Современное состояние и перспективы борьбы с криминальными взрывами
Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры по борьбе с незаконным оборотом оружия (НОО), проблема вооруженной преступности продолжает оставаться одной из актуальных. Совершение преступлений с использованием оружия, как правило, вызывает повышенный общественный резонанс. Кроме того, незаконное распространение взрывчатых веществ (ВВ) и взрывных устройств (ВУ) стало в настоящее время катализатором агрессивности и жестокости преступных проявлений. Незаконный оборот этих предметов и их использование преступниками способствуют обострению криминологической ситуации в стране, создают реальную угрозу государственной и общественной безопасности. Именно поэтому в Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что "для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь необходимо : перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступление из-за рубежа"*(1).
Следует отметить, что подобная ситуация сложилась не сама по себе, а вследствие распада Союза ССР в 1991 г., повлекшего резкое изменение общественно-политической и криминологической обстановки в России. Именно поэтому с начала 90-х гг. резко возросло количество преступлений террористического характера, в результате которых гибнут люди, причиняется огромный материальный и моральный вред гражданам, обществу и государству*(2). Приведенное суждение находит косвенное подтверждение в посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2005 г., 2006 г.), отметившего, что "укрепление правопорядка неотделимо от устранения источников террористической агрессии"*(3), "весьма значительной остается террористическая угроза. Причем существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем для практического применения сил - остаются локальные конфликты"*(4).
Возникновение и усиление угроз для национальной безопасности связано с существованием в современной России таких особо опасных преступлений, как бандитизм, похищения людей, захваты заложников, криминальные взрывы и убийства по найму. Особую опасность представляет терроризм. Указанные чрезвычайные обстоятельства криминального характера являются фоном и спутниками внутренних вооруженных конфликтов (ВВК), возникающих на почве межнациональных отношений и территориальных претензий. В целом по Российской Федерации за период с 1997-2004 гг. зарегистрировано 117 353 преступления террористического характера.
Если взять 50 наиболее крупных актов терроризма, совершенных в России с 1 января 2001 г. по 13 июля 2005 г., то в них пострадало 4656 человек, из них ранено 3358 человек и убито 1115 человек. Самые большие потери были в Беслане: 726 человек ранено, 338 убито и среди них множество детей. Всего пострадало 1241 человек. За период с 1997 по 2004 г. к уголовной ответственности за террористические преступления было привлечено 67 447 человек*(5).
Органами внутренних дел постоянно наращивается потенциал сил, средств и методов, используемых для выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с НОО, обеспечения оперативного перекрытия каналов его поступления в незаконный оборот. В 2005 г. на 2,7% увеличилось количество выявленных преступлений, предусмотренных ст. 222 УК РФ (23 229), на 21,6% - ст. 223 УК РФ (3929). Ежегодно из незаконного владения изымаются десятки тысяч единиц оружия. Только в истекшем году их количество составило 31,6 тысячи*(6).
Предпринимаемые меры позволили значительно сократить количество преступлений с его использованием. Если в 1997 г. было совершено 19 650 таких преступлений, то в 2005 г. это количество сократилось до 9167. Причем эта положительная тенденция сохранялась в течение всего указанного периода.
Однако это не позволило в корне переломить сложную криминогенную ситуацию. Так, в 2005 г. зарегистрировано 29 907 (+5,1%) преступлений, связанных с НОО. Из всех зарегистрированных преступлений остались нераскрытыми 7287 (+13,7%)*(7).
На 4,6% увеличилось количество хищений оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ (2503). Остаток нераскрытых преступлений увеличился на 19,8% (962), а раскрытых уменьшилось на 9% (1429).
По данным Департамента уголовного розыска МВД России, по итогам первого полугодия 2006 г. наметилась положительная по сравнению с 2005 годом тенденция к снижению количества преступлений этой группы. Зарегистрировано 16 907 преступлений, связанных с НОО (-1,2%), в т.ч. хищений оружия 1067 (-14,4%). Совершен 301 криминальный взрыв (-10,4%) и 68 преступлений (-20,9%), квалифицируемых по ст. 205 УК РФ (терроризм). Одновременно произошло и снижение количества раскрытых преступлений по всем составляющим.
По своей структуре преступления, совершенные с применением ВУ, квалифицировались как (данные приводятся по степени убывания):
хулиганство;
умышленное уничтожение или повреждение имущества;
убийство;
хранение оружия, ВВ и ВУ;
терроризм;
покушение на убийство;
причинение тяжкого вреда здоровью;
причинение смерти по неосторожности;
диверсия.
Если в зоне проведения контртеррористической операции (КТО) криминальные взрывы, в основном, носят террористический характер и направлены против федеральных сил, представителей органов власти, то на остальной части Российской Федерации жертвами преступного посягательства по-прежнему остаются лица, занимающиеся коммерческой и частнопредпринимательской деятельностью. В среднем, их количество составляет около 30%; лидеры и другие члены преступных группировок - более 20%; лица без определенного рода занятий, как правило, представители "теневого бизнеса" - более 30%; прочие - более 10%.
По временным параметрам преступления с применением ВУ совершаются, как правило, в ночное время (более 50%). Во многом это обусловлено обстоятельствами, связанными с необходимостью тайной установки ВУ, желанием избежать возможных свидетелей.
Анализ почти десятилетней экспертной практики по фактам взрывов, проведенный ЭКЦ МВД России, показывает следующее:
в 33% взрывов использовались штатные ручные гранаты (в Северо-Кавказском регионе - в 57% всех взрывов);
реактивные противотанковые гранаты и гранатометные гранаты использовались при производстве 2,7% взрывов;
иные боеприпасы (снаряды, мины) - менее чем в 1,5% случаев;
самодельные пиротехнические средства, в том числе самодельные взрывные устройства типа "взрывпакет" - в 4,8% случаев;
самодельные взрывные устройства (СВУ) типа подрывных зарядов в виде заряда бризантного ВВ, инициируемого зажигательной трубкой, - в 8,1% случаев;
самодельные ручные гранаты с взрывателем УЗРГМ ручных гранат или коротким отрезком огнепроводного шнура - в 6% случаев;
самодельные мины-ловушки, срабатывающие при воздействии на заминированный объект, - в 3,9% случаев;
часовые механизмы, таймеры применялись при производстве 4,2% взрывов;
радиоуправляемые ВУ - при осуществлении 4,2% взрывов.
Тротиловые шашки (массой 200 и 400 г), электродетонаторы, капсюли-детонаторы военно-инженерного назначения использовались при изготовлении практически половины всех самодельных ВУ. Значительно реже использовались заряды ВВ народно-хозяйственного назначения.
Все большее распространение получают взрывные устройства самодельного изготовления с использованием взрывателей на основе радиоэлектронных устройств. Факты взрывов ВУ самодельного изготовления составляют 41% от всех взрывов.
И если приведенные выше некоторые данные, характеризующие современное состояние в сфере борьбы с криминальными взрывами (КВ), несколько стабилизировались, а по некоторым позициям - улучшились, не меняется характеристика лиц, совершающих КВ. Продолжает возрастать жестокость организаторов и исполнителей взрывов. Растет число фактов совершения взрывов, когда они преследуют политические, националистические, этнорелигиозные требования.
Наиболее распространенными местами совершения преступлений с применением ВУ являются:
в 14% случаев ВУ использовались для подрыва автомобилей и пассажиров, при этом в 1,3% случаев взрыв происходил во время движения автомобиля. Приблизительно в 30% случаев подрыв автомобилей производился штатными ручными гранатами. С подрывом автомобилей связана большая часть фактов использования радиоуправляемых ВУ;
взрывы гаражей и взрывы на автостоянках составили 2,9% случаев;
взрывы в домах, на лестничных площадках составили 22,5%, при этом взрывы в жилых помещениях чаще всего происходили в результате вбрасывания ручных гранат. Взрывы на лестничных клетках обычно происходили в результате срабатывания мин-ловушек, в частности в виде "растяжек" с использованием ручных гранат, а также мин замедленного действия. В 1,9% случаев гранаты взрывались на подоконнике и непосредственно под окном;
взрывы в торговых точках, кафе и т. п. составили 8,9%, в офисах фирм - 2,5%;
взрывы на открытой местности в жилом секторе (улицы, дворы, площади) составили 25%. Нередко они осуществлялись вблизи зданий и помещений коммерческих структур;
во дворах частных домов взрывы совершались в 6,6% случаев, чаще применялись ручные гранаты и мины-ловушки на калитках;
в 6,6% случаев взрывы происходили в результате неосторожного обращения с ВУ.
Совершенствование деятельности по борьбе с КВ, конечно же, зависит от многих составляющих, которые всем хорошо известны. Главная из них - установление причин, условий, каналов и источников поступления ВВ и ВУ в сферу незаконного оборота, которая может быть решена путем выявления конкретных правонарушений (преступлений), посягающих на их законный оборот.
Однако в обширной и разнообразной сфере незаконного оборота ВВ и ВУ правоохранительные органы реально могут контролировать лишь относительно небольшую его часть, включающую достаточно ограниченный круг субъектов этого оборота. Более значительная его часть, в которую входят производство, экспортно-импортные операции, использование ВВ и ВУ находится, по существу, вне компетенции правоохранительных органов. Именно поэтому, на наш взгляд, можно выделить стратегические направления совершенствования деятельности правоохранительных органов по борьбе с КВ, которые требуют от них постоянного и вдумчивого подхода к этому участку работы. По сути дела на все правоохранительные органы и спецслужбы в России должна возлагаться задача по созданию четко работающего "конвейера" сбора информации, носящей не только криминальный, но и предкриминальный характер (зачастую тщательно скрываемый преступниками), либо связанной с такими событиями, ее накопление и обработка в целях принятия необходимых мер для борьбы с КВ.
1. Изучение личности потерпевших от КВ
Потерпевшие от преступления представляют интерес с точки зрения их связи с преступником, поскольку именно эта связь позволяет разрабатывать рекомендации, обеспечивающие непосредственный "выход" на личность преступника*(8). Поэтому характеристика личности жертвы преступления должна обязательно рассматриваться только в той мере, в какой потерпевшие имеют отношение к их связям с преступником. При этом необходимо отметить, что вероятность лица оказаться жертвой преступления в немалой степени зависит от его рода занятий (профессии). Профессиональная принадлежность определяет группу социальных и личностно-индивидуальных признаков, которые повышают или понижают его виктимность.
2. Изучение личности предполагаемых преступников
Данные о личности преступника необходимы для выработки наиболее эффективных приемов и способов проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Очевидно, что квалифицированно совершить преступление с применением ВУ может лишь человек, хотя бы в общих чертах знакомый с техникой взрывного дела и умеющий обращаться с ВВ. В связи с этим можно выделить три основные группы лиц.
Первую составляют специалисты-взрывотехники и саперы, хорошо знакомые с техникой взрывного дела, обладающие профессиональными навыками изготовления ВУ и производства подрывов.
Ко второй группе можно отнести лиц, которые не обладают профессиональной подготовкой, но знакомы со взрывным делом по роду своей деятельности (шахтеры, бурильщики, охранники складов взрывчатых материалов и т.п., военнослужащие и участники боевых действий в межнациональных конфликтах и т.п.).
К третьей группе следует отнести лиц, не имеющих профессиональной подготовки и по роду своей работы не связанных со взрывным делом. Для таких лиц источником сведений о технике производства взрывов может служить самостоятельное изучение литературы, экспериментирование со взрывчатыми материалами, консультации у осведомленных лиц.
Особо можно выделить в качестве самостоятельной и наиболее специфичной в деятельности подразделений криминальной милиции борьбу с подстрекателями, вовлекающими несовершеннолетних в преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ.
В последнее время тяга несовершеннолетних к оружию, боеприпасам, ВВ и ВУ в большей мере обусловлена пропагандой культа насилия в средствах массовой информации (особенно на телевидении, где оружие стало обязательным атрибутом решения проблем киногероев).
3. Совершенствование организационно-правовых основ борьбы с КВ
Состояние организации оперативно-розыскной деятельности показывает, что одной из основных причин слабых показателей в раскрытии преступлений, связанных с НОО, ВВ и ВУ, является неэффективное использование оперативных возможностей органов внутренних дел, малоэффективное применение уголовно-правовых мер в предупреждении преступлений, связанных с НОО.
При оперативно-следственной работе с задержанными, арестованными и их соучастниками слабо проводится работа по установлению источников приобретения, каналов поступления и сбыта ВВ и ВУ. Сведения оперативного характера в основном содержат данные о найденном и купленном у неизвестных лиц оружии, боеприпасов или ВВ, что в определенной мере отражается на следственно-судебной практике по таким делам.
Так, согласно данным Судебного департамента Верховного Суда России за 2003 г. из 17 326 человек, осужденных по ст.ст. 222-226 УК РФ, 12 544 человека (или 72,4%) осуждены к лишению свободы условно*(9).
Такая гуманизация наказания, особенно в обстановке роста преступлений террористического характера, свидетельствует, что суды недооценивают повышенной общественной опасности преступлений, связанных с НОО, а при назначении виновным наказания не учитывают в полной мере такие отягчающие обстоятельства, как степень общественной опасности находящегося в незаконном владении предметов вооружения, что, в итоге, влечет назначение осужденным как необоснованно мягких, так и чрезмерно суровых наказаний, а в отдельных случаях - освобождение от уголовной ответственности.
Изложенное подтверждает давно высказываемое суждение о необходимости пересмотра санкций по статьям УК РФ, регулирующим уголовно-правовые отношения в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия. Необходимо применять дифференцированные меры наказания в зависимости от степени общественной опасности совершенного противоправного деяния - от административной до уголовной в сторону ее ужесточения. С другой стороны, необходимо до минимума снизить порог различия между низшим и высшим пределом уголовного наказания. Это позволит прийти к единой правоприменительной судебной практике.
Уголовная квалификация преступлений с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств весьма широка - от банального умышленного уничтожения или повреждения имущества и хулиганства до терроризма. Вместе с тем, как показывает практика, по уголовным делам, возбужденным по ст.ст. 167 и 213 УК РФ, зачастую, лишь по чистой случайности, не наступило более тяжких последствий. В связи с этим назрела необходимость введения в Уголовный кодекс РФ как самостоятельной статьи "Совершение преступления с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств".
К этому следует добавить, что практика и опыт наглядно демонстрируют, что для успешного противодействия террористической активности экстремистски настроенным элементам необходимо идти по линии ужесточения законодательства и широкого применения на его основе репрессивных мер в том случае, когда все другие меры исчерпаны.
В последние годы получили распространение различные печатные издания ("Настольная книга анархиста", "Справочник молодого диверсанта" и др.), в которых подробно описывается технология изготовления и применения взрывчатых веществ и взрывных устройств. Кроме того, активно используется "Интернет", на сайтах которого анонимные авторы подробно описывают химические процессы, которые необходимо проводить при переработке различных веществ, находящихся в свободном использовании, для изготовления из них ВВ. Необходимо проработать вопрос об уголовной ответственности за издание и распространение информации, раскрывающей технологию изготовления ВВ или ВУ.
В целях профилактики совершения преступлений, связанных с НОО, по окончании расследования в порядке ст. 158 УПК РФ по всем уголовным делам в соответствующие учреждения и ведомства следователи направляют представления об устранении причин и условий, способствующих совершению таких преступлений.
Выборочный анализ изученных представлений по уголовным делам о хищении оружия в 2003 г., проведенный СК при МВД России, показал, что, как и ранее, каждое третье из них адресовано руководителям милиции общественной безопасности ОВД в связи с ненадлежащим исполнением подчиненными им сотрудниками служебных обязанностей по контролю за условиями хранения оружия. Около 25% представлений адресовано руководителям территориальных подразделений лицензионно-разрешительной системы; 40% - руководителям ОВД для принятия необходимых мер по улучшению работы по контролю за учетом, хранением, ношением оружия, находящегося в законном обороте у граждан и юридических лиц, 35% - руководителям предприятий и организаций. Однако не все руководители предприятий и организаций, на которых имели место хищения взрывчатых материалов, оружия, надлежащим образом реагируют на внесенные представления.
В связи с этим целесообразно дополнить УК РФ нормой, предусматривающей уголовную ответственность за ненадлежащее или несвоевременное реагирование на внесенное представление.
Исходя из изложенного выше можно предложить следующие некоторые направления совершенствования борьбы с КВ:
продолжить дальнейшее формирование в органах внутренних дел специализированных подразделений по борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ (особенно в оперативных подразделениях);
активизировать создание специализированных формирований из числа конфиденциальных источников информации оперативных подразделений органов внутренних дел (включая создание базы данных на таких лиц в целях их возможного оперативного использования в различных криминальных и предкриминальных ситуациях);
усовершенствовать информационно-аналитическое взаимодействие как между оперативными подразделениями органов внутренних дел, так и другими субъектами оперативно-розыскной деятельности в России, странах СНГ;
организовать специализированную подготовку сотрудников органов внутренних дел, в чью компетенцию входит раскрытие и расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенных с применением ВВ и ВУ;
обеспечить практические подразделения современной учебно-методической литературой, для этого обеспечить более глубокую научно-исследовательскую работу в этом направлении.
С.С. Галахов,
доктор юридических наук, профессор,
главный научный сотрудник ВНИИ МВД России,
полковник милиции, заслуженный сотрудник
органов внутренних дел РФ
С.И. Федькин,
заместитель начальника отдела
Департамента уголовного розыска МВД России,
полковник милиции
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 11, ноябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. Указа РФ от 10 января 2000 г.) // Российская газета. 2000. 18 янв.
*(2) См.: Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Причины преступности в России: Криминологический анализ. М.: НОРМА, 2006. С. 63-66.
*(3) http://www.kremlin.ru/appears/2005/04/25/.
*(4) http://www.kremlin.ru/appears/2006/05/10/.
*(5) См.: Антонян Ю.М. Состояние террористической преступности в России. // Сборник работ ИГУМО. 2005. N 6.
*(6) См.: Указание МВД РФ от 10 апреля 2006 г. N 1/2618 "Об активизации борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, розыска похищенного и утраченного вооружения".
*(7) Здесь и далее приведены статистические данные ГИАЦ МВД России по итогам работы в 2005 г. См.: Состояние преступности в России (за январь-декабрь 2005 г.). М.: ГИАЦ МВД России, 2006; Сведения за 2005 г. о количестве преступлений, совершенных с применением оружия: Форма 1-ОР. М.: ГИАЦ МВД России, 2006.
*(8) См.: Вандышев В.В. Реализация взаимосвязей жертвы и преступника в раскрытии и расследовании насильственных преступлений. СПб: ВШ МВД России, 1992.
*(9) По данным ДепУР МВД России, этот показатель за 2004-2005 гг. практически не изменился. Результаты судебной практики за последние два года показали, что более 70% лиц, задержанных за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, в том числе и его хищением, осуждаются к условной мере наказания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Современное состояние и перспективы борьбы с криминальными взрывами
Авторы
С.С. Галахов - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России, полковник милиции, заслуженный сотрудник органов внутренних дел РФ
С.И. Федькин - заместитель начальника отдела Департамента уголовного розыска МВД России, полковник милиции
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2006, N 11