТУ - 9877 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области в Омской области отказало Министерству имущественных отношений Омской области во внесении изменений в акты приема-передачи имущества и предложено рассмотреть вопрос передачи в собственность Омской области земельных участков в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 (л.д. 13).
При обращении в Управление федеральной регистрационной службы по Омской области с заявлением о регистрации права собственности Омской области на спорные земельные участки, письмами от 29.03.2010 N N 06/9014, 06/9015 в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:190302:9, 55:36:190302:10 Министерству имущественных отношений Омской области было отказано, ввиду наличия противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами (в Едином государственном реестре прав имеется записи от 07.04.2006 о праве собственности на вышеуказанные земельные участки за Российской Федерацией), а также непредставлением необходимых документов в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (л.д. 44-47).
Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения Министерства имущественных отношений Омской области в суд с настоящим иском о признании права собственности Омской области: на земельный участок с кадастровым номером 55:36:190302:9, площадью 3580 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Севастопольская, д. 4; на земельный участок с кадастровым номером 55:36:190302:10, площадью 5520 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Севастопольская, д. 4.
Удовлетворение исковых требований явилось поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пункт 1 статьи 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно абзацу 5 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, в том числе, в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 а N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 30 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:190302:9, 55:36:190302:10, представленные для спортивной площадки и учебного корпуса (здания училища - четырехэтажное строение с подвалом, общей площадью 2228,2 кв.м., литера В, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Севастопольская, д. 4), принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов Земельного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним иных актов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев: отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка; отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав перечисленные выше правовые нормы, исследовав представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что спорные земельные участоки, в силу прямого указания закона, относятся к собственности субъекта Российской Федерации - Омской области.
Довод ответчика о том, что у истца отсутствует нарушенное право, отклоняется судом апелляционной инстанции как несоответствующий фактическим обстоятельствам спорного правоотношения.
Так, в соответствии со статьями 2, 4 АПК РФ, статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защиту нарушенных или оспоренных прав и законных интересов, в том числе субъектов Российской Федерации, осуществляет арбитражный суд.
Способы защиты гражданских прав указаны в статье 12 ГК РФ.
Таким образом, в данном случае имеет место нарушение прав субъекта Российской Федерации - Омской области, в связи с чем Министерство имущественных отношений Омской области является надлежащим истцом по настоящему арбитражному делу.
По мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28 мая 2010 года по делу N А46-5800/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5800/2010
Истец: Министерство имущественных отношений Омской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, Государственное образовательное учреждение Омской области "Центр дополнительного образования детей и поддержки семьи", Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области