г. Чита |
Дело N А19-18641/2009 |
16 сентября 2010 года |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2010 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, Т.О. Лешуковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Ульзутуевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области
на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2010 года
по делу N А19-18641/2009
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мелкооптовый магазин "Девятка"
к Министерству финансов Иркутской области о признании незаконными действий.
(суд первой инстанции судья Шульга Н.О.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьих лиц:
1. Министерства здравоохранения Иркутской области - не явился;
2. Областное государственное учреждение здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер" - не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мелкооптовый магазин "Девятка" (далее ООО МОМ "Девятка", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК о признании незаконным бездействия Министерства финансов Иркутской области (далее учреждение, Минфин), выразившегося в непринятии к исполнению и несовершении действий по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2009 г. по делу N А19-7416/09-16, обязании ответчика принять заявление общества к исполнению и совершить действия по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2009 г. по делу N А19-7416/09-16, о привлечении Министерства финансов Иркутской области к ответственности по части 2 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение решения суда.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 ноября 2009 года заявленные требования удовлетворены частично.
Бездействие Министерства финансов Иркутской области, выразившееся в непринятии мер по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2009 г. по делу N А19-7416/09-16 признано незаконным, как не соответствующее статье 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Суд обязал министерство финансов Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2010 года решение суда от 6 ноября 2010 года отменено в части признания незаконным бездействия Министерства финансов Иркутской области, выразившегося в непринятии мер по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2009 г. по делу N А19-7416/09-16, обязании Министерства финансов Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, взыскании с ответчика расходов по государственной пошлине в сумме 2 000 рублей. Принят новый судебный акт. В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Министерства финансов Иркутской области, выразившегося в непринятии мер по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2009 по делу N А19-7416/09-16, отказано.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.04.2010 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 ноября 2009 года по делу N А19-18641/09-52 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2010 года отменены. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель, в порядке статьи 49 АПК РФ, уточнил заявленные требования и просил признать незаконными действия Министерства финансов Иркутской области, выразившиеся в возврате исполнительных листов N N 11435, 11437 без установленных пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации оснований. Признать незаконным бездействие Министерства финансов Иркутской области выразившееся в не принятии к исполнению и не совершении действий по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19- 7416/09-16 от 10.06.2009 года. Обязать Министерство финансов Иркутской области принять заявления ООО "Мелкооптовый магазин "Девятка" к исполнению и совершить действия по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19- 7416/09-16 от 10.06.2009 года. Взыскать с Министерства финансов Иркутской области в пользу ООО "Мелкооптовый магазин "Девятка" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2010 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что у Министерства финансов Иркутской области отсутствовали правовые основания для возврата исполнительных листов N N 11435, 11437 без исполнения, поскольку, Министерство финансов Иркутской области в соответствии с установленным порядком исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации должно было произвести действия по исполнению судебного акта за счет средств бюджетного учреждения, а в случае невозможности исполнения судебного акта за счет средств учреждения произвести исполнение судебного акта за счет средств главного распорядителя средств областного бюджета - Министерства здравоохранения Иркутской области.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Учреждение указывает, что в случае неисполнения исполнительного документа заявитель должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ в порядке субсидиарной ответственности в порядке отдельного искового производства. Кроме того, представленные на исполнение в Минфин исполнительные документы не соответствуют установленным требованиям.
Заявитель и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованное лицо и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили. Третье лицо - Министерство здравоохранения Иркутской области направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 г. по делу N А19- 7416/09-16 с Областного государственного учреждения здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер", а при недостаточности у учреждения денежных средств - с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ООО МОМ "Девятка" взыскан основной долг в размере 70 577,24 рубля и расходы по уплате государственной пошлины в размере 500 рублей. Кроме того, с Областного государственного учреждения здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер", а при недостаточности у учреждения денежных средств - с Иркутской области в лице Министерства здравоохранения Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу взыскана неустойка в размере 13000 рублей. По вступлению решения суда в законную силу выданы исполнительные листы от 27.07.2009 г. N 11435, N 11437.
Заявлениями от 31.07.2009 г. ООО МОМ "Девятка" направило в адрес Минфина исполнительные листы N 11435, N 11437, решение суда от 10.06.2009 г. и нотариально заверенные копии выписки из ЕГРЮЛ с указанием реквизитов банковского счета для перечисления денежных средств.
Минфин письмами N 52/5/1-34/101, N 52/5/1-34/102 от 07.08.2009 г. возвратил заявителю указанные заявления и документы без исполнения, указав, что в соответствии с распоряжением администрации Иркутской области от 28.09.2007 г. N 402-р Областное государственное учреждение здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер" было присоединено к государственному учреждению здравоохранения Иркутского ордена "Знак Почета" областной клинической больнице. Судебных актов, предусматривающих изменение наименования и адреса должника в связи с произведенным правопреемством не предоставлено.
Вышеуказанные действия явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в качестве основания возврата заявлений учреждение указало, на то, что в соответствии с распоряжением администрации Иркутской области от 28.09.2007 года N 402-ра Областное государственное учреждение здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер" присоединено к государственному учреждению здравоохранения Иркутского ордена "Знак Почета" областной клинической больнице.
Судебных актов, предусматривающих изменение наименования и адреса должника в связи с произведенным правопреемством, не предоставлено.
Министерство здравоохранения Иркутской области, со ссылкой на распоряжение администрации Иркутской области от 28.09.2007 года N 402-ра, приказ департамента здравоохранения Иркутской области, указывает, что Областное государственное учреждение здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер" находится в стадии реорганизации в форме присоединения его к Государственному учреждению здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница. Реорганизация учреждения не завершена, в связи с подписанием передаточного акта, поскольку у учреждения имеется кредиторская задолженность, в том числе перед ООО МОМ "Девятка". Поскольку указанная кредиторская задолженность является средствами обязательного медицинского страхования, она не может быть выплачена добровольно, так как это средства областного бюджета и добровольная выплата будет являться нецелевым использованием денежных средств. ОГУЗ "Иркутский областной эндокринологический диспансер" не может погасить кредиторскую задолженность, в связи с исключением его из перечня получателей бюджетных средств 01.01.2008 года. Государственное учреждение здравоохранения Иркутского ордена "Знак Почета" областная клиническая больница также не может оплатить указанную кредиторскую задолженность, так как к нему до настоящего времени не перешли права и обязанности присоединяемого ОГУЗ "Иркутский областной эндокринологический диспансер".
В соответствии со ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Согласно п. 20, 22 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 мая 2003 года N 44н при реорганизации в форме присоединения заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяющейся организацией на день, предшествующий внесению в Реестр записи о прекращении ее деятельности. При этом производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление на определенные цели) на основании договора о присоединении учредителей суммы чистой прибыли присоединяющейся организации. До даты внесения в Реестр записи о прекращении деятельности присоединяющейся организации при реорганизации в форме присоединения все операции, связанные с ее текущей деятельностью (продажа товарно-материальных ценностей, осуществление расчетов с кредиторами, начисление амортизации по передаваемому имуществу, начисление оплаты труда работникам, осуществление расчетов по налогам и сборам с соответствующими бюджетами и по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, списание расходов будущих периодов, не подлежащих включению в передаточный акт, например, на приобретение лицензии на осуществление деятельности, права на которую не подлежат передаче в порядке правопреемства, и другие расходы аналогичного характера), а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения передаточного акта, отражаются в бухгалтерском учете присоединяющейся организации. Все вышеперечисленные расходы должны найти отражение в заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации.
Из представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 25.08.2009 года Областное государственное учреждение здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер" является действующим юридическим лицом.
Таким образом, при отсутствии доказательств реорганизации Областного государственного учреждения здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что у Минфина отсутствовали основания для закрытия счета присоединяемой организации - ОГУЗ "Иркутский областной эндокринологический диспансер" до внесения в реестр записи о прекращении деятельности присоединяющейся организации.
В соответствии с п. 3 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе должны быть указаны: наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист; наименование и место нахождения иностранного суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража, если исполнительный лист выдан арбитражным судом на основании решения такого суда; дело, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела; дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению; наименование взыскателя- организации и должника-организации, их место нахождения; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата, место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; резолютивная часть судебного акта; дата вступления судебного акта в законную силу либо требование о его немедленном исполнении; дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению. Исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью арбитражного суда.
Из пункта 2 ст. 242.1 БК РФ следует, что к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Пункт 3 статьи 242.1 БК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, а именно: не представление какого- либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.1997 года 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Поскольку, решением арбитражного суда по делу N А19-7416/09-16 от 10.06.2009 года с Областного государственного учреждения здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер", а при недостаточности у учреждения денежных средств - с Иркутской области в лице Министерства здравоохранения Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ООО "Мелкооптовый магазин "Девятка" взыскан основной долг в размере 70577 рублей 24 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 500 рублей и неустойка в размере 13000 рублей, суд первой инстанции обоснованно указал на правомерное указание в исполнительных листах N N 11435, 11437 в графе "полное наименование должника и его адрес" только Областное государственное учреждение здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер". Так как, Министерство здравоохранения Иркутской области является лишь субсидиарным ответчиком, взыскание с него могло производиться только при отсутствии денежных средств у основного должника.
С учетом изложенного, а так же полномочий предоставленных Минфину Законом Иркутской области от 23.07.2008 года N 55-оз "О бюджетном процессе Иркутской области" и Постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 года N 120-пп "О министерстве финансов Иркутской области", учреждение, как финансовый орган Иркутской области, обязано было исполнить полученные от ООО МОМ "Девятка" исполнительные листы N N 11435,11437 в порядке, установленном статьями 242.2, 242.4 БК РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит законным о обоснованным вывод суда первой инстанции, что Минфин должно было произвести действия по исполнению судебного акта за счет средств бюджетного учреждения, а в случае невозможности исполнения судебного акта за счет средств учреждения произвести исполнение судебного акта - за счет средств главного распорядителя средств областного бюджета - Министерства здравоохранения Иркутской области.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования заявителя. В связи с чем, не состоятельны доводы апелляционной жалобы, что в случае неисполнения исполнительного документа заявитель должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ в порядке субсидиарной ответственности в порядке отдельного искового производства.
Вывод суда первой инстанции основан на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую правовую оценку в судебных актах в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана полная и всесторонняя оценка и они не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2010 года по делу N А19-18641/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2010 года по делу N А19-18641/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д.Н. Рылов |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18641/2009
Заявитель: ООО МОМ "Девятка
Заинтересованное лицо: Министерство финансов Министерство финансов Иркутской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Иркутской области, Областное государственное учреждение здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер"
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-424/11
29.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2555/11
20.04.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5200/09
16.09.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5200/2009
03.02.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5200/2009