г. Томск |
Дело N 07АП-7115/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Б. Нагишевой
судей: Л.А. Гойник Е.Г. Шатохиной
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии:
от истца: не явились (извещены)
от ответчика: Романов М.П. по доверенности N НЮ-16/66 от 22.01.2009г.
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Черниговец"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.06.2010г.
по делу N А45-5168/2010 (судья Малимонова Л.В.)
по иску закрытого акционерного общества "Черниговец"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога"
о восстановлении на лицевом счете суммы 29 079,44 руб., взыскании штрафа в сумме 8 600 руб.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Черниговец" (далее - ЗАО "Черниговец", истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о восстановлении на лицевом счете ЗАО "Черниговец" в Кузбасском ТехПД неосновательно списанной платы за пользование вагонами в сумме 29 079,44 руб. и взыскании штрафных санкций на основании статьи 100 УЖТ РФ в сумме 8 600 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.06.2010г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Черниговец" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание акт N 55 предъявляемый приемосдатчиком ЗАО "Черниговец", составленный в присутствии третьего лица ОАО "СК ПТУ", которое подтверждает достоверность сведений, указанных в данном акте.
По мнению апеллянта, ОАО "РЖД" знало, что вагоны готовы к выдаче, поскольку, когда появилась возможность их принять, вагоны были приняты без повторного уведомления или согласования (спустя 10 часов 25 минут).
Кроме того, сведения, изложенные ОАО "РЖД" в акте N 1/364 от 26.02.2009г. о невыдаче 43 груженых вагонов по вине ЗАО "Черниговец" и при наличии свободного пути станции Забойщик N 1 не соответствуют действительности, так как согласно мотивированному мнению приемосдатчика ЗАО "Черниговец" на обратной стороне данного акта, указанные вагоны стояли по неприему станции Забойщик.
В отзыве ОАО "РЖД" указывает, что выводы суда, полностью соответствуют обстоятельствам дела. Наличие свободного пути на станции Забойщик подтверждается актом общей формы, составленном перевозчиком, из содержания которого следует, что в спорный период были свободны пути.
Истец, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание своего представителя не направил.
Суд считает возможным в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело без участия истца.
Представитель ответчика в судебном заседании просил решение оставить без изменения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что между ЗАО "Черниговец" и ФГУП "ЗСЖД" (правопреемником которого является ОАО "РЖД") заключен договор N 32-Н от 20.03.2002г. на эксплуатацию железнодорожного подъезного пути ЗАО "Черниговец" при станции Забойщик ЗСЖД.
По условиям данного договора ОАО "РЖД" производит подачу вагонов на железнодорожные выставочные пути и их уборку с железнодорожных путей, а ЗАО "Черниговец" своим локомотивом обеспечивает продвижение вагонов с выставочных путей на свои подъездные пути либо продвижение вагонов со своих подъездных путей на выставочные пути перевозчика.
Согласно параграфу 30 договора (в редакции дополнительного соглашения от 19.05.2003г.) ЗАО "Черниговец" уплачивает ответчику плату за пользование вагонами по ставкам Тарифного руководства N 2, а также штрафы за задержку вагонов в соответствии со статьями 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ, Устав). Данные выплаты списываются перевозчиком в безакцептном порядке со счета ЗАО "Черниговец" в Кузбасском ТехПД.
На основании ведомости подачи и уборки вагонов N 000203 ОАО "РЖД" за время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования истцу была начислена плата за пользование вагонами в размере 54 079,87 руб. с НДС.
Указанная сумма была учтена в Перечне железнодорожных документов по платежам Кузбасского ТехПД N 70 от 28.02.2009г. и списана с лицевого счета ЗАО "Черниговец".
ЗАО "Черниговец" обратилось к ответчику с претензией N 498-П от 08.04.2009г. о восстановлении на лицевом счете в Кузбасском ТЕХПД записи на сумму необоснованно взысканной суммы в размере 29 079,44 руб., а также об уплате штрафа в размере 8 600 руб.
Письмом от 15.05.2009г. N 554-Ю/09/368 ОАО "РЖД" в удовлетворении претензии отказано.
Полагая, что ответчик необоснованно начислил и списал плату за пользование вагонами в сумме 29 079,44 руб., ЗАО "Черниговец" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности вины ответчика в задержке подачи вагонов на станцию Забойщик.
Суд апелляционной инстанции не согласен с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Оплачиваемое время за пользование вагонами, погрузка грузов в которые и выгрузка грузов из которых в местах общего пользования и в расположенных на железнодорожных станциях местах необщего пользования обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки до момента получения перевозчиком от грузополучателей, грузоотправителей уведомлений о готовности вагонов к уборке.
Как следует из параграфа 14 договора N 32-Н от 20.03.2002г. (в редакции дополнительного соглашения от 26.09.2005г.) возврат вагонов с комплекса железнодорожных путей необщего пользования производится по уведомлению, которое передается приемосдатчиком ЗАО "Черниговец" приемосдатчику станции Забойщик круглосуточно не позднее, чем за 2 часа до предъявления вагонов к сдаче с записью в книге регистрации уведомлений по форме ГУ-2аВЦ с последующим подтверждением в письменном виде по форме ГУ-2бВЦ.
В соответствии с условиями договора ЗАО "Черниговец" направило уведомление от 26.02.2009г. N 297 о передаче вагонов с железнодорожного пути необщего пользования на выставочные пути 26.02.2009г. в 18 часа 30 минут. Однако по истечении двух часов вагоны не были приняты на выставочные пути.
Согласно положениям статьи 62 Устава за время ожидания владельцем железнодорожных путей необщего пользования возможности перемещения вагонов на выставочные пути по причинам, зависящим от перевозчика, плата за пользование вагонами взиматься не должна.
Из совокупности имеющихся в деле доказательств следует, что задержка вагонов на железнодорожном пути необщего пользования произошла по причинам, зависящим от перевозчика (согласно уведомлению N 297 о готовности вагонов к выдаче, акту общей формы от 26.02.2009г. N 55 и акту общей формы от 26.02.2009г. N 1/364, содержащему мотивированное мнение представителя ЗАО "Черниговец" об отказе перевозчика принять груз без указания причины), отсутствуют достоверные доказательства того, что ответчик сообщал истцу о наличии свободных железнодорожных путей, в связи с чем оснований для отказа в восстановлении на лицевом счете записи, у суда первой инстанции не имелось.
Согласно абзацу 2 статьи 100 Устава за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф - 0,2 минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования урегулированы Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 26 (далее - Правила N 26).
Согласно пунктам 4.3 и 4.5 Правил N 26 время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 43, урегулирован порядок оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уставом, с перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, с владельцев железнодорожных путей необщего пользования при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Из материалов дела усматривается, что нарушение сроков уборки вагонов подтверждается материалами дела (ведомость подачи и уборки вагонов, сдаточный лист поезда) (л.д. 11-13). При этом апелляционным судом установлено, что истцом составлялся акт общей формы с привлечением третьего незаинтересованного лица, подтверждающего задержку уборки вагонов, в котором указано на то, что ответчик от подписания акта отказался (л.д. 15).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод истца о наличии признаков правонарушения в действиях ответчика, являющихся основанием для взыскания штрафа в установленных статьей 100 Устава порядке и размере.
Фактически вагоны в количестве 43 штук были приняты перевозчиком 27.02.2009г. в 06 часов 55 минут (акт общей формы N 1/368) (л.д. 17). Время задержки по неприему составило 10 часов 25 минут.
Сумма штрафа, подлежащего взысканию с ОАО "РЖД" за задержку приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования по вине перевозчика составляет 8 600 руб. из расчета: 100 руб. х 0,2 х 43 вагона х 10 часов = 8 600 руб.
Доводы апелляционной жалобы ЗАО "Черниговец" нашли свое подтверждение материалами дела.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Новосибирской области подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как содержащее выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика - ОАО "РЖД".
Руководствуясь статьями 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.06.2010 года по делу N А45-5168/2010 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Обязать открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" восстановить на лицевом счете закрытого акционерного общества "Черниговец" в Кузбасском ТехПД сумму 29 079 рублей 44 копейки.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" в пользу закрытого акционерного общества "Черниговец" штраф за задержку приема вагонов в сумме 8 600 рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" в пользу закрытого акционерного общества "Черниговец" государственную пошлину по иску и по апелляционной жалобе в сумме 4 000 рублей.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Черниговец" из федерального бюджета 4 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 276 от 11.02.2010г.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Б. Нагишева |
Судьи |
Л.А. Гойник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5168/2010
Истец: ЗАО "Черниговец"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице Западно-Сибирской железной дороги"-филиала ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7115/10